zvn3131 |
МиГ-3 - полу-копия из потолочки |
2010.09.21 18:21:54 | |
И снова здравствуйте всем!!! На данный момент в моей летной практике наступил вынужденный технический перерыв, накрылся аккумулятор, и пока вновь заказанные в пути, руки чешутся что нибудь творить. В последнее время меня понесло не так летать, как сам процесс изготовления самолета. Уже задумался смостырить второй, только уже Ультрон, как более транспортабельный. Но все равно хочется что нибудь эдакое. Буду краток, решил построить полу-копию советского истребителя МиГ-3 времен второй мировой войны, ну насколько это конечно получится.
Технология изготовления получается некий собирательный "образ" со все возможных, в том числе и технология постройки ЯК-3 с нашего сайта, а основная - с форума RCdesign ( http://forum.rcdesign.ru/f36/thread162488.html ). Чертежи скачал с сайта Aviahobby ( http://www.aviahobby.at.ua/load/chertezhi/mig_3/1-1-0-126 ), правда чтоб скачать нужно зарегиться, либо ввести свои данные если Вы уже зарегистрированы в системе uNet. Самое интересное во всей это "истории" - статья будет наполняться по мере изготовления самолета, так что не обессудьте что так долго, ведь это долгострой, а поделиться информацией хочется уже сегодня.
ИЗВИНИТЕ, ПРОЕКТ ПОКА ЗАМОРОЖЕН. После некоторых раздумий и "скитаний" в поисках чего нибудь эдакого, наткнулся на чертежи МиГ-3, правда под бальзу, но это не помешало применить их под потолочку. Изначально планировал строить полу-копию пушечного истребителя И-30, по форме напоминающего "первые" серии Як-ов, чертежи уже лет 15-ть лежат в папке, правда их нужно перерабатывать, но МиГ оказался более подходящей кандидатурой со своими изящными и стремительными формами .
И так, в этот раз я тоже не смог совладать со своей гигантоманией , и при распечатке чертежей увеличил масштаб примерно на 50%, и выходит по моим подсчетам следующее: размах - 1620 мм длина - 1325 мм вес - планирую вместить в 1,8 кг Электронику пока не заказывал, работы хватает и без неё, силовой агрегат буду уже подбирать по фактическому весу. Предполагаю делать с выпускающимися шасси и закрылками, правда еще не определился, буду заказывать ретракты или делать самому по технологиям с того же форума RCdesign. Материал, стандартный набор: плитка потолочная квадратная 3,5 мм (на каркас) и прямоугольная 3 мм (на обшивку), пеноплекс для усиления и наполнения между шпангоутами, и для придания форм, клей DRAGON (неизменный), остальное - в процессе. И так, приступил к постройке, только с хвоста. Технологию изготовления скелета фюзеляжа применил все с того же форума ( http://forum.rcdesign.ru/f82/thread113380.html ), только там он использовался для создания матрицы. Я же в своем варианте использовал алюминиевую трубку от лыжных палок, как основание для центровки шпангоутов и крепления моторамы. Однако я погорячился с трубкой, это я уже потом понял, когда нашел у себя в закромах почти разбитую 4-х метровую пластиковую удочку, когда то оставленную моим братом, но было уже поздно, а мог бы с экономить грамм 100. Ну ничего, зато, я думаю, будет надежно!
Несколько вечеров подряд я вырезал шпангоуты, с начала из бумаги, а потом из потолочки. Тут конечно был мозговой штурм, наверное даже "буря в пустыне", потому как все это нужно было приспособить под потолочку. Мотошпангоут вырезал из 3-х мм стеклотекстолита, так вроде он называется, и закрепил его на трубке при помощи алюминиевых уголков на дюралевых заклепках.
Шпангоуты в основном из одинарной потолочки, а местами как на чертеже указана толщина - из двойной. Стрингеры вырезал по силуэту самого фюзеляжа из двойной потолочки шириной 20 мм по кругу.
На данное время работаю над хвостовым оперением. Уже на стадии завершения РН и половинки стабилизатора, половинки РВ пока в процессе.
При постройке самика, придерживался в основном бальзовой схемы, но конечно в отдельных случаях сильно в подробности не вдавался, да и по возможности упрощал сами шаблоны. Как видно на фото, половинки РВ наборные, только без крайней нервюры. Нервюры из одинарной потолочки, лонжерон - из двойной, только первый слой вырезал в точности по шаблону, а второй - сплошной. В местах вклейки навесов вклеил кусочки пеноплекса. Обшивку вырезал по силуэту без припуска, не стал вырезать выкройку, а просто подложил потолочку под чертеж и "дедовским" способом с помощью тонкого маркера и иголки перенес контур, ну а потом соединил линии. Можно воспользоваться дралоскопом, лень было его мостырить. Крайние поверхности обшивки сточил на ус, только, если смотреть левое фото, начиная с левого края по внешнему радиусу и заканчивая на окончании правого радиуса там где будет вклеиваться нулевая нервюра, её я вклеил в самом конце. Потом поочередно приклеивал обшивку.
