Не так давно я озадачилсянасчетвыборамодели для моря. Возниклиследущиетребования для моеймодели: компактность, удобство в перевозке и эксплуатации, простота в изготовлении. Выбор пал напопулярныйслопер - Алулу, точнее, ееклона: Sally: http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1261384
Слопер я выбрал еще оттого, что наморечастобываютразличныесклоны, накоторыхможнонеплохопослоперить
Такиемоделилетают в так называемой "динаме" или "слопе"(оттоготакиемодели и называютсяслоперы) - динама - грубоговоря это когдаветеридетвдольземли, а потомупирается в какой-либосклон. Тогдаветерначинаетподниматьсявверхпоэтомусклону, образуямощныйвосходящийпоток - "динаму". Подробнеездесь: http://cross-country.ru/school/para/
НасамуАлулу я внятных, хорошихчертежей и профилейненашел, а на Sally и размеры все даны и профиляхорошие. http://www.rcgroups.com/forums/showatt.php?attachmentid=3307431&d=1276722857 и http://www.rcgroups.com/forums/showatt.php?attachmentid=3335214&d=1278012758
Делать я решилмодельизпеноплекса, вырезаякрыльяпошаблонамизжести. с последующейобтяжкойкалькой.
1. 1-баночнаябатарея+Booster. Такойвариантстоит у меня. Я покупалтакуюбатарею: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__7571__ZIPPY_450mAh_20C_single_cell_.html и использовалее с повышателемнапряжения: бустером: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=11784
2. 2-баночнаябатарея+BECБатареюиспользуемтакую http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=7301 , бек можнотакой http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=14310 .
3. NiMH.
3.1. Пакиназарубежномсайте. Рекомендуюбратьнаэтом http://www.component-shop.co.uk/html/small_packs.htmlсайте, т.к. там большойассортимент и относительнобыстраядоставка. Желательноиспользоватьтакие: http://www.component-shop.co.uk/html/body_4vp320aa-s.html
3.2. Сборкаизакков "Крона" Еслинеохотаждатьмесяц, а летатьхочется, томожнокупить в родномгородепримернотакие http://www.techno-city.ru/index.php?productID=1053 еслиразобратьэтот акк, томожноувидеть 7 маленькихбаночек. Наодин акк нужнопоследовательнаяспайкаиз 4 такихбаночек. Т.е. Изоднойкроныполучаетсяпочти 2 акка.
Изготовление
С питаниемопределились, перейдемнепосредственно к изготовлениюсамогопопулярногослопера:
Изжестивырезаемшаблоны, просверливаемотверстия для закрепленияшаблонов к торцамзаготовок с помощьюдлинных и тонкихгвоздей и припаиваем к ним "усы" для ввода и выводаструны:
Затемжестяныешаблоныприкалываемдлинными и тонкимигвоздями к торцамзаготовок, кладемгрузасверху, чтобыпеноплексне "ездил" постолу и вырезаемнихромовойструнойнашикрылья
Вот что должнополучится в итоге:
Такимобразоммыполучаемровныйпрофиль, которыйневозможнодостичь с помощьюпотолочки.
Склеиваемвместеконсоли. Я использовал ПУР 501. такжеможноиспользоватьТитан.
Послесклейкиразмечаемместа под сервы
Чтобывырезатьпосадочныеместа, под машинки я придумалпростуюприспособу:
Нихромовойпроволокойобматываемдеревяшку, а концампроволокиприсобачиваемкрокодилы. Они идут к выпрямителю, которым и задаетсязначениетока для оптимальнойтемпературынихрома.
Разводим ПВА с водой в соотношении 7/3. Нарезаемзаготовоккальки. Смачиваемееводой с двухсторон, а консоль, котораябудетпокрыватьсябумагой, мажемразведенным ПВА. Для нанесенияможноиспользоватькисть или кусочекгубки. Теперьсмоченнуюводойзаготовкукладемнаконсоль:
Тряпочкойоченьнежновыгоняемиз-подкалькивоздушныепузыри. Еслиобразовалиськрупныескладки, лучшеприподнятьущербноеместо и наложитьзаново, уже болееровно.
Чтобыкрылонеповело, необходимокластькалькусначаланаверхконсоли, затем - наее низ. Такимжеобразомпоступаем и с другойполовинкойкрыла.
