Для удобства пользования форумом и поиска информации прошу придерживаться правила: 1 тема = 1 вопрос.
К примеру, если обсуждается настройка передатчика, а у вас вопрос про подключение такого же передатчика к симулятору или вопрос про другую модель передатчика - создавайте новую тему. Если вы новичок в авиамоделизме, рекомендуется прочитать статью Новичку и ссылки с нее.
Исключение только в разделе Вопросы и обсуждения по статьям
Как выложить фото, Как опубликовать видео
С уважением,
Константин.
двухмоторник Ан-181
Re: двухмоторник Ан-181
Наконец выпала возможность вернуться к моему проекту. Даже сломаные Вжик и Шарк Байт задвинуты подальше в угол и ждут своего часа
Долго корпел над чертежами, но работа шла очень медленно. Запнулся на моменте проектирования профиля - тут уж пришлось в руки брать потолочку и клей и делать натуральные эксперименты. Оказалось, что вживую работа идет гораздо веселее - по итогам нескольких вечеров уже наполовину готовое крыло
Буду писать отчет в форме инструкции, что бы потом с минимальными правками сделать статью. Список компонентов напишу ближе к завержению строительства, т.к. на данный момент я очень часто меняю технические решения и периодически докупаю новые компоненты. Стараюсь делать фотографии на всех этапах постройки. Однако последовательность постройки у меня несколько отличалась от изложеного, поэтому не удивляйтесь тому, что на фотографиях видны "еще не построеные" детали
Итак, начнемс....
Подготовим электронику
И хотя по традиции следовало бы начинать с крыла, стоить вспомнить, что в нашем крыле будет жить некоторое количество электроники. Как только мы склеим крыло и запечатаем в него регулятор и сервы, паять их будет довольно проблематично.
Зачем паять? А затем что во-первых регулятор идет без разъемов, а во-вторых этот регулятор будет расположен далековато от батарейки и приемника, а потому соответствующие провода нужно будет удлинять.
Сначала припаяем разъемы к двигателю и к регулятору. Как это делать детально описано в этой статье, поэтому останавливаться не буду. Регулятор будет находится недалеко от мотора, поэтому штатных проводов должно хватить.
А вот проводов с другой стороны (к батарейге и к приемнику) явно недостаточно и их нужно будет удлинить примерно на 20-25см. В принципе, для удлинения можно воспользоваться уже готовыми удлинителями (типа
Для удлинения силовых проводов я заказал провод 18AWG (
Для удлинения сигнальных проводов я заказал провод
Про маркировку проводов очень толково описано тут.
Мой провод еще не приехал, поэтому на фотографии силовые провода пока еще не удлинены
На данном этапе есть смысл проверить работоспособность того, что мы спаяли. Один из регуляторов у меня сгорел при первом включении (не от моего творчества Скорее просто бракованый был). Теперь еще 3 недели ждать, пока приедет новый регулятор и я смогу доделать крыло. Обидно. Но вдвойне обиднее было бы, если бы он загорелся в готовом крыле.
Завершающим штрихом является отключение красного провода на одном из регуляторов (почему читайте тут). Я не стал отрезать провод окончательно, а просто вынул изразъема и надел на него термоусадку. Просто на всякий случай, вдруг оживить прийдется
Сигнальные провода от двух регуляторов между собой не спаивал - они у меня будут включатся в разные каналы. Хочу попробовать поиграться с разнотягом.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
Лонжерон
Лнжерон будет сложносоставным. Во-первых из-за формы, во-вторых из-за того, что основным материалом будет 50см деревянная линейка. Напомню, что размах крыла будет 1.2м, что намного больше длины линейки. Поэтому клеить лонжерон прийдется из нескольких частей.
