Caproni Ca.316 - продолжение |
Изготовление авиамоделей - Изготовление полукопий | |||
Автор: Алексей | |||
Страница 2 из 2
В качестве 3D редактора использовал традиционно SketchUp, хотя чтото сним не заладилось од конец проектирования и он в конце концов стал портить мне модель.
Когда дошла очередь до печати, а это ни много ни мало около 60 страниц, то размеры стали меня пугать (хотя, как позже выяснилось, Капрони 316 оказался не намного больше предыдущего Ки-15).
Файлы для скачивания:
Крыло решено было делать с использованием бальзы и хотя опыта работы с ней небыло, но рядом с моим домом открылся судомодельный магазин
Первоначально думал делать полностью разборный самолет(отделялись: нос, хвост, поплавки, консоли крыла), но по мере строительства и осознания, что вес расченый в 950 грамм спокойно может привысится в полтора раза, остановился на варианте с сбемным крылом и поплавками. Вырезал центроплан из 3мм бальзы. По началу получалось кривовато, видимо бальзу чуть повело при склеивании, но гнет из диска гантели спас моё будущее крыло. Масса центроплана без обшивки и клея 35 грамм. Параллейно с крылом, шло и строительство фюзеляжа. Он представлял из себя смешанную конструкцию:
Начал с внутренней части:
вот что получилось: Конструкция получилась хлипковатая, чтобы ее начать склеивать, поэтому стал вырезать обшивку и уже к ней приклеивать заготовки из бальзы. Днище оставил на следующий день, по этому оставил сушиться в таком импровизированном стапеле. Клеил Титаном: Приклеил задний шпангоут и дно фюзеляжа контрольное взвешивание показало 64 грамма Работу контролировал мой младший сын:) Оказалось я прошлый раз забыл приклеить предпоследние нервюры. Хорошо что вовремя заметил, до обклейки обшивки. Вклеил "пластину" для прикручивания саморезами крыла к фюзеляжу. Она состоит:
вклеил первую бумажную направляющиую: т.к. трубки в консолях у меня будут вклеиваться в нервюры, диаметр отверстий у них естественно меньше, по этому высверливал я их по месту, приложив нервюру консоли к нервюре центроплана, вот таким образом: Т.к. время к концу конкурса поджимало, решил делать крыло цельносъемным.
Коли решил, что крыло будет не разборным, значит будем упрощать конструкцию. Контур крыла начертил по месту на кальке, под строгим наблюдением сына Нервюры по месту расширил наклеиванием потолочки. Основание крыла состоит из пяти частей: центральная, две средние и две крайние. Направляющие решил оставить, предварительно намертво приклеив по месту. Провел контрольное взвешивание. 88 грамм. Тяжеловато... Приклеил вторую часть нижней обшивки. Вроде ничего не повело. купил себе вч модуль Начал делать вторую часть фюзеляжа РВ по технологии, принятой на ки-15. В качестве лонжерона использована стальная тяга (где-то 6 грамм). Правда т.к. спешил, то приклеил ее не стой стороны потолочки ( на фото только заметил неудачный срез ), по этому после приклеивания верхней части, придется применить шпаклевку. Две половинки РВ, буду соединять такой "загогуленой" (хочу уже спать и мозг уже не соображает,а дети не спят...), сделанной из спицы зонтика. По началу хотел сохранить родной шарнир, но покрутив в руках решил, что люфт великоват и поставил вместо него стандартное крепление для тяги. Надо будет не забыть обмотать крепление нитками на клею, чтобы его не вырвало от тряски например. надо также обратить внимание, что рычаг, к которому крепится тяга, должен быть несколько не симметричен, иначе будет цеплять за борт модели. Сделал небольшую примерку ("загогулина" стоит вверх тормашками и тяга от сервомашинки будет подходить снизу РВ). тут просто примерил как будет стыковаться фюзеляж Сделал петли из запчастей зонтика петли вклеил через каждые 150мм На случай использования колесного шасси, вклеил в кормовую часть фюзеляжа кусочек линейки правда оно будет не как у CA.310 