Для удобства пользования форумом и поиска информации прошу придерживаться правила: 1 тема = 1 вопрос.
К примеру, если обсуждается настройка передатчика, а у вас вопрос про подключение такого же передатчика к симулятору или вопрос про другую модель передатчика - создавайте новую тему. Если вы новичок в авиамоделизме, рекомендуется прочитать статью Новичку и ссылки с нее.
Исключение только в разделе Вопросы и обсуждения по статьям
Как выложить фото, Как опубликовать видео
С уважением,
Константин.
ЛК для FPV
Re: ЛК для FPV
konst написал(а):
Срыв и штопор - немного разные вещи.
Да? А мне показалось, что это как раз оно - потерял скорость, вбок свалился на крыло и штопором пошел вниз.
Гиры под 45 градусов к курсу, а друг к другу они под 90 градусов и не должны мешаться.
- alldn
- Александр (г.Тамбов)
- 2863 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Каждая гира работает на крен и на тангаж, одна начала выправлять крен чуть раньше, вторая "почуяла" и начала противодействовать, ЛК дернуло вверх, обе отработали вниз, опять одна чуть быстрее и понеслось
К тому же сервомашики могут работать не большим рассогласованием, могут быть люфты в тягах - все это еще больше будет влиять на расколбашивание гирами.
На обычной схеме верхнеплана с V крыла подобное наблюдается когда стоят гиры на элероны и на РН. Там тоже гиры могут начать борьбу за выравнивание модели (поворот РН на верхнеплане дает крен модели).
- konst
- Константин (Москва)
- 28033 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Может быть, спорить не буду, нужно будет попробовать. Сейчас меня волнует как уменьшить скорость, при которой ЛК сваливается на крыло. Виноваты ли в этом такие маленькие гребни. Свою работу по устранению соскальзывания внутрь поворота они выполняют без нареканий, а вот срывные характеристики возможно ухудшили.
- alldn
- Александр (г.Тамбов)
- 2863 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Про это не могу сказать. Тут надо пробовать с гребнями и без. Иначе все будет чистой теоретикой
- konst
- Константин (Москва)
- 28033 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Если позволите, кое-какие соображения.
"Срывом" обычно называется срыв потока на верхней поверхности крыла, когда поток не обтекает его вдоль контура, а именно "отрывается" от него, "срывается". Это приводит к потере крылом подъемной силы и, как следствие, переходу в неуправляемое на некоторое время падение, пока и если картина обтекания не восстановится. Обычно это происходит в виде сваливания на крыло. При "нормальном" направлении вращения винта чаще всего сваливание происходит на левую консоль, как следствие реактивного момента от мотора, если только он не выключен/остановлен.
Сваливание на крыло не обязательно приводит к штопору. Зависит это от многих вещей, не в последнюю очередь от того, что за модель и как она настроена. В этом легко убедиться, поэкспериментировав в симуляторе. В горизонтальном полете на небольшой скорости дайте резко руля, задрав нос модели, одновременно сбросив газ. "Правильная" модель при этом свалится на крыло, а затем начнет падать, опуская нос. Потом, набирая скорость, просто перейдет в пикирование. Далее понятно. Контроль восстановлен, можно управлять моделью дальше. "Неправильная" модель свалится в штопор, из которого в симуляторе обычно ее можно вывести, а в реальном полете, как правило, нет. Она просто не слушается рулей. Если высота полета большая, то еще можно успеть, чаще же встречи с землей не избежать.
Далее, срыв потока это не постепенно развивающееся явление, он происходит внезапно, как бы скачком, и спрогнозировать, почувствовать его наступление и предотвратить, сложно. Меры борьбы с этим известны. Вы и сами знаете. Наиболее эффективное средство - отрицательная крутка консолей крыла для уменьшения критических углов атаки.
