Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

YouTube канал

Подбор моторов

TOP статьи

Вход




RC Магазины





Для удобства пользования форумом и поиска информации прошу придерживаться правила: 1 тема = 1 вопрос.

К примеру, если обсуждается настройка передатчика, а у вас вопрос про подключение такого же передатчика к симулятору или вопрос про другую модель передатчика - создавайте новую тему. Если вы новичок в авиамоделизме, рекомендуется прочитать статью Новичку и ссылки с нее.

Исключение только в разделе Вопросы и обсуждения по статьям

Как выложить фото, Как опубликовать видео

С уважением,

Константин.

Сравнение LiPo и LiFe батарей

Сравнение LiPo и LiFe батарей

Резкое удешевление бесколлекторных моторов и Литий-Полимерных батарей за последние несколько лет обусловило и резкий рост рынка электро-моделей вертолетов.
Понятно, что и спортсменам, и тем более любителям и начинающим интересно иметь относительно простую, «чистую» модель всегда готовую к полету.

Для большинства спортсменов-вертолетчиков пока эта мечта не достижима – ведь удельная энергоемкость современной Литий-Полимерной батареи весом ок 500 гр составляет ок 75-85Ватт/Час, в то время как метанольное топливо с тем же весом «отдает» ок 200-250Ватт/Час. Но если учесть, что всего лишь три-четыре года назад соотношение удельной емкости аккумуляторы/топливо было хуже в два раза – то можно ожидать скорого прогресса. Но вопрос все же стоит шире – удастся ли производителям аккумуляторов так же добиться и возможности их быстрого заряда (за 10-20 мин), стойкости к электрическим и механическим перегрузкам, большой продолжительности работы. Возможно что создание и развитие Литий-Фосфатных батарей даст ответ на эти вопросы.

Литий-Полимеры

Литий – Полимеры (Lithium Polymer, LiPo, ЛиПо) в последние годы прочно закрепились в модельной технике. Используются не только как силовые (их основное назначение), но и как легкие бортовые источники питания.
Существует достаточно много торговых марок ЛиПо (самые авторитетные FlightPower, ThunderPower, PolyQuest, Kokam…). Но производителей в мире не так много, и например FlightPower, ThunderPower и некоторые другие известные марки размещают свои заказы на заводе Enerland в Южной Корее.
Основные достоинства ЛиПо:
- наилучшее соотношение энергоемкость/масса
- большая нагрузочная способность силовых ЛиПо (ток отдачи)
- широкий спектр (по емкости, весу, нагрузочной способности)  выпускаемых батарей
- широкий спектр выпускаемых зарядных устройств
Основные недостатки ЛиПо:
- высокая цена
- малый срок эксплуатации силовых ЛиПо
- малая стойкость к механическим и электрическим перегрузкам
- узкий температурный спектр работы
- обязательная постоянная балансировка батарей в блоке
- большое время заряда батареи

Литий-Фосфаты

Литий-Фосфаты (Lithium Iron Pho, LiFe, LiFePo4, LiPho, ЛиФо) совсем недавно появились на модельном рынке. Примерно два года назад эти батареи широко начали применять в аккумуляторных блоках ручного профессионального строительного инструмента. Догадливые моделисты быстро оценили достоинства новых батарей и начали скупать и «перепаковывать» такие блоки. В середине 2006 года производитель представил специальные модельные Ли-Фо аккумуляторы.
На сегодняшний день патент и производство Литий-Фосфатов сосредоточены в одной компании из США – A123Systems.
Основные достоинства ЛиФо:
- очень большая нагрузочная способность (ток отдачи)
- большой срок эксплуатации
- высокая стойкость к механическим и электрическим перегрузкам
- широкий температурный спектр работы
- необязательная балансировка батарей в блоке
- быстрый заряд батареи
Основные недостатки ЛиФо:
- не лучшее соотношение энергоемкость/масса
- ценовой диктат одного производителя
- один тип предлагаемых в продаже батарей
- выпускается всего несколько типов зарядных устройств



Сравнение характеристик ЛиФо и ЛиПо


В этой таблице сравниваются основные  характеристики Литий-Фосфатных и Литий-Полимерных батарей.

Характеристика                 Батарея ЛиФо (A123Systems)                     Батарея ЛиПо (Enerland)
Пиковое напряжение при зарядке       3.6-3.8В рекомендовано,                  4.2В, но нельзя превышать
                                допускается перезаряд до 4.2В               более чем на  0.1В
Номинальное рабочее напряжение           3.2-3.3В                                         3.6-3.7В
Минимальное рабочее напряжение           ~2.7В                                          ~3.3В
Минимальное допустимое напряжение     2.5В рекомендовано,                   3.0В рекомендовано,
                            допускается переразряд до 2,0В и ниже              переразряд ниже 2,5В может повредить батарею