Idro полуутопленое в фюзеляж Что-то я прикинул и решил, что хвост придется даже дозагружать и вклеил серву с хвостовое оперение. Сервопривод HXT900 с длинным проводом. сам стабилизатор состоит из двух слоем потолочки. В качестве петель использую армированный скотч. Приклеиваю элероны главное при вклейке петель расположить их так, чтобы они потом вращались все в одной плоскости. Для надежного крепления петель, на них можно нарезать резьбу например или просто загнуть под 90 градусов кончик петли(думаю 5 мм будет достаточно). при помощи наклеивания четырех полосок из потолочки, придал передней кромке элерона, при помощи шкурки, почти каплевидную форму и стал вклеивать его в крыло: возможно, длину петель, которые вклеиваются в лонжерон, следует делать разной длины, чтобы их было проще вставлять в отверстия навесил оба элерона Дошла очередь и до приклейки стабилизатора. Все встало ровненько, а вот размер РВ левого борта почему-то не совпал. Ничего, подрежим лобзиком. так же вклеил дополнительный шпангоут: вставил "вырезы" над стабилизатором на их прежнее место: Приклеил переднюю кромку верхней обшивки После примерки верхней обшивки хвостовой части фюзеляжа, решил обзавестись дополнительным полушпангоутом: Начал делать выкройку для правой стороны, т.к. плотной бусаги у меня не оказалось решил размечать ее на потолочке по месту: До конца конкурса осталось совсем чуть-чуть , по этому будем все упрощать. Крышу фюзеляжа решил делать не выпуклой из одного слоя потолочки, а из двух слоев с последующей обработкой наждачкой (так быстрее). Начал формировать фонарь: Вид глазами пилота: Задумался о креплении крыла. Раньше я хотел, чтобы передние штыри были в крыле. но подумав решил убить двух зайцев и расположить их в фюзеляже, причем они будут выходить спереди для сменного носа фюзеляжа, так и позади для крыла. Сменный нос даст мне возможность быстро получить сухопутный вариант Са.310. В качестве направляющих решил использовать 5мм деревянные палочки от леденцов аля петушок. Что-бы направляющие никуда не повело, сделал оправку из деревянной пластины, неизвестной породы, но прочнее бальзы, но чем-то ее напоминает. встало идеально(три раза тфу) В крыло будет входить 10мм, думаю этого будет достаточно.
решил начать обшивать крылья потолочкой. Так же как то легко надорвалась потолоска(под АКБ от шуруповерта), благо это закроется мотогондолой и видимо когда приклеивал выкройку к передней кромке, сдвинул ее на 3мм. Где эти 3мм уплыли, вклеил вставки из кусочком потолочки.
Пока крыло сохнет, решил сделать крышку доступа в фюзеляж. крышка представляет из себя два слоя потолочки с врезанными, в первый слой, магнитами. В последствии в этой крышке появится отверстие, под турель (планируется съемной), усиленная из внутри 1мм бальзой Собственно сохнущее крыло(Отклонение элеронов получилось +30 -45 градусов) зашиваю центральную нижнюю часть крыла. Лонжероны пришлось нарастить потолочкой. пока сохнем, наметил вырезы под мотораму (линейка 240мм). В разрезе деревянная часть моторамы будет выглядеть, как передернутая Т Добавил шипчики для точного позиционирования крышки. Шипы из деревянного шампура примерно 3мм в диаметре. Т.к. вверх у меня двухсойный, то они входят только в первый слой
время поджимает, поэтому съемная половина фюзеляжа откладывается.Решил приклеивать на титан. вырезал в крыле место под нижнюю часть моторамы деревянная часть моторамы будет выступать примерно на 70мм приклеил и вроде даже ровно. Вид сверху: Вид снизу. За одно придал крылу правильный профиль Контрольно взвешивание. Пока крыло по массе получается легче чем у моего КИ 15 тоже самое с электроникой, которая будет стоять в крыле Приклеиваю вверх хвостовой части фюзеляжа. Второй слой потолочки будет в нахлест, за одно начал шпаклевать(фото не получилось,т.к. вынужден был работать без вспышки) его Начал делать упрощенный нос 316-ого В основном делал все по месту, лишнее сточится Решил усилить лонжерон пластиковой трубкой(он оказалось более крепкой, чем трубка от зонтика): дополнительно обклеил его потолочкой
