Записки самолета. Як-55СП 25е Гиперион |
Новости сайта - Конкурс статей |
Автор: Евгений |
Август, 2009г.
Сегодня я прибыл в страну, о которой много слышал. Наши говорят, что тут живут замечатльные люди, которые могут из подручных средств сделать такое, чему мы все можем обзавидоваться. Врут, наверное... Лежу на таможне уже не один день. Так же слышал, что тут ну очень медленная таможня. В этом похоже не обманули.
5 дней спустя. Наконец то двигаюсь дальше. Вообще, довольно странная ситуация — из Японии меня везут куда то под Владивосток. Казалось бы, что самая короткая дорога — прямая. Но (опять же, по слухам от более опытных коллег) в этой стране это одна из национальных забав - нагородить препядствий, а потом умело (или не очень) их преодолевать. В общем, двигаемся из Москвы во Владивосток. Еще 5 дней спустя. Завтра должен прибыть на место. Волнуюсь — как оно там будет? Какой человек мне попадется — криворукий или с золотыми руками; опытный пилот или новичок с завышенной самооценкой, а моя карьера будет короткой? Какая у него вторая половина — не попилит ли в гневе провода и не сломает ли хвост? В общем, волнуюсь... +1 день. Ну что могу рассказать — приняли меня достойно, я уже не первый самолет в Его коллекции, но меня тут ждали! Долго восхищался качеством моей пленки, отсутствием пузырей (ну так!), ажурностью и продуманностью конструкций, а так же, наличием и качеством фурнитуры. А еще для меня заказана родная Гиперионовская мотоустановка Z3019-14, такой же родной регулятор TITAN 50A, целая пачка пропеллеров диаметром от 11 до 14 (для экспериментов), сервы Hextronix DMG16. Сервам не скажу, что рад, но и восторга не испытываю. Ах, да! Совсем забыл про батареи — так как мотор у меня на 900об\в, то и летать я буду на 4х баночной батарейке.
Сентябрь 2009г. Все еще лежу в коробке :( С одной стороны хорошо, что нет спешки, а с другой, обидно, что в этом сезоне уже не полетаю. Про меня не забывают — переодически достают, собирают «на сухую», любуются, разбирают и укладывают обратно. Я не против, я все успею наверстать...
1 ноября 2009г. С самого утра чувствовал, что сегодня что то будет. Предчувствие меня не обмануло: сегодня удачно сложились звезды и в наличии оказались все необходимые запчасти и свободное время - началась моя сборка. Собственно, особых трудностей со мной быть не должно, ведь я очень высокого качества, а потому, все стандартно: петли на СА, предварительно сделав отверстие, что бы клей растекся; крепежные отверстия на капоте размечаются через малярный скотч;
стабилизатор, текстолитовые кабанчики из комплекта и хвостовая стойка вклеиваются на смолу, благо, что все отверстия размечены; прорезанно отверстие внизу фюзеляжа для отвода воздуха. И вот, в ночь с первого на второе ноября я готов! Нанесены наклейки, вставлена батарея и устроена фотосессия, а так же, покатушки по коридору. Остается дождаться первого вылета.
25 декабря 2009г. В очередной раз был извлечен для фотосессии. Пытался сочетаться в ансамбле с ЕЁ желто-черным платьем. Вроде получилось. Жизнь идет своим ходом — все меняется, лишь только я еще не летал... Чую, что раньше весны это и не случится. Может оно и к лучшем, так как не любою холод. 11 апреля 2010г. Сегодня с самого утра ощутил не бывалый подъем, усилия в машинках явно зашкалили заявленные. Причиной всему — отличная погода за окном. А это шанс, что сегодня я наконец то поднимусь в небо! Вечером меня загрузили в машину, в специально для меня разложенный салон и повезли за 50 км на заброшенную ВПП. Приехали, разложились. Устал ждать, пока закончаться всевозможные проверки: на дальность аппаратуры, на правильность настроек аппаратуры, на правильность подключения машинок и реверсов. Но все когда нибудь заканчивается, и вот я уже на старте.