Теперь, а откуда он берется этот критический угол атаки? Летело оно себе летело... И вдруг раз! И свалилось! Что произошло-то? Смотрите, при торможении модели в полете (газ сброшен, а винт вращается, и как у вертолета в режиме авторотации замедляет движение вперед) сначала просто перестает хватать подъемной силы. Она же пропорциональна квадрату (!) скорости полета. Модель начинает "оседать" как бы плашмя, вертикально вниз. Глазу это не заметно, но поток, который до этого двигался ВДОЛЬ продольной оси/хорде крыла вдруг начал обтекать его снизу вверх под углом почти в 90 градусов! (Я намеренно драматизирую, чтобы пояснить физику процесса). Вот и ничего себе угол атаки получили! Далеко закритический...
Надеюсь, понятно. А на мучительный вопрос российской интеллигенции: "Что делать?" - ответ простой. Повышать аэродинамическое качество! Никакие гребни стреловидному крылу, которое высоким аэродинамическим качеством в принципе не отличается, сильно помочь не смогут.
Поэтому я для себя не могу найти аргументов, зачем бы я стал в качестве носителя бортовой камеры использовать ЛК. Но я уважаю выбор и предпочтения других, поэтому никого не отговариваю.
Кстати, касательно более устойчивого полета "Захара". Мне думается, что гораздо более значительный вклад в это эффект вносит высокий момент инерции модели относительно продольной оси (т.е. по крену), нежели все другие конструктивные решения. Но это лишь мое мнение, основанное на базовых знаниях, а не на опыте, поскольку ЛК, как уже отмечал, я вряд ли когда-нибудь возьмусь строить.
Успехов!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Юрий, спасибо за ответ. Вы совершенно точно обрисовали как ведет себя модель при планировании. Ввиду тормоза от камеры и от вращающегося винта (хоть я его и торможу, все равно вращается), горизонтальная скорость довольно низкая, а сворость снижения, вертикальная, выше чем у других моделей. Т.е. Захар не планирует, а парашютирует. Это и приводит к потере подъемной силы и сваливанию на крыло.
Причины этого, как я понимаю такие:
1. Отрицательная крутка. Тут мне кажется я перемудрил, "перекрутил". У моей плоско-выпуклой консоли примерно 20% на конце имеет просто плоский профиль. Если бОльшая часть консоли обладает подъемной силой в горизонтальном полете, то последние 20% подъемной силы не имеют в принципе - это аэродинамическая крутка. Почему 20% - не знаю, так вот сделал, может нужно было 10% или 5%...
Кроме того элевоны более узкие к середине консоли и расширенные к концам. С учетом того, что при горизонтальном полете элевоны градусов на 10 задраны вверх, это еще больше снижает подъемную силу на концах консолей.
Боюсь, что перекрученное таким образом крыло обладает подъемной силой, меньшей на 30-40% от того, что должно быть. Это и приводит к высокой удельной нагрузке, плохому планированию и сваливанию на крыло.
Метод исправления этой ошибке мне подсказал Толя (kompmen). Он посоветовал наклеить на плоские законцовки полоски потолочки, чтобы придать законцовкам профиль KFm-2 или даже KFm-3. Думаю это очень дельное предложение. Хватит крылышку отрицательной крутки только за счет элевонов.
2. Меня смущает как у меня сделаны гребни и концы консолей и элевонов. Я специально показал фотку. Вот она еще раз:
Собственно гребнями называть их наверное не правильно. Гребни - это сверху крыла, где-то посередине, а тут все-таки киль или концевая шайба. У меня вызывает большое сомнение то, что этот киль у меня не закрывает элевон, а заканчивается на ширине консоли. Боюсь, что торчащий наружу острый угол элевона так же сильно мне вредит. Читал, что это может вызывать дополнительную турбулентность и повышать скорость сваливания на крыло.
Сейчас схематично крыло с килем выглядит так:
Планирую продлить кили, чтобы они закрывали элевоны. Это будет выглядеть примерно так:
Или даже срежу уголки элевонов и будет так:
А по поводу недоверия к ЛК как носителю видео - это Вы напрасно. Посмотрите, черные овцы летают на ЛК, и какие видео снимают!
