Fascination-15 ARF |
Обзоры - Авиамодели ARF | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Administrator | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор авиамодели Fascination-15 ARF Fascination-15 – это небольшая ДВС-пилотажка из покупного ARF-набора (то есть почти готовая к полету) от CYModels (
Приобретена она была из-за того, что заскучал по ДВС-моделям, на которых не летал весь сезон, несмотря на наличие собранных и готовых к взлету самолетов. Все из-за отсутствия рядом с дачей взлетной полосы или хотя бы подходящей поляны, на которой ее можно было бы соорудить. Но тут через соседнее поле проложили дорогу, покрытую щебнем (она видна на снимке – идет поперек), и я решил: пора! Привез газонокосилку, и выкосил уже утоптанные до меня площадки по обе стороны от этой щебневой дороги, так как роза ветров у нас лежит вдоль поля, а не поперек.
Правда, в следующем сезоне полосу придется сделать дальше в поле, так как эта расположена слишком близко к столбам на краю поля, один из которых (ближайший на снимке) встретил, как говорится head on (в лоб) мой тренер-низкоплан Sonic Low Wing 0.25 при заходе того на посадку с сильным боковым ветром. Удар пришелся коком винта прямо в столб. Столб не пострадал, а передняя часть фюзеляжа Соника в дрова, остальное, включая двигатель ASP 0.36 (кроме кока, естественно) цело. Бедный Соник стал жертвой недостаточного просчета мной всех деталей расположения «аэродрома», трасс взлета и посадки при устройстве полосы. Увы, за опыт не переплатишь! Да и другим наука. А с этим самолетом, который я обозвал «Очумелкой» вместо «Очаровашки» («fascination» обычно переводят как «очарование») история такова. Я долго к ней присматривался, так как хотелось именно небольшой самолет, удобный для перевозки в машине. И когда подоспел движок Отзывов об Очумелке на наших сайтах не нашел, а на зарубежных всего пара отзывов, достаточно невнятных. Характеристики самолета, заявленные производителем, по правде говоря, не впечатляют. Они таковы: Длина – 1000 мм (если пересчитывать из дюймов, то 990 мм) Размах – 1080 мм Площадь крыла – 18,1 кв. дм. Рекомендуемый двигатель – 0.15 – 0.20 класса Взлетный вес – 1450 г в ДВС-варианте или 1250 г – в электро.
То есть нагрузка на крыло переваливает за 70 г/кв. дм. Многовато и тяжеловато… Была мысль сделать ее электричкой, но это было бы совершенно безыдейно, учитывая наличие в моем парке самолетов такой размерности с гораздо более высокими характеристиками. Хотя по прикидкам можно было бы в 1000 г уложиться. Но от этой мысли быстро отказался и решил придерживаться первоначально принятого решения. Но как то мой «громотигр» (Thunder Tiger) себя покажет?
А ставить более мощный и, соответственно, тяжелый двигатель бессмысленно, будет только хуже. Скоростной «утюг» мне и вовсе ни к чему. Двигатель этот (на снимке) обычной конструкции, ничего выдающегося, коленвал без шариковых опорных подшипников, качество изготовления – не O.S. MAX, конечно, но вполне на уровне. Хорошо, что игла жиклера отклонена назад – так безопаснее регулировать подачу топлива при настройке движка. А выбран он был из-за нужной мне размерности и за возможность крепления своим торцевым фланцем прямо на моторный шпангоут. Это позволяет избавиться от моторамы полностью, значит серьезно сэкономить в весе. Однако для этого модель должна быть спроектирована так, чтобы не получилась задняя центровка, ведь с моторамой он был бы выдвинут вперед. Здесь же самолет готовый, поэтому мотораму пришлось ставить.
Однако в тот самый момент, когда я захотел сделать заказ, набора в наличии не оказалось! Слегка расстроенный, я взял самолет чуть больше под мотор 0.36 – 0.40. Это оказалась Ouya (
А Очумелка появилась в продаже буквально на следующий день! Мне позвонили, я согласился, и самолет привезли.
Первое, что я делаю при сборке покупных самолетов – это взвешивание. Вот, что мы имеем:
Предстояло добавить:
Общий вес деталей и оборудования получился примерно 1160 грамм. Добавим примерно 100 грамм топлива, клей, и еще по мелочи, и получим взлетный вес около 1300 грамм в ДВС-версии. Чуть-чуть полегче, чем обещает производитель… Бывает же такое! Впрочем, несмотря на обозначение Fascination-15, то есть под 15-й мотор (2.5 кубика) обычно считают с запасом. И здесь явно имелся в виду мотор большей кубатуры, соответственно более тяжелый. Но и у меня 18-й мотор, а не 15-й.