Эх! Сейчас полечу! Газ, небольшой разбег, и я уже в небе. Он хочет поднять меня выше, а я сейчас вот так взбрыкну резким креном! Пусть по глобалит на предмет помех или неисправности приемника! Сложно описать полет — это надо испытать! Я не вялый тренер и не копия (хотя мотивы настоящего во мне есть) — я серьезный спортивный снаряд, мой полет отточен, как скальпель хирурга, я многое могу. Жаль, что Он пока может не много. Зато я могу ему показать проход «на ноже» во время захода на посадку! Пусть еще по размышляет на тему приемника — уж больно он мне не симпатичен, китайский коротыш с громким названием Корона. Эта Корона не для меня — мелковата :) Но Он ничего — справился, а я покатился по бетону. Вот и выполнен мой первый вылет! Я полетел!
http://www.youtube.com/watch?v=fY6lfLTY39I&feature=player_embedded
18 апреля 2010г. Сегодня я понял, что задержусь тут надолго. Во время вылета случилась неожиданность: пилот с пересекающейся частотой на передатчике аварийно сел неподалеку не выключив передатчик, а Мой решил, что раз небо свободно, то и частота тоже. Ах, как мы все заблуждались! Только взлетел, как меня стало рвать на части — мозг мой взорвался разными противоречивыми командами! Я метался как пьяный, а мой полет был похож на припадок. В какой то момент мне показалось, что все, я спел «мир вашему дому» и сейчас эта полоса превартится в грядку с морковкой. Но в последний момент мозг мой прояснился, команды пошли точные и четкие, и, как результат, мягкая посадка. В метре от бетонной ливневки с водой.
Дальнейший полетный день прошел без произшествий. По приезду меня всего натерли так, что горел. Видать Он сильно испугался за меня. 03 мая 2010г. Сегодня летали со старшим братом — таким же Як-55СП, от того же папы Гипериона, но более раннего выпуска. Вроде бы похожи: и размах, и окраска, да и внешне сложно отличить, но все же мы разные! У меня, например, в комплекте шла имитация радиатора, карбоновые подкосы, да и судя по дополнительным отверстиям в фюзеляже, я просто обязан быть легче! Ах, да! Я ведь так и не сказал про свои веса! Вес пустого — 1100г. Летаю с 4х баночной батарейкой и пропеллером 12*6. Тяга — 2кг с копейкой. Полетное время — не больше 6 минут. Как я понял, я тут не для 3D, а для классики. А ведь я могу! Одни затяжные вертикали чего стоят!
Ну да я отвлекся: пробовали летать со старшим братом парный пилотаж. Слышал, что меня, собственно, для этих целей и пригласили, но все как то не получается. Вот и сегодня чего то не срослось: только вроде бы влетались, притерлись друг к другу, как что то сзади зазудело. Пролетая мимо Него, даю ему знак голосом, что что то со мной не в порядке. Хорошо, что услышал — сразу сходу меня посадил. Оказалсь трещина в стабилизаторе, ровно по середине надлом на перемычке РВ. Очень не приятно.
09 мая 2010г.
Ездили в гости к коллегам в Уссурийск. Ну что сказать, впечатлило — размах, с которым там подходят к отдыху, модели на которых летают. Я по сравнению с ними — карлик, но зато какой! Эх, как я им показал чему Он научился. Да и в плане элегантности и родословной не всякий там мог со мной сравниться. После ремонта оперения внешний вид мой совсем не был испорчен, а установленные карбоновые подкосы оказались очень даже кстати — хотел одну «Сушку» закадрить, да воображать она сильно стала и плюхнулась мимо полосы. Так и не состаялся наш с ней роман.
22 мая 2010г. Сегодня в Штыково был Фестиваль р\у моделей полукопий. Изначально меня намыли-натерли, как жениха на выданье, праворульку перед продажей — дескать, буду всех слепить своей красотой. Правда, тут немного не заладилось: моделей было так много, что в глазах рябило. Но свою порцию внимания я получил. А по приезду выяснилось, что немешало бы слетать для массовки — мол, участников немного заявилось несмотря на большое количество самолетов, а вид у меня, что ни на есть копийный. Ну может чуточку отличаюсь. А нам несложно, можно даже сказать в удовольствие — отлетал в полукопиях. Без стенда, и по полету занял 6 место из 15 участников. Думаю, что не плохо.
