Alula - делаю слопер из потолочки |
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг |
Автор: aksolot |
Всем привет! Собственно, мое увлечение RC началось с наблюдения слоповых полетов - под окнами одно из самых динамных мест Москвы, причем все склоны были нами излетаны вдоль и поперек на параплане еще во времена моей бурной юности 98-01 года, так что представление о динамическом и термо-динамическом состоянии слопа у меня имелось.
Но так вышло, что вместо планера у меня сначала появился Дракон, потом Цессна-152 была изготовлена для FPV Самолетка , затем возник квадрик GAUI 330xs , а недавно вот приехал двухметровый мотопланер ASK-2100. Полетал я на нем в термичке и очень пожалел, что заказал его так поздно. Сезон прошел и теперь висеть ему под потолком до следующего. И тут взор снова пал на слоперы, порхавшие в динаме у меня под окнами круглый год.
Немедленно проштудировалась ветка рцдесигна, посвященная Алуле и решение готово: надо строить, тем более, что добрые люди поделились формой и профилем. К тому же у меня как раз завалялось три плитки потолочки 3,6 мм, банка Титана, скотч, лишний приемник и пара микро-серв HXT900 9g:
Единственное, что пришлось докупить - батарейку. Взял NiMH 300 mAh 4,8 V, весит она 40 г и стоит 450 р в районном магазине ру моделей. Полетный вес потолочной Алулы не должен превышать 200 г. С рцдесигна взято: размах (840 мм), форма и профиль. Чертеж фюзеляжа и отрисовка всего остального не заняла много времени. Следует отметить, что фюзеляж был спроектирован исходя из размеров конкретно моей аппаратуры - приемника turnigy и аккумулятора. Немного места в носу и хвосте фюзеляжа оставлено для центровочных грузиков. Центровка модели 25-35 мм по корневой хорде, по крайней мере эту информацию я "отжал" из ветки про Алулу. Какова она на самом деле получилась - отпишусь, когда облетаю модель.
Вот ссылка на чертеж в Компасе:
и на чертеж в Corel draw 12: Замиксовал элевоны, проверил электронику и принялся нарезать и клеить потолочку. На листе потолочки чертим крыло и линии для приклеивания лонжеронов. Крыло будет однослойным, с несимметричным плоско-выпуклым профилем. Остальные элементы планера: лонжероны, элевоны, хвост и фюзеляж делаем из двух слоев, склеивая плитку клеем Титан.
Когда лонжероны высохли, вклеиваем их по линиям в крыло, так же, для усиления передней кромки, перед первым лонжероном вклеил 10 мм полоску потолочки и 2 штыря для соединения крыльев тоже из потолочки. Пока все это дело подсыхает, вырезаем из двухстороннего невспененного скотча петли и приклеиваем их на место, оставляя защитный слой скотча снаружи крыла для последующего монтажа элевонов. Когда клей полимеризовался, переворачиваем крыло, приклеиваем по месту перегиба две полосы скотча, после чего с внутренней стороны продавливаем чем-нибудь не слишком острым (например, торцом деревянной кисточки для рисования) линию перегиба и сгибаем обшивку.
Для дополнительного усиления при соединении крыльев я вклеил на эпоксидку пятиминутку рейку из трети ширины деревянной линейки между вторым и третьим лонжеронами на длину лонжеронов. Второй конец этой рейки нужно не забыть намазать эпоксидкой при склеивании крыльев в одно целое. Теперь можно заклеить обшивку. Пока крылья сохнут, стачиваем под 45 градусов передние кромки заготовок элевонов, пока не склеивая их между собой. Вот крылья высохли, остается только соединить их, используя клей Титан и эпоксидку для рейки, придавая крылу незначительную v-образность (по желанию, этого можно и не делать). После того, как все как следует застынет, линия стыка проклеивается армированным скотчем. Я использовал какую-то новую армированную прозрачную ленту, продающуюся в Метро в отделе с малярными и прочими скотчами. После чего крыло обтягивается цветным или прозрачным скотчем (согласно дизайну) при помощи утюга или фена (я использую фен и пластиковую карточку для разглаживания). Наконец, крыло готово, и можно приступать к навешиванию элевонов. Кабанчики для тяг я изготовил из пластикового уголка и приклеил к нижней половине элевона с внутренней стороны двухсторонний скотч. Тем временем вторая половина приклеивается на петли и вся ее поверхность промазывается Титаном. Остается только ровно совместить обе половины и поплотнее прижать их друг к другу, для чего используем две линейки и 3-4 прищепки. Заднюю кромку элевонов решил не обтачивать, оставил как есть - для прочности. После высыхания обтянул элевоны скотчем, заодно усилив петли. Теперь можно заняться хвостом. По верхней и задней кромке склеенного с бамбучиной хвоста прошелся наждачкой, приклеенной на деревянный брусок, для придания ему "аэродинамичности", нижнюю и 2 см задней снизу оставил толстой, т.к. эти части хвоста позможно будут принимать нагрузки при посадке и тонкая кромка там ни к чему. Затем хвост обтянул скотчем и сделал в нем прорезь на глубину 5 см и соответственно ответную прорезь в крыле на глубину 3 см. Ну вот, можно вклеивать хвост в крыло и приступать к сборке фюзеляжа.
Вырезаем и склеиваем детали фюзеляжа между собой, после чего скругляем (по желанию) углы и обтягиваем скотчем.
Стрингер по центру и двойная потолочка в конструкции фюза используется, как вы догадались, для увеличения прочности "головы" нашей птички. Путем экспериментов выяснится, есть ли в этом необходимость. Вот так выходит голова после небольшой обработки шкуркой.
Примеряем на крыло, дабы выявить и устранить все перекосы и неприлегания:
Затем втискиваем внутрь приемник и сервы, под которые делаем вырезы в фюзеляже и приклеиваем всё это дело на эпоксидку-пятиминутку.
Остается только доклеить где надо скотч и декор и поставить тяги. Масса птички с начинкой - 160-170 г
Да, еще нужнопрорезать в голове технический люк для доступа к начинке, и отцентровать. Для начала попробую среднюю - 30 мм по корневой.
Ну вот вроде бы и все, осталось дождаться погоды и облетать. Если полетит - фото и видеоотчет будет :) ps. Время постройки 4-5 часов.
Что касается вопроса по управлению: у меня Turnigy 9x mode 2, питание подключено напрямую к приемнику, левая серва подключена в 1 канал, правая - во второй, тип модели - самолет, elevon - act, процентовки вечером напишу, подобраны методом тыка - ничего сложного. Да, еще поставил экспоненты, пока что на 70%, подстрою при облете по факту.
|