Обращаю внимание, что в магазине канцтоваров я нашел несколько видов 50см линеек. Различаются они по ширине (25мм и 30мм) и толщине (2мм и 2.5мм). Основная часть лонжерона делается из линейки 2.5мм толщиной и 30мм ширины. Из нее как раз удобно нарезать 3 полоски по 10мм шириной. Резал я обычным ножом по линейке, а потом обрабатывал срез наждачкой на бруске. Долго, но зато получилось довольно ровненько
Центральная часть лонжерона будет состоять из двух кусочков, склееных встык. Склеиваются 2 половины при помощи небольой накладки. Я клеил при помощи клея момент (в тот момент другого под рукой небыло). На время склеивания конструкцию зажал в тисках, а потом соединение обмотал ниткой, смоченой тем же моментом.
С лонжероном внешних консолей крыла чуть сложнее: во-первых эти части находятся под углом, к основному лонжерону, а во-вторых эти части не прямоугольной формы. Вырезаем и размечаем заготовки. Отрезал так же - нож и линейка, хотя помучиться пришлось изрядно.
Теперь нужно сточить скос под склейку с основным лонжероном. Длина скоса - 30мм. Я зажал заготовку в тиски, грубо спилил уголок ножовкой по металлу, а потом довел наждачкой на бруске.
Приклеивал к основному лонжерону тем же моментом, только на этот раз не обматывал ниткой.
К сожалению вовремя не сделал фотку этого угла. Когда вспомнил, то у меня уже была приклеена потолочка (об этом позже)
Теперь займемся площадкой крепления крыла к фюзеляжу. В первоначальном варианте я думал крепить крыло как на цессне - резинками. Но со временем я отказался от этой идеи в пользу крепления на нейлоновые винты.
Отрезаем 2 куска линейки (тут уже можно использовать линейки толщиной 2 мм) и вырежем в них по 2 паза. Ширина паза должна соответствовать толщине лонжерона. Удобно сначала пропилить небольшой паз ножовкой, а потом расширить его до необходимых размеров надфилем.
В соответствующих местах основного лонжерона надфилем пропиливаем небольшие пазы (в данном случае паз широкий, но неглубокий - всего 2 мм). Планки должны входить плотно и не болтаться. Но при этом впихивать, если оно не лезет, не стоит - линейка может запросто треснуть вдоль волокон.
Приклеиваем. Тут и дальше я использовал момент-столяр, но подойдет и обычный концентрированый ПВА.
Вся эта конструкция пока еще довольно гибкая. Что бы ее несколько укрепить, по задней кромке планок можно приклеить бамбучину. Она же будет впоследствии направляющей для консолей крыла. В качестве бамбучины - шашлычная шпажка диаметром 2.5мм. Я лишь слегка пропилил надфилем неглубокие пазы под склейку с линейками из предыдущего шага. Бамбучину приклеиваем и прижимаем прищепками.
Продолжение следует
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
Крепление мотора
Каждый мотор дает тягу в полкило, и эту тягу нужно как то передать лонжерону. Можно было бы в качестве крепления для мотора использовать рейку 10х10мм, но нужно вспомнить, что вал мотора не переставляется в другую сторону будет торчать в сторону лонжерона. Соответственно валу нужно для этого место.
Поэтому в качестве выносной балки для мотора у меня будут выступать по 2 отрезка линейки. А что бы увязать это получше с лонжероном и обшивкой, эти балки у меняы будут выступать немного сзади лонжерона.
Итак, вырезаем 4 вот таких детальки из 2мм линейки. Ширина паза должна соответствовать толщине лонжерона. Длина балок выбирается исходя из размера мотора и того как будет крепится пропеллер. В самом деле, нам очень важно разместить пропеллер в будущей арке. Не дальше (что бы пропеллер не вылезал за арку) и не ближе (тогда пропеллер может цеплять арку).
В лонжероне вырезаем по 2 паза. Вырезать пазы нужно сверху. Причина простая: на крыло в полете будут действовать нагрузки, которые будут стремиться сложить крыло вверх. Если паз будет снизу, то фактически толщина лонжерона будет только 5 мм в этом месте и он может сломаться. Если паз будет сверху, то при сгибании крыла лонжерон с обоих сторон от паза будет упираться в моторную балку и не согнется.