Покакрылосохнет, делаемхвост и фюзеляж(скореекабину). Я решил это делатьиз ЕРР, но с такимжеуспехомхвостможносделатьизпотолочки, а фюз - изтогожепеноплекса.
Делаем хвостяру: Размечаем на куске материала то, что будет объектом нашего вырезания
Вырезаем и обрабатываем хвост
Т.к. я делаю ее в основном для моря, то компактности ради сделаем разъемный хвост. Для начала вырезаемиз пенопласта такую деталь:
затемделаем ей трепанацию и разрезаем еевдоль. Чтобы крепить хвост, в нем будет стержень(но об этом позже) а в этой деталюшке будет пустой стежень от гелевой ручки. разрезаем напополам наше будущее крепление хвоста, и в обоих половинках делаем канал под трубку:
Вклеиваем трубку в половину крыла и склеиваем между собой половины детали.
Делаем ответную часть крепления в хвосте. Разрезаем его напополам, и в одной половине прорезаем канал для штыря(я использовалне штырь, а такую http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=15386 карбоновую рейку)
Склеиваем между собой половины хвоста, предварительно вставив рейку.
Займемся фюзеляжем. Кусок ЕРР обрабатываем сначала по-грубому
А затем начистовую
В фюзе прорезаем отверстия под приемник и питание
Ага, крыло высохло. Значит отрезаем элероны и приклеиваем их на скотч http://rc-aviation.ru/mtech/46-avtech/133-skotch-eleron
Место, где будут располагаться кабанчики усиливаем армированным скотчем
Готовим сами кабаны
Вклеиваем их. Вставляем сервы. Делаем тяги и ими соединяем сервы с кабанчиками
Вклеиваем наше крепление хвоста, предварительно вырезав место под него
Вклеиваем фюз. Но т.к. он принимает на себя большую часть ударов судьбы, то его необходимо усилить. Для этого по бокам прорезаем пазы для усилений
И вклеиваем карбоновые рейки(такжеможно применить отрезки линеек или что-нибудь другое)
Проводим провода от серв в кабину, втыкаем в приемник. Усиливаем передние кромки консолей арм. скотчем. По вкусу оформляем модель. Я использовал скотч, нотакжеможноиспользовать акрил, краску "Звезда" и т.д. вплоть до покраски маркерами
2 дня работы, 70 потраченных рублей, свои руки, и...вуаля! клон самогопопулярногослопера готов!
Здравствуйте! МенязовутИлья, и я сегоднярасскажу вам о том, как переделатькордовуюмодель под радиоуправление!
С чего всё начиналось. В сентябре я записалсянаавиакружок. Начал, как и все сосвободнолетающихмоделей(F1B). Делалсамыепростейшиемодели-крыльяизпотолочнойплитки и рейка как фюзеляж.
Потомначалделатьпланера(F1A). Летали они довольнохорошо. Наконецнасталдень, которого я так ждал – я началделатькордовуюмодель(F2B). Первая моя кордоваямодельполучиласьдовольнотяжелой, нооченькрепкой. Выдержалаоченьмногопадений!
Потом я сделалмодель для воздушного боя(F2D).В началеиюня(2010г.) уехалнасоревнования. Там я познакомился с человеком, которыйлетает 3D намодели “Zoom”. Я был в шокеотфигур, которыеонвыполняет(т.к. впервыевидел это в живую). Там я занялпервоеместопопланерам.
Наследующий год (учебный) я сделалкордовуюпилотажнуюмодель, её я и будупеределывать.
Когда я красилфюзеляжэтоймодели, к нам накружокпришёлруководительсудомодельногокружка и продам мне аппаратуруза1000р(я тогда ещё незнал про паркфлаер и т.п. ,а нароссийскихсайтахаппастоит4000р и более). Аппаратураконечноплохая, нозатакиеденьгипойдёт.
После я сделалрадиотренер. Ну, оченькрепкий . Онполучился у менявесомпримерно600г с двигателем с тягой900г. Эта моделькак-то раз наполномгазуврезалась в перила(тогда я токаучился). Я думалотмоделиничегонеосталось! Подбегаю….. Резинкинакрылепорвалисьотудара, а накрыленебольшаявмятина. Потом я сделалтакиемодели как: ШокфлаерЯК 55, Слойка-2(под другиемоторы).
