САХ и геометрия авиамодели |
Изготовление авиамоделей - Разработка авиамоделей | ||||||||||||||||||||||||
Автор: Administrator | ||||||||||||||||||||||||
САХ и геометрия авиамодели Юрий Арзуманян (yuri_la)
Данная статья является завершающей в «трилогии», посвященной расчету Средней Аэродинамической Хорды (САХ) крыла. Она была начата статьей «Расчет САХ крыла с криволинейным контуром» и была продолжена в статье «Расчет САХ. Второе приближение». Таким образом, я выполняю свое обещание рассказать о расчете САХ секционного крыла, данное во второй статье, и завершаю этим данную «трилогию».
Прежде чем перейти к предмету статьи стоит отметить, что расчет САХ не является для моделиста самоцелью, это скорее инструмент для определения правильной центровки модели. А если пойти еще дальше, то для самостоятельно проектируемой модели самолета такой расчет необходим для правильного выбора ее геометрии. Поэтому здесь я бы еще хотел перекинуть мостик к этой самой следующей теме, которую в рамках одной короткой статьи осветить невозможно. Эта тема особенно важна, поскольку тянет за собой устойчивость и управляемость модели хотя бы, для начала, в вертикальной плоскости (в канале тангажа), то есть в значительной мере отвечает на вопрос «как же оно полетит, то, что мы построили»?
Начнем все же с секционного крыла. Одновременно мы захватим и метод расчета САХ для крыла с поперечным углом V. Итак, возьмем для примера крыло с двойным изломом, характерное для планеров и других свободнолетающих моделей. Я изложу алгоритм расчета, и надеюсь, что читатель уже самостоятельно справится с задачей, если число секций крыла будет не две, а три или более. Например, третьей секцией консоли можно в ряде случаев считать законцовку крыла, если она достаточно выражена и имеет такие размеры, что пренебречь ею нежелательно.
Конфигурацию крыла в плане примем трапециевидной, так как такая форма является наиболее распространенной. Как быть в случае если конфигурация крыла в плане имеет криволинейный контур, мы знаем из первой статьи. Смотрим на Рис. 1.
Рис. 1. Конфигурация двухсекционного крыла с двойным поперечным изломом
Поскольку крыло не плоское, то надо вспомнить, что ГОСТ 22833-77 требует рассматривать проекцию крыла на горизонтальную плоскость. С этого и начнем. Из геометрии нам известно, что если некая прямая параллельна плоскости, то ее проекция на эту плоскость будет той же длины. Поэтому хорды секций крыла
Рис. 2. Проекция консоли крыла на горизонтальную плоскость
Таким образом, вместо
Соответственно надо пересчитать площади проекций для каждой секции крыла.
Общая площадь:
Далее мы должны подсчитать
Итак, для первой секции:
И для второй:
Важно отметить, что полученные значения дают расстояния до САХ каждой секции от корневой нервюры этой секции. Поэтому для первой секции
Теперь мы знаем на каком расстоянии от продольной оси модели находится САХ нашего секционного крыла. Но поскольку мы рассматриваем самый общий случай, то надо учитывать, что длины секций, точнее их относительные размеры, могут сильно различаться в ту или иную сторону. Поэтому надо в первую очередь сравнить полученное значение
Если значение
После того как мы нашли нужные нам величины на проекции консоли крыла нам надо перейти к действительным размерам на реальном крыле. Величина САХ при этом будет той же, а вот для нахождения ее положения на реальной консоли надо сделать обратный пересчет по формуле:
для первой секции.
Или:
для второй.
Величина
Собственно говоря, здесь уже можно поставить точку в данной теме. Но поскольку, как было сказано выше, расчет САХ не является самоцелью, то следующей задачей, которую приходится решать моделисту, является выбор правильной центровки модели. И это, пожалуй, одна из наиболее часто встречающихся проблем и авиамодельные форумы пестрят сообщениями с просьбой подсказать правильное положение ЦТ той или иной модели, и ответами тех, кто может, или считает, что может, дать свои рекомендации.
