Разработка бутербродной модели вручную |
Изготовление авиамоделей - Разработка авиамоделей |
Автор: Administrator |
Поводом к написанию этой статьи послужил диалог двух моделистов примерно следующего содержания: " - Вот хочу сделать такую модель, есть чертеж, но нет выкроек для "бутербродной" технологии. Ищу но пока не нашел. - Ну так сделай сам. - У меня комп слабый, ни Автокад, ни Rhino ставить некуда и мощности не хватит..." Подивившись на это, я решил описать процесс получения выкроек вообще без компьютера или с минимальным его применением, если чертить чертежи на бумаге отчего-то лень. Прототипом для построения выкроек я выбрал малоизвестный самолет CУ-1, у которого достаточно сложная поверхность фюзеляжа. На его примере я взялся показать, что всего за 2-3 часа с помощью линейки, карандаша и циркуля совсем не сложно получить послойные выкройки для "бутербродной" технологии изготовления фюзеляжа полукопии. Для начала работ нужен более-менее подробный чертеж самолета прототипа, отмасштабированный до нужного размера. Обычно на чертежах самолетов почти всегда имеются поперечные сечения фюзеляжа в достаточном для наших целей количествах. Добыть такой чертеж и распечатать его в требуемых размерах - это задача, с которой справится вообще любой компьютер имеющий выход в интернет и принтер. Вот наш исходный чертеж CУ-1: Печатаем его на принтере отмасштабировав до реальных размеров модели. Из этого чертежа нам потребуется только его вид сбоку и все поперечные сечения от А-А до Ж-Ж. Все остальное нам для получения поставленной цели (получить выкройки слоев) в данной работе, в общем-то, не нужно. Потом - для реализации копийных деталей может и потребуется, но позже. Увеличить исходный чертеж до размера требуемой модели я советую потому, что так будет меньше погрешностей и ошибок при вычерчивании послойных шаблонов "бутерброда" и работа будет вестись в натуральном размере будущей модели. Полученные шаблоны можно сразу будет наложить на потолочку или пластины пенопласта и вырезать требуемые сечения. Поперечные сечения можно наклеить на картон, вырезать и использовать как шаблоны на последующих шагах наших с Вами построений, а к боковой проекции самолета подклеить снизу лист (листы) бумаги, где мы будем выполнять все наши построения. Я для подготовки всех иллюстраций к этой статье использовал фотошоп, но только лишь для того, чтобы было меньше помарок, неизбежных при работе на бумаге карандашом и линейкой, ну и еще для того чтобы избежать последующего сканирования полученных картинок. Другой реальной надобности использовать фотошоп у меня не было. Все прекрасно рисуется и строится без компьютера вообще, если вы уже имеете отмасштабированный чертеж модели. Первым делом, как я сказал уже выше, вверху нашего чертежа, располагаем боковую проекцию самолета без лишних деталей. Ниже, к чертежу подклеиваем листы бумаги, где будем вести все построения.
Первым делом размечаем осевую линию (горизонтальная) и вертикальные линии всех поперечных сечений там, где они расположены. На моей иллюстрации (ниже) эти линии проведены синим цветом. Используя исходный чертеж прорисовываем боковой контур модели (красный цвет) вместе с контуром крыла и стабилизатора. Они будут изготавливаться независимо от фюзеляжа, а при сборке будут вставляться в соответствующие прорези в фюзеляже. Выступающие за пределы фюзеляжа наросты (воздухозаборники, пушки и т.п.) мы на ютом этапе игнорируем и прорисовываем только контур основного фюзеляжа. После изготовления фюзеляжа все эти выступающие детали могут быть добавлены в угоду копийности. Я решил расчленить модель на 6-ть продольных слоев, но это непринципиально, вы легко сможете повторить все построения для любого количества слоев. У меня будет два центральных, два промежуточных, и два крайних слоя. Контуры шаблонов для двух центральных слоев Вы получите сразу, как только прорисуете контур вашей модели. Во многих случаях этого может оказаться достаточно - например, если вы хотите построить контурную полукопию. Но мы тут решаем чуть более сложную задачу - мы хотим получить полнообъемный корпус с повторением всех его обводов. Для этого в месте расположения поперечных сечений мы прорисовываем их контура (см. картинку ниже). Все поперечные сечения, кроме А-А прорисованы вплотную к их вертикальным осям, сечение А-А отнесено влево от своей осевой, для того, чтобы на него не накладывалось сечение Б-Б. Каждое сечение разделено на слои будущего "бутерброда". Розовым выделены два центральных слоя, желтым - промежуточный слой, а голубым - крайний, он же последний слой. Каждый слой изготавливается в количестве 2-х штук. Итого имеем 6-ть продольных слоев. Прорисовка второго и третьего слоев начинается с определения опорных точек контуров. Метода их получения простая. Следите за ней по картинке выше этого текста. Выбираем самую верхнюю точку желтого цвета на сечении В-В и проводим от нее перпендикуляр к осевой линии (вертикальная) этого сечения (точка 1 на рисунке). Затем, то же самое проделываем для самой нижней точки сечения В-В (точка 2). Проделав подобные построения для всех остальных сечений вы получите то, что изображено на картинке ниже: Теперь остается только соединить полученные опорные точки 2-го слоя плавной линией, и вы получите контур шаблона второго слоя(желтого цвета). Вы видите его ниже. Включаем в этот шаблон контур прорези для крыла и стабилизатора и прорисовываем все еще раз на чистом поле ниже. Получается то, что Вы видите на картинке выше. Внимание! Место, где заканчивается второй слой в хвосте модели, я выбрал без особенно точных построений - просто глядя на проекцию основного чертежа, но с небольшим запасом в сторону хвоста. Это никаких проблем создать не должно, просто при доводке и ошкуривании "бутерброда" надо будет снять и ошкурить чуть больше лишнего пенопласта. Любители сверхточных построений могут добавить к нашему исходному чертежу (выше) еще одну проекцию (вид сверху), прорисовать на ней наши слои и определить эту хвостовую точку абсолютно точно, но я не стал этого делать ради компактности всех объяснений. Я полагаю, что самые сообразительные уже все поняли и могут дальше ничего не читать - там только повторение всего того, что делалось со вторым слоем, но только уже для третьего. Однако, для законченности, ниже изображены опорные точки третьего слоя и сам контур третьего слоя:
Обсудить статью и задать вопросы можно в теме авиамодельного форума.
|