Недавно я зашёлнасайтhttp://rc-aviation.ru/ и увидел, что проводитсяконкурс”Летнийконкурсстатей”, увиделкакие там призы =). И понял, что надонаписатьстатью! До 6 июля я незнал о чём написать…. Тут мой взглядупалнакордовуюмодель, которая уже пол годанеподнималась в воздух. Тут я понял, что надоеёпеределывать в радио, чтобместонашкафунезанимала. 6 июля я создалтемувконтакте: “Что нужно для переделкиизкордовой в радиомодель?” Тут мне все дружноответили: легчесделатьновую под радио. Позвонилзнакомомуавиамоделисту. Спасибобольшое ему! Онпомог мне изготовитьдетали для изготовлениякоторых у менянетуподходящихинструментов.
Дрель, наждачнаябумага, линейка, карандаш, краска, нож, лобзик, клей и т.п.
Проволока для изготовления тяг, либобамбуковыепалочки.
Самоеглавное: терпение!
Приступаем к работе.
У меняимеется вот такаякордоваямодель:
Первое что нужносделать: Достать“грузик”которыйнаходитсянаправомкрыле. Он там для того что бывовремяполётанатяжкакордбылалучше. Так как нашамодельбудетлетать без корд и нетолькопокругу, нам этотгрузнеобходимодостать. Разрезаемчастьпленки, где находитсягруз, ножомаккуратноотрезаем его и достаём. Место, где разрезанапленка, заклеиваемскотчем.
Избавляемсяотуправления (кордового).
Если у вас качалканаходитсяНЕ в крыле вам этотпунктделатьненадо. У когокачалка В крыледелаем так: разрезаемплёнку там где кордысоединяются с качалкой, откусываемкорды и вытаскиваемих. Потомаккуратно в места где разрезанаплёнказаклеиваемскотчем.
Так как нашеуправлениевыходитоткачалки к элерону а потом к рулювысоты. Берём и откусываемтягукотораяидётоткачалки к элерону.
Рульнаправления.
Кто хочет, можетсделатьуправляемыйрульнаправления. Обычнонакордовыхмоделяхкильнемногоповёрнутвправо, для лучшейнатяжкикорд. Это надоисправить! Т.к. у менякиль был весьмятый и сделанизпенопласта я старыйоторвал и сделалновыйповоротный. Нопотом всё таки я его зафиксировалскотчемт.к. вспомнил что у менянетусвободныхсервоудленителей.
Элероны.
Так как накордовыхмоделяхэлероныходятвместе в однусторону, тонадо это устранить! Если у вас элеронысоединены чем то, напримерпроволокой. Эту проволокуперерезаем. У меня они соединеныскобойизпроволки. Ноесли у вас одинсплошнойэлерон, тоделаем так: снимаемэлерон, делаемновыеизпотолочнойплитки или другогопенопласта! Потомновыеэлероныкрепим к крылу“Самодельныепетли для авиамодели - 8 типовнавыбор”.
Моторамма.
Дальшеделаемновуюмоторамму. У меня она круглая, выможетесделатьквадратную, прямоугольнуюлюбуювообщекому как нравится. Я сделалкруглуюпотому, что еёлегкосделать и обработать. Берёмфанеру, циркулемчертимокружность, выпиливаемлобзикомкружочек :) в центрекругапросверливаемотверстие, берёмболт( либо что топодобное) вставляем в это отверстие. Болтдолженвходитьтуго! Зажимаемэтотболт в дрель, включаемдрель, и шлифуемобнаждачнуюбумагу.
Примеряеммоторнамоторамме, отмечаемместа где сверлитьотверстия под крепление. Еслиотметили? Берём и сверлим.
Далеенужносделатьпрорезы в мотораммеесли у вас модельустроена как у меня! Послетого как вы всё это сделаете, можетесмелоприклеиватьмоторамму.
Управление(радио).
Послевсегоэтогоустанавливаемсервомашинки, предварительно всё продумайте, как у вас будутпроходитьтяги, кудавыходитьпровода. Я установилHXT900, просто у менядругихнебыло =) И то я ихснял с тренера. Проверяемчтобкачалкаходиласвободно!
