Как ни стараюсь я закончить свои очерки, посвященные модели истребителя F4U Corsair, не получается. Настолько многогранна, удивительна данная модель и по своей красоте, и по полету, что я не мог удержаться и решил написать еще несколько строк о некоторых моментах ее эксплуатации.
В этом очерке буду краток, без элементов, так сказать, литературного жанра.
Теперь все по порядку. В очередной раз, выполняя полет модели на продолжительность, я не учел тот фактор, что при падении емкости ак.батареи происходит не только уменьшение оборотов двигателя, но и работоспособность серво машинок органов управления. Действуя по – старинке, я сравнил радиомодель самолета с кордовой моделью. При полном расходе топлива у кордовой модели, и остановке двигателя, я спокойно осуществлял посадку, т.к. мог управлять с помощью корд, да и высота полета, как Вы понимаете, ограничивалась радиусом самих корд. В радиомоделях все по-другому, нет питания, значит, и органы управления тоже не работают, и высота может быть большой. Это элементарно для многих. Для меня это стоило еще одной реставрации модели. Мне думалось, что обороты двигателя будут падать постепенно, и я успею посадить модель, однако все оказалось не так. Обороты упали быстро, и модель камнем рухнула на землю, совершенно не реагируя на мои манипуляции со стиком на передатчике.
Изучая материалы об эксплуатациях различных радиомоделей самолетов, я нигде не встречал, что бы предупреждали о недопущении, ни в коем случае, полного расходования емкости ак.батареи, о необходимости оставлять заряд батареи для нормальной посадки модели. О том, что в случае падения мощности аккумулятора не только упадут обороты двигателя, но и станет невозможным само управление летательным аппаратом не говорилось ни слова. (или я не там читал) Везде указано время полета, на который, якобы, хватит емкости аккумуляторной батареи. Теперь я знаю, что не нужно летать на радиомоделях до последней «капли» заряда. Необходимо обязательно оставлять пару минут на посадку, иначе…, падение модели необратимо, или применять различные устройства, помогающие определить падение емкости в аккумуляторе во время полета. Теперь о самом главном выводе, который я определил личным опытом из последнего падения модели! Мое утверждение о том, что при падении напряжения в аккумуляторе и остановке двигателя, органы управления бездействуют – ОШИБОЧНО. Это совершенно не так! Отреставрировав модель, я установил на нее разряженный аккумулятор и, удерживая ее в руках, дал полный газ. Двигатель, поработав секунд 15-20, остановился, а органы управления – элероны, руль высоты и руль поворота, продолжали откланяться, реагируя на мои сигналы. Так почему же модель сорвалась и упала? Я думаю, что причиной стал мой вертикальный маневр захода на петлю, дабы узнать, падают обороты двигателя или нет. Модель «задрала» нос, в это мгновение двигатель остановился, произошла так называемая «отсечка» двигателя и модель сорвалась вниз. Дальнейшее ее падение было неуправляемым в силу отсутствия горизонтального полета, малой высоты и поступательной скорости у модели.
Модель получила повреждения, а именно: передняя часть деформирована полностью, моторама сломана, винт целый, но погнутый, киль и стабилизатор опять остались целыми и невредимыми. Да, деформировалась еще и часть фюзеляжа, где расположены радиаторные жалюзи двигателя. Пришлось их срезать, а на прежнее место установить створки, сделанные из картона в масштабе и по чертежу. Их количество, размер и копийность полностью соответствуют прототипу. Теперь у меня копийная передняя часть, можно хоть штангенциркулем замерять!
Восстанавливая в третий раз модель, я в очередной раз, соглашусь с рекламой данной модели о том, что сделана она из прочного пенопласта. Абсолютно все узлы и повреждения модели, подлежат ремонту, который не требует каких либо сверх усилий. Модель можно и нужно восстанавливать в случае падения и не нужно бояться этого.
Поскольку я уже привык к скорости модели, на которой она летала, мне ее стало не хватать. Так как мощность имеющегося двигателя увеличить не предоставляется возможным, я решил сделать деревянный винт. Применив свои прошлые навыки авиамоделиста, я выстругал из березовых заготовок пару винтов с разной круткой, увеличив диаметр винта на 10 мм., и сделав саму лопасть шире.
Модель сразу же преобразилась. Такой тяги от винта я не ожидал! Во – первых, 2-х лопастной винт оказался гораздо легче 3-х лопастного пропеллера, вылитого из пластмассы, во – вторых, несколько возросла скорость полета, а следовательно и скороподъемность модели. Однако модель стала более неуверенной в полете. Это произошло за счет возникающего реактивного момента, который накреняет модель в сторону, обратную вращению винта. Всему причиной не только действующие на воздушный винт силы, но и мой, самодельный винт с «неудачной» круткой. Поэтому модель приходилось в полете постоянно парировать элеронами. Это отрицательно сказывалось на полете модели в целом. Поэтому я вернулся к 3-х лопастному винту из комплекта. В радиомоделях самолетов данное явление очень легко решается – путем смещения оси вращения вала двигателя в сторону, противоположную развороту от реакции винта, т.е в сторону вращения винта на 1-3 градуса. Однако я ничего не стал мудрить, и в дальнейшем, приобрел двух лопастные пропеллеры для данной модели. Такие как, (SF 11x4.7, GWS EP, TP Slow Fly). Лопасти этих пропеллеров типа Slow Fly имеют форму ложки. Они были специально разработаны для использования с небольшими двигателями типа outrunner, как на данной модели, и лучше всего подходят для небольших самолетов с низкой скоростью вращения пропеллера, хорошо сбалансированы и изготовлены из высокопрочного упругого полимера. Так же мною был эксперементально опробован и 4-х лопастной воздушный винт от другой модели F4U Corsair (Duraflay). Данный воздушный винт имеет следующие характеристики: R=133мм., d под вал двигателя=6мм., а масса пропеллера составляет 41 гр. против, всего 19 гр., трехлопастного винта. Вобщем пропеллер оказался очень тяжелым для стокового двигателя, плюс ко всему его параметры "10х8" и как следствие тяга составляет приблизительно 450гр. Этот пропеллер для высокооборотистых двигателей и для этой модели не подойдет.