Также поступил и с половинками стабилизатора. Набрал нервюрами, приклеил их к первому слою лонжерона, а потом между выступающими краями нервюр вклеил еще один слой потолочки. В переднюю кромку вклеил шпажку для шашлыка (далее бамбучина), и в места под навесы и центровочный штырь вклеил кусочки пеноплекса.
Сами половинки стабилизатора предполагаю крепить к фюзеляжу с помощью центровочных штырей, в районе передней кромки на бамбучине, а вблизи лонжерона - из концевых стекло-пластиковых удилищ. Пока само крепление досконально не соорудил, поэтому обклеил стабилизатор обшивкой только с нижней стороны, ровняя по переднему краю заподлицо с бамбучиной. Обшивку вырезал тем же способом что и РВ. РН выполнен по аналогичной технологии, только без бамбучины. Примерка:
Скажу Вам честно, возни с такой моделью гораздо больше, чем с предыдущими образцами, столько нюансов, что во всех отношениях нужно ломать голову что и как прилепить, особенно когда это что то нужно лепить из подручных средств. :) Крепление стабилизатора изготовил из миллиметровой фанеры в виде коробки. В передней части направляющая из бамбучины, в задней - трубки из удилищ вклеенные в алюминиевую трубку на циакрине.
Пока что вклеил только коробку, а направляющие и половинки стабилизатора буду вклеивать перед обклеиванием обшивкой. Все органы управления буду навешивать на самодельные навесы, по аналогии продаваемых на ХС, из строительных принадлежностей, которые натолкнули меня на изготовление вот таких петель. Соорудил их из пластиковых гвоздей для зонтиков, это такие дюпеля с большой каемочкой для крепления пенопласта при утеплении стен, пластиковых дюпилей 5х25 мм, и лески диам. 1 мм.
На гвозде, который имеет ребристую поверхность в виде елочки, сделал ушко, а на дюпеле - вилку, соединил и совместно просверлил сверлом 1 мм, при этом желательно либо сверлить, либо прожигать иглой, иначе может лопнуть. Потом вставил леску с припуском 3-4 мм на сторону, обжег зажигалкой один конец, желательно пьезо, так как при вертикальном обжиге кончик лески образует шарик, довольно таки прочный, и главное чтоб леска не горела. Затем, с помощью пинцета, сделал натяжку вилки и обжег второй конец. Надеюсь, что получилась прочная конструкция, практика покажет.
К сожалению, начались трудовые будни... Процесс несколько затормозился, а старт конечно был резвый . После работы, как обычно домашние дела, поездки где то, а на реализацию творческой идеи совсем не хватает времени, да и с электроники пока еще не все приобрел. На данный момент пришла посыль с сервами на РВ и ретракты, и пара колес 90х30 мм. Заказал 900-е сервы на элероны, щитки и РН, а также ретракты и хвостовое колесо 30х12 мм.
Приступил к изготовлению крыла, в частности начал с консолей. Нарезая нервюры, уменьшал их по высоте на толщину потолочки. Лонжерон будет состоять из трех частей, средняя часть и две консоли, которые будут скрепляться между собой "косынками" из миллиметровой фанеры по обе стороны, поэтому нервюру №11 пока не вклеивал. Части лонжерона из двойной потолочки, сверху и снизу полоски от линейки шириной 5-6 мм. По переднему краю крыла пущу кромку из линейки шириной 10 мм, и лобик зашью пеноплексом, но это уже после сборки консолей со средней частью.
Нижнюю обшивку вырезал, все тем же описанным раннее методом, только с припуском 3-5 мм по переднему краю, нанес разметку расположения нервюр, лонжерона, а также вырезал элероны и щитки. Перед вклейкой, нервюры разрезал на две части по ширине лонжерона, в передней части сделал вырез по оси под переднюю кромку, выгнул профиль обшивки. Так как ширины потолички не хватает по длине консоли, пришлось законцовку доклеивать в стык, и по шву изнутри вклеил накладки.
Забегая немного на перед, по наружному контуру законцовки наклеил вторым слоем полоску шириной 8-10 мм, затем края немного сточил согласно профиля и для лучшего контакта с верхней обшивкой. Ко второй нервюре вклеил второй слой, для расширения площади при стыке обшивки. Верхнюю обшивку законцовки вырезал по нижней с припуском 5 мм по радиусу. Приклеивал постепенно, сначала по нервюре, а потом постепенно и края, лишнее обрезал сразу, пока клей не схватился коржом. В местах крепления навесов элеронов и щитков вклеил пеноплекс, а также им же зашил пустоты в районе элеронов.
