Выбор ДВС двигателя |
Обзоры - Комплектующие авиамоделей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Administrator | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первое знакомство с ДВС. Проблема выбора
На написание данной статьи меня подвигли время от времени встречающиеся на форумах вопросы типа: Чаще, конечно, задают вопрос про то, какой двигатель подойдет для данной модели. С таким вопросом проще, но, тем не менее, он выдает новичка, который пока не в состоянии без посторонней помощи сделать осознанный выбор. Поэтому данная статья предназначена исключительно для тех, кто еще только делает первые шаги, пытаясь приобщиться к столь увлекательному направлению в авиамоделизме, как постройка (возможно) и полеты (обязательно!) на радиоуправляемых моделях самолетов с ДВС. А продвинутым моделистам я буду благодарен за полезные рекомендации и дополнения к данной статье. Хотя существует много разновидностей двигателей внутреннего сгорания, я оговорюсь сразу, что речь пойдет исключительно о самолетных движках. Конечно, существуют модификации одного и того же двигателя для разного класса моделей, например, авиа и вертолетные, и между ними много общего, но никакими другими, кроме авиа, я не занимался, посему писать буду только о них. Кроме того, объем статьи не позволяет охватить все аспекты вопроса, поэтому, при наличии интереса, тема может быть продолжена.
Итак, вы загорелись желанием летать на модели с ДВС, но не знаете с чего начать, что это за «зверь» такой, что он за собой потянет и т.д., а главное, и именно об этом данная статья, что выбрать? Ведь то, что он за собой потянет, во многом зависит как раз от вашего выбора. Почему я ставлю вопрос именно так? Потому что в приведенных выше ссылках на обсуждения на форумах попадаются советы типа этого: «Эх, если бы сейчас начинал, то сразу бы взял «бензинку» 20 кубов!..» С моей точки зрения ответ такого типа выдается как раз из-за того, что «не сейчас начинаю», а уже имею некоторый опыт постройки, полетов, настройки и эксплуатации двигателей разных типов. Почему-то когда новичок задает вопрос с чего начать применительно к электричкам, то ему не отвечают в таком ключе: «Стройте Экстру полтора метра размахом, с мотором под киловатт, регулятором на 100 ампер, батареей 6S 5000 mah…» и т.д. А говорят – начните с Цессны-150 из потолочки или чего-нибудь похожего…
Так и здесь. Я не буду предлагать начинающему сразу ДВС на бензине по одной простой причине – такой выбор означает слишком высокую стоимость «входного билета» в ДВС-направление. И не только из-за цены самого двигателя и того, что ему необходимо. Но и из-за размерности того класса моделей, к которым он бы подошел, с соответствующими ценами их постройки или покупки. А во что обойдется риск разбить большую дорогую, будь то в покупке, или в постройке модель?
Самый маленький известный мне модельный ДВС на бензине это 9-кубовый Да и то он пока еще очень «сырой» в плане его доводки, а цена такова, что за эти деньги можно купить четыре (!) небольших (три с половиной кубика) калильных ДВС. Но об этом ниже.
Итак, я уже обозначил главный критерий, которым буду руководствоваться. Это цена вопроса. Исходя из этого критерия, из рассмотрения выпадают и четырехтактные двигатели. Пороговым значением для себя я установил цену за движок в 100 долларов с доставкой. Естественно, цена двигателя практически прямо пропорциональна его размеру (кубатуре) с некоторым разбросом по отдельным экземплярам и торговым наценкам у разных продавцов. В любом случае, я ограничился 10-ти кубовым двигателем, как самым большим из рассмотренных здесь калильных двухтактных ДВС.
Вторым важным критерием я считаю применимость двигателя к моделям смежных классов, то есть его универсализм. Ведь если ваш двигатель подходит только для данного класса моделей, то он, как правило, превращается в двигатель одного самолета. Еще один такой же самолет обычно иметь не хочется, а на другой самолет нужно покупать новый мотор. А это возвращает нас к первому критерию – цене вопроса.
Третьим критерием, после того, как с размерностью двигателя определились, является марка производителя. Фактически речь здесь идет о качестве изделия за ваши деньги. Понятно, что движки от известных производителей стоят дороже. Признанным лидером в указанном классе моторов является японская фирма
Наиболее известны и популярны у нас двигатели ASP (также продаваемые под маркой MAGNUM). Кроме того, у этого производителя, пожалуй, самая большая линейка недорогих движков, от мелких, до достаточно больших. Вдобавок ко всему они самые доступные в плане легкости покупки. Почти всегда есть в наличии (хоть и не все размерности) на всенародно любимом Хоббикинге из китайского Гонконга и в других популярных Интернет-магазинах. Наш выбор в итоге будет сделан именно из этой линейки двигателей.
