Для удобства пользования форумом и поиска информации прошу придерживаться правила: 1 тема = 1 вопрос.
К примеру, если обсуждается настройка передатчика, а у вас вопрос про подключение такого же передатчика к симулятору или вопрос про другую модель передатчика - создавайте новую тему. Если вы новичок в авиамоделизме, рекомендуется прочитать статью Новичку и ссылки с нее.
Исключение только в разделе Вопросы и обсуждения по статьям
Как выложить фото, Как опубликовать видео
С уважением,
Константин.
Evektor Sportstar
Re: Evektor Sportstar
УРА!!! Он полетел!
Вес без батарейки - 655г
С батарейкой 1300мАч - 755г
С батарейкой 2200мАч - 835г
Видео постараюсь на этой неделе нарезать и выложить.
Летает офигенно, красиво и ровно. Тяги хватало за глаза. Свечкой вверх не пробовал, но высоту на половине газа набирает легко. Формально центровка была очень передней, даже с маленкой батарейкой, но по факту он вел себя как при задней центровке. С бОльшей батареей полетел вообще отлично, разве что чутьчуть РВ на себя нужно было подобрать. Посадка с закрылками - прелесть! сажается сам, чутьчуть только у земли подобрать нужно.
Из-за частых посадок время полета замерить не удалось. Но прикинуть можно:
- С
- С
- С
Батарейки 2200мАч должно хватить минут на 10-15, Батарейки 1300мАч - на 5-8. Нужно будет, наверное, еще 1800мАч прикупить. Кстати, последний винт оказался для
Примечательно, что это второй сгоревший мотор когда я пробую запускать модель с GPSом в багажнике . Кстати крейсерская скорость модельки около 50-60 км/ч - летает пешком, как для размаха в 1.25м
Последние месяцы постройки были самыми трудными. Капот и фонарь оказались очень проблемными и никак не хотели стыковаться, но и их удалось забороть. Вообще в последние дни подготовки для меня стала очевидна стратегическая ошибка - съемный фонарь на этой модели нафиг не нужен! Под ним нет ничего интересного, куда нужно было бы постоянно лазить. Гораздо правильнее было бы посадить фонарь на клей, а к начинке ходить через вырез для крыла. Наверное так и сделаю при случае. А пока прийдется мирится с 4мм щелями между фюзом и фонарем.
Вторая стратегическая ошибка - мотор внутри моторамы. Фиг открутишь, пришлось прибегнуть к трепанации К тому же т.к. мотор установлен с выкосом, то спиннер трется об мотораму. Наконец из-за огромной моторамы нос получился более мордатый чем нужно было из соображений копийности. Правильнее было бы действовать как на пилотажках - мотораму короче, мотор снаружи моторамы, а капот сделать из стеклоткани или чулка.
Повылазили, так же, детские болезни:
- От вибрации начали откручиваться колесные колпаки. Забыл последовать совету Константина и капнуть циакринчику на гайки
- От езды по кочкам выпала нижняя муфта стойки переднего колеса, из-за чего стойка постоянно выпадала из амортизатора. Лечится эпоксидкой или циакрином.
- Защелка фонаря была сделана не очень надежно, фонарь иногда отваливался на разбеге. Починил надфилем прям в поле. Про защелку напишу отдельную статью
- Элероны/закрылки как то стремно болтаются, но пока еще не дошли руки навесить их почеловечески.
- Нужно обязательно придумать охлаждение мотора. В принципе с винтом APC10x5 он всего чуть теплый, но прецедент уже есть.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Поздравляю с облетом! Можно, наверное, из самых информативных постов с учетом изменений и выясненных недостатков слепить обзор постройки или фотоинструкцию- модель интересная, может кого и вдохновит
- Student
- Павел (Тверь)
- Пилот
- 2877 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Спасибо!
Конечно соберу потом фотоинструкцию. Только вот сначала придерживался формата инструкции, но потом после очередных переделок пришлось "скатиться" до журнала постройки
На этой неделе постараюсь выложить завершение постройки
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Обещал на прошлой неделе продолжить писать обзор.. обещал, да не сделал. Вот такой я негодяй
С видео пока тоже затык. Видеоряд оказался совсем ни к черту, было пасмурно и темно и камера все время теряла фокус. К тому же сильная тряска даже толком не стабилизируется. В общем пересниму "облет" на майские как будет хорошая погода.
За неделю починил чуток детских болезней о чем напишу пару строк ниже. Так же разобрал мотор и заказал провод - буду учиться перематывать. Тем временем одолжил у знакомых такой же мотор, только он несколько разбитый и тарахтит. Пока полетаю на таком, но проп прийдется поставить поменьше - на 10х5 уж больно греется.
