При изготовлении данного планера я решил воспользоваться ступенчатым профилем крыла. Это достаточно простой способ изготовить крыло, так же мне было интересно, а насколько такой профиль лучше обычного?
Честно говоря, действительно превосходства ступенчатого профиля я не обнаружил, но, возможно это потому, что я прокладывал провода сервомашинок в уступ, а, по хорошему, стоило его спрятать вглубь пенопластового "мяса" крыла.
Ну да ладно. Планер получился очень легким, выпаривает в слабых термиках вполне прилично. Правда, в силу своего малого веса наиболее хорошо себя чувствует в безветрие или в ветер до 3 м/с.
Мотор на этом планере стоит 9-ти граммовый, я использовал этот электродвигатель в Маноне, аккумулятор тоже от туда. Тяги хватает едва-едва. Вертикального взлета нет, но, зато и вес планера из потолочки небольшой.
Технические характеристики планера из потолочной плитки: Полетный вес 134 грамма Размах крыла 1000 мм (включая проекцию законцовок)
Альтернативные наборы электроники смотрите в статье Авиамодель Птиц-мелколет, за исключением 3.6 граммовых сервомашинок все остальное было взято от него.
Моя мотоустановка выдает 115-120 грамм тяги. Не хотлайнер, но забраться ввысь, а потом планировать вполне позволяет. Только не гоняйте долго на полном газу!
Скачать чертежи авиамодели планера из потолочки можно в конце статьи.
За основу взял планер Glider 400, из доработок - элероны и немного другая форма законцовок. По последнему - ну так уж получилось :) Впринципе подойдет чертеж любого планера. Основная цель статьи показать простоту изготовления небольших моделей планеров.
Изготовление начинается с нарезки потолочки. Распечатайте чертежи и сделайте нарезку заготовок для авиамодели.
Первым делом изготавливаем консоли крыла. Это очень просто, склеиваем шаблоны между собой. Только аккуратнее с клеем!
Если используете Титан, то делайте сетку из клевых линий с обеих сторон склеиваемых деталей, это позволит уменьшить полетный вес нашего планера без уменьшения прочностных характеристик авиамодели. В центральную часть желательно вклеить лонжерон из отрезка линейки или бамбучин. Я это не сделал и поэтому мне пришлось делать лонжерон сверху.
Для того, что бы детали консоли крыла склеились ровно и без пустот я использовал линейку и тяжелые подручные предметы.
Фюзеляж можно склеить просто коробчатым, но, поскольку размеры его весьма малы, то есть вероятность, что при резком пилотаже его будет изгибать, для уменьшения подобного и увеличения площади приклеивания днища вдоль нижней части фюзеляжа радиоуправляемого планера наклеены стрингеры из потолочки, это просто отрезки шириной 5-6 мм. Они наклеиваются на обе боковины с внутренней стороны.
В задней части под стабилизатором делается утолщение, это пара слоев потолочки сточенных от носа к краю.
Сборка боковин фюзеляжа включает в себя вклейку шпангоутов и утолщения под стабилизатором.
Тут главное соблюсти ровность и перпендикулярность шпангоутов.
Киль из одинарной потолочки с неуправляемым рулем направления вклеивается встык, для того, что бы он хорошо держался я использовал зубочиску разделенную пополам. Сначала острой частью протыкается канал по центру толщины киля, потом туда вставляются половинки зубочиски на клею и ждем пока клей схватится. В передней части киля наклеены утолщения для фиксации киля боковинами фюзеляжа. По передней кромке и верху киля пускаем располовиненную бамбучину, это позволит килю гораздо лучше выполнять свои функции в полете и увеличит его прочность.
Стабилизатор с рулем высоты делается так же из одиночного слоя потолочной плитки. Крепления руля высоты производиться с помощью скотча. Более подробно про эту технологию вы можете прочитать здесь. Так же стоит посмотреть фотоинструкцию про изготовление Мустанга из потолочной плитки, там стабилизатор с РВ так же делается из потолочки одинарной толщины.
Так как стабилизтор имеет достаточно большую площадь, то по низу делаем укрепление из бамбучины. Я проштробил углубление с помощью наждачной бумаги сложенной пополам и вклеил в него бамбучину.
Сборка хвостового оперения делается следующим способом. На заднюю часть фюзеляжа с утолщением наклеиваем стабилизатор, а сквозь него протыкаем бамбучины киля, потом вытаскиваем их, заполняем отверстия клеем и вставляем киль вторично, остается только дождаться когда клей полимеризуется.
Нижняя часть (дно фюзеляжа) приклеивается без проблем, из за стрингеров у нас достаточно места для клеевого шва.
