Для удобства пользования форумом и поиска информации прошу придерживаться правила: 1 тема = 1 вопрос.
К примеру, если обсуждается настройка передатчика, а у вас вопрос про подключение такого же передатчика к симулятору или вопрос про другую модель передатчика - создавайте новую тему. Если вы новичок в авиамоделизме, рекомендуется прочитать статью Новичку и ссылки с нее.
Исключение только в разделе Вопросы и обсуждения по статьям
Как выложить фото, Как опубликовать видео
С уважением,
Константин.
- Начало
- » Авиационный моделизм
- » Летающее крыло
- » Стабильность полета крыла без...
Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Добрый день,
делаю крыло с передним тяговым мотором: 10 дюймов диаметр и 8 шаг пропеллер, мотор на 200В, крылья на 800 мм размаха, общий вес сейчас будет 400г, но планируется уменьшить до 250г. Есть желание не делать вообще вертикальные стабилизаторы.
Скажите, пожалуйста, на сколько из-за этого повысится вероятность флаттерности и бокового скольжения?
Спасибо!
- hzchn
- Ученик пилота
- 13 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Пежалюйста .Скажу : НА МНОГО " из-за этого повысится вероятность флаттерности и бокового скольжения " .Спрашивайте , всегда ответим.
- Shurik-1960
- Аленксандр Грязнов
- Пилот
- 1776 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Спасибо Александр, за содержательный ответ! А по вопросу в соседней теме не подскажите ли?
- hzchn
- Ученик пилота
- 13 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Скажу больше, в виражах (а повороты на ЛК могут осуществляться только наклоном по крену) без вертикальных стабилизаторов ЛК будет скользить к земле.
Я экспериментировал с метрового размаха ЛК - менял "шайбы" (верт стабилизаторы по краям крыла), ставил разного размера. Чем больше их площадь - тем меньше просадка при поворотах, но хуже маневренность. Мне нужно было скоростное и вертлявое ЛК, в результате шайбы стали размером с пачку сигарет. С меньшими на малых скоростях сваливалось в крутых поворотах.
- konst
- Константин (Москва)
- 28037 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
hzchn. Без обид,я по техническим характеристикам" понял какой великий "строитель" создает ЛК : для 800 мм размаха Ваш винт будет вращаться в одну сторону,а ЛК- в другую (про крутящий момент нет смысла объяснять). Хотя если Вы учитесь в 6-7 классе,то простительно.Сделайте Вжик. Я облетывал Вжик челу с очень кривыми руками, но Вжик полетел. Игорь (Нэмо) из Липецка, был в гостях у меня, хотел даже спорить на пузырь вискаря, что не полетит. Вот поставить движок с винтом в кольцо у настроенного и летающего Вжика, которое будет управлять потоком воздуха- интересная идея ....
- Shurik-1960
- Аленксандр Грязнов
- Пилот
- 1776 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Огромное спасибо, Константин и Александр, за классные и содержательные ответы!
> Чем больше их площадь - тем меньше просадка при поворотах, но хуже маневренность.
во, здорово, спасибо! Я примерно то же самое предполагал. То есть получается маневренность повышается без перпендикулярного стабилизатора. А вот скольжение я планирую побороть поворотом оси мотора относительно оси планера.
> для 800 мм размаха Ваш винт будет вращаться в одну сторону,а ЛК- в другую
конечно, если они всегда соосны, а если поворачивать и подкручивать винт относительно оси ЛК, то, ИМХО, это можно побороть, зато на таком винте можно будет задрать голову вверх, опустить хвост вниз и зависнуть (слегка вращаясь) над предопределенной точкой в пространстве, мне именно это и нужно. А в обычном полете мотор будет на хорошей электрической эффективности, то есть батарейка меньше расходоваться будет. И вертикальный взлет и посадку сделать не угробив 10 дюймовый винт об землю в конструкции без шасси можно будет.
Не спорю, что все это на ручном управлении не делается, но я и не планировал ручное.
Еще раз как я говорил выше, я же хотел бы поставить поворотный механизм в виде двухосевого гимбала между мотором и самим ЛК. Причем с моим гимбалом ось винта пропеллера можно будет направить практически в любое направление, пока скалярное произведение векторов планера и мотора не отрицательно, то есть вплоть до перпендикулярного относительно оси ЛК и в любом направлении.
Я надеюсь этим компенсировать отсутствие вертикальных стабилизаторов. Я предполагаю, что кто-то такую конструкцию уже изучал и я был бы очень признателен, если бы Вы смогли бы помочь со ссылками где почитать об этом, но, так как не владею терминологией (до этого ничего меньше 5 Махов не считал, и то в основном даже не Навье-Стоксом) быстро нагуглить и наресечгейтить не смог. Даже правильные слова как такое называется, или авторов статей о таких одноосевых VTOLах были бы мне сейчас очень полезны.
