Бортовые огни |
Технологии моделизма - Авиамодельные технологии |
Автор: Михаил (Пенза) |
Считаю, что авиамодель оснащенная огнями становиться гораздо интереснее. Особенно если эти огни включаются и выключаются в полете по отдельному каналу управления с земли посредством пульта. Поэтому постараюсь описать максимально понятно как это осуществить. Бортовые аэронавигационные огни (БАНО) по международному стандарту включают в себя: правая консоль, передняя кромка на законцовке – зеленый, левая консоль, передняя кромка на законцовке – красный, крайняя задняя точка руддера – белый. Режим работы непрерывный. Все остальные огни (посадочные, стробы, taxi-фонарь и т. д.) являются вспомогательными и устанавливаются на усмотрение конструкторов того или иного летательного аппарата. В первую очередь советую обратить внимание на светодиодные ленты, так как работать сними гораздо легче, чем с отдельными светодиодами. Особенно начинающим. К тому же отдельные светодиоды, как правило, менее яркие. По крайней мере в радиомагазинах нашего города Пенза.
Цвет свечения светодиода определяется материалом полупроводника и составом легирующих смесей, а не светофильтром, которым он закрыт. Поэтому для разных цветов подсветки выбираются светодиоды с соответствующим цветом свечения. Светодиодные ленты лучше использовать марки 3528. Они наиболее яркие. Мне удалось их купить по 250 рублей за метр. Но где-то люди находят их еще дешевле. В метре 60 светодиодов. Бывают и другие количества на метр. В лентах светодиоды подключены блоками. В одном блоке ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО соединены по три светодиода с одним резистором. Чем меньше сопротивление резистора, тем ярче светит диод. В тех лентах, которыя я приобрел стоят резисторы на 151 Ом и 331 Ом (красные. они и самые тусклые). Такие тройки образуют ленту и между собой подключены ПАРАЛЛЕЛЬНО. Блоки визуально разделены чертой для разрезания. Каждый блок по краям имеет круглые площадки для припаивания к ним проводов с обозначением полярности.
Полярность соблюдать ОБЯЗАТЕЛЬНО во избежание сгорания светодиодов. Обрезать их проще именно блоками по три, но можно разрезать и сами блоки. Это мы рассмотрим позже. При использовании кусков ленты по три, шесть, девять (и т. д.) светодиодов для питания применяется трехбаночный аккумулятор (3S) или более. Когда вы определитесь какие места у модели будут украшать светодиоды начинаем осуществлять задуманное. Порезав свежекупленные ленты на нужное количество блоков необходимо определить длину проводов от каждого куска ленты до места их соединения (скорее всего где-то в фюзеляже). Проводки я использовал от «витой пары» (продаются в радио- и компьютерных магазинах). Кабель витой пары освобождается от внешней оболочки и внутри вы видите несколько пар свитых проводков. В каждой паре один провод белый (я использовал как плюс) и цветной (минус). Цветные провода я использовал заодно для пометки цвета светодиодов, так как по самой ленте не поймешь каким цветом она будет светиться (см. фото ниже). Удобно при дальнейшей установке на модель. В моей «витой паре» были провода коричневого, красного, синего и зеленого цветов. Коричневым пометил белые светодиоды. Итак проводки нужной длинны припаяны к кускам лент. Теперь все цветные проводки спаиваем в одну точку, а все белые в другую. Таким образом все куски светодиодных лент оказались соединены ПАРАЛЛЕЛЬНО. Именно так их всегда и соединяйте. Если их соединять последовательно, то светодиоды будут светить тусклее или совсем не будут светить, так как при таком подключении нужно повысить количество вольт. Теперь к каждой из этих двух точек припаиваем еще по одному проводку, которые пойдут к аккумулятору.
Далее оголенные участки изолируем. Например термоусаживаемыми трубками из радоимагазина или с Хобби Кинга.
Подсоединять нужно к балансировочному разъему к крайним контактам (аккумулятор 3S), так как силовые будут заняты регулятором оборотов. Не забываем про ПОЛЯРНОСТЬ!!! (Черный – минус, красный - плюс). И вот вся ваша сборка засияла разными цветами, вызвав у вас прилив восторга.
Если в аккумуляторе более трех банок, то подключать уже нужно не в крайние контакты балансировочного разъема. В этом случае от красного или черного провода отсчитываем до четвертого по очереди включая и первый. Так мы запитаемся от трех банок. Например: аккумулятор 4S. Подключаем крайний любой и предпоследний с противоположной стороны, то есть четвертый. Всего там пять. Если 5S, то крайний и третий с противоположного конца. И так далее. Думаю всем понятно. Также можно припаять светодиодную гирлянду к силовым проводам на регуляторе оборотов. Отпадает необходимость каждый раз отдельно запитывать и риск перепутать полярность. Так я сделал для модели "Снежок". Но подойдет только при использовании аккумулятора с тремя банками.
Можно летать и так, но будет интереснее поставить выключатель, который будет управляться по отдельному каналу. Как изготовить выключатели описал всеми нами уважаемый Константин в своей статье. Я по первому типу в этой статье сделал вот такой выключатель на Cessna 150.
Для включения его в цепь разрываем любой из проводков, идущих от точки спаивания всей гирлянды к аккумулятору и припаиваем к образовавшимся концам выводы выключателя. Сервомашинку выключателя подключаем в свободный канал приемника (желательно управляемый тумблером на пульте) и начинаем щелкать, включая и выключая наши бортовые огни. Вот и вся наука. Теперь нужно достать из холодильника заранее заготовленное пиво (вино, коньяк и т. д. по желанию :)) и обмыть созданное чудо. Помните: на необмытые огни гарантия не распространяется!!! Как подключить разрезанные блоки светодиодной ленты (два и один светодиод) описано Денисом и Михаилом (Demix) здесь и здесь. Если они разрешат, то я включу обобщенные сведения в эту статью.
Общую теорию подключения светодиодов можно прочитать
С уважением, Михаил (Michael). |