Балки должны входить в пазы лонжерона плотно. Приклеиваем столярным клеем. Что бы конструкция не гуляла влево-вправо, я ее укрепил еще диагональными распорками. Распорки нужно клеить не по центру, а ближе к верху или к низу - распорки не должны мешать валу. мотора, который будет торчать в эту сторону.
С самой моторамой пока не заморачиваемся. Мы к ней вернемся позже, а пока она нам будет мешать клеить крыло.
Линейка достаточно тонкая и площадь склейки с обшивкой довольно мала. Поэтому по задней стороне лонжерона я проклеил полоску потолочки. Веса и прочности это не добавит, зато увеличивает площадь склейки.
Общий вид того, что получилось (тут еще нет площадки крепления крыла)
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
Внутренняя консоль крыла
Подбираемся к интересным вещам - консолям крыла. Изначально я выбирал между двумя концептуально различными вариантами постройки. Первый подразумевал что крыло будет цельное, а арки будут на него нанизаны как на шампур. Но со временем я отказался от этой идеи в пользу составного крыла. Крыло теперь будет состоять из 5 сегментов: двух внешних консолей, двух внутренних консолей и площадки для крепления крыла к фюзеляжу. Между каждыми сегментами будет вклеена арка.
Сегодня в программе постройка той части крыла, которая находится внутри арки. В этой части так же будет жить серва флаперона, а так же к этой части будет прицеплен сам флаперон. Кстати, при размахе в 1.2м крыло очень узкое и серве там будет очень тесно.
У настоящего самолета внутрение консоли чуть толще, чем внешние консоли. При чем верхние поверхности внутреней и внешней консоли должны быть на одном уровне. Дабы не изобретать лонжерон сложной формы, в нужном месте с нижней строны лонжерона можно просто наклеить полоску из потолочки. Полоску нужно наклеить только там, где будет арочная часть крыла.
Лирическое отступление: В оригинале толщина этой части крыла - 100мм. Это означает, что при масштабе 1:6,25 толщина должна быть 16мм. толщина потолочки - 3мм, Это означает, что ширина лонжерона должна быть не больше чем 10 мм (16 мм - 2*3мм). Но толщина сервы - 12мм. Так что я сознательно чутьчуть увеличил относительную толщину профиля, что бы втиснуть электронику. Посмотрим как летать будет Впрочем потолочка немного утрамбовывается, так что особо сильно увеличить толщину не должно
Далее вырезаем заготовки под верхнюю и нижнюю часть общивки. Размечаем положение лонжерона (я отмечал положение задней кромки) и выреза под мотораму. Потолочку нам предстоит немного выгнуть, поэтому заготовку нужно прокатать, или хотя бы выгнуть пальцами.
Вдоль передней кромки на расстоянии 3мм от нее нужно приклеить полоску потолочки шириной 4-5мм (не больше, иначе это будет нам мешать выгнуть правильный профиль). Это нужно что бы сформировать лобик крыла. Теперь нужно сточить переднюю кромку под 45 градусов. Удобнее всего это сделать наждачкой на бруске.
По задней кромке приклеиваем полоску потолочки шириной 25 мм. Эта полоска так же будет формировать профиль крыла, а так же в нее будет вклеиваться бамбучина от площадки крепления крыла. Полоску нужно сточить под углом. Стачиваем так, что бы от передней части осталось примерно две трети, а от задней.треть.
Вырезаем паз под мотобалку
На этом этапе в нижней обшивке можно сделать отверстие - через это отверстие потом будут протянуты провода от регулятора к мотору. Что бы отверстие не разбивалось, я приклеил с обоих сторон накладку их пластика. Можно взять пластиковую карточку, но мне очень удачно попалась под руку пластиковая коробка от какой то косметики.
Склеиваем половинки. Тут можно клея не жалеть - лучше пусть добавится пару грамм, чем разклеится в процессе эксплуатации Половинки зафиксировал скотчем. Клею нужно дать хорошо полимеризоваться, часов эдак 12. Если снять скотч раньше времени то когда мы выгнем настоящий профиль половинки могут расклеится и потом назад их склеишь.
