EKSTRA-300-09-фюзеляж и сборка |
blogs - tkach |
Автор: ВЛАДИМИР |
Всем доброго времени суток! Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Так и у меня... Фюзеляж у меня почти на выходе. Теперь можно и что-то рассказать, описать... Напоминаю, что строю модель имеющую размах крыльев 900мм. Чертёж в AutoCade можно скачать здесь: http://spaces.ru/?buffer=2&cur_link=1&link_id=50604631805 Крыло и стабилизатор уже готовы. Начил с них, что бы перед изготовлением корпуса иметь установочные размеры под эти детали модели. Чертёж выводил на лазарнике в двух экземплярах. Он даёт наименьшие искожения размеров. Один экземпляр чертежа режится на детали для переноса на потолочку. Второй экземпляр чертежа сохраняем, как руководство к действию...
Изготовление фюзеляжа я начал с изготовления двух передних шпангоутов. На чертеже они обозночены F-1, F-2. Для начала я вырезал их из 4-ох миллиметровой потолочки. Показались очень не прочными.Испытани на прочность не прошли! А ведь на них практически вся нагрузка при посадках и ударах о грешную... Решил придать им прочности за счёт миллимитровой ванеры... Получились слённые шпагоуты. На фотографии прицесс выпиливания шпангоута из фанеры толщиной 1 мм.
За тем приклейка их к потлочке и вырезка по контуру.
Пока шпангоуты сохли я лобзиком из трёхмиллиметровой панеры выпилил детали моторной рамы. К сожалению на момент постройки под рукой не было подходящего двигателя. Поэтому изготовление детали крепления двигателя я оставил на потом. Попутно, пока лобзик под рукой, выпилил деталь крепления шасси. На фотографии крайняя справо.
На узле крепления шасси остановимся для небольшого пояснения. Так как шасси я собираюсь крепить винтами а не шурупами, пришлось продумывать как в фанере сделать резьбу М3. Прилеить простую гаику показалось не интересным и не прочным решением.
По предыдущей фотографии и следующей вы видите, что я для резьбового соединения использовал детали заклёпок диаметром 5 мм.
Из заклёпочного узла выбиваете стальной стержень. В оставшемся "грибочке" метчиком М3 нарезаете резьбу. Ножку "грибочка" укорачиваете в размер толщины фанеры. В фаре просверливаете отверстие диаметром 5 мм и в него вклеиваете "грибочек".
На следующей фотографии узел моторамы склеен с двумя шпангоутами и узлом крепления шасси. Обратите внимание, что "шляпки" грибков находятся внутри конструкции. Это сделано для того, чтобы избежать прокручивания при затяжке винтов крепления шасси.
Приступаем к изготовлению детали LG1-1. Как я не старался, крыло всё таки стало иметь какие-то свои размеры. И по чертежам изготовить эту деталь оказалось не возможно... Делал и подгонял на глазок используя шкурку и штангециркуль.
В результате пришлось крыло по отношению к оси модели воставлять клиньями...
Для продолжения работы пришлось изготовть ещё один чертёж. Вид сверху. Чертёж закрепил на плоской, ровной поверхности. По нему выставил готовый узел моторамы со шпангоутами. Для двух основных лонжеронов я взял бальсовые рейки сечением 5х3 мм. Смазав клеем вставил в пазы шпангоутов и стянул концелярскими резинками. Хвостовой конец реек я до склеивания обраболтал под углом на длину около 15 мм, чтобы при образовалась плоскость склеивания при сжатии прищевкой. Зажимая конец прищепкой следите, чтобы плоскость склеивания проходила точно по оси модели!
Пока лонжероны сохнут, я выризал ещё два шпагоута. Один ( С1 ) относится к фюзеляжу и имеет отверстие - ловитель, а второй относится к съёмной кабине/фарю и имеет бабышку, которая при установке кабины на модель будет попадать в отверстие первого шпангоута и обеспечит крепление передней кромки кабины к модели.
