Для удобства пользования форумом и поиска информации прошу придерживаться правила: 1 тема = 1 вопрос.
К примеру, если обсуждается настройка передатчика, а у вас вопрос про подключение такого же передатчика к симулятору или вопрос про другую модель передатчика - создавайте новую тему. Если вы новичок в авиамоделизме, рекомендуется прочитать статью Новичку и ссылки с нее.
Исключение только в разделе Вопросы и обсуждения по статьям
Как выложить фото, Как опубликовать видео
С уважением,
Константин.
Модель с ДВС. Проектируем и строим
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Интересный подход! Я о центровке начинал задумываться на этапе готового, пустого планера модели. Раскладывал на нем, в предполагаемых местах установки, потроха и смотрел куда попадает ЦТ. При необходимости сдвигал то что можно двигать, туда или сюда.
Но это я делал на уже существующих моделях, а в случаи проектировки с нуля - наверное так и надо!
Юрий, получается нужно учитывать и вес всех деталей самолета, вплоть до каждой реечки?
- alex-anp
- Шурик (Москва)
- Пилот
- 2590 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Шурик,
Раз вы своим вопросом предвосхитили то, о чем я еще только собирался написать, то приведу наглядный, хоть и очень упрощенный пример. Предположим у нас есть только два элемента: двигатель, весом 300 грамм, расположенный спереди на расстоянии 200 мм от точки отсчета, и хвостовое оперение, весом 20 грамм, расположенное позади точки отсчета на расстоянии 400 мм. То есть общий вес элементов - 320 грамм. Я хочу посмотреть, как изменится ЦТ, если я удлиню хвостовую часть на 50 мм.
В первом случае Хц.т. = (300 * 200 - 20 * 400)/320 = 162,5 мм. Во втором Хц.т. = (300 * 200 - 20 * 450)/320 = 159,4 мм.
Итак, хвост сдвинули на 50 мм, ЦТ сместился на 3 мм.
А если бы я учел все прочие элементы, которые в моем проекте дают общий вес за 1400 грамм, то влияние такого перемещения ХО было бы еще меньше. Отсюда вывод, о котором я уже упомянул выше: элементы надо группировать, а не опускаться до каждого кабанчика или петель навески рулей.
Конечно, если вы строите модель, которую до вас никто не строил, и у вас недостаточно опыта, чтобы угадать центровку, то, либо используйте данный метод (не мной придуман), либо предусматривайте возможность центровкой варьировать за счет смещения тяжелых элементов, типа батареи и прочей начинки. Например, я раньше никогда не строил электро самолетов, к тому же из потолочной плитки. Первый такой самолет для меня был Фламинго (http://rc-aviation.ru/flamingo). Я даже не знал, что сколько весит, кроме официальных данных с сайта ХК. Поэтому сделал заведомо длиннее "морду", чтобы можно было при необходимости ее укоротить, и сделал длиннее площадку установки крыла на 1 см. Ожидал, что будет слегка передняя центровка. Так и вышло. Резать фюзеляж не пришлось, крыло чуть сдвинул вперед.
Успехов!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Наконец-то собрал и отдал все должен был собрать и отдать. Модели, естественно. Появилось время вернуться к теме.
Итак, группируем элементы для расчета центровки. Вот, что у меня вышло:
Позиция Объединенный вес
Двиг, кок, винт, крепеж, капот 362,0
Фюзеляж, фонарь, фурнитура, тяги, клей и пр. 259,0
Основная стойка шасси 36,0
Хвостовая стойка 5,9
Бак с арматурой 38,0
Киль с РН, кабанчик 16,0
Стабилизатор c РВ, кабанчик 31,0
Крыло, элероны, тяги, кабанчики 288,0
Батарея 94,0
Приемник, выключатель, индикатор, кабели 38,8
Серво газа (металл) 15,7
Сервы элеронов 52,2
Сервы хвостового оперения (металл) 75,6
Итого сухой вес 1312,2
Далее надо составить сумму моментов, создаваемых этими компонентами, относительно точки на продольной оси модели, выбранной за начало координат. Этим и займемся...
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Юрий, а можно ли как то связать площади РН и РВ с углами их отклонений?
Чтобы чувствительность одинаковая была. А то столкнулся сейчас, на РН вяловато реагирует, а на РВ слишком бодро.
- AndrStan
- Андрей (г.Реж,Свердл. обл)
- Пилот
- 1861 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Андрей,
Хороший вопрос! Я думаю вам короткого ответа будет достаточно, вы сразу поймете что к чему. Но поскольку тему читают и другие моделисты, я попробую дать ответ более развернутый, с некоторыми упрощениями, объясняющими физику явления.
Смотрите, предположим мы делаем плосколет. Взяли для крыла прямоугольный лист потолочки размерами 100 см (размах крыла, обозначим его L) и шириной 20 см (хорда крыла, обозначим ее b). Поместим в центр прямоугольника O систему координат XYZ. Ось X - продольная ось будущей модели, то есть параллельна центральной хорде крыла. Ось Y - направлена вверх, то есть туда, куда будет направлена подъемная сила крыла. Ось Z- направим вдоль размаха крыла, дополняя систему до правой.