Балансировка блока батарей     Рекомендуется изредка,                     Обязательна с точностью
                              большая точность не обязательна                     не хуже +/-0.005В
Емкость                             2300мАч                                 2200мАч
Вес                                      ок.74г                                  ок.53г.
Нагрузочная способность (рабочий ток) от 100А - ок.40С                             от 40А - ок.20С
Ток/Время зарядки                    до10С/от 15 мин                           до 1C-2,2А/от 75 мин
Количество рабочих циклов до
уменьшения емкости - 80% номинала.
Испытания при токе ок.10С-25А и
температуре до 66 град С.                 Более 500                                 Около 150
Вид и размеры                      Твердый цилиндр, диам.                           Мягкая пластина,
                                26,0 х высота 66,5мм (35,3см3)               79,0 х 42,0 х 9,0мм (29,9см3)
Рабочая температура                     -30/+60градС                                0/+60градС



Заключение

В свое время многих моделистов отпугивала сложность эксплуатации, нестабильность и взрывоопасность первых Литий-Полимеров. Так и сейчас моделистов сдерживает новизна и практическое отсутствие информации о Литий-Фосфатах.
В этом обзоре я постарался коротко обобщить опыт коллег моделистов, данные с сайтов производителей и специалистов, ну и конечно свой опыт «общения» с силовыми ЛиПо и ЛиФо на больших моделях электровертолетов (размер лопастей от 520мм). 
Что же выбрать? Я бы поставил вопрос так: или ЛиПо, и тогда на одном блоке можно сделать один полет в 7-9 минут и потом «заряжаться» ок 1,5 часа, или ЛиФо – тогда за эти же 1,5 часа можно сделать четыре полета по 5-6 минут.

На практике:
Отсутствие специальных зарядников которые _могут_ дать напряжение до 10С (10 емкостей батареи) при зарядке, например для зарядки батареи ЛиФо 2300мАч необходим ток в 23А - не дает возможности использовать быструю зарядку в поле.
Отсутствие специальных регуляторов с потдержкой ЛиФо требует увеличения количества элементов батареи в сборке по сравнению с ЛиПо. Так например установив сборку из 3-х ЛиФо батарей вместо сборки 3S1P ЛиПо получим вялые полеты (из за пониженного напряжения ЛиФо по отношению к ЛиПо) и раннюю отсечку регулятором мотора по напряжению. К тому же сборка из 3-х ЛиФо батарей значительно утяжелит авиамодель.
Обычно вместо 3S1P ЛиПо устанавливают сборку из 4-х ЛиФо, если авиамодель позволяет увеличить свой вес.

Фактически ЛиФо батареи пока используются в основном в качестве питания "борта" на ДВС авиамоделях, тк им не страшно переохлаждение и можно спокойно летать в зимний период.

Но думаю, что в скором времени появяться и дешевые регуляторы с потдержкой ЛиФо и недорогие зарядники, которые будут расчитанны на огромные токи зарядки ЛиФо. Подождем! smile

Использована статья Д. Деригина  с сайта modelka.kiev.ua

Изменено: konst
18-03-2009 12:35:51
konst
Константин (Москва)
useravatar
Offline
28021 Сообщений
Мужчина  Дата рождения 
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Информация

Статистика форума:
 
Всего тем:
9974
Всего опросов:
79
Всего сообщений:
183086
Сообщений на этой неделе:
1
Пользователи форума:
 
Всего пользователей:
10094
Последним зарегистрировался:
ArtemPrk
Пользователи онлайн:
0
Гостей онлайн:
399

Самые активные пользователи: 
konst, carpenter, kompmen, cnyx, Dragony, maks_dg, Goby, Student, alldn, nikolaypet
Онлайн: 
Нет пользователей онлайн
Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Модель с ДВС. Проектируем и строим
2) МИГ 3 с размазом 1300мм
3) Питание борта за 15 минут на кренке 7805
4) Расчет фюзеляжа
5) Аппа "Wensheng WS 6" нужна помощь
6) Расчет эффективного пропеллера вертолета, самолета
7) Зажигание на датчике холла
8) Аккумуляторная батарея LiPo HRB 14,8 4S 2200mA/h
9) На что заменить полетник на Iflight Protek25
10) Юлиус Пердана и SHURIK-1960
1) МИГ 3 с размазом 1300мм - У Юлиуса Перданы больше интересных для меня моделей пока нет
2) Аппа "Wensheng WS 6" нужна помощь - Нужна помощь по аппаратуре управления
3) Расчет эффективного пропеллера вертолета, самолета - Как сделать пропеллер эффективным
4) Аккумуляторная батарея LiPo HRB 14,8 4S 2200mA/h
5) На что заменить полетник на Iflight Protek25 - сгорел полетник. ищу замену
6) Зажигание на датчике холла
7) Сервомотор ведет себя не адекватно - элероны
8) Помогите пожалуйста с вертолетом (управление) - Помогите пожалуйста с вертолетом (управление)
9) Вопрос по ПК - ПК фоксер ф722 v4, рагуль 1202 от fpv. Из этого сделать ЛК?
10) Продажа комплекта деталей для авиамоделирования - Здрaвcтвуйтe! Пpодaю кoмплект деталей для aвиамoделиpoвания