Мне не сильно нужен динамический полет и виражи, хотя они тоже желательны. Мне нужна эффективность больше, чем у дрона, но и прецизионная влет-посадка и зависание задом вниз (или с легким наклоном) над предопределенной точкой в пространстве и удерживание этого зада в таком положении с десяток секунд для получения качественной фотографии. К сожалению, на классических и тилтовых квадрокоптерах мне не удалось со всей остальной аппаратурой вписаться в 250г, да и у дронов не сильно хорошая эффективность по дальним полетам, поэтому смотрю на VTOL, но, при совсем сильных ограничениях я не могу позволить хотя бы два мотора на классический VTOL с двумя одноосевыми гимбалами на каждый мотор, вот и задумался о такой дикой конструкции.
Перпендикулярные конструкции будут очень мешать навесной аппаратуре, поэтому пытаюсь найти хотя бы половинчатое решение их не делать, но, если без них с таким управлением ничего не будет получаться, то да, поставлю по центру перпендикулярный стабилизатор.
В Сколково и в другие аналогичные организации ни доступа, ни возможности нет обращаться, за этой разработкой стоит совсем прагматическое желание победить в одном очень престижном конкурсе.
- hzchn
- Ученик пилота
- 13 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
>скольжение я планирую побороть поворотом оси мотора относительно оси планера.
не выйдет, прикиньте вектора сил и заметите, вместо поворота у вас будет задираться нос и ЛК начнет уходить в петлю, а отсутствие элевонов не позволит это компенсировать.
>> для 800 мм размаха Ваш винт будет вращаться в одну сторону,а ЛК- в другую
>конечно, если они всегда соосны, а если поворачивать и подкручивать винт относительно оси ЛК
Я слабо представляю, как вы собираетесь бороться в реактивной составляющей кручения пропеллера без рулевых плоскостей и клей/концевых шайб. Выкос будет утягивать модель в сторону, компенсация утягивания - давать пропеллеру возможность крутить ЛК. Замкнутый круг.
Попробуйте представить все это в виде уравнений. Вам они все равно понадобятся для программирования полетника. Без него в ваших изначальных условиях модель вообще не полетит.
- konst
- Константин (Москва)
- 28037 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
konst написал(а):
>скольжение я планирую побороть поворотом оси мотора относительно оси планера.
не выйдет, прикиньте вектора сил и заметите, вместо поворота у вас будет задираться нос и ЛК начнет уходить в петлю, а отсутствие элевонов не позволит это компенсировать.
согласен, что могу что-то еще не учесть, так бы не спрашивал на этом форуме. Но ведь, если например, одновременно наклонять вниз и в бок, то поворот можно пройти как надо?
И еще, правильно ли я понимаю, что у такой конструкции как я озвучил, при некоторой скорости (как я понимаю, зависящей от конфигурации планера) происходит инверсия рулей управления, причем инверсия лево-право и вверх-вниз происходят на разных скоростях?
konst написал(а):
Попробуйте представить все это в виде уравнений. Вам они все равно понадобятся для программирования полетника. Без него в ваших изначальных условиях модель вообще не полетит.
предполагаю, что Вы все-таки имеете ввиду честные Навье-Стоксовые уравнения, а не просто силы кто куда потянет. От винта всяко идет хорошая турбулентность и в моей конструкции без учета оной - это как ходить по минному полю с густо разложенными граблями. Скорей всего не буду моделировать, хотя как я и говорил, опыт есть. Проще поставить на растяжки эту модель, на каждую растяжку повесить датчик тяги и вынести в чистое поле в хороший ветер не забыв все это снабдить датчиками потока (до 0.5Мм/с ветер с легкостью можно измерять даже МЕМс барометрами. Просто задача в общем виде 9-ти параметрическая, и собирая различные видения на такую конструкцию я пытаюсь сузить число таких параметров, чтобы эти измерения не продлились ужасно долго. Поэтому любые мнения и советы в этом направлении с радостью выслушаю.
PS: 9 параметров, что я упомянул выше - это две степени свободы у гимбала, одна координата на силу тяги мотора, 3 координаты на вектор направления набегающего ветра и 3 координаты на вектор наклона самого ЛК.
- hzchn
- Ученик пилота
- 13 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
>И еще, правильно ли я понимаю, что у такой конструкции как я озвучил, при некоторой скорости (как я понимаю, зависящей от конфигурации планера) происходит инверсия рулей управления, причем инверсия лево-право и вверх-вниз происходят на разных скоростях?
Вообще такого не встречал ни на одной авиамодели.
>Проще поставить на растяжки эту модель, на каждую растяжку повесить датчик тяги...
Еще проще сделать за вечер ЛК из потолочки (60-90 см размахом) с мотором на подвесе из пары сервомашинок, затем попробовать на нем полетать. Если отцентрировать чтобы оно "летело само", а после этого эксперементировать с тем, как поведет себя ЛК при даче газа в разных положениях мотора - то можно будет наглядно понять что и как происходит.
От этого уже и плясать.
- konst
- Константин (Москва)
- 28037 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Огромное спасибо Константин, за ответы!
konst написал(а):
>
Еще проще сделать за вечер ЛК из потолочки (60-90 см размахом) с мотором на подвесе из пары сервомашинок, затем попробовать на нем полетать.
