Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

YouTube канал

Подбор моторов

TOP статьи

Вход




RC Магазины





Home Изготовление авиамоделей Разработка авиамоделей Разработка бутербродной модели вручную
Разработка бутербродной модели вручную
Изготовление авиамоделей - Разработка авиамоделей
Автор: Administrator   


Поводом к написанию этой статьи послужил диалог двух моделистов примерно следующего содержания:

" - Вот хочу сделать такую модель, есть чертеж, но нет выкроек
для "бутербродной" технологии.  Ищу но пока не нашел.
- Ну так сделай сам. 
- У меня комп слабый, ни Автокад, ни Rhino ставить некуда
и мощности не хватит..."

Подивившись на это, я решил описать процесс получения выкроек вообще без компьютера или с минимальным его применением, если чертить чертежи на бумаге отчего-то лень.



Прототипом для построения выкроек я выбрал малоизвестный самолет CУ-1, у которого достаточно сложная поверхность фюзеляжа.  На его примере я взялся показать, что всего за 2-3 часа с помощью линейки, карандаша и циркуля совсем не сложно получить послойные выкройки для "бутербродной" технологии изготовления фюзеляжа полукопии.

Для начала работ нужен более-менее подробный чертеж самолета прототипа, отмасштабированный до нужного размера.  Обычно на чертежах самолетов почти всегда имеются поперечные сечения фюзеляжа в достаточном для наших целей количествах.  Добыть такой чертеж и распечатать его в требуемых размерах - это задача, с которой справится вообще любой компьютер имеющий выход в интернет и принтер.   Вот наш исходный чертеж CУ-1:





Печатаем его на принтере отмасштабировав до реальных размеров модели.  Из этого чертежа нам потребуется только его вид сбоку и все поперечные сечения от А-А до Ж-Ж. Все остальное  нам для получения поставленной цели (получить выкройки слоев) в данной работе, в общем-то, не нужно. Потом - для реализации копийных деталей может и потребуется, но позже.


Увеличить исходный чертеж до размера требуемой модели я советую потому, что так будет меньше погрешностей и ошибок при вычерчивании послойных шаблонов "бутерброда" и работа будет вестись в натуральном размере будущей модели. Полученные шаблоны можно сразу будет наложить на потолочку или пластины пенопласта и вырезать требуемые сечения.


Поперечные сечения можно наклеить на картон, вырезать и использовать как шаблоны на последующих шагах наших с Вами построений, а к боковой проекции самолета подклеить снизу лист (листы) бумаги, где мы будем выполнять все наши построения.  Я для подготовки всех иллюстраций к этой статье использовал фотошоп, но только лишь для того, чтобы было меньше помарок, неизбежных при работе на бумаге карандашом и линейкой, ну и еще для того чтобы избежать последующего сканирования полученных картинок.  Другой реальной надобности использовать фотошоп у меня не было.  Все прекрасно рисуется и строится без компьютера вообще, если вы уже имеете отмасштабированный чертеж модели.


Первым делом, как я сказал уже выше, вверху нашего чертежа, располагаем боковую проекцию самолета без лишних деталей. Ниже, к чертежу подклеиваем листы бумаги, где будем вести все построения.

 

Первым делом размечаем осевую линию (горизонтальная) и вертикальные линии всех поперечных сечений там, где они расположены. На моей иллюстрации (ниже) эти линии проведены синим цветом.


Используя исходный чертеж прорисовываем боковой контур модели (красный цвет) вместе с контуром крыла и стабилизатора.  Они будут изготавливаться независимо от фюзеляжа, а при сборке будут вставляться в соответствующие прорези в фюзеляже.  Выступающие за пределы фюзеляжа наросты (воздухозаборники, пушки и т.п.) мы на ютом этапе игнорируем и прорисовываем только контур основного фюзеляжа. После изготовления фюзеляжа все эти выступающие детали могут быть добавлены  в угоду копийности. 


Я решил расчленить модель на 6-ть продольных слоев, но это непринципиально, вы легко сможете повторить все построения для любого количества слоев.  У меня будет два центральных, два промежуточных, и два крайних слоя.  Контуры шаблонов для двух центральных слоев Вы получите сразу, как только прорисуете контур вашей модели.  Во многих случаях этого может оказаться достаточно - например, если вы хотите построить контурную полукопию. Но мы тут решаем чуть более сложную задачу - мы хотим получить полнообъемный корпус с повторением всех его обводов.


Для этого в месте расположения поперечных сечений мы прорисовываем их контура (см. картинку ниже).




Все поперечные сечения, кроме А-А прорисованы вплотную к их вертикальным осям, сечение А-А отнесено влево от своей осевой, для того, чтобы на него не накладывалось сечение Б-Б.


Каждое сечение разделено на слои будущего "бутерброда".  Розовым выделены два центральных слоя, желтым - промежуточный слой, а голубым - крайний, он же последний слой.  Каждый слой изготавливается в количестве 2-х штук. Итого имеем 6-ть продольных слоев.