На следующей фотографии вы видите уже установленный шпагоут С-1. А так же установлены детали БОК-ДУБЛЁР и Аккумуляторная полка.
Дальше всё идёт по накатанной. Вырезанные шпангоуты выставляются и клеются на свои места по чертежу. Выставляются и подклеиваются короткие лонжероны от задней кромки крыла. Должен отметить, что там где дерево соединяется с потолочкой я использовал очень хороший клей. Из анатации на него я понял, что он создан на полиуретановой основе. Не боится влаги. Соединения очень прочные. Правда он не моментального дейяствия...
Полка для установки сервомашинок выполнена из бальсы толщиной 3 мм. Думаю, что можно бало обойтись петолочкой...
На следующей фотографии изображены две хвостовые вставки/держатели стабилизатора. Форма посадочного места подгонялась под готовый стабилизатор и повторяет его профиль. Вставки склеяны между собой под таким же углом, что и лонжероны.
В лонжероне тоже выполнена выемка повторяющая форму профеля стабилизатора с верхней стороны.
Из потолочки толщиной 4мм вырезаю боковины. На следующей фотографии видно, что некоторые, не нисщие нагрузки лонжероны я выполнил из потолочки 4х4 мм.
Приклеиваю бока.
И под грузом оставляю на ночь. Пока не закрыл полностью фюзеляж решил сделать в боковинах проколы для будующих тяг. Проколы делал длиными спицами, стобы походили они под нужным углом.
После того, как спица проделает отверстие его необходимо расширить круглым надфелем, т.к. в это отверстие будет вклеена трубочка диаметром 3мм.
Вырезаем нижнюю заднюю панель фюзеляжа. Для того, чтобы она лигла в отведённое ей место за подлицо с боковинами я немного обработал её шкуркой...
На фотографии показан процесс вклейки нижней панели. Так же вы можете видеть отверстие под сервомашинку. Бобышки для усиления под шуруп.
Для закрытия верхней передней части фюзеляжа я вырезал из потолоки чуть большего размера, чем было необходимо заготовку. Так как эта панель имеет радиус изгиба я, при помощи столовой вилки, нанёс несколько борозд, что позволило гнуть потолочку под необходимый радиус.
Подклеил одну сторону панели, закрепив швейными булавками.
После высыхания подогнал в размер вторую сторону и ...
закочил приклейку!
Пока конструкция сохла решил заняться изготовлением КИЛЯ и РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ. Магазинную потолочку 500х500 уменьшил до толщины 3 мм.+0,5. Клеить буду из двух половинок сгибая заготовку по передней кромке киля. Для этого я сделал чертёж развертку киля с учётом радиуса перегиба.
При вырезке шаблона я прорезал места установки петель, что бы легче было их обозначить на потлочке. Получилась вот такая разметка:
По линии перегиба при помощи шкурки сделал бороздку - углубление на 1-1,5 мм. глубиной и 3 мм. шириной.
Я долго колебался: усиливать ли киль... Решил, что веса это прибавить не много и... утончил потолочку в местах подлежащих усилению:
На следующей фотографии я показываю методику перегиба потолочки с усилением бамбуковой палочкой ?3 мм.
После перегиба и суток под прессом на ровном столе получилась вот такая заготовка КИЛЯ и РН.
Насследующих двух фотографиях вы видите уже готовые КИЛЬ ( первая фотография ) и РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ (вторая фотография ). Кусочек бальсы это усиление киля так же играющее роль кондуктора при установке его на фюзеляж. Бамбуковая палочка то же выполняет роль кондуктора и усиления конструкции.
Перейдём к установке КИЛЯ. Для этого вырежим по чертежу вставку с прорезью в которую будет входить кондуктор киля.
Смазываем соединения клеем и крепим киль по месту.
