Для удобства пользования форумом и поиска информации прошу придерживаться правила: 1 тема = 1 вопрос.
К примеру, если обсуждается настройка передатчика, а у вас вопрос про подключение такого же передатчика к симулятору или вопрос про другую модель передатчика - создавайте новую тему. Если вы новичок в авиамоделизме, рекомендуется прочитать статью Новичку и ссылки с нее.
Исключение только в разделе Вопросы и обсуждения по статьям
Как выложить фото, Как опубликовать видео
С уважением,
Константин.
Модель с ДВС. Проектируем и строим
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Андрей,
Спасибо, но сама программа у меня есть давно. Я имел в виду тему на форуме. Кажется она была на прошлой неделе. Я как раз был на Фарнборо, где у меня были ограниченные возможности по участию в обсуждении на форуме.
С наилучшими,
Ю.А.
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
А, тему не видел Искать лениво.
- cnyx
- Андрей (Краснодар)
- Пилот
- 3303 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
- Igorya
- Игорь ( Омск )
- Ученик пилота
- 94 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Игорь, спасибо, именно это искал.
grafalexphoto написал(а):
Осталось непонятным только Ca и неувереность в общей методике расчета...
А выше я давал ссылку на статью, опубликованную на rcdesign. Там приводится формула из учебника по аэродинамике для расчета шарнирного момента рулевой поверхности. Кто захочет - прочитает статью целиком (рекомендую), а тем, кому важны только выводы, приведу отрывок здесь:
"Пример оценки требуемого момента сервомашинки
Прежде, чем дать методику оценки отметим, что в моделировании многие силовые расчеты прочности и управляемости основаны не на штатных режимах эксплуатации, а на стойкости к аварийным ситуациям. Поэтому многократные прочностной и силовой запасы весьма характерны для моделей.
Теоретические основы расчета шарнирных моментов рулей самолета подробно описаны во многих учебниках по аэродинамике самолета. Мы воспользуемся монографией А.М. Мхитаряна "Аэродинамика". Шарнирный момент руля определяется по формуле: M=m*S*b*p*V 2/2 (стр. 358 монографии). Здесь обозначены:
•S - площадь руля
•b - хорда руля
•p - плотность воздуха (0,125 кг*сек 2/м 4 для стандартной атмосферы)
•V - скорость полета
•m - коэффициент момента.
Коэффициент момента зависит от угла отклонения руля и от угла атаки основной аэродинамической поверхности, на которой находится руль, то есть крыла для элеронов, киля для руля направления и стабилизатора для руля высоты. Поскольку нам нужно посчитать лишь максимальный требуемый момент, можно упростить данную зависимость и линейно аппроксимировать график (стр. 359 упомянутой монографии) простой формулой m=0,005d, где d - это угол максимального отклонения руля в градусах. При таком упрощении и пренебрежении зависимостью шарнирного момента от угла атаки погрешность расчета не превысит 30%, что вполне допустимо для оценочного расчета. Для удобства расчетов преобразуем размерность величин в формуле в удобную для использования. Итак, если площадь руля измерять в квадратных дециметрах, хорду руля в сантиметрах, скорость полета в километрах в час, угол отклонения руля в градусах, а получающийся шарнирный момент в граммах на сантиметр, то формула примет такой вид: М=0,00024*S*b*d*V 2. Для примера, рассчитаем момент, необходимый для управления рулем высоты типичной тренировочной модели самолета, задавшись следующими параметрами: площадь руля высоты - 2,5 кв. дециметра, хорда руля - 5 сантиметров, скорость полета 100 километров в час и угол отклонения - 20 градусов. Подставляя значения в формулу, получим: М=0,00024*2,5*5*20*100 2. Вычислив, получим М=600 грамм на сантиметр, то есть 0,6 кГ/см. Вас, наверное, удивит такое маленькое значение. Чтобы пересчитать требуемый момент сервомашинки, надо учесть передаточное отношение силовой проводки, равное отношению плеча качалки сервомашинки к плечу кабанчика руля. Полученный в расчете шарнирный момент руля нужно умножить на это отношение. По нашему расчету получается, что даже с двукратным запасом на руль высоты такой модели подойдет типовая сервомашинка формата микро (0,6кг/см). И это действительно так. Но вот целесообразно ли это делать - здесь вступает в силу замечание, сделанное в начале главы." (автор Владимир Васильков)
Вот теперь имеем формулу и можем сравнить результаты расчета.
Продолжение следует...
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Александр (grafalexphoto) написал:
"Пытаюсь разобраться с программкой ruddermoment, но есть некоторые непонятки. Для примера попробовал вбить параметры от цессны:
скорость - модель летает примерно 40-50км/ч, а значит пускай будет 15м/с
ширина крыла - 185
длина элерона - 320
ширина - 30
высота кабанчика - 16
высота качалки сервы - 12
Угол отклонения - на глаз примерно 20
Ca - 0.5
Программа выдают результат 0.8Ncm."
Попробуем подставить эти значения в приведенную в предыдущем посте формулу. При этом скорость 15 м/с это 54 км/ч, S = 3,2 * 0,3; d = 20; b = 3.
Да, еще надо учесть разницу в длине плеч качалки сервы и кабанчика. То есть надо умножить результат на 16/12.
Подставляя, получим:
М = 0,00024*0,96*3*20*54^2 * (16/12) = 53,75 г*см (в статье Василькова граммы почему-то делятся на сантиметр, хотя должны умножаться).
Итак, сравниваем результаты.