Примерил нос фюзеляжа и решил, пусть он стоит постоянно, т.к. времени все равно нет уже почти. Сделал не управляемый хвост: врезал и прикрутил сервы в крыло (площадки от Алисы ): продолжил обшивать крыло, предварительно вклеив дополнительные лонжероны и закрыв законцовки крыла кусками потолочки, для последующей обработки Вес фюзеляжа 206 грамм и максимум увеличится еще на 50 что-то долго крыло сохнет, но тем не менее начинаю делать мотогондолу. Нижнюю часть сделаю из 3мм бальзы, которую удалось сегодня купить. Пока примеряюсь на заготовках из потолочки (на фото вид на мотогондолу с нижней верхней стороны) С главным помощником комбинируем в натуральную величину стойку поплавка Начал делать крепление стоек. Оно представляет из себя два сточенных алюминиевых уголка 25х25 толщиной 1мм. Трубки алюминиевые от телевизионной антенны. Конструкция получилась прочной, что даже подумываю не делать поперечную трубку. Винты крепления трубок заменю на М2. Вес конструкции с двумя трубками 64 грамма, но есть резервы для облегчения уголков. Начал строительство поплавка В местах стыков обшивки, решил использовать двойную потолочку. Борта поплавков зашил Пока они сохнут, сделал два клина из бальзы для стоек. Выравнивал их по обычному строительному уровню. Сначала выровнял крыло по горизонтали, потом проверил стойки по вертикали и для надежности по горизонтали начал воять мотогондолы Приклеил основание моторамы на свое место, за одно установил крепление двигателя, которое состоит из двух асимметричных алюминиевых уголков 25х25х1. Сами уголки крепятся к линейке при помощи винтов. При попытки приклеить выравнивающий уголок под стойку, он предательски начал скручиваться, пришлось поставить его сушиться его под гнет. При склеивании бальза уползла,но в правильную сторону:)
Пока клеится нижняя обшивка поплавков, решил установить двигатели. Сделал примерку с 11" и 12" винтами. 12", он ближе на фотографии, уже великоват за одно начал делать крепеж крыла при помощи усовой гайки, предварительно смазав усы клеем и просверлив небольшие отверстия под шипы, т.к. без отверстий гайка отказывалась врезаться в линейку(это мне стоило одного нейлонового винта) с обратной стороны крыла вклеил планку из плотной древесины и уже через эту планку начал усаживать гайку на место(вклеено ровно-это фотоаппарат исказил кромку крыла) Т.к. в фюзеляже днище у меня из 1мм бальзы, в месте крепежа вклеил линейку вот собственно прикрученное крыло и я начинаю делать выкройки (по месту) для съемного капота мотогондолы Начал делать зализы крыла, правда они будут крепиться кв фюзеляжу, на не к крыл Ждем полного высыхания и потом лишнее сниму шкуркой. Решил наконец поставить стойки на крыло, в итоге выменял что-то, чтобы не попасть в лонжерон и в итоге благополучно попал и прямо по центру Чтобы не резать крыло, решил вклеить в отверстие деревянный шампур подходящего размера тут собственно сама стойка, Выступающие части винтов срежу гровером сегодня вечером только успел поставить верхнии полушпангоуты, урощенной формы, на поплавок, да придать правильную форму зализам крыла Сегодня до конца обшил нижнюю часть поплавка и параллельно начал клеить мотогондолу. Нижняя часть будет не съемной, поэтому клею шпангоуты прямо на бальзовую площадку мотогондолы. Обшивка будет формироваться узкими полосками потолочки, с последующей шлифовкой. обшил половину мотогондолы и провел контрольное взвешивание пришла очередь второй мотогондолы крыло сохнет и весит уже 800 грамм С гермитизацией крыла мне кажется все просто, я просто пропущу их по центру крыла и залью отверстие герметиков.