К счастью, подавляющее большинство продаваемых моделей, или тех, что моделисты строят по имеющимся чертежам, либо относятся к классической аэродинамической схеме, для которых стандартная рекомендация «установите центровку на 25-30% САХ для начала, а потом корректируйте» работает, либо имеется информация по рекомендуемой центровке для прототипа, по которому имеются эти самые чертежи.
А как быть, если прототипа нет, а моделист хочет самостоятельно спроектировать и построить модель? Например, какова должна быть площадь хвостового оперения, и каким должно быть плечо этого оперения хотя бы для самолета классической схемы? Ведь должны же быть какие-то рекомендации или формулы для расчета? Таких рекомендаций немного, но они есть. Их можно найти, скажем,
Но и здесь, правда, следует сделать оговорку, что приведенными рекомендациями надо пользоваться осторожно. Так, например, в книге А. Болонкина «Теория полета летающих моделей» содержится предупреждение (стр. 278) о том, что «устойчивость модели определяется не величиной коэффициента статической устойчивости
Книга А. Болонкина является фундаментальным трудом, который я настоятельно рекомендую проштудировать тем, кто хочет хорошо разбираться в предмете. Здесь же я пока отмечу только следующее. Весь приведенный выше материал, включая две первые статьи, дает, я надеюсь, достаточный инструмент для нахождения САХ различных конфигураций крыла модели. Далее, поскольку рекомендованную центровку принято как раз относить к САХ крыла, то для существующей модели, или модели, для которой имеется чертеж, задачу можно считать решенной. Надо просто следовать рекомендациям. Однако если вы проектируете модель с нуля, то таких конкретных рекомендаций нет. Более того, вы можете рассматривать различные понравившиеся вам конфигурации крыла и хвостового оперения в плане. Прямоугольные, трапециевидные, эллиптические и т.д. И теперь хотя бы для вычисления упомянутых коэффициентов нужны некоторые опорные значения. Например, что такое плечо горизонтального хвостового оперения? От какой точки его отсчитывать? К сожалению, в этом вопросе имеется некоторая путаница. Часто за такую величину принимают расстояние между крылом и стабилизатором, но в связи с многообразием возможных конфигураций модели и здесь не все так ясно.
Казалось бы, самое правильное обратиться к ГОСТ. Но дело в том, что и упомянутый выше ГОСТ не дает на этот вопрос однозначного ответа. В нем сказано, что плечо горизонтального хвостового оперения
С моей точки зрения как-то разрешить эту неопределенность можно следующим образом. Когда мы с вами рассчитывали значение
Я не буду приводить здесь все выкладки, так как эта задачка теперь уже для нас тривиальная, а сразу приведу результирующую формулу. Итак, если принять за начало отсчета носок корневой нервюры, то координата ЦД вдоль продольной оси Х для трапециевидной консоли будет равна:
Для наглядности рассматриваемая ситуация показана на Рис. 3. Там же показано, что обозначает ранее не встречавшаяся величина
Рис. 3. Определение ЦД на консоли
Что делать дальше? Дальше нужно по этой же формуле определить координату
Вот теперь в качестве опорной величины
Смотрим на Рис. 4.
Рис. 4. Геометрия несущих плоскостей модели в плане
Как мы видим,
Нам осталось проверить полученные формулы на числовом примере. Как и в предыдущих статьях, мы возьмем консоль крыла со следующими размерами:
Стабилизатор пусть имеет следующие размеры:
Расстояние от передней кромки крыла до передней кромки стабилизатора у корневых нервюр:
Примем для простоты, что и у крыла, и у стабилизатора стреловидная передняя кромка, а задняя прямая. Посмотрим, где будет находиться ЦТ модели, если задаться центровкой 30%
Таблица 1
Как видно из таблицы, значение
Более тщательный анализ устойчивости полета модели и выбор ее геометрии требует дополнительных усилий. Здесь без хотя бы самых грубых оценок аэродинамических характеристик крыла и хвостового оперения, углов их установок и т.п., не обойтись. Но это уже совсем другая тема… |