Мелочевка
В процессе подготовки к облету обнаружился целый список мелочей и недоделок. По хорошему их нужно было бы отнести каждую к свеому разделу, но пока будет так, внавалку.
1. Мы строим низкоплан. А это означает, что велика вероятность чиркнуть крылом землю на разбеге/рулении/посадке. Что бы хоть как то защититься от это я решил воспользоваться
Я установил крыло и шасси на самолет, далее наклоняя крыло в сторону смотрел в каком месте оно соприкасается с поверхностью. В этом месте и нужно приклеить салазки.
К сожалению они спасают только если самолет находится в горизонтальном (по тангажу) положении. Если самолет либо носом вверх, либо вниз, то все равно либо передней либо задней кромкой крыла чиркнуть можно. Пока не знаю что с этим делать, да и нужно ли?
2. Поставил защелки на тяги РВ и РН
3. Вскрыл верхнюю обшивку центроплана крыла, переставил провода, что бы выходили ближе к задней кромке. Теперь они не путаются с креплением крыла.
4. В уголке приклеил кусочек пеноплекса (на фотке слева сверху, на самом деле он у меня остался от неудачной идеи крепить фонарь на магнитах). Очень удобно в него воткнуть антенну приемника, что бы не болталась
5. В батарейном отсеке вклеил еще пару поперечных полочек, и наклеил на них липучку. Батарейка сидит довольно крепко, про дополнительный крепеж батарейки пока не думаю
Регулятор так же повесил на липучку на вертикальных стойках под батарейным отсеком.
Хоббикинговский регулятор для меня слишком тормознутый. На ручку газа реагирует с задержкой более полусекунды. Заменил на турниговский, хоть он и 30А.
6. Как выяснилось, эпоксидка не клеится к пластику. В итоге внешняя втулка передней стойки разбалтывается и выпадает.
Пока посадил на момент.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Фонарь
Это, наверное, самая сложная часть модели - очень трудно добится совмещения всех выпуклых поверхностей, что бы было без щелей и красиво. Вторая проблема оказалась не такой очевидной при проектировании - фонарь получился настолько большим, что не всякая бутылка была достаточно большой что бы из нее сделать фонарь. Наконец, у меня до этого небыло опыта в бутылочной технологии.
Расскажу ка я сначала почему я пришел к такому решению, а ниже опишу собственно процесс изготовления.
Я перепортил десятка 2 бутылок прежде чем у меня получился удовлетворительный результат. Как я уже говорил, стандартная бутылка 5л (6л) немного коротковата. Я нашел пару производителей с бутылками 3л и 5л, которые были чуть длинее. Впрочем, можно было попробовать заняться надувательством бутылок, но руки как то не дошли.
Я пробовал так же и альтернативные варианты:
- Фонарь по чулочной технологии из двух слоев чулка и эпоксидки прогибался под малейшим нажатием и при этом был тяжелее бутылки
- Пробовал сделать фонарь из 3 кусочков - так, по сути, сделано у оригинала. Этот вариант оказался во-первых это сложным в усадке бутылки, а во-вторых кусочки никак не хотели красиво клеиться друг к другу.
- раздобыл специальный пластик, который можно было бы разогреть и натянуть на форму. Показалось очень сложным.
- Несколько раз я довольно удачно усадил бутылку, но, как выяснилось, фонарь из прозрачного белого пластика визуально проигрывает фонарю из голубого пластика.
Следующим препятствием стала стыковка фонаря и капота. Я планировал делать съемный капот. Но по бокам капот заходит под фонарь. Это означало бы, что для того, что бы снять капот, нужно сначала снять фонарь. Это было бы не удобно в эксплуатации. Поэтому я решил укоротить съемную часть капота, а ту часть которая заходит под фонарь сделать стационарной.
Решив идеологические вопросы можно было переходить собственно к производству. Раньше мы уже сделали болванку для фонаря, теперь займемся усадкой. Берем бутылку подходящего размера и пытаемся ее одеть на болванку. В зависимости от формы и размера бутылки нужно от нее отрезать разные части. Главное что бы отрезать по минимуму.
Мне повезло сделать фонарь из бутылки 3л - она как раз подходила по длине. К сожалению она была чуть меньше по диаметру и ее пришлось вспороть по всей длине, что бы натянуть на болванку.
Залогом хорошей усадки бутылки является ее натяжение. Нужно хорошо зафиксировать и натянуть заготовку, иначе она при нагреве просто сплющится. Поскольку я разрезал бутылку вдоль, то ее необходимо было "сшить" назад. Я воспользовался попавшейся под руку проволокой.