А с точки зрения аэродинамики, так крылышки на которых летает Петер их Хайфы вообще ни в какие рамки не лезут.
И ведь летает!
- alldn
- Александр (г.Тамбов)
- 2863 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
alldn написал(а):
Гиры под 45 градусов к курсу, а друг к другу они под 90 градусов и не должны мешаться.
У меня крыло с гирами. Без них я ни разу взлететь даже не с мог, а с ними метровое крыло как танк! Никакой сложности, раскачка получается только если чутье гироскопов слишком большое, и как Костантин говорит, неравномерное. У меня сначала оба гира были на разных каналах, но потом получилось подобрать одинаковые по чутью, и теперь оба регулируются одной крутилкой. Когда несведущие люди видят как я летаю, они слегка фигеют. Что касается 90 градусов ... вот тут-то и кроится собака, которая порылась. Гироскопы нужно выставлять с таким углом, чтобы и по крену и по тангажу была близкая компенсация. 90 гадусов - у меня очень много. Крыло либо валится по тангажу, либо начинает раскачиваться по крену. Получилось ближе к 70. Не крепите жестко, потом подберете. Без гириков у меня летать вообще не получается, а с ними это больше похоже на РУ машинку. Можно ползать в 50 см от земли даже при разворотах. На картинке крыло не летанное и гироскопы 90 градусов, после облета сдвинулись.
- UA3XDS
- Сергей, Калуга
- Пилот
- 1200 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Ну пока я гиры снял, я и без них летаю без проблем, от них очень большой помощи я не увидел. Может быть потом еще поставлю, с аппаратным миксом, чтобы точно ориентировать гиры по крену и тангажу.
- alldn
- Александр (г.Тамбов)
- 2863 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Саша,
Я уже где-то раньше отмечал, что чем дальше назад отнесены коонцевые шайбы, тем лучше. Появляется плечо для демпфирующего момента по рысканию (курсу). А если на них еще и РН, то тем более. Поэтому да, я бы их продлил, как на втором рисунке, а уголки элевонов срезать бы не стал.
Успехов!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
yuri_la,
Юрий, а у Петера никаких килей вообще нет. И острые углы элевонов ему не мешают. Значит быстрее всего я "перекрутил" крыло. Сделаю профиль KFm и дальше видно будет. Собственно у меня нет нужды в этих килях. Курсовая устойчивость нормальная, на виражах не скользит... Бум дальше думать и работать.
- alldn
- Александр (г.Тамбов)
- 2863 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
Саша,
Если ЛК нравятся, а еще присутствует стремление поэкспериментировать и разобраться в теории полета и прочее, то это можно только приветствовать.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: ЛК для FPV
alldn написал(а):
...а у Петера никаких килей вообще нет. И острые углы элевонов ему не мешают.
У него там электроника очень сильно корректирует полет и без нее Петер так бы не летал. В одном из постов он сам писал, что ему лень возиться с аэродинамикой, и всем прочим, всё за него делает электроника, поэтому просто купил самое дешевое крыло с ХК, если не ошибаюсь, то это ремкомплект к какому-то импеллернику
- lamakazzz
- Жека
- Пилот
- 292 Сообщений
-
Информация
- Статистика форума:
- Всего тем:
- 9948
- Всего опросов:
- 79
- Всего сообщений:
- 183174
- Всего сообщений сегодня:
- 1
- Пользователи форума:
- Всего пользователей:
- 10173
- Последним зарегистрировался:
- urus_vp
- Пользователи онлайн:
- 1
- Гостей онлайн:
- 1507
- Самые активные пользователи:
- konst, carpenter, kompmen, cnyx, Dragony, maks_dg, Goby, Student, alldn, nikolaypet
- Онлайн:
- GAZ