убив именно так сделанные две модельки пришел за советом на этот форум.
konst написал(а):
>
Если отцентрировать чтобы оно "летело само"
а вот тут я мог ошибиться, так как не центрировал. То есть влево-вправо центрировал конечно, а вот вдоль корпуса - нет.
Более подробно что делал:
есть набор моторов и более-менее под них подобранных пропеллеров с алиэкспресса (не породистых) но которые на стенде показывают тягу 1100г (мотор с вентилятором весит 110 грамм), 550г (мотор с вентилятором весит 40 грамм), и примерно 150г ( мотор с вентилятором весит 10 грамм).
Сам гимбал получился 22г, но батареек меньше 160грамм у меня не было. В результате на меленьком моторе полететь не мог, а среднем - было на пределе тяги, и на большом - полетел.
Стоя вертикально оно более-менее взлетало (крутилось конечно), гимбалами я не смог так все поставить, чтобы не закручивалось, то есть при сильном повороте гимбала закручивалось уже в другую сторону. Предполагаю, что есть люфт на гимбале и уже начал разводить блок коррекции: по 9 DOF на моторе и на корпусе, и дальше численно совмещая угры можно точно вычислить на сколько конкретно сейчас залюфтил гимбал и поправить его как надо, но это - пара недель пока разведу, платы придут, спаяю и отлажу.
При попытке с руки бросить, чтобы полетело и подхватить мотором полет я довольно быстро влетал куда не надо, предполагаю, что опять из-за люфта в гимбале, который еще не откорректировал софтвером.
konst написал(а):
>И еще, правильно ли я понимаю, что у такой конструкции как я озвучил, при некоторой скорости (как я понимаю, зависящей от конфигурации планера) происходит инверсия рулей управления, причем инверсия лево-право и вверх-вниз происходят на разных скоростях?
Вообще такого не встречал ни на одной авиамодели.
Несколько раз оно таки летело: то есть бросил высоко, быстро врубил полный газ, оно набрало высоту, и вот тут было ощущение, что если тянешь влево, то идет вправо и наоборот, а вот когда оно почти вертикально над землей носом вверх висит - то поведение противоположное.
Телеметрия в первой разводке у меня заглючила (я ошибся в разводке и телеметрию пришлось отключить) поэтому собрать статистику полета не смог. В следующей разводке исправлюсь и надеюсь ее собрать.
konst написал(а):
>
Если отцентрировать чтобы оно "летело само"
Скажите, пожалуйста, как как правильно центрировать? Крыло пока без специальной изогнутой формы - просто листовой плотный модельный пенопласт (штиродур) 2см. Правильно ли я понимаю, что центр тяжести модели должен совпадать с моментом инерции крыла (интеграл произведения координаты вдоль летательного аппарата на площадь крыла). У меня пока они не совпадали (центр тяжести был на 3 см назад).
- hzchn
- Ученик пилота
- 13 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Считаем ЦТ - http://rc-aviation.ru/mtech/komp/189-rasschet-ct просто внести данные крыла.
А почему бы не сделать классическое ЛК (чертежи тут есть на сайте), облетать его, а потом уже изгаляться с тянущим УВТ?
Элевонами вы можете не пользоваться, но настраивать ими S-образность крыла. Стабилизаторы постепенно уменьшать и тд.
- konst
- Константин (Москва)
- 28037 Сообщений
-
Re: Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
Спасибо большое, Константин, что отвечаете!
konst написал(а):
Считаем ЦТ - http://rc-aviation.ru/mtech/komp/189-rasschet-ct просто внести данные крыла.
А почему бы не сделать классическое ЛК (чертежи тут есть на сайте), облетать его, а потом уже изгаляться с тянущим УВТ?
Элевонами вы можете не пользоваться, но настраивать ими S-образность крыла. Стабилизаторы постепенно уменьшать и тд.
Технически сложно, да и времени нет. Да и потом я не сильно представляю как я с классического ЛК перенесу знания полетов на ЛК с тянущим УВТ. Грубо говоря, у меня цель не только просто красиво летать, а уметь на ЛК-УВТ зависать над заданным объектом и маневрировать в густом лесу или внутри заводских помещений. Сделать это на классическом ЛК думаю, что не реально, а летать где-то высоко в небе - мне не интересно и не нужно. С квадрокоптером почти получается то, что мне надо, но так как суммарно надо пролетать большие расстояния, то его батарейки критически не хватает, поэтому хочу перейти от квадрокоптера к ЛК-УВТ.
- hzchn
- Ученик пилота
- 13 Сообщений
-
- Начало
- » Авиационный моделизм
- » Летающее крыло
- » Стабильность полета крыла без...
Информация
- Статистика форума:
- Всего тем:
- 9948
- Всего опросов:
- 79
- Всего сообщений:
- 183185
- Всего сообщений сегодня:
- 3
- Пользователи форума:
- Всего пользователей:
- 10176
- Последним зарегистрировался:
- Dobrik
- Пользователи онлайн:
- 0
- Гостей онлайн:
- 411
- Самые активные пользователи:
- konst, carpenter, kompmen, cnyx, Dragony, maks_dg, Goby, Student, alldn, nikolaypet
- Онлайн:
- Нет пользователей онлайн