29 мая 2010г. Сегодня меня уронили. Уронили с высока, по халатности — не был закручен капроновый болт крепящий крылья. Когда падал, думал, что все... Но превращаться в труху не хотелось, а потому боролся. Боролся до последнего, хоть это и было тяжело — крыло вращалось на трубе и усложняло и без того незавидное положение. Просто повезло — в конце падения каким то чудом перешел в плоский штопор в инверте и отделался испугом, да парой трещин в костях.
Он опять сильно переживает. Она его подбадривает. Но ничего, пускай, может на пользу пойдет, да, наконец то, научится делать нормальный, а не формальный предполетный осмотр?
Июнь 2010г. Времени особо писать нет — очень много полетов. Минимум две батарейки, но обычно чаще — до 8 полетов в день. Причин несколько: наличие отличнейшего газона на стадионе, ясной погоды, свободного времени и приход дополнительных батареек. Интересного особо ничего нет — как заведенный летаю медленные бочки , горизонтальные восьмерки и срывные развороты. Раз на раз не приходится — то красиво получается, то ужасно. Вечно Он мне мешает все сделать красиво! Иногда валяем дурака — проход в инверте над полосой, нож и прочие попытки 3D пилотирования.
http://www.youtube.com/watch?v=8bEw_FbQjUg&feature=player_embedded
Со здоровьем все неплохо: иногда посадки не дотягивают до идеальных, а у меня от этого ноги подкащиваются, приходится выгибать обратно; заменили машинку на РН — вместо Hextronik DMG-16 (трясучка напала) поставлена MKS DS545. Жить стало веселее. Особенно на ноже.
Да! Чуть не забыл! Еще меня показывали по местному ТВ. Сюжет хоть и небольшой, зато я из кадра не вылазил. Ох и помучал дадьку-оператора! Он только в меня прицелится, а я оп! и уже в другом месте. Ну а большее мне моя врожденная скромность не позволяет написать.
21 июня 2010г. Что то сегодня у меня здоровье шалит: сломал ноги. Конкретно так, без хирургии не обойтись. Но ноги это мелочи — у нашего брата это частый недуг. А вот проблемы с приемом, а вернее пропажей сигнала меня пугают: одно дело подурачиться, встав на крыло за пару секунд перед посадкой, и другое дело, когда так беспричинно отказывает мозг. 24 августа 2010г. Сегодня у меня второй День рождения — я снова полетел. 4 июля, после 85 вылетов, я разбился. Разбился сильно. Причина, как показало вскрытие, банальна: облом контакта под термоусадкой на регуляторе. На родном фирменом Гиперионовском. Ну и как следствие, пропадание питания (помните, писал об этом пугающем деле?), перезагруз приемника, потерянные драгоценные секунды, неуправляемое вращение, полный рот земли. Мне было больно. И обидно. Вы бы видели, во что я превратился! Морда в щепках, капот похож на тряпку, шасси, крылья... И это на кануне соревнований!
За этот промежуток времени, что ушел на мое востановление, так же был сделан ряд замен: заменен модуль в аппаратуре, а вместе с ним и приемник на 2.4, заменены сервы на РВ и элероны (пришлось совсем распрощаться с Hextronik из-за люфтов и нежелания вставать в ноль), пропаян регулятор, а главное, переход на 3-х баночную батарейку 2200 и, соответственно, пропеллер с большим диаметром — 13*8. Тяга колеблется в зависимости от пропеллера — от 1.8кг до 1.6кг. при полетном весе 1.28кг.
От вылета испытал двоякие чувства: вроде бы и рад, что полетел, но в тоже время, это уже не тот полет, что был на 4-х банках — нет тех безграничных вертикалей, нет того запаса мощности, что был раньше. С другой стороны, я стал легче, несмотря на ремонт, от которого я располнел примерно на 30-40г. Так что буду надеяться на лучшее.
