Як-55 |
Изготовление авиамоделей - Изготовление полукопий |
Автор: NeON |
Вот решил поделиться результатами своего затянувшегося проекта. Всем хороша «Слойка», вот только коробчатый в сечении фюзеляж несколько отторгает от себя человека, стремящегося к схожести (не поворачивается язык сказать «копийности») с настоящим самолетом. Поэтому было принято решение разработать модель со схожими со «Слойкой» летными характеристиками, не намного более сложную и трудоемкую в изготовлении, но с «круглым» в сечении фюзеляжем.
В качестве прототипа был выбран Як-55.
Фюзеляж этого самолета условно имеет три секции, которые легко могут быть получены гибкой из листового материала без необходимости придания детали тройной кривизны – то, что нам нужно. Честно скажу – просматривал Интернет-публикации по-поводу постройки аналогичных моделей, но не нашел хорошей (на мой взгляд) конструкции и доходчивого описания, к тому же процесс разработки и постройки модели, лично для меня, приносит удовольствия не меньше, чем полет готовой модели. Была мысль использовать выкройки бумажных моделей из журналов, однако сравнив то, что получается по выкройкам из приложения к «Моделисту-Конструктору» «Умелые руки» с чертежами Як-55 было решено отказаться от этой идеи. Раз уж строим модель сами, значит от начала и до конца. Опираясь на чертежи Як-55 построил поверхности, которые ограничивают обводы будущей модели. Строил только половину фюзеляжа и крыло, вторую половину и крыло сделаем симметрией.
Предварительные эксперименты показали, что фюзеляж, скрученный из потолочки, практически не нуждается в дополнительных силовых элементах – обшивка прекрасно справляется с нагрузками. Каждая секция сворачивается из цельного куска потолочки. Для более удобной сборки секций в цельный фюзеляж предусмотрен легкий каркас, позволяющий совместить секции и ровно их склеить. Силовой каркас модели представляет собой фанерный шпангоут с приклеенной моторамой, являющейся также узлом крепления шасси и батарейным отсеком, и приклеиваемый к шпангоуту лонжерон крыла.
На фото - Основной силовой каркас фюзеляжа из фруктовой фанеры Лонжерон крыла – из сосновых реек с заполнением пространства между полками потолочной плиткой. В центральной части вклеена фанерная часть, обеспечивающая стыковку половин лонжерона и придающая ему необходимую форму. Также благодаря ей лонжерон приклеивается к шпангоуту после сборки фюзеляжа.
На фото - Вырезанные детали фюзеляжа и лонжерона Фюзеляж обшивается тремя фрагментами обшивки из потолочки. При склейке удобно фиксировать фрагменты обшивки марлярным скотчем. После склейки получается весьма прочная и легкая конструкция. Можно прорезать кабину. После того, как собран фюзеляж, прорезаются пазы под лонжерон и он приклеивается к фанерному шпангоуту.
На фото - Фюзеляж на этапе сборки, перед вклейкой лонжерона Затем собирается каркас крыльев и они обшиваются. При этом обшика крыла плотненько подгоняется к фюзеляжу и место склейки сверху накывается полоской потолочки, из которой при помощи наждачки, формировался зализ. Оперение сделано также из потолочки, но не плоское в два слоя, а «объемное» - те же два слоя потолочки + нервюры по торцам. Вышло не тяжелее двух слоев потолочки на «Титане».
На фото - Элементы горизонтального и вертикального оперения Фонарь сделан по «бутылочной технологии». Для удобства изготовления болвана, да и для проверки технологии воспроизведения криволинейных поверхностей изготовил макет из потолочки. Выкройка макета фонаря из потолочки приводится в чертежах. Склеив макет остается немного сгладить грани и приступить к получению гипсового болвана.
Фонарь сделан съемным, с креплением на фюзеляже магнитами, для доступу сервам руля высоты и руля направления.
Капот модели состоит из двух половин: верхняя - снимается для получения доступа к аккумулятору, нижняя – крепится винтами к ушкам моторамы, квадратное отверстие в шпангоуте капота «садится» на передний шпангоут моторамы и снимается вместе с обечайкой и жалюзи. В нижней половине капота находится регулятор двигателя. Передняя часть капота – обечайка сделана также из бутылки, осаженной на болван. Да, ее можно было сделать и из пенопласта, но мне очень понравилась устойчивость капотов, сделанных по «бутылочной» технологии к ударам и трению по асфальту при капотировании, поэтому решил сделать часть капота, которая контактирует с асфальтом именно из бутылки.
На фото - Верхняя часть капота снята, доступ в отсек для аккумулятора и пищалки
На фото - Нижняя часть капота с креплением к мотораме Не смог отказать себе в удовольствии - сделал "жабры", через которые выходит воздух, охлаждающий двигатель, регулятор и аккумулятор. Кстати для эффективного охлаждения аккумулятора симитировал и маслорадиатор - через его заднюю часть выходит воздух из канала охлаждения регулятора. Также выклеил подобие передних жалюзи, хотя, коечно, можно было обойтись и без них. На сегодняшний день верхняя часть капота в полете фиксируется парой канцелярских резинок, иначе набегающим потоком воздуха ее просто "катапультирует" c её места.
Шасси – из дюралевой пластины. Сначала были стойки шасси из полосок дюраля толщиной 1 мм, однако жесткость шасси оказалась недостаточной, пришлось увеличивать толщину стоек. Колеса шасси – из микропористой резины, зажатой между двумя донышками от пивных банок. Хвостовое колесо – управляемое, соединено с рулем направления. Хвостовое колесо, также из микропористой резины, стойка хвостового колеса – из стальной проволоки диаметром 1,2 мм. Модель оклеена цветным скотчем. Для окраски была выбрана вот такая схема
На модели установлены следующие комплектующие:
Двигатель –
Регулятор –
Аккумулятор –
Кок -
Винт - Взлетный вес получился около 670 г. Летные испытания показали, что для опытного «пилотажника» хорошо бы увеличить ширину элеронов – хотя бы на 5 мм. Модель хорошо летает с винтом 10х5. Сейчас модель выглядит вот так На поле
И в ожидании летной погоды
Первый краш показал, что модель весьма легкая (малы моменты инерции, которые ломают силовые элементы при падении) и достаточно крепкая – при падении пострадал фюзеляж за крылом, но не по местам стыковки, а «по живому». Модель уже отремонтирована и ждет хорошей летной погоды.
Поскольку это был эксперимент, специально выкроек не вычерчивал. Есть наработки в AutoCAD - Если кто-то захочет повторить модель - пишите придумаем как лучше поделиться материалами. Буду рад если кого-нибудь заинтересует мой проект. Хочу поблагодарить своего соратника Виталия zvn3131 за поддержку при постройке и помощь в облете данной модели. Все вопросы по модели, ее постройке давайте обсуждать в теме о постройке модели Як-55. http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=7862
|