По мотивам Тяни-толкая(с форума) |
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг |
Автор: Slawakuzmich |
Здраствуйте! Предысловие: как то полтора года назад собрал полукопию Ил-4, о работе велся отчет на форуме: http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=9701 Хоть это была моя первая модель, получилась неплохо, билась очень много раз но оказалась крашеустойчива и ремонтопригодной. Постепенно обзавелась фпв и полетным контроллером. Но сама модель была довольно островатой в управлении, а так же после многочисленных крашей и ремонтов ее полетные характеристики сильно ухудшились. В итоге было решено собрать новый бюджетный аппарат из того что есть у нас (а у нас нет ни бальзы ни подложки под ламинат, даже за потолочкой приходилось ездить в соседний город) на электронике от предыдущего самолета. Требования к модели хотелись бы такие - побольше грузоподьемность под батареи покрупнее, плавность полета, минимальный расход топлива, в общем под долгие и высокие фпв полеты. Желательно чтоб еще мог летать медленно, но и мог брать скорость для полетов против ветра. Ну и главное - двухмоторник!))) Маленько покурив интернет, выяснил что идеальные фпвшки для плавных полетов - бикслеры и подобные. Мне это не подходило. Но тут нечайно наткнулся на форуме на тему " тяни - толкай". Мне очень понравились его полетные характеристики, но больше всего поразила простая конструкция, с возможностью отдельных моторных конструкций. И вот, взяв ее на вооружение, приступил к созданию.
Приблизительно набросав схему аппарата, начал прикыдывать размеры. Размах - 1200 чтоб без проблем влазил в машину без разборки. Конструкция самая простая - как для тренеров. Крыло простое прямоугольное. В общем тяни толкай но со своими размерами. Крыло. Толщину решил сделать тоньше чем обычно. Из опыта предыдущего самолета размахом 1400, где крыло полностью из потолочки и держит нагрузки, решено делать минимум деталей для облегчения. Взвесив детали, определился что линейка для лонжерона по весу сопоставима с лонжероном из потолочки, но намного крепче. Крыло - трехсекционное, в точности как в "тяни-толкай". Центроплан с закрылком и две такие же консоли с элеронами. Посмотрев жесткость линейки, распустил ее вдоль, сделав в два раза уже. Даже в таком виде ее крепости хватает за глаза. Из трех частей склеил цельный лонжерон, наклеивая концы в нахлест, для крепости просверлил в них отверстия и вклеил шплинты из зубочисток. Дальше приклеил однослойные полосы потолочки - как основной лонжерон. Ну а дальше по классической схеме - низ крыла, нервюры. Изначально планировалось установка двигателей на крыло, но модульность конструкции тяни-толкая отменила такое решение. Вышло так :
Сразу навесил нижнюю половину элеронов на 2х стронний скотч. Сдесь хорошо видно поллинейки как несущее ребро, и приклееный к ней лонжерон из потолочки как основание для профиля. После сборки каркаса, провел электрику, и наклеил площадки для сервомашинок - все идентично для каждых трех сегментов: в итоге вышло так: Сразу на оконцовки крыла вставил мигающие светодиоды - для полетов в темноте. Угол установки консолей делал на глаз: Дальше все обычно - закрыл все сверху потолочкой, все концы и неровности обработал наждачкой. Крыло готово. Вес без механизации составил чуть меньше 150 грамм, при размерах 1200х180
