Авиамодель Пило-Рама |
Изготовление авиамоделей - Обзор: как сделать авиамодель |
Автор: Administrator |
«Пило-рама» (пилотажная рама) Ю. Арзуманян (yuri_la)
Предлагаю вашему вниманию обзор постройки небольшого пенолета с шутливым названием «Пило-рама», вынесенным в заголовок. Проект задумывался как пробный для проверки некоторых моментов конструктивной схемы и полета. Модель строилась долго, по настроению. Наконец, решил закончить и облетать. Необходимые уроки получены, что будет учтено в следующем проекте. Но то будет самолет другого класса. Я думаю, что многое будет понятно из фотографий. Сразу оговорюсь, что это был своего рода эксперимент, поэтому большого внимания качеству изготовления не уделял. Обычно я такие модели потом дарю кому-нибудь из друзей пилотов, у которых по разным причинам нет возможности строить самим. Основной материал – желтая подложка под ламинат толщиной 3 мм. А начало постройки было положено вырезанием двух фанерных деталей. Сразу отмечу, что чертежа не было. Только отдельные наброски. «И опыт, сын ошибок трудных…» (С)
Моторный шпангоут.
Платформа электроники.
Соединение их вместе.
Лонжерон крыла из липовой полосы, толщиной около миллиметра. В центре его выполнена прорезь для платформы электроники.
С двух сторон лонжерон оклеен полосками из подложки.
Вот так это выглядит в сборе.
Обечайка крыла была вырезана из подложки целиком и просто сгибалась по передней кромке, на которую была наклеена технологическая полоска скотча.
Далее верхняя часть обечайки в зоне фюзеляжа была вырезана. А к боковинам платформы электроники приклеены центральные нервюры.
Кое-что из электроники установил заранее. Основное – это Y-кабель для машинок элеронов. Чтобы потом не мучиться с прокладкой проводов.
Все управляющие поверхности из двух слоев подложки и навешены на двусторонний скотч. Здесь показан центральный закрылок.
А здесь крыло уже склеено.
Еще по нервюре было вклеено в зоне установки балок рамы и, конечно, вклеены концевые нервюры. Потом вклеивались боковины фюзеляжа из двух слоев подложки и балки рамы, также из двух слоев подложки с усилением бамбучинами между слоями. На снимке видно, что машинка РВ и закрылка приподнята, чтобы их тяги не терлись с тягами РН. Тяги длинные, поэтому для жесткости сделаны из реек с проволочными наконечниками. Позднее кромки элеронов, закрылка и руля высоты были срезаны диагонально, как это видно на последующих снимках. Для закрылка это из-за ребер жесткости, для руля высоты – чтобы не мешал отклоняться рулям направления.
Для машинок элеронов в крыло вклеивались «домики» из пеноплекса.
Так выглядит хвостовая часть модели. В балки рамы вклеены горизонтальные ребра жесткости.
Вид снизу хвостовой части.
Капот вырезан из бутылки из-под молока.
Отсек машинок сверху закрывается крышкой. Но она не приклеена, а будет удерживаться скотчем, что позволит ее снять в случае необходимости регулировки. Модель почти готова.
Регулятор крепится снизу к платформе электроники на репейник и дополнительно фиксируется стяжкой вместе с батареей. Приемник четырехканальный. Вид снизу. Поскольку шасси нет, и посадки планируются на брюхо, днище усилено наклеенными клиновидными пластинами пеноплекса максимальной толщиной примерно в сантиметр.
Основной нюанс конструкции в том, что РВ и центральный закрылок отклоняются в разные стороны, создавая помогающие друг другу моменты по тангажу. Как это влияет на вертикальный маневр видно из ролика. Однако по результатам первых полетов стало понятно, что рули направления недостаточны по площади, что не дает выполнять фигуры типа висения. Но впечатления пока неполные, так как испытательных полетов было всего несколько. Кроме того, из-за довольно тяжелых батареек центровка была более передняя, чем мне бы хотелось. Видео одного из первых полетов здесь:
При первых полетах крышка батарейного отсека просто фиксировалась скотчем. В дальнейшем была сделана защелка для фиксации и быстрого открытия отсека при смене батарейки.
Итоговые характеристики: Взлетный вес – 490 грамм Общая длина – 780 мм Размах крыла – 850 мм Хорда центроплана – 270 мм Хорда законцовок – 200 мм Расстояние между балками рамы – 280 мм Расстояние от закрылка до стабилизатора – 285 мм Хорда стабилизатора – 90 мм Хорда руля высоты – 40 мм Хорда закрылка – 50 мм Хорда элерона: - в корневой части – 50 мм - в концевой части – 35 мм Площадь крыла – 21 кв. дм Профиль крыла – симметричный Относительная толщина профиля (в корне) – 12% Мотор – Винты: АРС 9х4.7, 10х4.7 Регулятор на 25А Батарейки: 3S, 1000-1300 mah Машинки Corona, размерности популярных НХТ-900. В принципе, мне кажется этой информации достаточно для тех, кто захочет построить (не повторить!) аналогичную модель. Полет мысли приветствуется! А я всегда готов ответить на вопросы. Успехов в творчестве! |