Бамбучины для крепления крыла ввклеиваются впритык к шпангоутам. Я дополнительно проклеил их к шпангоуту отрезками потолочки (4-5 мм) сверху и снизу. Именно переднюю бамбучину крепления крыла я и использовал для фиксации моторамы во время полимеризации клея. Сама моторама изготовлена из отрезка линейки. Мотор к ней прикручен с помощью саморезов которые идут для крепления сервомашинок.
Сервомашинка Руля Высоты вставляется за задним шпангоутом, в самих шпангоутах прорезается отверстие по центру через которое протягивается кабель. Я использовал боуден (тонкую проволоку в пластиковой трубке) для передачи движения качалки сервы на кабанчик РВ. Просто приклеил его изнутри фюзеляжа. Местоположение сервомашинки определяем центровкой, всталяем батарейку, крепим крыло и двигаем серву по хвостовой части в поиске точки при которой будет необходимая нам центровка. Верхняя часть фюзеляжа (от крыла до киля) наклеивается в последнюю очередь.
Кабанчики для рулевых поверхностей использовал готовые. Можно, конечно, изготовить их самостоятельно, но я в очередную посылку с Паркфлаера докинул разной мелочевки, для того что бы использовать оставшееся пустое место, ведь там округляют вес и можно "на шару" подкинуть разной мелочевки.
То же самое относится и к петлям. Мне пришел набор штырьевых петель и хотелось их опробовать. Так что элероны были навешены именно на них. Хотя гораздо проще было бы навесить на скотч или использовать одно из 8-ми самодельных креплений.
По задней кромке элероны окантованы располовиненной бамбучиной. Это сделано потому, что ширина элерона весьма малая - 17 мм при длине 250 мм и элерон моет изгибаться. Половинка бамбучины по заднему краю дает дополнительную жесткость.
Как я уже писал выше - крыло получилось хлипковато, поэтому я воспользовался бамбучинами наклееными по второму перепаду высоты в качестве лонжерона. По первому перепаду был проведен кабель сервомашинки, я воспользовался покупными удлинителями, просто не хотелось паять, но удлинители легко сделать самостоятельно. Крепил их к крылу точечными каплями термоклея, капал термоклей с термопистолета в угол перепада толщины крыла и прижимал провод удлинителя, рекомендую прижимать провод подручным предметом, клей весьма горяч и, хотя не оставляет ожога, прижимать пальцем весьма неприятно. Соединения провода сервомашинки с удлинителем прячется в вырезанном углублении, фиксируется парой капель термоклея.
Сами сервомашинки так же закреплены на термоклей, во втором слое вырезана ниша под размер сервы и 4 капли термоклея по углам весьма хорошо фикрсируют серву.
Под штырьевые петли сделаны каналы с помощью зубочиски. Выступающие части петель элеронов смазываются клеем и вставляются в эти каналы.
По средине крыла наклеены отрезки потолочки и половинки бамбучен по переднему и заднему краю центра крыла, это чтоб не проминали резинки крыло.
Последним делом я подклеил 4-х сантиметровый отрезок сверху на нос планера, оставшиеся пространство сверху открыто и служит для вставки аккумулятора. Во время полета оно просто закрывается куском скотча.
На краях крыла я сделал законцовки из 2-х слойной потолочки. Если вам не нужны резкие маневры типа бочек (планер их делает весьма неохотно) то ставьте законцовки под углом в 30-35 градусов, Такой угол позволит радиоуправляемой модели планера самоцентрироваться по крену. Угол около 60 градусов будет гораздо менее влиять на стабилизацию и позволит выполнять более активный пилотаж.
Видео полетов к сожалению нет. В основном я летал на планере в штилевую погоду, а в такую погоду все моделисты норовят летать, а не снимать. Так что опишу поведение планера словами.
Как я уже писал - этот планер требует очень слабого ветра, а лучше его отсутствия. В штиль он легко набирает высоту, а потом планирует от туда, можно ловить термики, выпаривать в слабой динаме.
Из за небольшого веса даже небольшой восходящий поток подхватывает авиамодель. Однако ветер превращает полет в борьбу. Площадь крыла весьма большая для такого слабого моторчика и ветер более 4 м/с норовит унести планерок от места взлета. Но в погожий солнечный денек при штилевой погоде эта авиамодель может доставить вам много десятков приятных минут!
Для того, что бы детали консоли крыла склеились ровно и без пустот я использовал линейку и тяжелые подручные предметы.
Скачать чертежи авиамодели планера из потолочки можно здесь.