Все время в процессе эксплуатации данной модели меня постоянно мучил один существенный момент. Как увеличить продолжительность полета радиомодели. Хотелось летать и летать, как можно дольше. Поэтому я приобрел разъемы XT60 Папа/Мама, с помощью которых я смог адаптировать под модель две аккумуляторные батареи. И вторым моим приобретением стал индикатор разряда ак.батареи Hobby King на 3S и 3S-8S. Все это вместе позволило мне увеличить количество полетов и продолжительность самого полета.
Хочу обратить Ваше внимание на индикатор разряда ак.батареи Hobby King на 3S и 3S-8S. Он просто необходим для моделей подобного класса, так как обеспечивает четкий контроль емкости аккумулятора в полете и позволяет произвести безаварийную посадку модели. Масса индикатора разряда ак.батареи Hobby King на 3S всего 9 гр. и легко подключается к аккумулятору. Для тех, кто серьезно решил обезопасить летательные аппараты, рекомендую посмотреть устройство слежения за состоянием аккумуляторной батареи в полете.
Теперь процесс моего полета выглядит так: Ставлю таймер на 6 мин. для батареи емкостью 1300, 1500 или 1600 и летаю, выписывая различные фигуры, совершенно ни о чем не беспокоясь. После того как таймер дал мне сигнал об окончании 6 мин. полета, я подвожу модель поближе к себе и продолжаю летать. Это необходимо, для того, что бы услышать звуковой сигнал, подаваемый индикатором в случае предельного уменьшения емкости ак.батареи. Как только индикатор начинает подавать звуковой сигнал, можно не торопясь заводить модель на посадку. Звуковой сигнал подается с определенной частотой и длится до 2-х мин. В принципе, можно еще летать. Далее частота звукового сигнала возрастает, и вот здесь, нужно в течении 20-30 сек. успеть посадить модель. После этих 20-30 сек. двигатель останавливается. Аккумулятор полностью разряжен.
Так же на индикаторе разряда ак.батареи Hobby King на 3S-8S предусмотрены светодиоды, синего и красного цвета. Но для того, что бы ими воспользоваться, необходимо два условия: 1. пасмурная погода и 2. постоянно производить полет, что называется, у себя над головой.
На этом заканчиваю свою очередную статью, посвященную радиомодели истребителя F4U Corsair.
Как говорил известный политический деятель 19 века - Уинстон Черчилль:«Успех - это еще не точка; поражение - это еще не конец. Единственное, что имеет значение - это мужество и упорство».
Поэтому желаю всем прекрасных моделей самолетов и безаварийных полетов на них.
P.S. Перед Вами несколько моих рассказов о данной модели. «А зачем они?»- спросите Вы меня. Очерки, посвященные модели превосходного истребителя F4U Corsair были мною написаны, что называется на одном дыхании, под огромным впечатлением от самой модели, в надежде на то, что они помогут всем увлеченным в авиацию людям, выбрать понравившуюся им модель. Именно понравившуюся, а не для тренировок, и пережить те же минуты владения моделью, что пережил я, уберечь от мелких ошибок, научиться мелкому ремонту при неизбежных авариях и пр., пройти курс тренировок на авиасимуляторе, затем с инструктором и в дальнейшем самому постигать науку радиоуправления летательными аппаратами. Есть у авиаконструкторов умное изречение: «Красивый самолет, красиво полетит!».
Так и я, могу еще долго рассказывать об удивительных особенностях одной из самой красивой модели F4U Corsair. Чертовски приятно смотреть, когда рядом с тобой пролетает метровая модель истребителя, это придает полету ощущение реальности. Кажется, что ты видишь каждую заклепку на поверхностях модели, и пилота, который выкручивает фигуры высшего пилотажа. Хотелось бы дополнить полет модели рокотом двигателя и запахом испаряющегося топлива. Помню как мы, мальчишками авиамодельного кружка, наблюдая за полетами «бойцовок», жадно ловили запахи сожженного метанола под визжащий рев двигателей. На поле, среди травы, этот запах какой то особенный, в нем сочетаются бескрайние просторы и чистое голубое небо нашей Родины, на горизонте которого виден, улетающий в даль самолет. Это романтика!… Все эти мгновения наполняют наши души небывалым восторгом, который не дает нам покоя и вновь влечет нас на летное поле. Ведь не зря, даже люди, далекие от авиации, каждый раз приходят на авиасалоны, где выступают пилотажные группы, и с непередаваемым восхищением, затаив дыхание, наблюдают за полетами стальных птиц.
Каждый человек стремится летать, в прямом и переносном смысле, и понравившаяся нам модель самолета помогает осуществить наши мечты.
С уважением, Maverick.
Статья впервые была написана: 13 май 2011, Пт 17:22
Вашему вниманию представляю так же следующие модели истребителя F4U Corsair: