Эпоксидные смолы в моделизме - Страница 3 |
Технологии моделизма - Авиамодельные технологии | |||||||
Автор: Administrator | |||||||
Страница 3 из 6
Изготовление деталей из стеклоткани на эпоксидной смоле Для изготовления авиамоделей часто используются композиционные материалы, состоящие из «связующеей» эпоксидкии «наполнителя». Наполнитель выполняет основные силовые функции, в качестве наполнителя используются стеклоткань, кевлар (материал из синтетических волокон) или углеткань. Так например, для изготовления тонких и очень легких фюзеляжей радиоуправляемых планеров технология выклейки из композиционных материалов является, фактически единственно приемлемой из соображений вес/прочность. Также используются композитные материалы для изготовления "трубы в крыло" – часть лонжерона при креплении крыла на алюминиевой или углепластиковой трубе в больших авиамоделях и изготовлении носового обтекателя фюзеляжа. Я занимался выклейкой из стеклоткани и делал "для себя", поэтому расскажу усредненную технологию. При профессиональной работе – и выбор исходных материалов и способы работы с ними могут быть настолько специфичны, что лучше спрашивать о них у тех кто занимается изготовлением композитных авиамоделей на продажу. Начнем с самого простого – болван. Болван это то, на что мы будем укладывать стеклоткань с эпоксидкой. Выклеивание «корок» делается как снаружи на болванке, так и внутри. В последнем случае с болванки снимается вогнутая форма - матриц. Болванку делают из гипса, алебастра, плотного пенопласта или дерева (изготовить из липы, бальзы,ольхи). Я делал для оклеивания снаружи – так как делалось для себя, то не охота было возиться со снятием матрицы. Но, стоит заметить, что использование матриц позволяет получить качественный верхний слой, который не будет нуждаться в шпаклевании и зашкуривании. Так же делают окраску в матрице. Но я с этими технологиями знаком только по наслышке.
Размер болванки должны быть меньше размера детали на толщину будущей «корки». Поверхность болванки тщательно зашкуривается и грунтуется, после грунтовки желательно пройтись шкуркой-нулевкой. Когда болванка готова – займемся материалом. Я использовал стеклоткань. Ее необходимо "отжечь" – т.е. прокалить над газовой плиткой или промышленным феном для удаления парафина. Этим парафином ее пропитывают на заводе, кстати, всегда задавался вопросом – зачем? Перед оклейкой на матрицу наносим разделительный слой. Можно использовать "мыльную кашицу" – разведенные до кашеобразного состояния мыльные стружки, так же можно использовать полироль для мебели или парафин. Отоженую стеклоткань нарезаем полосками, которые могут оклеить болванку без образования складок. Разводим эпоксидную смолу. В смолу можно добавить ацетона, спирта или подогреть ее в тарелке с горячей водой для увеличения жикостного состояния смолы. Перед нанесением первого слоя стеклоткани, болван «прилачивается» жидкой эпоксидной смолой. Стеклоткань накладывается аккуратно и разглаживается шпателем. Необходимо недопустить образования пузырей воздуха под стеклотканью. В случае их образования или появления вздутий - необходимо сразу же разгладить или прорезать и выдавить воздух из под стеклоткани. Если в наличии несколько типов стеклоткани, то на первый слой пускаем самую легкую или более "сетчатого" плетения. После "оглаживания" стеклоткани, наноситься слой эпоксидной смолы и накладывается новый слой стеклоткани. Количество слоев стеклоткани зависит от нагрузок. На носовой обтекатель фюзеляжа (капот) достаточно 3 слоев.
После полимеризации эпоксидки снимаем «корку». Можно слегка нагреть корку феном, это размягчит мыло или воск и позволит легко снять нашу "корку". Для сложных деталей болван делают разъемным. Например - из 3 частей. Тогда вынув внутреннюю часть, легко можно достать и остальные. Если болван из пенопласта и сложной формы – то его можно вытравить ацетоном. Можно и разрезать корку по оси симметрии, но при этом не только придется склеивать корку, но и шпаклевать болван заново. Внешнюю поверхность корки сделанной на болване придется шкурить и шпаклевать, так как она имеет фактуру стеклоткани. Обсуждение просьба вести в авиамодельном форуме Константин, Радиоуправляемые Авиамодели |