Как я уже рассказывал, так как у менянетусервоудленителей а паятьлень. Я использовалстаруютягу, которая шла нарульвысоты. Выпилилместо под сервомашинку и закрепил.
Тут я проверилрасходынарульвысоты, отрегулировалих с помощьюдырочекнакачалке. Закрепил я тягу с помощьюболта и гайки: просверлил в качалкеотверстиеравноедиаметруболта и закрепил. Нафотосправавидно, что я к мотораммеприклеилуголок, чтоб при посадкемотораммуневырвало. Так же я прикрутил к элеронамкобанчики. Осталосьсделатьтягинаэлероны, но тут у меняпоявиласьогромнаяпроблема! У меня нет подходящейпроволоки(котораясоединяеткобанчик с тягой) . Я думалденьизчегосделать. И наконецтопридумал! Я сделализнебольшогогвоздя. Загнулгвоздь, однусторонурасплющил, чтоблучшедержалось. У когоестьпроволока, делайтеиз неё!
Электроника
Послеэтогоустанавливаемэлектронику, лучшевешатьнадвухстороннийскотч(приёмник, регулятор) ,нот.к. он у менятожекончился я повесилпростонаскотч.
Что нужнообязательнопроверитьпередзапуском!
Электронику, чтоб всё было в рабочемсостоянии!
Отбалансированливинт! Когда я проверял у менямодельужасновибрировала! Оттакойвибрациимодельмогла б развалиться в полёте!
Если у вас несколькоразныхаккумуляторовтолучшебрать с собой тот, которыйлучше“влезает в модель” у меняаккумулятор2200mAh3Sя его еле прицепил!
Модель к полётамготова!
Передзапуском я думал, что она будетлетатьхужемоеготренера(всё такираньшекордоваябыла)! Запускипоказали, что эта модельносится как угорелая))). Скорость, манёвренность и прочеенамноголучше, чем у тренера. Обратнонатренерэлектроникупереставлятьнесобираюсь:).
Миг-3 "укротительнеба и земли" Речьпойдет о стольизвестномсоветскомсамолетемиг-3.Моделистычастоуменьшалиданныйсамолет в масштабах 1 : 5, 1 : 8 нотолькосамымраспространенныммасштабомможносчитать 1 : 12.Этомасштабвсемизвестноговоздушногорадио боя, где не в первуюможнонаблюдать как бьютсямоделиточныхкопий и абсолютноразныхконструкций.Вданномклассемоделистыборютсязапрочность и именно в 2003 годунасветпоявиласьидеяизготовитьбойцовкупо "Бутылочнойтехнологии".Эта идеяналаживаласьдолгоевремя и толькосейчасстроительствоновейшейтехнологиидошлодоавтоматизма.Впериод2003г2010гмоделистамприходилосьделатьмоделисамим,и естественноне все моглидостичьсекреты" Бутылочнойтехнологии" .Именнопоэтомучтобыобеспечитьмоделямизаинтересованных лиц и быловыпущено в производствомигов и фоккеров.Узнав о продаже в чудесноммагазине "ПингвинХоббиМаркет" (нереклама),я нераздумываяотправилсяза тем самымдолгожданныйукротителемнеба и земли.Передомнойстояло 2 выбора это советский и немецкий,я как патриотвыбрал миг-3 и ничутьобэтомнепожалел.Оплативвесьманизкуюстоимостьзамодель я отправилсядомойчтобыпоскореесобрать и облетатьчудеснуютехнику. И с этогомомента , начинаетсяисторияпосборке Миг-3" укротительнеба и земли".
Частьпервая ."Вскрываякоробку"
Собственновскрываемнезатейливуюкоробочку и достаемсодержимое.Длясборкимодели нам понадобитьсяэпоксиднаясмола(5тиминутная) терпения,и электроникакоторая будет написана в конце статьи.
В комплектацию входит:
Фюзеляж
Крылья
Хвостовое оперение
2 бамбуковые палочки
Стальная проволка Д1мм
Метизы
Наклейки
2 резинки
Часть вторая." Подготавливаемместо для сборки"
Это выглядит примерно вот так=)
Часть третья."Непосредственно сама сборка модели с хитростями".
А начнем мы нашу сборку со склейки крыла,эта операция элементарна и займет около 6ти минут=).
Перед склейкой надо подготовить 3 бамбуковых штырька длиной примерно 7-8см, и проткнуть ими крылья, как будет показано на изображении снизу
Затем склеиваем две консоли между собой,с помощью эпоксидной смолы и крепко держим в течении 5ти минут,пока эпоксидка не встанет!
Подготовка эпоксидки!
Приступаем к фюзеляжу и хвостовому оперению.
1)Для начало мы разогреем горячий пистолет(на него и будет произведена склейка хвостового оперения!)
2) За тем склеем руль высоты и руль направления между собой как показано на фото,(Соблюдая чтобы они были крестообразны!)
3) после этой процедуры намечаем метку по которой будет передвигаться перемычка между рулями высоты.
Для этого нам нужно будет взять канцелярский ножик,прислонить его к рулю направления(в точки крепления перемычки) и не открывая от края руля направления процарапать метку для крепления перемычки,а выглядит это примерно так!
Затем вырезаем отмеченное!
Должно выйти в точности вот так!
Затем заготавливаем перемычку и склеиваем две половинки руля высоты ,выглядит это так!
За тем приступаем к вклейке стабилизатора к фюзеляжу ,для того чтобы стаб влез в конец бутылки нужно ее согнуть,затем провести ту операцию которая будет изображена на фотографиях.
Получится примерно вот так .
Посмотрим что у нас выходит,насамолет вроде бы становиться похожим=)
После грязной работы приступаем к самой интересной ,установки электроники насамолет а начнем мы с хвостовой сервы,по сути рассказывать тут нечего все действия прекрасно отображаются на фотографиях,(при установке электроники лучше всего придерживаться моих рекомендаций!)
Вот собственно и все ,после этого приступаем к установке кабанчика и тяги
После установки хвостовой сервы приступаем к установке сервомашинки на крыло и бк системы на миг 3
А начнем мы с того что прорежем отверстие для крепления серво машинки ,выглядит это так
Вот и весь процесс ,а должно получиться вот так
Затем приступим к установки двигателя и прочей Электроники!
Начну я с двигателя ,он крепиться к мотораме которая входит в комплект следующим образом
берем маленькие саморезики (от серво Машинок,и прикручиваем мотораму к к носу самолета ,после этого устанавливаем двигатель
Дальнейшее крепления электроники идет на липучках(регулятор оборотов ,приемник а также сам аккумулятор)
Вот собственно говоря мы подобрались к финальной части облета,насамолете присуствовала следующая электроника
1.Мотор 2830 1300kv/v
2..Регулятор 25-30 ампер
3.Две серво машинки 5грамм и 9 грамм
4.Акккмулятор 2 банки 1800 мах
5 Ну и приемник от 3х до 6ти каналов
Часть четвертая ."видео облета модели в действии"
Посмотрев видео,все поняли почему статья называется укратитель неба и особенно земли=))))
Всем спасибо тем кто читал мой обзор про не убиваемому миг 3 .
После кремации отслужившего свое CAP232 размахом 1600 мм, осталась вся электронная начинка и детали навески. Для осваивания 3D пилотирования решено было сделать самолет под эту начинку. Посмотрев множество конструкций самолетов и рекомендаций по построению, разработал свой чертеж самолета. При проектировании хотелось сделать конструкцию максимально «ленивой» – как можно больше пазов в сопрягаемых деталях и доступной – мало наименований материалов. Резал детали на лазере.
Первый раз авиамодель вживую я увидел на море , это был Calmato 40 Sport. Тогда , наблюдая за полётами авиамодели я твёрдо решил заняться авиамоделизмом. После приезда домой , был найден кружок , я записался. Первым моим самолётом был небольшой планерок из потолочки , дальше по программе шли тяжёлые 2-х метровые планера из пенопласта. Но глядя на них , какие они большие , тяжёлые я тянул с началом постройки данного планера. Во второй группе , где занимались дети постарше , учитель использовал простые , но лёгкие материалы( потолочка , фруктовая фанера , цветной скотч) самолёты того же размера выходили в 1.5 -2 раза легче , выглядели эстетичнее. Я быстренько перешёл во вторую группу , и начал строить пилотажки , фаны по простой , но очень продуманной технологии с использованием “народных” материалов. Уже тогда учитель мне привил такие качества , как усидчивость , терпимость , неторопливость в изготовлении модели. Как-то просматривая различные видео , я натолкнулся на видео полёта F3Р самолёта в зале , который вытворял неописуемые фигуры в воздухе, и я понял, это то , что мне надо! И началось моё познание особенностей постройки F3P самолётов.