На этой фотке полоска по задней кромке у меня приклеена только к одной половине. Это не правильно, позже я приклеил и к второй тоже
Когда клей полимеризуется, приклеиваем нижнюю половинку к лонжерону.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
Установка электроники крыла
Займемся установкой сервы. Как я уже сказал в крыле для нее маловато места. Поэтому срежем от сервы все лишнее, а точнее крепежные планки.
Тут срезана только одна планка
На серву ставим качалку. Серву будем устанавливать валом подальше от лонжерона, иначе качалка будет упираться в лонжерон. Перед закреплением качалки нужно выставить серву в ноль (сервотестером или подключив серву к приемнику). Это нужно сделать сейчас - когда крыло запечатаем возможности повозиться с качалкой уже не будет.
Саму серву обклеиваем двусторонним скотчем. Домик для сервы не нужен - со всех сторон серва будет приклеена к обшивке, лонжерону и нервюре. Только одна сторона остается свободной - к ней приклеем кусочек потолочки.
Прорезаем паз для качалки и приклеиваем серву к обшивке крыла и к лонжерону.
Вырезаем и приклеиваем по бокам сегмента крыла 2 нервюры. Я вырезал на глаз. Одна из нервюр будет прилегать непосредственно к серве и ее форма несколько необычно-квадратная
Протягиваем провода от регулятора к мотору. Регуляторы я закрепил на двустороннем скотче на планки в центральной части крыла.
Вспомним про бамбучину, которая идет от площадки крепления крыла. Она у нас по совместительству является направляющей для внутрених консолей крыла. Нужна она для того, что бы консоль не проворачивалась вокруг лонжерона, а была всегда паралельна площадке крепления. Бамбучина должна быть хорошо приклеена к консоли и должна выдерживать нагрузки вырывающие ее из консоли паралельно лонжерона. Такие нагрузки могут возникнуть при неаккуратном обращении с крылом, если крыло начнут гнуть поперек лонжерона.
Бамбучина вклеивается между накладками по задней части консоли. Для этого в накладках можно дополнительно продавить небольшой паз.
Промазываем клеем лонжерон, заднюю кромку и запечатывам крыло и пазы для бамбучины. Кромки прижимаем например прищепками и линейками, и оставляем это дело сохнуть
Когда клей полимеризуется, можно снимать прищепки с задней кромки и скотч с передней кромки. Переднюю кромку нужно дополнительно скруглить наждачкой. Получился вот такой профиль
Процедура для второй консоли аналогичная.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
Изначально я планировал крепить пропеллеры на штатный крепеж, который шел в комплекте с мотором. Соответственно была проблема - куда деть вал, который торчит с другой стороны мотора? Пришлось городить ферму из линеек, что бы оставить место для вала.
Но потом я нашел
К сожалению со спиннером оказалось не все так гладко - он оказался очень маленьким. На вал одевается всего 5 мм и спиннер торчит на кончике вала. Возможно прийдется укорачивать вал. С другой стороны есть еще
Нашел еще
Озадачился, в общем....
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
Итоги недели:
- Вырезал моторамы. Приклеивать пока не стал - все думаю над коками
- припаял силовой провод к регулятору. Когда прижигал термоусадку, оплавил кусок консоли. Решил переделать.
- В новом экземпляре потолочка лопнула в месте загиба. Притянул скотчем. Позже обнаружил, что серва в нейтрали торчит не перпендикулярно крылу, в крайнем положении вообще скрывается внутри крыла. В общем неудачный день был. Пока переделывать лениво, но, похоже, прийдется.
- Обтянул получившуюся консоль скотчем
- Вырезал флапероны, установил кабанчики.
- Один флаперон прицепил на готовую консоль и сделал тягу.
- Сделал вторую консоль, установил серву, но пока не запечатал - жду регуль
- Сделал внешние консоли, но пока еще не приклеивал к крылу - сначала сделаю арки.