Как я уже упоминал выше, в основном придерживаюсь бальзовой конструкции, только немного утрированной. Элероны набирал также с нервюрами, предварительно сточив заднюю кромку нижней части на ус на ширину 8-10 мм. Нервюры подгонял по высоте, с учетом верхней части, и вклеивал пеноплекс между ними. Верхнюю часть вырезал по нижней, только с припуском 3 мм на передний край, согласно профиля. Скруглил переднюю кромку, а также сделал ответный радиус на консоли, с помощью скрученной наждачки. Навесы применил той же конструкции. Вклеил качалку и дополнительно "заштифтовал" зубочисткой через выполненное отверстие, с торца элерона. На фото справа щиток. Я думаю, вопросов по нему не возникнет. По переднему краю вклеил бамбучину, заднюю кромку сточил на ус.
Если с навеской элеронов все было ясно, то со щитками пришлось поломать голову, мы не ищем легких путей . Пришлось выдумывать представленную ниже конструкцию, из CD-пустышек, в виде шарнира. Да простят меня знатоки, что пришло в голову, и что увидел в продаже на ХС, то и слепил. Хотя можно было, наверное, сделать проще. Та часть, что будет вклеиваться в щиток из одного слоя, в виде женской туфельки, парная часть - трехслойная, соединены между собой леской 1 мм. Выглядит не плохо, да и работает . Для примерки, снял одну 900-ю серву с САМ-биста. Предполагаю делать привод на щитки консолей индивидуальный, а на щитки центральной части - спаренный.
"Взгляд" с разных ракурсов на то, что на данный момент готово:
Процесс конечно движется, но медленно. В общей сложности, у меня ушла неделя вечернего времени на приведение одной(!) консоли в такое состояние, причем треть этого времени на "мозговой штурм". Ну, технология отработана, вторая пойдет быстрее.
Далее по плану центральная часть крыла. Пока только есть нарезанные нервюры, склеенный лонжерон. Предполагаю нервюры №№ 12 и 15 делать из имеющегося стеклотекстолита толщиной 3 мм, первая будет базой для крепления ретрактов, вторая - для крепления крыла к фюзеляжу. После длительного перерыва, который возник вследствие неотложных семейных обстоятельств, возобновил творческий(!) процесс. Я не зря поставил восклицательный знак после слова "творческий", потому как, в отличиии от уже сделанных САМ-5-2бис и "Ультронище", этот проект занимает очень много времени на поиск решений по изготовлению того или иного узла. Технология, по которой я начал делать своего МиГа, кардинально отличается от тех, что мне удалось нарыть в сети, ну конечно я сам выбрал этот путь, повтрюсь, "мы не ищем легких путей" , поэтому приходится многое приспосабливать, выдумывать. Бывает, сяду в "мастерской", разложу чертежи и запчасти, и "втыкаю", прокручиваю в голове, что и как, а главное, в какой последовательности это все довести к завершению. Но, прочь все сомнения, вперед, и только вперед! На данном этапе приступил к ценральной части крыла. Вырезал по разметке нижнюю обшивку, которая состоит из двух частей, т. к. на цельный лист не вмещается, и с припуском 3-5 мм на передний край. Нанес разметку расположения нервюр и лонжерона, вырезал щитки, и склеил между собой, предварительно выгнув передний край под профиль.
Для монтажа таких габаритов приспособил старое шкафное зеркало. На нем выставил консоли на коробках CD, примерял и вклеил лонжерон. Нервюры вклеил еще не все, потому как еще не готовы места под ретракты, которые уже в пути, и еще не готово крепление крыла к фюзу.
Предваритильная сборка для выявления "косяков", которые уже были выявлены, и исправлены (разметил и приклеил лонжерон с перекосом), благо клей не успел камнем схватиться. И самое главное, жена то заметила брак!
Склейку консолей с ценропланом и обшивку сверху буду производить после окончательной сборки органов управления, ретрактов и доводки посадочного места в фюзеляже. На левом нижнем фото видна одна из предкорневых нервюр из стеклотекстолита (облегченная), на которых будет крепится крыло к ответной части в фюзеляже.
Небольшие семейные обстоятельства стали поводом пребывания в недельном тарифном отпуске, который дал возможность продуктивно трудиться над моим проектом. Особо я пока не спешу, меня держат еще не пришедшие ретракты, но по-тихоньку вырисовывается центроплан. Также, в районе установки навесов на щитки, я зашил пеноплексом, мне кажется так будет надежней. Крепление крыла к фюзу будет с помощью винтов через алюминиевые трубки, как раз по размеру подходящие под винты М6. Трубочки приклеил, перевязал шелковыми нитками и пропитал клеем.