Как летает данная модель можно посмотреть здесь ">
Итак , недавно копаясь в своих чертежах и наработках , я наткнулся на чертеж сделанный не мной , а давно скаченный , но видимо отложенный для будущего, немного доработал его , удлинил морду самолёту , т.к решил что с ЦТ могут возникнуть проблемы , чертеж был благополучно распечатан на листах А4 , склеен , и я приступил к сборке.
После вырезания , возник вопрос о покраске , решил особо не заморачиваться , аэрографом была сделана раскраска
На чертеже было предусмотрено по сервомашинке на элерон , что гарантировало одинаковое отклонение элеронов , но я поставил одну машинку , и вот как я решил проблему одинакового отклонения элеронов. Тяга расположена перпендикулярно качалке , что гарантирует относительно одинаковое отклонение рулей (разница 1-2мм)
К задней и передней кромке была приклеена полоска угля ( можно только по передней кромке) , передняя кромка элерона срезана под 45гр. Для прикрепления элерона я использую обычный скотч , по нему прохожусь утюгом на малой температуре (нельзя переборщить , а то элерон примет форму сабли),с обратной стороны кусочками пластыря можно окончательно зафиксировать элерон. Аналогично прикрепляются остальные рули.
Тяги руля высоты и руля поворота я сделал из лески (желательно использовать кевларовую нить , она не тянется , но также недавно мне подсказал мой учитель использовать зубную нить - не тянется вообще)
Распорки из угля диаметром 1.0-1.5 мм , также распорки хвоста (по ощущениям жёсткости даёт данная конструкция очень много) , при желании можно вместо угля использовать бамбуковые палочки , или натянуть леску (самолёт будет весить ещё меньше) , жёсткости даст данная конструкция достаточно.
Шасси делаются из угля 2.0 мм ( материал может быть на ваше усмотрение любой , главное сама идея)из угля 1 мм делается ось колеса , при помощи термотрубки всё фиксируется , данные шасси выдерживают самолёт до 200 гр.
Моторама , кабанчики, качалки вырезались из текстолита обычными ножницами
Данный самолёт не из самых легких , т.к не фрезеровался. Буквально год назад мне пришла в голову мысль фрезеровать самолёты , глянул в интернете – люди уже давно таким занимаются , и сбрасывают вес модели на 10-15% от общего веса , что меня порадовало. Была найдена маленькая сверлильная машинка ещё детства моего папы , платформа – обычный CD диск , очищенный от накопительного слоя , держатель был найден в подвале случайно , прорезал окна в нём , приклеил диск к держателю, нарастил диаметр сверлильной машинки кусочками надувной камеры велосипеда , осталось сама фреза. Тут я намучался , пока сделал что-то похожее на фрезу. Материал – лезвие от канцелярского ножа , инструмент – кусачки , пассатижи.
Клел всё на Пур 501 , клей очень понравился , вспенивается , заполняет всё пустое пространство , очень лёгок и крепок.Сейчас папа дал тоже полиуритановый клей , имеет такие же св-ва , но марки Bison (не реклама) - нереально твёрдый , засыхает мгновенно , что ускоряет постройку , также очень лёгок , но цвет более коричневый.
Спасибо большое за внимание ! я надеюсь вы узнали из моей статьи что-то новое для себя , а если нет , то возможно она вам понравилась...Опыт постройки моделей у меня не очень велик , но рад был поделится тем , что знаю...В моей статье возможны ошибки и недочёты, прошу строго не судить , я первый раз пишу статью на тему авиамоделирования. Буду рад любым советам , и любым новым секретам по постройке данных авиамоделей , т.к в своём городе в данном классе моделей летаю один , и до всего надо доходить самому или смотреть в интернете...
