Не смог удержаться, что бы не показать эту статью про мой любимый самолет.
Все мои записи носят чисто дневниковый характер, для себя и друзей, которым может будет интересен процесс изготовления модели этого необычного и замечательного самолета, мои поиски, сомнения и достижения.
Прежде, чем перейти к описанию постройки моей модели, несколько слов о создателе этого шедевра и самом самолете.
С середины 1950 годов в СССР начался процесс формирования противолодочной авиации. 4 сентября 1972 года летчик - испытатель Ю. М. Куприянов и штурман - испытатель Л.Ф.Кузнецов подняли в воздух с аэродрома ( обращаю внимание ) самолет амфибию вертикального взлета и посадки ВВП - ВВА -14. Самолет находился в воздухе около 1 часа.
У конструктора Роберта Людвиговича Бартини (Роберто Орос ди Бартини ) ОКБ Г. М. Бериева , малоизвестного широкому кругу общественности и так же авиационным специалистам,на счету было множество прекрасных самолетов. Такие, как ЛЛ-1,ЛЛ-2 (1927-1929 г.г. ), МБР, "ЭИ", "Сталь-6", "Сталь -7",МДР, МТБ ...1942г. "Р", "Р-114" (сверхзвуковой перехватчик нового типа), "СЛК" (1952-1957 г.г. ) и др.
Я не буду подробно останавливаться на них, кто заинтересуется, тот найдет и посмотрит, советую. Он был не только выдающимся конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем Советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны : Королев, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев, и многие другие.
По непроверенным данным , при проектировании самолета Валькирии Норт Америкен пользовался бумагами, спертыми в СССР, с рассчетами большого сверхзвукового самолета (1950 г.) никого иного , как самого Бартини...Возможно, что это всего лишь легенда...
С.П.Королев сказал :-"Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. С.П.Королев называл его своим учителем.
Основой самолета ВВА -14 послужил самолет амфибия ДАР (дальний арктический разведчик) проект МВА -62 (1962 г.)
Построен он был по схеме "бесхвостка", в производство были запущены два экземпляра "1М" и "2М2. И только 11 июня 1975 года самолет совершил взлет с воды, с полным выпуском и уборкой поплавков. Всего было совершено 107 полетов.
На этих фото видно, как используются выпускные поплавки при посадке и взлете с водной поверхности. Это очень существенное отличие этого самолета-амфибии. Так он выглядит сейчас. Аналогов этому самолету пока нет!
Несколько слов о чертежах... Просто их нет, кроме вот этого...
Меня очень прельстили некоторые моменты в конструкции самолета, хочется воплотить их в модели. Схема - центроплан-летающее крыло с консолями и бортотсеками, т.е. сложное , составное крыло. Взлетно - посадочное устройство с поплавками ( пневматическое взлетно -посадочное устройство-ПВПУ ) длиной 14 м. и диаметром 2,5 м. Заманчиво!
Используемые материалы : пенополистирол, потолочка, деревянные линейки, сосновые рейки (оконный штапик), клей "Титан", клеющий пистолет, скотч.(разный). А вот таким чертежиком я буду пользоваться. С него и начинается изготовление модели.
Вот основные размеры и ориентировочная электроника. Размах -1530 мм. Длина -1350 мм. Высота (максимальная - 360 мм. ) Маршевые двигатели - импеллеры ADH 300L 5800 Об/в. Тяга (каждый ) 386,12 г. при 11,1 В. Мощность 266,8 Вт (2 шт.) Сервомашинки - НХТ900, НК15148В (4 шт. элероны и РН), цифровые с мет . редуктором 19 г. 2,8 Кг. /0,14 сек.(4 шт.поплавки) , 928ВВ 2,0 Кг. /9 г. / 0,13 сек( 2 шт. РВ). ( Моторы -L-2210 -1400об.в. (210 Вт. ) 2 шт. ), EC-28-12 1534Kv (2 шт.), Регуляторы -50А (2 шт.)и 20А (4 шт.), винты (ориентировочно )5х5 или 6х6, Акк. -1300 3S (2 шт.)2200 3S (1 шт.)