Что получилось при сборке? Пролистав инструкцию, привычно убедился, что она весьма скудная. Что ж, все равно приступим…
Во-первых, маленькие колеса из набора были заменены на более узкие, но большего диаметра. Прилагавшиеся – не для наших «аэродромов». При примерке стоек шасси брусочек, приклеенный вертикально к стенке фюзеляжа, с пазом, в который вставляется стойка, отвалился. Непроклей, однако! Брусок должен удерживать стойку торсионного типа от подламывания при посадке.
Раз пришлось приклеивать, то заодно добавил горизонтальные распорки по стенке фюзеляжа, для подкрепления этих брусочков. Иначе при грубой посадке их все равно выломает.
Двигатель по инструкции предлагается ставить под углом 45 градусов. Так, что глушитель размещается в наклонном канале в нижней части фюзеляжа. Я поначалу подивился предусмотрительности производителя, мол, надо же, сделали канал для охлаждения двигателя! (Он виден на последующих снимках.) К слову, на Ouya такого канала нет, и пришлось его делать самому. А здесь, заглянув в инструкцию, я разочарованно хмыкнул. Мой движок так поставить не получится, не размещается, да и не люблю я это. В итоге поставил его привычно – головой вниз, лишь чуть-чуть повернул по оси, иначе штуцер наддува на глушителе упирался бы в капот.
Кстати о капоте. Тяжеленному стеклопластиковому капоту поначалу предназначалось пылиться где-нибудь на полке. Но из-за сильно задней центровки на NPM Fury и рассыпавшегося при первой же посадке в траву «родного» капота он стал хорошей ему заменой. На снимке справа капот от Очумелки стоит на Фурии.
А взамен был изготовлен новый капот из ПЭТ-бутылки. Его вес – 9 грамм. То есть я сэкономил почти 30 грамм веса на капоте. Вообще, качество сборки модели не впечатляет, но что мы хотим за эти деньги? Конструкция дубовата, местами она явно перетяжелена. Так, крыло почти полностью обшито бальзой. Зачем это на модели такой размерности – непонятно. Достаточно было бы обшить лобик крыла, что, кстати, сделано на Ouya – модели большего размера! Не понять нам этих китайцев… Профиль крыла двояковыпуклый, но не симметричный, что меня тоже поначалу не порадовало. Поразмыслив, решил, что это и к лучшему при такой нагрузке на крыло.
Сборка модели в целом не принесла больших сюрпризов. Оригинальным показалось расположение сервомашинок РН и РВ на специальной площадке в фюзеляже за крылом. Доступ к ним снизу, через коробчатый лючок в днище, который после установки машинок ставится на место и заклеивается скотчем заподлицо с фюзеляжем. Красный скотч, а весь низ модели – красный, в наличии имелся и практически совпадал по цвету обтяжки.
Сервомашинки по размерам точно подошли к прорезанным для их установки пазам, как будто на них и рассчитывал производитель. Но ставить такие сервы никому не рекомендую. Насечка на хвостовике выходного вала, на который одевается качалка, очень мелкая и ее просто срезает. Максимум на что она годится – это на управление газом. Там усилие почти нулевое. Но раз уж поставил такую цифровую, с высоким быстродействием, то посмотрим, как себя покажет в эксплуатации.
Вот с другим коробом, который, как позже выяснилось, просто приклеивается к крылу, чтобы закрывать вырез в фюзеляже, сделанный для установки крыла, я перемудрил.
Просто когда размышлял об электро-версии, то иного места для батареи, как под крылом, не нашлось. Если ставить ее вместо бака, то каждый раз при смене батареи надо разбирать самолет. Или резать фюзеляж и делать лючок. Поэтому этот короб спереди навесил на
Собранная модель на снимке. Правда, облетывал ее без капота. Тяга двигателя с винтом 8х6 около 1550 г, что оказалось более чем достаточным. После электричек впечатление, что летает неимоверно быстро, потому и назвал «Очумелкой». Видео облета здесь:
Видно, что модель на взлете уводит вправо, прямо на столб. На самом деле столб дальше, но был приличный боковой ветер и модель действительно сносило. Видно, что полоса слишком близко к столбам. В полете, признаться, я отпустил модель далековато с непривычки. Модель-то небольшая, различима хуже, чем мои другие ДВС-модели, у которых размах не менее 1.4 метра. Но ничего, сажал с заглохшим мотором, так как бак в первом полете был не полный. Пока отстраивал движок перед взлетом, пока готовился… Часть топлива сжег, а дозаправлять не стал намеренно. Триммировать в полете не пришлось, впрочем, если это приходится делать, то я потом всегда регулирую тяги так, чтобы все триммеры были опять в нуле.
Если будут вопросы – обзор дополню, впечатлениями о новых полетах буду делиться, если интересно.
Всем мягких посадок!
Ю. Арзуманян |