Август-сентябрь 2010г. Я снова в строю, я снова летаю. И не так уж плохо на 3-х банках. Особенно, с правильно подобранным пропеллером. Я уже ветеран, а потому и стиль полета мой изменился — учимся вместе летать пилотажные комплексы, хотя поозорничать тоже удается. Теперь у меня 6 батареек, и мой налет увеличиватеся с каждым днем (когда позволяет погода). В общем, жизнь продолжается!
Октябрь-Ноябрь 2010г. Так же продолжаю летать
По соседству появляются и исчезают другие модели — кто то до ремонта, кто то навсегда. Единственный, кто тут похоже всерьез и надолго, это Як-54 от Gold Wing в 50м размере. Но он пока висит, ждет своей очереди. Мы с ним пообщались — производит приятное впечатление, хоть и «китаец». У меня же все по старому — полеты, мелкие травмы. Самая распространенная — стойка шасси. Эдакий «привычный вывих» выражаясь медицинским термином. Скоро зима, а значит, вынужденное безделье — мой Пилот мало того, что теплолюбивый (как и я), так еще и не сторонник лыж.
20 февраля 2011г. Сегодня, несмотря календарную зиму и снег на полосе, был открыт летный сезон 2011. Особенного ничего не произошло, кроме краша вертолета в опасной близости от нас — пилот словил «зайца» на солнце и зарулился. Благо все отделались испугом. Дорогие наши Пилоты! Не забывайте, что ТБ — это правила, которые пишутся в том числе и кровью, а потому, будте благоразумны! Варианты «я все предусмотрел», «я мега пилот», «я тут по быренькому летану и все» не проходят! И если кого то вводяд в заблуждения наши размеры, то почитайте вот эту ветку «Как я чуть не стал инвалидом» - может быть она немного приоткроет глаза тем, кто не видит очевидного! Ведь мы — не игрушки, о чем свидетельствуют надписи на коробках и инструкциях. После моего краша 4 июля (хоть он и был на аэродроме) мы сменили место полетов — вместо стадиона с близко расположенными домами и дорогой и стали летать на вертолетной площадке с пустырями вокруг (хотя это добавляет ряд сложностей).
15 марта 2011г. Сегодня был сделан юбилейный 200-й вылет. Пока написать больше нечего — летаю.
Апрель-Май 2011г. Летаем. Заряжаемся. И снова летаем.
http://www.youtube.com/watch?v=6rDipSeu6qo
27 июля 2011г. Маюсь от безделия — нет приемника, а значит нет полетов. Вот так всегда — взяли попользоваться, утопили в море, а новый купить жадничают. Из-за этого недоразумения пропустил соревнования в Арсеньеве. Но Пилот и сосед Як-54 съездили не впустую — привезли какую-то побрякушку. На текущий момент я сделал 414 вылетов, пережил 7 батареек (две утонуло, одна испортилась, остальные были подарены, тк плохо стали балансироваться), пачку серв (сейчас у меня стоят на элероны Turnigy 380MG , на РН и РВ – Turnigy 390DMH), несметное количество пропеллеров (сейчас летаю деревяшки от Turnigy для электро 13*6 и 13*8), родной комплект колес (стерлись колеса в ноль), один капот и один фонарь — летаем мы нынче низко и близко, да видать во время одного прохода Он уснул, да так и посадил меня вверх ногами. Хорошо, что у меня на родине еще остались запчасти для мне подобных — каких то 10 дней, и я, как новенький. Ну и видать на радостях Пилот смастерил мне чехольчик, дабы уберечь от солнца жаркого, ветра пыльного. Вообще, надо сказать, что стиль полета изменился, как и комплект фигур — исчезла «колбасня», появилась уверенность и ровность полета. Я доволен — летаю, как взрослый самолет, а ни как игрушка, за которую меня частенько принимают зрители на земле. Но стоит мне оторваться, как всем становится понятно — я спортсмен, я акробат, я просто замечательный самолет!
29. 07. 2011г. Евгений (Terranozavr) |