Для того, чтобы выставить киль строго перпендикулярно стабилизатору я по угольнику имеющему прямой угол вырезал из потолочки две пластины, которые закрепил булавками на стабилизаторе так, чтобы киль оказался зажатым между ними. В таком положениии оставил сушиться до полного вусухания клея. Вид спереди:
Вид с зади:
Когда киль стоит на своём месте, можно приступать к вклейке лонжерона идущего от кабины к килю.
Для того, чтобы зашить заднюю верхнюю часть фюзедяжа я сделал выкраюку, которую вы видите на фотографии. По этой выкрайке из потолочки вырезаем деталь-заготовку:
Осевуя как всегда обработаем шкуркой. Бороздки помогут согнуть потолочку...
Выемку под киль подгоним по его толщине и форме. Шкурка наклеена на деревянную палочку подходящей толщены.
А теперь займёмся изготовлением поддона-крышки закрывающей крыло с низу. Надо сознаться вариант выбранный мною оказался не очень технологичным. Лучше эту деталь склеивать из отдельных частей - к основанию приклеить зарание вырезанные боковинки. А потом форму доводить наждачкой. Я же выбрал вариант изготовления крышки из одного куска потолочки. По выкрайке вырезал заготовку. По линям загиба прошёлся шкуркой и бока получил сгибая по ним потолочку.
При этом оказалось, что загнуть и удержать бока под углом в 90? довольно сложно. Так как эта детальне нисёт ни какой нагрузки и выполняет декоротивную функцию я обошёлся практически без усиления. В результате получился вот такой поддон-крышка. Стрелкой обозначена деталь при помощи которой поддон крышска передней частью крепится к фюзеляжу. Представляет из себя резьбовую деталь выполненную из шестигранного капроновоко прутка. С одной стороны (видимоя на фотографии часть) имеется резьба М3. Шестигранная часть имеет то же резьбу М3, только внутреннюю на глувину 5-6 мм. Такие детали продаются в магазинах радиодеталей и используются рля крепления печатных плат.
Второй конец поддона к фюзеляжу крепится магнитами взятыми из жёсткоко компьютерного диска. На следующей фотографии вы видите магниты и ещё один элемент крепления крыла - полочку с вклеиными резьбовыми гребками. Как их вклеивать я описал ранее.
Крыло к фюзеляжу крепится при помощи бобышки по переднй кромке и двух минтов М3х16. Для того, чтобы определить расположение крепёжных винтов я, выставив крыло по фюзеляжу, я через резьбовые отверстия в полочке при помощи спицы в крыле проделал два отверстия.
Для того, чтобы винты не продавили потолочку в местах крепления я прибег к помощи всё тех же "грибочков". Только без внутреннй резибы. Получились "грибочки-втулки". Результат на следующей фотографии.
А на этой фотграфии вы видите, как поддон-крышка крепится к фюзеляжу. Перейдём к съёмной КАБИНЕ и ФАНАРЮ. Из потолочки вырезаю основание, боковины, спинку. Передний кондуктор С-1-F был вырезан раньше, при изготовлении детали (см. чертёж) С-1. Они должны быть одинаковыми. Кондуктор детали С-1-F должен входить в отверстие детали С-1 и обеспечивать надёжное крепление передней части кабины к фюзеляжу. Задняя часть будет крепиться магнитами.
В боковинках под углом наклона приборной доски вырезаем квадратное отверстие. Конструкцию фальшпанели я дополнил выступами которые вклеиваются в отверстия боковин. Каркас кобины готов. Пора делать фанарь! Начнём с болвана. По натуре я ленив... И прочитав все советы по созданию формы решил делать балван сразу !
За основу взял синий утеплитель фундаментов. Придал примерную форму фанаря с запасом около 10мм. В канцелярских товарах купил пасту для художественной лепки и слоем ( около одного сантиметра ) обклеил пенопластовую заготовку. Окончательную форму придал слоем автомобильной эпаксидной шпаклёвки. Пришлось вспоминать навыки подготовки автомобиля к покраске. Шкурочка, вода и терпение делают на полване идиальную гладкую поверхность. Единственный недостаток - ужасный запах высыхающей эпоксидки! От супруги досталось... В дно балвана вкручиваем пару хороших шурупов и закрепляем его в тиски. Можно обтягивать.