- Морально приготовился делать стапель для арки
Фотки того что получилось
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
Флапероны
В нашей модели, как и в оригинале, элероны совмешены с закрылками. Такой тип элеронов называется флаперон, от английских слов aileron (элерон) и flaps (закрылки). Вот только в оригинале закрылок двухщелевой и загнут в низ. У нас же он будет проще - просто планка.
Деталь очень простая. Вырезаем 4 полоски потолочки
Склеиваем их попарно, и начинам спиливать лишнее с помощью наждачки на бруске. Должно получится чтото типа такого:
Угол отклонения флаперонов у нас будет не очень большой, поэтому скос градусов в 30 должно быть достаточно. Заднюю кромку можно сточить и посильнее, но я решил оставить заднюю кромку в толщину одной потолочины.
Так же скашиваем угол на задней кромке консоли
Дальше нужно подготовить кабанчики. Я решил использовать покупные кабанчики и зажимы для тяг. Единственное, что в этом случае нужно учесть, это то, что крепления для тяг должны быть симетричны.
Вклеиваем кабанчики в флапероны. Опять обращаю внимание, что флапероны должны быть симметричны.
Оказалось, что мои кабанчики великоваты и при больших углах отклонения упираются в крыло. Немного подрезал ножиком
Флаперон цепляем любым понравившимся способом (например отсюда). Я цеплял на скотч.
На этом же этапе удобно всю получившуюся консоль обтянуть скотчем - потом это будет сделать заметно сложнее.
Тягу я сделал из обычной скрепки.
- grafalexphoto
- Александр
- Пилот
- 497 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
на будущее - скосы для стыка реек делают не по узкой стороне, а по ШИРОКОЙ! И что бы не ошибиться зажимают две рейки в тиски и стачивают на ус. Тогда получить изгиб риск минимальный.
- horiz64
- Игорь
- Пилот
- 1611 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
grafalexphoto написал(а):
Протягиваем провода от регулятора к мотору
У такого расположения регулятора есть два минуса.
1. Отсуствует охлаждение.
2. При длинных линиях коммутации аккумулятор-двигатель рекомендуют увеличивать длину проводов от регулятора к двигателю, а не от аккумулятора к регулятору. С чем это связано, я особо не вникал, но всегда следую этой рекомендации.
- dedok
- Юрий
- Пилот
- 262 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
dedok написал(а):
grafalexphoto написал(а):
Протягиваем провода от регулятора к моторуУ такого расположения регулятора есть два минуса.
1. Отсуствует охлаждение.
2. При длинных линиях коммутации аккумулятор-двигатель рекомендуют увеличивать длину проводов от регулятора к двигателю, а не от аккумулятора к регулятору. С чем это связано, я особо не вникал, но всегда следую этой рекомендации.
все просто, связано с тем что в сигнале от приемника при большой длине провода возникают наводки и помехи из за чего регулятор может выдать что нибудь не то на двигатель а если наводка или помеха возникнет на проводе от регуля к двигателю то там она уже будет незначительна отнсительно тока и напряжения т.к. там уже значения в сотни раз выше
- kumbr
- Ученик пилота
- 91 Сообщений
-
Re: двухмоторник Ан-181
kumbr написал(а):
все просто
Не очень просто. Дело не в помехе, а в завязке переменных силовых магнитных полей в проводах.
- dedok
- Юрий
- Пилот
- 262 Сообщений
-
Информация
- Статистика форума:
- Всего тем:
- 9948
- Всего опросов:
- 79
- Всего сообщений:
- 183174
- Сообщений на этой неделе:
- 31
- Пользователи форума:
- Всего пользователей:
- 10173
- Последним зарегистрировался:
- urus_vp
- Пользователи онлайн:
- 0
- Гостей онлайн:
- 2304
- Самые активные пользователи:
- konst, carpenter, kompmen, cnyx, Dragony, maks_dg, Goby, Student, alldn, nikolaypet
- Онлайн:
- Нет пользователей онлайн