Но я забегаю вперед, так как обязан хотя бы несколько слов сказать о других производителях двигателей, поскольку имею в наличии экземпляры всех вышеперечисленных марок, а также еще Thunder Tiger, Super Tigre и Evolution. Начну с конца. Двигатели марки Evolution оставляют наиболее приятное впечатление, даже когда просто держишь в руке какой-то экземпляр. Чувствуется продуманный дизайн и стремление к инновациям. Он просто красив!
У Evolution даже заводская регулировка может корректироваться только в небольших пределах из-за установленных ограничителей на главную иглу жиклера и иглу холостого хода. Ограничители, конечно, можно снять, но новичку этого лучше не делать. Все уже отрегулировано до него. И если возникает проблема с запуском или устойчивостью работы, то, скорее всего, причину надо искать вне двигателя. Производится двигатель в Китае, но разработан в США.
Итальянские двигатели Super Tigre – хорошо известны в нашей стране моделистам старшего поколения, особенно спортивные движки, поскольку сама марка одна из старейших. Хоббийные двигатели этой марки имеют оригинальную конструкцию глушителя, с цилиндрической проставкой, позволяющей менять угол его установки.
Это, конечно, добавляет немного веса из-за лишней детали, но глушитель можно направить по полету, как на снимке, либо наклонить вверх или вниз. Производство двигателей перенесено в Китай. Ничего выдающегося ни в качестве изготовления, ни в характеристиках я не обнаружил.
Следующая марка двигателей, о которой нужно сказать, это движки Thunder Tiger или ТТ тайваньского производства. Китай, но другой. Эти движки позиционируются чуть выше двигателей ASP, и они соответственно немного дороже. Серия GP не имеет опорных шарикоподшипников коленвала (как серия LA у двигателей O.S.). Такие подшипники имеют двигатели серии PRO (на снимке). Мне нравятся двигатели этой марки. Я бы поставил их вместе с двигателями Evolution на одну ступеньку выше, чем ASP.
Переходим к «бюджетным» движкам. На самую низкую ступеньку по качеству изготовления я бы поставил JBA. Никому не рекомендую. Вот, например, как выглядит вход в глушитель на JBA 0.39. Обратите внимание на ступеньку в канале. То есть выхлопные газы из цилиндра, двигаясь по расширяющемуся каналу, вдруг влетают в глушитель и наталкиваются на эту ступеньку! Мелочь? Здесь нарушена азбучная истина, что на пути движущихся газов не должно быть никаких препятствий. Это ухудшает процесс продувки цилиндра, что приводит к потере мощности. Доработанный по мере возможности канал, вкупе с другими мероприятиями дал прибавку в 500 об/мин, но не избавил от продольного люфта коленвала в пол сантиметра и других «прелестей» этого движка.
Следующими в списке идут двигатели GMS. Тут я, признаться, не до конца определился с мнением по этим движкам (у меня только один – GMS40A, показанный на снимке). Во-первых, продаваемые у нас движки дешевле ASP, продаваемых здесь же. Кроме того, поставляются уже со свечой (к ASP надо докупать). Это делает их еще дешевле. Качество «на ощупь» ничуть не хуже. Движок длинноходный и крутит почти как ASP 46 с таким же винтом. Поясню. Один и тот же рабочий объем двигателя может быть достигнут за счет диаметра цилиндра или за счет хода поршня. Двигатели, в которых рабочий объем получен за счет большего диаметра цилиндра и уменьшения его хода, называются короткоходными и наоборот. Длинноходные движки имеют, как правило, больший крутящий момент, менее оборотисты, а из-за роста габаритов более тяжелы. Сравните размеры двух поставленных рядом двигателей почти одинаковой кубатуры (0.39 и 0.40). Слева короткоходный и потому легкий JBA, справа – длинноходный, но тяжелый GMS. А тут еще невероятно большой глушитель с цилиндрической вставкой, видной на снимке вверху.
В целом, пожалуй, все о GMS. Движки этой марки менее распространены, но если покупать у нас, то это хорошая альтернатива ASP. А к последним мы как раз и переходим. По указанным выше критериям был сформирован диапазон типоразмеров двигателей для рассмотрения. Данные сведены в следующие таблицы. В первой из них – внешние габариты.
Габаритные размеры двигателей ASP Обозначения – согласно рисунку ниже
Эти данные менее интересны для последующего анализа, но они могут понадобиться, если вы будете вычерчивать модель под конкретный мотор. Тогда ориентируйтесь на картинку. Ее можно будет просто вставить в чертеж, масштабируя ее согласно размерам из таблицы.