В процессе работы возможны замены. Хотелось бы поставить ретракты, но не потяну по финансам.Их нужно целых 4 шт. (переднее колесо, нижнее - подфюзеляжное шасси по типу планерного , и 2 боковых , подкрыльевые).
Миниатюры
Раскраиваю плиту пенополистирола на нужные куски. Центральный фюзеляж и боковые, несущие поплаки, балки.
Крылья и центральная часть делаются из потолочки, в один слой с вставлением лонжеронов. По передней кромке крыльев пропускаю 15 мм. ширины полоски в два слоя и стачиваю их на "ус". Элевоны вклеиваю заранее на двухсторонний скотч, в трех точках.
В средней части фюзеляжа (экране), по передней кромке тоже самое. Лонжероны делаю из оконного штапика, приклеиваю вдоль основного лонжерона из пенопласта (он служит в основном для приклеивания верхней пластина крыла ( на фото его не видно за пенопластом). Самые толстые части крыльев и экрана 38 мм. (30 мм + верхняя и нижняя пластины из потолочки 4 мм. +4 мм.=8 мм. Итого 38 мм.) Толщина боковых балок 50 мм. , высота 100 мм. Центральный фюз. -100 х100 мм.
Готовые крыль. Примерка.
Центральная часть и бортотсеки разрезаются по горизонтали пенорезкой , все лишнее из них удаляется.
С нижней стороны центрального фюза делается люк для доступа к электронике и аккумулятору. Видимо будут большие проблеммы с определением ЦТ. Сделаны колеса передние и подфюзеляжные (основные) .Использовались донышки от пивных банок и пенопласт (5 слоев). Решил использовать пенопласт потому, как при взлете с травы мягкие колеса создают большое сцепление и тормозят.
Большую озабоченность создают выпускные поплавки. На оригинале они резиновые и выпускаются при помощи сжатого воздуха(надуваются).
В моей модели хочу использовать сервомашинки для выпуска поплавков, прорабатываю кинематическую схему привода. Для нормального выпуска нужно ставить 4 сервы, что бы работали синхронно, иначе будут перекосы и заклинивание. Выводятся на 5 или 6 канал, на вертушку. Пока это эксперименты.
Боюсь, что придется отказаться от этой затеи и обойтись простыми бортотсеками, без выпуска поплавков. Для меня эта задача слишком сложная, и вес прибавляет значительный. Вообще ВВП очень заманчиво конечно, но тоже требует установки нескольких моторов с винтами (на самолете стоят 12 ТРД и дополнительно по бокам центроплана стоят еще два ТРД для поддува под крыло) для обеспечения нужной тяги (минимум 4).
Я думаю, что задача моей мдели состоит в достижении похожести на прототип, взлета с земли и достижения экранного эффекта (полета на малой высоте) , что достичь в моделях очень сложно ( при малых скоростях ). Модель приобретает нужные очертания.
Выросли крылья. Примерка мотогандлл.
Какая - то непривычная конструкция. Вот так сейчас выглядит "Барти ", так я решил назвать свою модель-" Барти - 01". Тушка планирует классно. Нашел вот такую фотографию, кто -то сделал модель этого самолета, копию из аллюминия , пластика и дерева. Здорово!В настоящее время получил импеллеры, примеряю. Вот так выглядит с поплавками и на воде. Пока все примерка, без окраски... Последние штрихи. Опробовал импеллеры, вибрации нет. тяга хорошая, думаю хватит. В крайнем случае поставлю еще один импеллер снизу. Наступает волнительный момент. Мандражирую...Впереди проба взлета!!!
Подготовка к первому полету. Погода дрянь, постоянно идет дождь!
Теги:
|