Далее термофеном аккуратно усаживаем бутылку на болванку. Я сначала усаживал середину, а потом переднюю и заднюю часть. Пришлось хорошенько прогреть складки, что бы они разгладились. К сожалению их все равно видно на результате
Альтернативным и тоже рабочим вариантом является следующий. Берем бутылку 5-6л (опять же, достаточную по длине) и обрезаем от нее только самый минимум необходимый, что бы воткнуть в нее болванку. После этого с нижней (нерабочей) стороны болванки нужно натолкать деревяшек, что бы натянуть пластик. Сначала нужно усадить бутылку с этой нерабочей стороны - это добавит натяжения пластика на верхней стороне фонаря. У меня нет фотки до усадки, есть только после, но идея должна быть понятна
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Фонарь (продолженние)
Пока фонарь еще сидит на болванке удобно маркером нарисовать линию отреза, что бы сразу отсечь бОльшую часть лишнего материала. Впрочем лучше не срезать пластик строго по линии, а отрезать с припуском 5-10 мм. Это позволит лучше состыковать фонарь с фюзелажем. Маркер, кстати, потом легко убрать ацетоном.
Далее методом прикладывания фонаря к фюзеляжу постепенно подганяем форму. Тут очень важный момент. Нельзя выдавать желаемое за действительное старатясь натягивать фонарь до фюзеляжа. Проблема в том, что фонарь будет стараться выгнуться назад и в итоге появятся щели.
Что бы фонарь хорошо стыковался с капотом их нужно делать практически одновременно. Во всяком случае ту часть, которая непосредственно примыкает к фонарю. Форма фонаря диктовала мне довольно высокий капот, примерно на 1 см выше чем планировалось. Соответственно пришлось отбросить форму которая была сделана в верхней части переднего шпангоута и приклеить рядом дополнительныq шпангоут из потолочки. Точнее 2 маленьких кусочка. Я сначала вырезал их чуть больше, потом грубо приклеил пластик фонаря скотчем, и наждачкой подогнал шпангоут, ориентируясь на необходимую форму.
Методом тыка подобрал размер поперечной полоски из потолочки, которая и будет образовывать стык фонаря и капота. Полоску приклеил и зафиксировал скотчем на сутки. Поскольку детали клеятся встык с изнаночной стороны приклеил небольшие накладки, что бы лучше держалось.
Теперь нужно вырезать подложку под фонарь. Отрезаем широкую полоску потолочки, шириной чуть больше ширины фюзеляжа, фиксируем потолочку на фюзеляже скотчем. Теперь можно с обратной стороны отметить необходимую форму детали
Теперь у нас готов пластик фонаря и подложка. Клеить их друг к другу можно на обычный титан. Клеит не намертво, при ударах клей расходится, но в общем и целом держится. Что бы держалось еще лучше я по периметру по внутренней стороне слегка пошкурил. Зафиксировал на заранее наклееные полоски скотча.
Когда фонарь готов, нужно подогнать фонарь к капоту. Пришлось многократно ставить и снимать фонарь, смотреть где нужно подрезать/подпилить. Получилось примерно так
Вот так это выглядит в сборе
Теперь нужно придумать способ крепить фонарь на фюзеляже. Изначально я планировал крепить фонарь на магнитах. К сожалению магниты не обеспечивали надежного крепления и особенно позиционирования. К тому же несмотря на 6 магнитов я думаю фонарь все равно отвалился бы от вибрации. В общем идея оказалась недодуманой.
Фонарь лучше было закрепить чем нибудь более надежным. Например защелкой на пружинке. Я детально описал вариант изготовления защелки в этой статье, Тут лишь приведу пару финальных фото. Защелку разместил внутри фюзеляжа через прослойку из одного слоя потолочки
Ответную часть защелки сделал из кусочка линейки, просверлив необходимое отверстие.
Со стороны носа фонарь фиксируется кусочками потолочки, которые заходят под капот
Так выглядит фонарь в защелкнутом положени.
Что бы потолочка на краях выреза под фонарь не портилась со временем я ее дополнительно обклеил скотчем.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Вроде уже говорил, но хотелось бы еще раз подчеркнуть - я сейчас описал то как я сделал в фонарь первоначальном варианте. Этот способ имеет ряд недостатков и я бы не рекомендовал так делать. Основной минус подхода в том, что между фонарем и фюзеляжем есть щели до 5 мм.
Скорее всего щели возникли от того, что во время примерки фонаря я его притягивал к фюзеляжу. Когда натяжение снималось, фонарь принимал свою родную форму, образовывая щели. Издали они не особо заметны, но если взять модель в руки то щели создают не очень хорошее впечатление. Неаккуратненько как то
Сейчас я работаю над другим способом, который, как я надеюсь, даст лучший результат. Суть в том, что на поле совсем не нужно лазить под фонарь. Под ним живет только приемник, который можно раз подключить и забыть про него. Более того, у нас уже есть один вход внутрю фюза через вырез для крыла. Поэтому можно просто намертво приклеить фонарь к фюзеляжу. Для этого, правда, прийдется слегка переработать внутреннюю компоновку. Займусь этим на майских.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Чутьчуть из дневника облета. Одолжил такой же мотор, продолжаю облетывать и выявлять/лечить детские болезни.