Фюзеляж... Долго ломал голову... Потолочка - легкая, но крашеустойчивость отсутствует в принципе) . Старенькие планеры натолкнули на мысль - хвостовая балка пусть будет как можно тоньше, а фюз только от носа до конца крыла. Начал с хвоста: нашел рейку 10х10, из какого то более крепкого дерева, чем сосна, правда чуть тяжеловата. Попробовал на изгиб и кручение - вроде жестко. Для вклейки стабилизатора сначала в рейку вклеил бамбуковые шпажки для жесткости : Стабилизатор - просто 2 слоя потолочки: Киль был изготовлен точно так же, только с бабучинами поступил наоборот - сначала вклеил их в киль а потом все вместе приклеил к рейке. Испытания в руках на жесткость хвоста(и рейки) оставили положительную оценку. Вся конструкция вышла в районе 50 грамм. Теперь сам фюзеляж с носом... Долго рисовал, подбирал размеры под электрику и фпв. Материал решил брать пеноплекс - как раз оставались куски утеплителей нужного размера. И легкие, и обрабатываются лекго, и крепче потолочки. Конструкция - бутербродная. Нарезал нужные части, в них вырезал полости под внутрянку электронику, а так же место под вклейку хвостовой рейки. Заодно на рейку наклеил и прикрутил мелкими саморезами два обрезка линейки, которые будут вставляться в фюзеляж - для хорошей фиксации. Заодно передний усилитель решил использовать как закладную для шасси, просверлил в ней отверстия под саморезы, сделал двухслойной. Вот примерка составных частей: А вот вид фюзеляжа в сборе сзади без хвоста : ну и предварительный вид его самого : Ну а дальше все собирается в кучу, не жалея клея титан)) (крыло накинуто для общей оценки) Все примерки, выбор длины хвоста, размера фюзеляжа и отсеков в нем велись постоянно с проверкой центровки при использовании разных батарей и размещения электроники, то есть размеры брались не совсем с потолка, а от использования имеющей аппаратуры и ее предпологаемым размещением, а так же взвешиванием) Дальше пошла моторама. Аппарат "тяни толкай" внес основную мысль - модульную конструкцию, как можно проще устроенную с возможностью легкой замены узлов и агрегатов. А так как движков у меня два, правда коптерные 2205 2300кв, то двухмоторник однозначно, поэтому долго не думая просто скопировал моторную идею с вышеназванной конструкции: взял линейку, на концах приклеил крепление двигателей. Саму мотораму решил крепить под крыло к фюзеляжу, так чтоб были независимы друг от друга. В фюзе прорезал паз под линейку, а ее саму закрепил саморезом, использовав снизу сухарь из той же линейки, посаженную на клей : Накинул крыло, посмотрел что получилось: На этом фото обрезок линейки с саморезами - площадка для шасси:
Дальше пошла механизация. Начал с хвоста. Подумав что чем больше масс приближено к ЦТ модели тем лучше, и взвесив все детали, сервоприводы решил поставить у фюзеляжа, протянув длинные тяги к рулям. Вырезал из той же линейки площадки под сервоприводы, приклеил их к рейке вплотную к фюзу. Тяги из бамбучин, законцовки из скрепок, и по две напрвляющих - боудена приклееных к хвостовой балке: Фиксация тяг - снятая изоляция обычного проводка. Кабанчики - самодельные из пластиковой карточки, вклеены на клей титан. Конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя на предыдущей модели, выдерживала и скорости, и пилотаж, и даже посторониие нагрузки, ломавшие зубья пластиковых шестерен сервоприводов.
