Хочу написать о катапульте, я сам планерист, и мне знакомо, что такое правильно забросить модель в правильный поток теплого воздуха.
Часто задавал себе вопрос на какой высоте этот самый злосчасный, в тоже время такой искаемый поток, или термический поток (термик).
Мои модели все с резиновым креплением крыла к фюзу, и с крыла их забросить на метров 10 невозможно, а именно там можно и поймать термик.
И для начинающих строить модели которые с жестким креплением крыла я смысла не вижу, потому как первый запуск как всегда в землю, тем более с крыла .
Вот и решил придумать что-то попроще. Сначала пришла в голову мысль сделать лебедочную катапульту с помощью стартера от автомобиля, потом , кстати по этому же принципу – велосипедную. Велосипед в место лебедки, то есть заднее колесо но я остановился на очень простом, очень выгодном варианте.
Плюсы этого вида катапульты:
1. Не требует излишнего ухода
2. Не габаритное (в карман вмещается)
3. Легкое
4. Не требует дополнительных прибамбасов (аккумуляторы, велосипеды и т. д.)
5. Долгий срок эксплуатации
Минусы только в самом материале. Он изнашивается.
Система проще пареной, варенной, жаренной репы вместе взятых
идем в рыболовный магазин, покупаем там самую толстую рыболовную резинку (я нашел 5 мм.) она всегда продается по 10 метров, и складываем резинку в двое - у нас получается отличный 5-ти метровый жгут. Берем капроновую нить (я взял сапожную, она и тонкая и прочная) метров так 10.
Я взял палочку от старой детской кроватки ( понравилась ее круглая форма ) потом привязал один конец жгута к палочке а на другой продел маленький карабинчик, он служит для зацепки капроновой нити. На конце нити я сделал кольцо диаметром 5см (кольцо служит для зацепки планера), а чуть ниже сантиметров на 50 по веревке прицепил флажочек -в моем случае кусочек тряпочки (она служит для лучшей отцепки кольца с крючка планера, что-то типа маленького парашутика). Кольцо сделал из велосипедной спицы, и прочно и легкое.
Вот и вся конструкция самой катапульты.
Устанавливать ее проще простого, втикиваю в землю палочку, натягиваю жгут и в небо. Но лутше всего когда палка с резинкой прикреплена где-то на уровне 100 см над землей, на каком нибуть перилле, столбе, лавочке это нужно для того чтобы резинка не дотрагивалась к земле при натянутом состоянии ( трава просто режит резинку в натянутом положении)
Я ею метал свои планера на 15-25 метров в верх, потом если попал в термик, кружусь там около 15 минут)) руками я бы не докинул туда никогда в жизни
А теперь о самом крючке на планере.
Изначально я изготавливал крючки из ПВХ 3мм на платформе, и крепил их с помощью скотча (не бюджетный вариант, много скотча уходит)
но при неудачных приземлениях они ломались.
Решил сделать что-то, попрочней, взял спицу с велосипеда,
изогнул ее так чтобы ее концы ложились четко на жесткость планера (ферму, рейки, что угодно.) вклеиваем любыми способами какими только удобно, так как модели разные все по-разному, я делал так - просто врезал спицу в рейку, потом просто сверху еще одной рейкой приклеил.
Сам крючок должен быть не круглого изгиба как рыболовский, а Г-образной формы. Это нужно для того чтобы кольцо без-припятственно отцепилось от планера.
крючок нужно устанавливать на модель так чтобы он был на 10 см отклонена в перед к носу от центровки планнера., это позволит планеру набирать высоту с углом в 45 градусов, идеальный вариант скорости подема в воздух. я перепробывал много способов но 10 сантиметров на всех моделях и разновидностях планеров дают 45 градусов угла, такчто смысла эксперементировать я не вижу, но если хочется то в перед за ординами) , только есть нюансики.
1. если расположить крючок ровно под центровкой планера, он будет ранно срыватся с крючка при этом шатаясь в стороны, и при очень большом угле, тем самым планер быстро теряет скорость, а потом уходит в сваливание ну а потом если высота маленькая и "морковка".
2. если крючок расположен слишком далеко в перед, (ближе к носу) тогда, угол подема составит градусов 15-20, и модель не наберет нужной высоты, а расгонится при этом быстро, но смысла в большой скорости на маленькой высоте попросту нету. даже если попытаться поднятся верх, это потребует приличного растояния, и можно залететь очень далеко
3.если крючок расположен за центровку хоть на 2-5 см то планер начинает крутить в разные стороны, адреналина при этом... аж из ушей.
в любом перечисленном выше случае даже при идеальных условиях вам прийдется подруливать рулем высоты при наборе высоты, а в последнем случае - всеми возможными способами . Потому как всегда все по разному, толи натянул сильней или слабей, толи ветер ударил, в общем всякое бывает. такчто раслаблятся при запуске не стоит. И запускать нужно строго против ветра, ну покрайней мере желательно
Сделал еще систему отцепки планера от буксировочного троса, идею позаимствовал у китайцев на хобби Кинге
Можно придумать какой-то другой способ , но мне понравился этот вариант потому что он портативный и мобильный(захотел – поставил, захотел - переставил на другую модель ). Жаль я его когда делал, не фотографировал сам процесс, но постараюсь словами объяснить.
Взял с ПВХ 1 мм, вырезал две формы кабанчиков, склеил между собой. все отверстия приблезительно по фотографии вычеслил. Попалась под руку телескопная антенна от старого радиоприемника, основание которой очень напоминает капсулу которая на фотографии. Сделал отверстие, в прямом смысле пальцами ), под рукой было одно сверло, а дрели нет .
потом сделал шток из самореза, все собрал и вот что получилось.
Все собирается на простом интуитивном уровне, сама механика очень проста и надежна. Вот только осталось проверить . механика в моем варианте работает прекрасно, я не делал привод к сервоприводу так нету никого кто мог бы вытянуть мой планер.