Бутылка из под молока:
НЕУДАЧА !!! Вторая попытка:
И вот результат !!!
Опыт работы показал, что бутылка должна быть довольно объёмной - полтора, два литра. Но вернёмся к съёмной кабине.
Как видно из фотографии - необходимо зашить переднюю часть кабины. Из потолочки вырезаем заготовку. Вилкой проводим бороздки вдоль линий перегиба.
Деталь смазываем клеем и закрепляем на кабине. После высыхания клея обрезаем излишки материала.
На заднем плане фотографии мы видим пилота ожидающего скорейшего полюта... Разберём технологию его рождения. Вначале я хотел использовать кукол Барби моей внучки, но они оказались великоваты... Вспомнил, что очень давно делал кукол из папье маше. Вспомним дела давно минувших дней. Для начала прикинем габариты головы , туловища и рук, чтобы эти части тела поместились под фонарём. Голова от подбородка где-то 22-23 мм. Туловеще около 25 мм. Руки - 70 мм. Голову будем лепить из детского пластелина. Не забудем, чло колова стоит на шее. После того, как вы сформируете более менее похожую на человеческою голову насодите её на зубочистку А её в свою очередь вставте в кусочек потолочки. У вас должен получиться постамент с головой. Так как модель головы очень мала я использовал не газетные кусочки, а кусочки бумажных кухонных полотенец. Мелко нарвите кусочки бумаги и по одному, окунув предварительно в воду наложитете на заготовку лица. Следующий кусочек должен немного заходить на предыдущий. В небольшой посуде ( не более 25мл ) растворите немного клея ПВА. Кусочки бумаги второго слоя размачивайте в клеевом состави. Всего я нанёс четыре слоя бумаги. Теперь заготовку головы можно оставить до полного высыхания.
После полного высыхания разрежте заготовки на две части и аккуратно удалите пластилин из полостей. Из носа не удаляйте. Слишком мелкий и можно повредить.
Склеиваим две половинки головы. И красим гуашью с добавлением клея РВА. Краску надо сделать довольно густоватую, сметаноподобную. Она заполнит поры и после высыхания даст возможность подшлифовать тонкой шкуркой. Окончательную подкраску делаем по "вкусу". Туловище - бюст я сделал из нескольких слоёв потолочки.
С руками я долго мучался... Слишком мелкие, чтобы выполнить в папье маше. Выручила внучка пожертвовав куклу на транслантацию органов... В оригинале руки оказались слишком длины. Пришлось комбинировать... Голый пилот смотрится не очень. Будем одевать! Раз пилот - значит кожанка! У старого рабочего дневника переплёт выполнен под кожу. Берём в дело! Кожезаменитель оказался на редкость тонким, прочным и лёгким! Делаем выкрайку и шьём лётную куртку.
Летный шлем шью из кусочка чёрного трикотажа.Головные телефоны - упаковка от таблеток и перемычка из тонкого пластика. В дальнейшем я их покрасил серой краской и приделал микрофон. Для установки фанаря на кабину нам потребуется сделать прорезь, как показано на приведённой ниже фотграфии. Прорезь нужна для того, чтобы утопить кромку в потолочку кабина фанаря на глубину 4-ох мм. Для этого примеряем фанарь к кабине и намечаем контур по кромке фанаря. Повторим контур отступив от первоночальной линии 4мм. По пллученной линии сделаем прорезь под углом, который имеет фанарь. Попробуем посадить пилота на его место. Вроде смотрится не чего...На этой фотграфии очень хорошо видна прорезь по месту установки фанаря.
Уютная кабинка! Не првда ли?!
|