Нижний край трубочек выставил заподлицо с обшивкой, а верхний край будет немного выступать, для упора в кронштейн.
Сегодня выдалась солнечная и теплая погода, удивительно для 11 ноября, на градуснике +20 (10:30 утра), и я решил устроить небольшую фотосессию своего "монстра" ... Не обращайте внимания на интерьер, это "рабочий кабинет".
Процесс хоть и медленно, как предполагал, но продвигается... Так выглядят кронштейны:
Сделал их из 25-го дюралевого уголка, закрепил на заклепках и клее на ответной части вырезанных нервюр. Заодно налепил пеноплекса на зализы, грубо подогнав их под профиль с помощью ножа, остальное буду доводить шкуркой. На этом работу над фюзеляжем приостановил. Целенаправленно приступил к доделыванию крыла. Ранее я упоминал, что крыло в "кучу" буду клеить после всей кинематики и подгонки зализов, но оказалось, что так не выйдет, все взаимосвязано. Придется как то крутиться потом...
В крайние нервюры центроплана, через угловые косынки, вклеил отрезки линейки (фото крайнее справа), к которым с помощью бамбуковых штифтов приклеил стеклопластиковые нервюры. Затем склеил центральную часть с консолями, и прошил шелковыми нитками косынки. По образу и подобию навесил щитки. Пришла посыль с ретрактами и мелочевкой, и приступил к головоломке. Небольшая работа мысли "родила" вот такие кронштейны для крепления ретрактов:
Материал - ученическая линейка и миллиметровая фанера.
Как говорится, началось самое интересное. С установкой ретрактов я чуть не свернул себе мозк , в голове как будь-то автокад, или чего там еще из 3Д-моделирования, постоянно работает... Пока что довел до работоспособности приводы щитков. Планировал привод щитков на центроплане от одной сервы, но не вышло, не подобрал подходящих боуденов. Потом сотворил систему качалок - не устроила громоздкость и "жесткость" конструкции. И все таки поставил еще по одной серве - и жестко, и надежно.
Привод шасси в принципе работает, но подлежит доработке, не устраиват люфт на механизме, думаю сотворить какой нибудь типа доводчик.
Привод щитков и элеронов:
На приводе щитков в качалки серв установил зажимчики, выставил крайнее положение и затянул тяги (тяги из дюралевых вязальных спиц), на элеронах - наоборот, для более или менее точного триммирования. На привод шасси так и не придумал ничего "доводящего", ничего в голову не пришло подходящего, да и места особо где развернуться нет. Однако нашел небольшой выход из сложившейся ситуации, разобрал ретракты, сначала пытался клеем наростить наплывы на поверхности поводка, чтоб плотнее запирал эксцентрик, но материал из которого он сделан плохо поддается разьеданию циакрином, в итоге, ничего из этого не вышло. Потом, опытным путем, плоскогубцами производил деформацию поводка с последующей примеркой, дабы не перестараться, и этот метод более или менее привел к желаемому результату. Люфт конечно небольшой остался, но провисание устранилось. Привод шасси:
Дело медленно, но уверенно, продвигается вперед. Вклеил переднюю кромку из полосок линейки, склеенных между собой. В районе сопряжения центроплана и консоли в "кромке" делал небольшой надрез, а потом распарил на водяной бане и согнул на соответствующий угол. Приступил к обшивке крыла, но сначала проверил всю механизацию на работоспособность, уложил проводку.
В переднюю кромку вклеил два направляющих штыря из кусочков концевых удилищь, предварительно пропиляв паз по толщине кромки.
Лобик крыла зашил пеноплексом, и с помощью ножа и шкурки довел его до округлого состояния.
Далее по плану подгонка посадочного места крыла в фюзеляже. Небольшое видео механизации крыла:
http://www.youtube.com/watch?v=dXty7PWxbI0
Новогодние выходные не пошли на благо моего "мероприятия", хотя их было в общей сложности неделя. Признаюсь - прогулял... Ну да ладно. Материала собрал пока немного, все еще ковыряюсь с фюзеляжем. Получается пока по два часа в будень день уделять внимание своему проекту, а работы и не видно. Решил бросить эту затею с трубкой в фюзеляже, а удалить её, как ей вообще это и предназначается. Вместо этого вклеиваю стрингеры, которые аккуратным образом нарезал из ученической линейки, конечно лучшим вариантом была бы бальза. Вклейка стрингеров еще продолжается, они будут связывать и мотораму. Конечно, с этого и надо было бы начинать, а не изобретать велосипед.
Шкуркой довел посадочное место под крыло на прилегание, вклеил ценрирующую планку.
Работы приостановлены... {jcomments on} Теги: изготовление авиамодели
|