А вот следующая таблица гораздо интересней, поскольку в ней приведены важные для выбора типоразмера двигателя данные. Итак, в первой колонке модель двигателя, во второй рабочий объем, это понятно, а вот теперь смотрим на третью и четвертую колонку таблицы. Я специально разделил строки таблицы так, чтобы было видно, что все двигатели, кроме ASP 21, идут парами, имеющими одинаковый ход поршня. Вспоминаем, что написано выше про короткоходные и длинноходные движки. То есть следующая модель в паре (по нарастанию рабочего объема) имеет больший диаметр цилиндра при том же ходе поршня. Чем это объясняется, и что дает нам на практике? Дело в том, что картеры двигателей литые. А литьевые формы дороги, имеют ограниченный ресурс, поэтому производителю серийной продукции накладно иметь отдельную литьевую форму на каждую модель двигателя. Проще и дешевле иметь одну на две соседние по рабочему объему модели. Форма делается по внешним габаритам под больший мотор, а по отверстию в блоке для гильзы цилиндра – под меньший. Поэтому в меньшем моторе больше «мяса». А для следующей модели это отверстие либо слегка растачивается и в него ставится гильза цилиндра большего диаметра, либо в форму устанавливается вставка под гильзу большего диаметра, что увеличивает рабочий объем двигателя и делает его слегка более короткоходным. Но лишнее «мясо» из отливки удаляется! И хоть гильза имеет чуть больший диаметр, и она не из литейного алюминия, а из более тяжелого металла, разница в весе может быть даже в пользу более крупного мотора! Что мы и видим из данных по весу двигателя. Поэтому я привел отдельную колонку, где указана мощность мотора, отнесенная к его весу. Абсолютным чемпионом здесь является ASP36A. Этот параметр (2.92) выделен красным цветом. А вот по критерию цены ($39.99), победителем является двигатель ASP21A. Возможно потому, что у него нет пары.
Характеристики двигателей ASP для моделей самолетов Данные производителя (из инструкции по эксплуатации)
Примечания: *) Цифры в обозначении модели двигателя указывают рабочий объем цилиндра в кубических дюймах. Например, ASP12A имеет рабочий объем 0.12 куб. дюйма. **) По материалам сайта
Адреса интернет магазинов: SDS Hobby ( НК ( GravesRC (
Наконец подходим к цели нашей статьи – к выбору. По критерию цены выбор понятен – это ASP21A. Но у нас есть второй критерий – универсализм! По этому критерию двигатель одной модели ASP21A нас не должен устроить. Для следующей модели, классом повыше, придется купить другой движок – помощнее. Значит, заплатить еще одну цену. Здесь надо заметить, что наиболее распространенным, так называемым «народным» классом, является 40-й. Большинство продаваемых в наборах моделей принадлежат этому классу. То же самое наблюдается и в количестве доступных в сети чертежей для самостоятельной постройки. Поэтому, если вы можете себе позволить купить мотор этого класса, то ориентироваться лучше всего на ASP46A.
Лично я, когда после очень длительного перерыва вернулся в моделизм, то первым мотором купил ASP28A. Под него была построена кордовая пилотажка, но летать на ней я больше не собираюсь, и поэтому мотор был с нее снят. Теперь он лежит без дела, и я думаю, что бы под него построить? А вот следующим мотором был как раз ASP46A и он сейчас стоит на модели, а при случае встанет на другую модель «народного» класса.
Однако больше всего мне нравится мотор ASP36A. Не зря же он чемпион по удельной мощности! Конечно, у меня свои пристрастия. Для меня большие модели проблемны. Они занимают много места. И хоть они лучше летают, но неудобны в транспортировке и хранении. А вот «межклассовость» мотора ASP36A позволяет ставить его как на небольшие модели, к которым рекомендуется мотор 25-го класса, давая хороший запас мощности, так и на модели покрупнее. У меня два мотора ASP36A и я установил для этого двигателя диапазон применения в весе модели до 2-х кг и в размахе крыла до 1400 мм.
Привожу примеры моделей из ARF-наборов для ASP36A. Разумеется, это не реклама.
Тренеры
Полукопии
Пилотажные
Но это всего лишь мои рекомендации, а выбор остается за вами. Я только надеюсь, что приведенная в этой статье информация сделает ваш выбор более осознанным, потому что описанный подход применим и к двигателям от других производителей и не только к двухтактным.
Успехов в творчестве!
Ю. Арзуманян yuri_la |