Приближался день рождения старшего племянника, которому достался передатчик от моего Мустанга (см. статью «Лето Мустангов») для подготовки будущего пилота с помощью симулятора FMS. Поскольку он уже большой мальчик (ему исполняется 34), то я решил, что ему подойдет большая игрушка. Некоторое время размышлял над тем, не подарить ли ему что-то готовое. Но RTF-набор дарить было безыдейно, так как аппаратура + зарядка с балансиром + переходник USB для симулятора уже имелись. А ARF-набор все равно пришлось бы самому собирать, да и качество продаваемых моделей как-то не вдохновляет, не говоря уже о цене.
Поэтому было принято решение строить самому. Соответственно были выбраны основные проектные параметры и сделан габаритный чертеж. Результат виден на снимках, но облет еще впереди. Хотя на основании получившегося результата неприятных неожиданностей не предвижу.
Понятно, что начинающему пилоту, который вообще авиамоделизмом никогда в своей жизни не занимался, следует предлагать только классический тренер-верхнеплан. Но раз уж такая задача самостоятельной постройки возникла, то я заодно проверил на этой модели некоторые технические решения, которые планирую использовать в дальнейшем. Именно поэтому и решил написать обзор с отчетом о постройке, полагая, что коллегам-моделистам кое-что здесь может пригодиться.
Сразу отмечу, что жестокой борьбы за вес не было. Более того, я считаю, что очень легкой моделью, которая реагирует на малейший порыв ветра, новичку будет сложнее управлять. Приоритет отдавался техническим решениям, дающим большую структурную прочность модели. То, что новичку чаще всего бывает гораздо важнее. Наконец, размер модели тоже важен, и строить модель меньше метра размахом не хотелось из-за худшей различимости самолета в полете. К тому же общепризнанно, что большие модели при прочих равных условиях лучше летают. И последнее. Поскольку взлетная полоса в предполагаемых местах полета отсутствует, то взлет будет осуществляться с рук, а посадка в траву. Основной материал для постройки – «Теплон» (аналог потолочки), размер листа (реальный) – 995х495 мм, толщина 3 мм. Кое-где обрезки потолочки тоже использовались (она толще на миллиметр и прочнее).
Итак, что получилось.
Размах – 1060 мм
Габаритная длина – 940 мм (длина фюзеляжа – 830 мм)
Взлетный вес – 492 г
Площадь крыла – 19,2 кв. дм
Нагрузка на крыло – 25,6 г/кв. дм
По данным производителя мотор должен выдавать тягу от 400 до 900 г с винтами от 10х5 до 10х6. А регулятор рекомендуется 30-амперный. Но я поставил пока очень легкий винт 8х4 и регулятор на 20 ампер. Поскольку нагрузка на крыло получилось достаточно низкая, то и так полетит. Для начала медленно и низко, а там посмотрим, насколько пилот окажется способным. Позже можно будет и добавить тяги с более мощным регулятором и винтом потяжелее.
Я постараюсь в этом обзоре больший акцент делать на рассказе об отдельных элементах конструкции модели, нежели на общей инструкции по сборке. Таковых на RC-Aviation и так достаточно и очень даже подробных и доходчивых. При этом хочу отметить для тех, кто собирается строить что-то похожее, что все тренеры-верхнепланы внешне не сильно отличаются друг от друга и здесь трудно быть оригинальным, а главное не нужно. Просто именно этот самолет своими схемными решениями больше напоминает ДВС-тренер, нежели электро-тренер из потолочки типа Цессны. Например, сервомашинки хвостового оперения стоят в фюзеляже, и внутри проложены боудены для вывода тяг к РВ и РН. Тяга РВ вообще полностью спрятана и идет точно по оси фюзеляжа и выходит сзади.
В качестве тяг взята струна от карниза, которую я впервые в своей практике использовал по чьему-то примеру, но, по правде говоря, результат мне не понравился и вряд ли я буду ее использовать в будущем. Сервы хвостового оперения мощнее, чем на элеронах. Они стоят далеко и должны дополнительно преодолевать трение в боуденах. Фиксаторы тяг фирменные, они удобнее самодельных из электротехнических разъемов.
Боудены сделаны из коктейльной соломки. Но они коротковаты, поэтому заведены в каналы небольшой пластины из коропласта, которая выполняет одновременно функцию силового элемента, связывая два шпангоута фюзеляжа за крылом.
Кстати, такая же пластина используется в качестве силового лонжерона крыла. Она поставлена на ребро и вклеена между двух накладок их потолочки. Крыло наборное, не имеет поперечного V, поэтому пластина цельная. Профиль крыла – плоско-выпуклый. Изготавливается оно традиционным способом. Сначала на нижней обшивке размечаем крыло в плане и вырезаем.
Потом устанавливаем лонжерон и клеим силовой набор из полунервюр. На переднюю кромку наклеиваем полоску потолочки, сточенную спереди до клиновидной формы.
Сервы элеронов установлены лежа на боку, качалки выведены вниз через прорези в обшивке крыла. Для машинок сделаны домики из пеноплекса. Верхняя обшивка крыла предварительно аккуратно и не спеша гнется на горячей трубе отопления. Элероны отрезаются до приклейки верхней обшивки. Лонжерон по задней кромке из двух полосок потолочки, между которыми вклеиваются петли (полоски из какой-то пленки) для навески элеронов. Петли остались от Формозы (см. статью «Шасси, крылья, хвост»), на которую я не рискнул их поставить и не зря. А кабанчики, кстати, поставил от Фокуса, упомянутого в той же статье. Там они тоже явно слабоваты, а здесь в самый раз.