Вчера попробовал выйти с моделькой на природу. Не очень удачно. Не годится эта модель для взлетов и посадок на автомобильную колею. Слишком тяжелая, чуть чуть промахнешься, заедешь в траву и прощай носовая стойка. 2 раза согнул в зюзю, решил больше не рисковать и вернуться на стадион.
Отлетал 3 акка по 2200мАч. Если сильно не газовать, то в полгаза на этой батарее летает минут 15-20. Думаю, что это правильная батарея для этого самолета в плане веса, с ней летится очень комфортно. С батарейкой 1300 мАч все таки центровка несколько задняя. Единственное, что батарейка геометрически великовата, занимает практически весь батарейный отсек. А самое главное нужно запихивать ее и вынимать очень аккуратно, иначе можно повредить капот (и повредил таки)
Видимо избалован слойкой, теперь расходы по элеронам кажутся очень маленькими. Поставил 100%, еще с экспонентой поиграюсь чуток.
Тренировал посадку. Без закрылок скорость великовата - стадиона не хватает, что бы зайти и сесть. Ну или если сядешь, то уже в самом конце стадиона - нужно долго рулить назад. А с закрылками посадка - самый кайф. Медленная, ровная и плавная.
Фигуры делает плавно и красиво. Бочка практически без потери высоты. Нужно только не забывать газку добавлять. Ну и на петлях не забывать, что тяговооруженность меньше единицы Впрочем, это ж не пилотажка. Жаль некому снимать было.
В общем, самолетик вышел достойной заменой цессне
Одолженый мотор оказался несколько разбитый, при нагрузках тарахтит и свистит. И потребляет больше оригинального - 15А с винтом APC 10x5E, при этом довольно сильно греется. Сначала не рисковал и пробовал летать с винтом 9x5, с ним потребление около 10А. Лететь можно, но тяжеловато, некомфортно и высоту набирает очень вяло.
Решил рискнуть и все таки поставить 10х5. На всякий случай вырезал отверстия охлаждения. На входе чуть поменьше, направлено в сторону мотора
На выходе чуть побольше, сделано жабрами. Вырезы направлены, опять же, в сторону мотора. Получилось не очень аккуратно, но издали не видно.
В статике мотор с винтом APC 10x5E за минуту нагревается как утюг. В полете с охлаждением, если не летать постоянно на полном газу вполне нормально, чуть теплый. Вертикально вверх лететь не получается, но метров на 20 выпрыгнуть с разгона вполне реально
Ну заодно до кучи еще перенавесил элероны и закрылки. В прошлом варианте щели были по 3-4мм. Решил навесить на
Элероны и закрылки после приклеивания притянул скотчем с двух сторон.
Когда делал закрылки зря я скотч пришкваривал утюгом - закрылки повело, при чем сразу в двух плоскостях. Если по вертикали еще не страшно - выровнялось на петлях, то искривление в горизонтальной плоскости исправить гораздо сложнее. Пришлось очень сильно притягивать скотчем после навески. Вроде вышло хорошо, почти не видно искривления.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Я тоже никак не могу получить фонарь без остаточных складок бутылки. Видимо виной этому гипсовый болван. Он все же отбирает тепло сильнее,чем дерево.
- horiz64
- Игорь
- Пилот
- 1611 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Хм, спасибо за мысль. Если будет время попробую сделать болванку из дерева. Ну во всяком случае учту на будущее.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Модель офигенная получилась. У меня б настолько терпежу не хватило.
- cnyx
- Андрей (Краснодар)
- Пилот
- 3303 Сообщений
-
Re: Evektor Sportstar
Спасибо.
В какой то момент хотелось бросить эту затею. Но потом через пару месяцев снова возвращался с новыми силами.
Фактически от начала до облета проект занял 8.5 месяцев.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Информация
- Статистика форума:
- Всего тем:
- 9948
- Всего опросов:
- 79
- Всего сообщений:
- 183174
- Сообщений на этой неделе:
- 22
- Пользователи форума:
- Всего пользователей:
- 10173
- Последним зарегистрировался:
- urus_vp
- Пользователи онлайн:
- 0
- Гостей онлайн:
- 372
- Самые активные пользователи:
- konst, carpenter, kompmen, cnyx, Dragony, maks_dg, Goby, Student, alldn, nikolaypet
- Онлайн:
- Нет пользователей онлайн