Самоходка |
Технологии моделизма - Очумелые ручки |
Автор: Александр |
Собираем Самоходку.
Для начала освежим в памяти, что такое сервомашинка (сервопривод). Сервомашинка - этоустройство для управления подвижными элементами действующих моделей.
Сервомашинка состоит из электродвигателя, заключенного в один корпус с редуктором и управляющей электроникой, которая чаще всего состоит из потенциометра обратной связи и платы управления. Мы обманем электронику и выведем потенциометр из этой логической цепочки. Т.е. не совсем выведем, а механически отсоединим от редуктора. Это позволит нам управлять сервоприводом, так как если бы это был простой электромотор с регулятором.
Опишу все три стадии постройки Самоходки. Возможно, наработки по каждому из вариантов пригодятся в модельном творчестве. ВНИМАНИЕ! Для тех, кто хочет повторить модель. Прочтите статью до конца, во избежание напрасного труда и зря испорченных машинок.
Для наших экспериментов будем использовать всем известную сервомашинку HXT900
Морда у Самбиста была расквашена, но машинки остались живые.
Итак, вариант первый. Разбираем сервомашинку. Для этого снимаем наклейки по бокам и выкручиваем 4 винта. Вытаскиваем все шестеренки и переменный резистор.
Мы будем менять штатный резистор сопротивлением 5 кОм на многооборотный подстроечный резистор. 5-ти килоомного у меня не было, я использовал резистор на 6,8 кОм.
При пайке главное не перепутать провод от центрального (подвижного) контакта резистора.
Один привод готов.
Вырезаем из стеклотекстолита СТЭФ прямоугольную пластинку…
… и крепим к ней машинки и резисторы при помощи цианокрилатного клея
При помощи двухстороннего скотча закрепляем приемник. В качестве втулки переднего поворотного колеса используем одну из шестеренок.
Регулятор я использовал, какой был под рукой
Поверх регулятора устанавливаем аккумулятор.
Смотрим, что из этого получилось.
Конструкция оказалась не совсем удачной. Колеса посажены непосредственно на вал мотора, имеющий малый крутящий момент. Управлять этой конструкцией толком не получилось.
Модернизируем нашу конструкцию и переходим к варианту 2. Увеличиваем количество приводов до 4-х.
Смотрим видео.
Моторчики развивают большие обороты, однако тяговые усилия у них слабы и недостаточны, чтобы разворачивать самоходку. Нужен редуктор. Возвращаемся к исходному виду привода сервомашинки.
Вариант №3. Разбираем сервомашинку, снимаем крышку редуктора.
Верхняя шестерня жестко сидит на валу. Этот вал является осью штатного переменного резистора сервомашинки. Аккуратно снимаем шестерню с вала и рассверливаем отверстие до 1,5 мм, чтобы шестеренка свободно вращалась на валу. Далее срезам ограничительный упор на нижней части шестерни. Поскольку скорость вращения рычага сервомашинки достаточно низкая, я попробовал поэкспериментировать с перестановкой шестеренок для увеличения скорости вращения. Толка из этого не вышло.
Доработанную шестеренку ставим на место, закрываем редуктор крышкой. Не вынимая из корпуса штатного резистора, отпаиваем от него провода и припаиваем их к многооборотному резистору, как было описано выше.
Приклеиваем доработанные сервомашинки и резисторы на пластинку из СТЭФа, провода собираем в жгут. Приемник крепим на двухсторонний скотч, регулятор – при помощи пластикового хомута. Аккумулятор
Организация управления следующая: Правый стик на передатчике управляет правой половиной самоходки (двумя приводами), левый стик – левой половиной. Правый половина посажена на канал 1 и канал 2. Оба канала смикшированы. Левая половина - на канал 3 и канал 4. Оба канала смикшированы. Питание подаем на разъем BAT.
При включении питания колеса начинают вращаться. Подстроечными резисторами добиваемся полной остановки колес при средних (нейтральных) положениях стиков.
Обсудить статью можно в форуме, вот здесь.
Удачи в творчестве, Александр (A-street).
|