Теперь, отклоняя РВ, мы создаем момент тангажа, то есть по оси Z. А отклоняя РН, мы создаем момент рыскания, то есть относительно вертикальной оси Y. Раз появился момент, то он вызовет угловое ускорение относительно соответствующей оси M = J*e, где J - момент инерции относительно данной оси, а е - угловое ускорение.
А дальше вы можете заглянуть в справочники и увидеть, что момент инерции тонкой пластины относительно оси Z равен Jz = m * b^2 / 2, где m - масса пластины. А момент инерции этой же пластины относительно вертикальной оси Y равен Jy = m * (L^2 + b^2) / 2. Посмотрим, во сколько раз он больше, чем Jz, поделив одно на другое. Получим Jy / Jz = L^2 / b^2 + 1. В нашем случае Jy / Jz = 10000 / 400 +1 = 26
Значит, модель по рысканию будет разворачиваться с угловым ускорением меньшим, чем по тангажу в 26 раз! Мы, конечно, не учитываем все прочие элементы конструкции модели, но все равно, результат показателен.
Что можно с этим поделать? Ну, например, киль с РН вынести чуть больше назад, чтобы плечо для создания момента было больше. Это мы и видим обычно в пилотажных самолетах. Далее, уменьшить удлинение крыла (то есть отношение размаха крыла L к хорде b). Это мы тоже наблюдаем в фанах. Увеличить угол отклонения РН, отсюда усилие и скорость сервы (одна из причин - почему на РН часто рекомендуют сервы с металлическим редуктором!). Вот вкратце...
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Юрий,
еще раз обращаюсь за советом. Уже порядка 3-х месяцев висит заказ на HobbyKing из-за того, что нет в наличии сервы BMS-760DMG Low Profile Digital Servo(Metal Gear) 5.6kg / .18sec / 34g
Пообщался с техподдержкой магазина - ничего внятного не ответили... типа We are so sorry...
Посмотрел по другим магазинам по интернету - картина та же самая, сервы нет в наличии нигде.
Что из имеющегося в наличии на HobbyKing можете посоветовать в качестве альтрнативы.
- A-street
- Александр (Волгоградская обл.)
- Пилот
- 1972 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Может эти? Александр, а зачем Вам усилие серв 5,6 кг?
Сколько вес самолета планируете и куда эти сервы?
- AndrStan
- Андрей (г.Реж,Свердл. обл)
- Пилот
- 1861 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Машинка планировалась как раз на этот проект, на самолет, разрабатываемый ЮА. Планировалась на вырост.
- A-street
- Александр (Волгоградская обл.)
- Пилот
- 1972 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Усилие при 6 вольтах обещают 4 кг. На самолет (пилотагу) весом в 2 кг на РВ и РН должны нормально встать.
Большее напряжение (LiPo напрямую) - нужно смотреть на Ваш приемник и другие сервы. Могут сгореть.
- AndrStan
- Андрей (г.Реж,Свердл. обл)
- Пилот
- 1861 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Александр,
Конечно, для моей модели такие машинки великоваты. Те, что я хочу ставить, указаны в посте №39. А те, что предлагает Андрей, тоже вполне достаточны, даже возможно лучше, так как металл. А если масштабировать модель под ASP 61FSR, то она будет не намного больше, так как это четырехтактный двигатель, эквивалентный примерно 0.46 двухтактнику. Я бы смаштабировал с коэффициентом 1.1-1.15 (увеличение размеров на 10-15%). Если под такую модель, то посмотрю еще машинки из наличных и дам здесь ссылку. Может и еще кто подскажет.
Успехов!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Посмотрел какие у меня есть сервы Corona. Оказалось, что те же, что указал Андрей, только не High Voltage:
Там в наличии на ХК есть подходящие по параметрам сервы, но уж больно подозрительно дешевые. Я бы взял следующую по величине усилия из линейки Corona. То есть не 329, а 339:
Для данного проекта вполне достаточны, а на "вырост" можно будет в следующий заказ включить.
Успехов!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Всем привет!
Последнее время работы над проектом в основном остервенело работаю... ластиком! То есть делаю набросок и тут же стираю. Наконец, после многих отброшенных вариантов родился более-менее сносный эскиз. Не чертеж! До него еще далеко. Вот он:
Заметьте, по конфигурации капота мотор стоит башкой вверх. Хорда крыла на одной оси с мотором. Стабилизатор вынужден расположить повыше. Немного опасаюсь затенения последнего при резких маневрах по тангажу при даче ручки на себя. Но это же не чемпионская модель... Такие нюансы поведения заметит только очень опытный пилот. А я не из их числа. Я учился проектировать, а не летать...
Данный эскиз как раз и будет использоваться для определения проектной центровки модели. И по результатам расчетов возможно удлинение-укорочение или сдвижка влево-вправо чего-нибудь...
Жду от вас замечаний и критики.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Информация
- Статистика форума:
- Всего тем:
- 9948
- Всего опросов:
- 79
- Всего сообщений:
- 183174
- Сообщений на этой неделе:
- 26
- Пользователи форума:
- Всего пользователей:
- 10173
- Последним зарегистрировался:
- urus_vp
- Пользователи онлайн:
- 0
- Гостей онлайн:
- 464
- Самые активные пользователи:
- konst, carpenter, kompmen, cnyx, Dragony, maks_dg, Goby, Student, alldn, nikolaypet
- Онлайн:
- Нет пользователей онлайн