По программе rudermoment3 имеем 0,8Ncm, то есть 81,55 г*см, а по формуле из статьи 53,75 г*см. Результат по программе rudermoment3 в полтора раза (81,55 / 53,75 = 1,52) выше. Порядок величин сходится, и если заложить полуторакратный запас по нагрузке (я обычно использую коэффициент запаса 1,3, и только в случае большой неопределенности величин - 1,5) то программа будет давать тот же результат, что и формула.
Но я бы на этом не остановился, а попробовал еще какой-нибудь метод расчета. Для душевного спокойствия, так сказать... :-/
Поэтому продолжим чуть позже.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Надо заметить, что элероны на моделях, тем более небольших, редко имеют весовую компенсацию. Поэтому они слегка "обвисают" в свободном состоянии под действием собственного веса. А когда электроника подключена и сервомашинки "ожили", то они прикладывают некоторое усилие, чтобы их приподнять и удерживать в нейтральном положении. Это усилие мизерное, конечно, а отметил я это вот почему.
В прямолинейном горизонтальном полете подъемная сила (повышенное давление на нижней поверхности крыла) наоборот, стремится приподнять элероны вверх, так как они являются частью крыла. И здесь их собственный вес слегка разгружает сервопривод. Если принять равномерное распределение давления по всей поверхности крыла, что не совсем верно, так как оно уменьшается к задней кромке, то можно вычислить нагрузку на элерон в таком режиме полета. Иными словами мы не учитываем разгружающее действие собственнного веса элерона и то, что среднее давление на нем меньше среднего по крылу.
Тогда получим:
M = Gмодели * (Sэл/Sкр) *(b/2)
С учетом длины плеч качалки и кабанчика получим момент примерно 34 г*см. Не так уж и мало! А если на такой скорости выполнить мертвую петлю радиусом 10 метров, то получим перегрузку Ny = 2,3. Добавляя к весу (то есть суммарно 3,3) получим нагрузку на сервопривод уже 112 г*см.
Цифры сами по себе небольшие, но это для Цессны. Хорошо, что порядок величин не сильно расходится.
Дальше прикину для своей модели.
Заодно уж замечу, что сервомашинки элеронов лучше ставить снизу крыла, чтобы тяга тянула кабанчик элерона, а не толкала его. Ведь отклонить элерон вниз, как видим, требует усилия. А вверх ему отклониться помогает повышенное давление снизу крыла.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Приветствую всех!
Решил сделать небольшой перерыв в теоретических рассуждениях и немного помакетировать. Вот что получилось с моторным отсеком:
Материал - потолочка. Быстро и удобно. Все косяки сразу вылезли. Тут же поправил, вырезав новые детали. Брак в корзину. Рекомендую такой метод, если делаете модель впервые и готовых чертежей нет.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Добрый вечер!
Еще помакетировал, пару раз переделывая некоторые детали. С передней частью более-менее определился. На снимке видно, как будет установлена передняя стойка шасси. Фиксироваться в пазу она будет пластиковыми накладками такого типа:
Боковина фюзеляжа будет, конечно, длиннее.
Теперь можно вычертить поточнее и делать реальные детали.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Добрый вечер!
Сегодня вырезал детали стабилизатора, начал склеивать. Фотки делаю. Пока детали сохнут, вернемся к вопросу о мощности сервомашинок. По методике расчета, изложенной в посте №222 получается, что для моей модели номинальная нагрузка на сервомашинку элерона равна примерно 515 г*см. То есть усилие уже выше пол килограмма. Если принять за максимальную перегрузку 4g, которую прикинул выше и которую надо плюсовать к номинальной (по правде говоря это с хорошим запасом), то максимальное усилие на машинку будет уже 2,6 кг*см. А это уже не мало...
Я ведь было замахнулся на такую:
Но у нее усилие 1,8 кг*см. Увы, не пройдет! Придется ставить эти:
А их планировал на хвост... Будем искать! (С)
До хвоста еще не дошли, хотя частичный ответ на вопрос, почему на РН ставят более мощную серву дан в посте №125. Внимательные читатели это заметили, судя по некоторым ответам. Но к этому еще вернемся.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Доброй ночи!
Вот процесс изготовления стабилизатора. Вырезал три пластины из потолочки. Одна уже, это средний слой. Уже потому, что там будет приклеен задний лонжерон, на который навешивается РВ.
Для лонжерона использована плоская бамбуковая рейка из коврика-подстилки.
По всей кромке приклеена тонкая пластиковая лента, которая будет служить сплошной петлей. На нее наклеены еще одни бамбуковые пластинки, то есть петля как бы зажата между двух пластин, а чтобы ее не вырвало, она пробита степлером.
По передней кромке наклеены круглые шпажки, чуть выступающие за край. Так будет прикрываться продольная щель между роговым компенсатором РВ и стабилизатором. Это защита от бурьяна, который, бывало, стремился вырвать РВ с корнем, проскочив в эту щель.
Далее под пресс и сохнуть. Кромки будут обработаны потом.
Успехов в творчестве!
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
- yuri_la
- Юрий Арзуманян
- Пилот
- 1538 Сообщений
-
Re: Модель с ДВС. Проектируем и строим
Все ждал тот момент когда будет то над чем ломалась голова афигенно!
- Alexs25
- Александр
- Пилот
- 1106 Сообщений
-
Информация
- Статистика форума:
- Всего тем:
- 9948
- Всего опросов:
- 79
- Всего сообщений:
- 183174
- Сообщений на этой неделе:
- 26
- Пользователи форума:
- Всего пользователей:
- 10173
- Последним зарегистрировался:
- urus_vp
- Пользователи онлайн:
- 0
- Гостей онлайн:
- 451
- Самые активные пользователи:
- konst, carpenter, kompmen, cnyx, Dragony, maks_dg, Goby, Student, alldn, nikolaypet
- Онлайн:
- Нет пользователей онлайн