Но сдесь допустил одну оплошность - вклеил первый кабанчик на руль высоты не на титан, как обычно, а на цианкрилат, забыв что он не любит пенопласт). Конечно место чуть подразьело, но подергав туда-сюда, кабанчик вроде держался крепко, решено было оставить его так и есть(что было большой ошибкой).. Затем прошла механизация крыла без затей, сервомашинка + тяга из скрепки:
Здесь наклеены бруски из пеноплекса, для фиксации и креплении крыла в фюзеляже: взвесив получившийся аппарат с механизацией без электроники и двигателей(с моторамой) получил вес в 310 грамм. Неплохо вышло для размаха в 1200 мм. Крыло - 160, фюзеляж с хвостом - 150. На мотраму навесил движки с регуляторами. Без всяких обтекателей и закрываешек - для лучшего охлаждения. Попробовал собрать все воедино: И тут подкрался второй фатальный конструктивный недостаток - хлипкость хвостовой рейки: когда она не была жестко сединена с масивной передней частью самолета, жесткость казалась достаточной, то все в сборе оказалось хуже - хвостовое оперение на концах неплохо играет и вибрирует. Ну так как менять что либо поздно, решил пробовать летать так как есть. Еще выяснилось что моторамная линейка на концах тоже неплохо играет, но тут просто прилепил ее концы к крылу на двусторонний скотч. Заодно установил электронику. Сначала для первых испытательных полетов планировал ставить минимум - только приемник, но чтоб не перепаивать разьемы, воткнул приемник сразу с полетником(matek 405 wing), используя последний чисто как бек, без навески. Собрал аппарат в кучу, настроил все рули, закрепил крыло( фото не сохранилось) - спереди оно держится вырезом в фюзеляже, сзади бамбуковыми шпажками через фюз и пеноплексовые бруски что наклеены на крыло. Вес модели без батареи с электрикой вышел чуть больше 450 грамм. С батареей 2200 махов 12 вольт взлетная масса составила порядка чуть более 600 грамм. Не выдержав, в этот же вечер побежал делать пробный вылет( пока тихая безветренная погода), без шасси. Вот видео первого полета, без пробных бросков и каких либо настроек. Только убедился что центровка в фокусе крыла, и вперед. Взлет и полет только в ручном режиме, без всякой стабилизации. (извините за качество видео, и то что в контакте - у оператора опыть только для инстаграмма, снимает на айфон, поэтому и выложить на ютуб не вышло). Видео уже выставлял в групе вк этого сайта:
Полет сильно впечатлил - так как опыт пилотирования был только одной модели, упомянутого ил 4. Самолетик летит очень плавно, ровно, на рули отзывается чутко, плавно, без нервозности. Ощущение что аппарат не летит а плывет). Минимальная скорость поразила, летит почти как зальник, особенно с выпущенными закрылками. Спокойно летает в прямых полетах на 5-10 % газа. И первый раз! за полтора года полетов у меня вышла идеальная посадка вообще и с первого раза, при том что садить без фпв я вообще не мог)) Скоростные характеристики не стал проверять - было очень темно. После полета сделал шасси из алюминевой полосы толщиной 0.5мм, согнув края как ребра жесткости, колеса - серый пеноплекс обработанный на дрели. Жесткость приличная, выдержит и не плавное приземление, но при хороших нагрузках сдеформируется, оставив целым фюзеляж и крепление. Вес конструкции - 15 грамм. На следующее утро пока погода идеальная, решил сделать второй облет. Взлет - идеален. Оператор хоть с цифровиком, но авиамодель видит первый раз и снимать их полеты не умеет. И вот этот второй полет стал же и последним..
Промашка с вклеиванием кабанчика и недостаточноая жесткость хвостовой балки вызвали закономерный результат). На пикировании (хоть скорость была не большая) хвост поймал флаттер, а плохо приклееный кабанчик от тряски вырвало из руля высоты..В итоге идеальная морковка) И ее результат: Подробнее: А вот виновник аварии: Повреждения: фюзеляж - морда на фото. Крыло целое, на одном конце небольшие коцки. Моторная часть и электрика не пострадала. хвост, шасси - в идеале. Все остальное тоже невредимо.
Итог: получился неплохой аппарат, с очень хорошими летными характеристиками на медленной скорости, плавный, способный хорошо нести фпв аппаратуру. А самое главное - модульный, можно спокойно менять целые узлы не вмешиваясь в конструкцию модели. Даже можно менять крыло или просто его наращивать. Замена сервоприводов или моторной группы очень проста. Так как удалось провести жесткий краш тест, то могу сказать что живучесть отдельных агрегатов тоже высока - при такой серьезной аварии поврежден только корпус, который можно изготовить за полдня. Ну а теперь буду менять слабое место аппарата - недостаточную жесткость хвостовой балки. Хм, когда искал прообраз модели ничего найти не мог, а после написания статьи увидел , у меня получился wing dragon, модель для новичка))
|