Сегодня заклеивал лишние отверстия в крыле, сделал вентиляционное отверстие в капоте и напротив него приклеил площадки для регулятора. Начал заделывать верхнюю часть мотогондол. Вообще то я их хотел сделать из цельного куска пенопласта, но в очередной раз забыл его на даче. Поэтому мотогондолы будут наборными и потом по месту вырежу люки для доступа к агрегатам. решил сделать имитацию двигателя С цилиндрами чуть ошибся, надо было сделать их несколько Т-образными и выдавить ребра охлаждения. Делаю внешнюю часть капота. Сейчас он установлен задом на перед, так удобнее клеить примерно мотогондола будет выглядеть так: Вес крыла в сборе однако стремится к 900 грамм. Тяжеловато... Зашил полностью одну мотогондолу и сделал в ней отверстие для доступа к регулятору. Все соединения проводов перенес в район регулятора. Теперь думаю, как лучше сделать вывод воздуха охлаждения, чтобы уменьшить попадание воды на электронику это как на оригинале: p.s. сделал площадку под АКБ. Она представляет из себя пластину, из 3 мм бальзы, которая вклеена во внутреннее основание 2 и 3 шпангоута. Для крепления АКБ, по верх нее, при помощи Титана наклеил жесткую(с крючками) часть липучки для одежды. чуть облагородил нос, обшил нестыковки носа с фюзеляжем потолочкой и зашкурил. Вроде неплохо получилось
наконец то занялся настройкой турниги. настройка разнотяга сделана при помощи использования 3-х миксов, для управления двумя двигателями:
и так флапероны: собственно как это работает начал доклеивать вторую мотогондолу, сделал площадку под стабилизатор FY-40A Flight Stabilization System с родным креплением на основе двухстороннего скотча и собственно говоря закрепил остальную электронику небольшая фотосессия с колесами: сделал турель из потолочки. Пулемет из зубочистки и крохотного кусочка бальзы. Примеряю поплавки при помощи двухстороннего скотча присоеденил поплавки и проверил центровку по крайним точкам выставил поплавки параллельно потом аккуратно открутил уголок от стоек и при помощи двух винтов М3 прикрутил уголок к поплавку. Тут просто решил сравнить размеры с ки-15. У японца явно меньше площадь РВ, а так они почти одинаковые. Массу итальянец набрал за счет второго мотора с регулятором и поплавков
Небольшие ходовые испытания
Давно хотел попробовать алюминиевый скотч. В статике, в ванной, тестовый поплавок провел неделю и вздутий и протечек я не заметил. Возможно это из-за того, что я делаю большой нахлест, в 5-10мм. затем заклеил линейку потолочкой, что думаю не есть хорошо, надо было бальзой ( но я боялся набрать вес ), она менее подвержена деформации, когда притягиваю уголок стойки. Собственно что получилось: Итого набрал всего 16 грамм. Изменил наклон двигателей и чуть сдвинул их вперед испытал поплавки. Груз в центре тяжести модели 1.7 кг Сделал несколько нововведений
С трудом разместил самолет для покраски закрыл уже покрашенную имитацию двигателей Красить начал с хвоста, предварительно заклеив бумажным скотчем руль направления и место под белую полосу на фюзеляже Потом решил, что лучше начать с низа фюзеляжа, но не подумав покрасил и низ поплавков(краска кончилась) Красим фюзеляж
для покраски потребуется:
На фотографиях как то плохо краска выглядит, чем в реале:( И так наступил день испытаний. Погода как всегда не радовала и если в начале дня ветер был умеренный, то к нашеру приезду на место, стал сильно порывистый.
Решили, что обойдемся без полета, но сделаем несколько подлетов. По началу все пошло более менее хорошо, первый отрыв был по самолетному и можно сказать идеальный, мне даже не пришлось воспользоваться рулем высоты и корректировать курс. Как только самолет оторвался и пролетел пару метров я взял стик на себя и самолет послушно стал подниматься, но тут же мне пробило в голову, что в такой ветер, я не смогу вернуться, поэтому отпустил стик РВ в нейтраль и убавил газу. Самолет послушно выровнялся за счет стабилизатора полета и совершил на мой взгляд идеальную посадку, рядом с местом, где я его засадил в водоросли так, что пришлось воспользоваться аэроглиссером для спасения Дальше, лучше. Ветер все усиливался и я понял, что не смогу развернуть самолет в обратное направление, т.к. неуправляммый хвост, работал как отличный флюгер:( К тому же ветер поменял направление и мы стали дрейфовать в камыши, откуда я бы не вытащил самолет даже аэроботом. Я предпринял, несколько попыток уйти с неправильно направления движения, при этом совершил несколько подлетов, но все было тщетно В доволь наморозившись и разрядив АКБ решил отправить самолет в полет, в надежде, хоть как то вернуть самолет И так, разбег, плавный отрыв, подъем на высоту 10 метров, попытка сделать растянутый разворот и тут я краем глаза вижу, что разворот будет слишком растянутым и вот-вот потеряю самолет из виду из-за мыса, а там люди, гаражи и футбольное поле, где коллега по хобби испытывал очередной кордовый самолет Мигом принимаю решение свалить самолет в штопор, стик РВ до упора от себя и влево. В мгновение самолет скрывается с глаз. Грохот упавшего самолета был такой, что перед глазами всплыли жуткие картины из ветки форума "Над машинами не летать". Бегу с сыном к семту падения и о чюдо, самолет на земле и сломаны всего две консоли крыла Немного хроники для сравнения: Видео:
Выводы: Решили со старшим сыном не тянуть до лета и закончить ремонт крыла к следующим выходным. Продолжение следует... |