Прорисовка второго и третьего слоев начинается с определения опорных точек контуров.  Метода их получения простая. Следите за ней по картинке выше этого текста.   Выбираем самую верхнюю точку желтого цвета на сечении В-В и проводим от нее перпендикуляр к осевой линии (вертикальная) этого сечения (точка 1 на рисунке).  Затем, то же самое проделываем для самой нижней точки сечения В-В (точка 2).   Проделав подобные построения для всех остальных сечений вы получите то, что изображено на картинке ниже:



Теперь остается только соединить полученные опорные точки 2-го слоя плавной линией, и вы получите контур шаблона второго слоя(желтого цвета).  Вы видите его ниже.




Включаем в этот шаблон контур прорези для крыла и стабилизатора и прорисовываем все еще раз на чистом поле ниже.   Получается то, что Вы видите на картинке выше.  Внимание!  Место, где заканчивается второй слой в хвосте модели, я выбрал без особенно точных построений - просто глядя на проекцию основного чертежа, но с небольшим запасом в сторону хвоста.  Это никаких проблем создать не должно, просто при доводке и ошкуривании "бутерброда" надо будет снять и ошкурить чуть больше лишнего пенопласта.  Любители сверхточных построений могут добавить к нашему исходному чертежу (выше) еще одну проекцию (вид сверху), прорисовать на ней наши слои и определить эту хвостовую точку абсолютно точно, но я не стал этого делать ради компактности всех объяснений.


Я полагаю, что самые сообразительные уже все поняли и могут дальше ничего не читать - там только повторение всего того, что делалось со вторым слоем, но только уже для третьего.  Однако, для законченности, ниже изображены опорные точки третьего слоя и сам контур третьего слоя:





В третьем слое, как и во втором, точки окончания контура на осевой выбраны "на глазок" без точных построений, но с небольшим запасом в сторону хвоста и носа.  Педанты могут их построить более точно используя вместе с боковой проекцией исходного чертеже вид сверху.


Этот способ построения проекций для бутербродных моделей чаще всего используют при постройке корпусов моделей судов.  Я применял его неоднократно и для моделей судов (только там обычно слои располагают не вертикально, а горизонтально) и для моделей самолетов.


Как видите, никакого софта для этого не нужно. Все рисуется в течение 2-3 часов карандашом, линейкой и циркулем на бумаге.  Конечно, любители чисто компьютерного рисования делать этого не захотят, но то же самое можно сделать и в фотошопе, как это сделал я при подготовке статьи, а потом отпечатать полученные шаблоны.  Просто ради решения такой простой задачи использовать даже Rhino, а тем более Автокад - это примерно тоже что стрелять из пушки по воробьям.  Придется грузить украденный где-то пакет, взламывать его роясь по хакерским сайтам, затем истратить массу времени на освоение работы в нем, наконец, истратить кучу времени на построение 3-d модели самолета и только в самом конце, несколькими нажатиями кнопок, вывести на печать нужные Вам шаблоны для довольно простой полукопии...   Оно Вам надо? Хотите - убедитесь сами.  От начала работ по поиску софта до первых полученных Вами шаблонов, вы потратите времени в 10-100 раз больше, чем надо для получения этих шаблонов предложенным выше способом.


И последнее. Со временем, чуть-чуть позже, я постараюсь проверить полученные тут выкройки и изготовить по ним полукопию СУ-1, но в данный момент я занят другим проектом и времени на это нет, поэтому любой желающий имеет право воспользоваться ими для постройки своей модели.  Я вполне уверен в точности этих шаблонов, но в случае каких-то проблем прошу мне о них незамедлительно сообщать - ошибки и неточности будут исправлены ASAP (как только - так сразу).

Обсудить статью и задать вопросы можно в теме авиамодельного форума.


Спасибо за внимание.

Николай П, Москва

 

 





Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Полетник Matek MATEKSYS F405-SE не выдает сигнал на Vbat
2) Чертежи плосколетов
3) Акб для Pilotage Junior Fighter
4) DroneDrive - ModelDrive
5) Гироскопический момент
6) Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов
7) Подскажите, подойдет ли пульт от коптера для самолета?
8) Чертежи скоростных авиамоделей
9) Крыло без элеронов, но с 2Д поворотом мотора
10) Чертежи планеров и мотопланеров
1) Полетник Matek MATEKSYS F405-SE не выдает сигнал на Vbat
2) Акб для Pilotage Junior Fighter
3) Подскажите, подойдет ли пульт от коптера для самолета?
4) Чертежи скоростных авиамоделей - радиоуправляемые самолеты для скоростных полетов
5) Гироскопический момент
6) Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов - а так можно?
7) Здравствуйте, вопрос про настройку пульта.
8) DroneDrive - ModelDrive - Техническая секция для детей (авто/авиа/дроны)
9) Крыло без элеронов, но с 2Д поворотом мотора - Хочу сделать такое, и хотел бы почитать кто уже такое делал
10) Требуются программисты и мастера. - Поиск умельцев.