Я всегда любил что-то делать своими руками, конструировать разную технику, и я всегда мечтал разработать настоящий, свой собственный самолёт. Ну, для начала, хотя бы модель самолёта:) Собственно авиамоделизмом я занялся совсем недавно, чуть больше месяца назад. Не знаю почему именно сейчас, когда мне только что исполнилось 17. Просто захотелось летать, и всё тут:) Вскоре, блуждая по просторам сети в поисках чего-нибудь авиамодельного, я случайно набрёл на этот замечательный сайт. Здесь я нашёл именно то, чего мне не хватало - пошаговые фотоинструкции с чертежами и списками подходящей электроники. До этого я считал, что авиамоделизм - очень сложное и дорогое увлечение, но благодаря этому сайту я понял, что из абсолютно доступных материалов можно легко собрать отличный самолёт, ни чем не уступающий заводскому, а то и превосходящий его по прочности и ремонтопригодности. Ещё я открыл для себя потолочку. Воистину, чудесный материал, который в умелых руках может быть «лёгким как пух, мягким как пластелин, и твёрдым как сталь».
В общем, я загорелся. Заказал электронику, скачал чертежи и собрал Цессну 150. Знаете, это непередаваемое ощущение, когда твой первый, собственноручно собранный самолёт взмывает в небо... Но, я думаю, каждый авиамоделист меня поймёт:)
Но через некоторое время внутри меня проснулся инженер-конструктор, и я решил сделать свой собственный, оригинальный, уникальный самолёт! Так как я пока что начинающий, и всех тонкостей авиастроения не знаю, я решил не изобретать велосипед, а модернизировать его и изменить до неузнаваемости:) Проще говоря, на основе одного самолёта сделать другой. Но не думайте, что это будет клон. По сути, от «исходника» будут только размеры и пропорции. Конечно, это не полный полёт фантазии, как мне хотелось, но такой ход оправдан – так гораздо больше шансов что моя модель полетит.
Основой для творчества я выбрал, естественно, Цессну, т.к. она имеет наипростейшую конструкцию и хорошие лётные качества. К тому же, я её уже делал. А мой самолёт я представлял себе так: нижнеплан со стремительными линиями фюзеляжа и некоторым сходством с истребителями времён Второй Мировой. Также по плану было применить альтернативные варианты крепления рулей и конструкции кабанчиков, максимально спрятать элементы управления, максимально удобно разместить сервомашинки с возможностью их лёгкой замены. В общем, экспериментируем, откуда и название:)
Изготовление.
И так, поехали! Начинаем строительство самолёта, под рабочим названием ADTP01X (AD –мои инициалы, Т – technologies, P – plane(самолёт), 01 –порядковый номер, X – экспериментальный) :D
Как я уже говорил, размеры идентичны Цессне, поэтому я использовал её чертежи. Просто переносил их на потолочку тонкими линиями, и поверх рисовал новые линии, затем вырезал и т.д. (Свои эскизы я не привожу умышленно, чтобы те, кто захочет повторить, тоже проявляли фантазию:) Почувствуйте себя конструкторами:))
Изготавливается Р01Х так же как и Цессна, поэтому подробно останавливаться на этом я не буду, лишь поясню насчёт тех элементов, которые я изменил.
Рули направления и высоты.
Как видно, я изменил форму руля направления, сделав его немного больше. Петли сделаны из «тряпичной» изоленты. Она очень мягкая, и одновременно очень прочная на разрыв и стойкая к многократному сгибанию. В качестве кабанчика выступает конструкция из стальной проволоки, вклеенная в руль. На конце сделана петля, в которую термоклеем вклеен отрезочек ватной палочки. Ножом клею придана форма аккуратного шарика. Такой кабанчик удобен тем, что его загибать, тем самым триммировать модель.
Руль высоты сделан раздвоенным, для копийности:) Кабанчик сделан также, как и на РН, только с двумя «загогулинами» для двух половинок руля. После установки кабанчик окажется спрятан в корпусе.
Фюзеляж
Фюзеляжу я придал более обтекаемые формы и немного удлинил нос. Крыло перемещено вниз. Сервомашинки РВ и РН установлены в специальную «коробочку» и закреплены саморезами, чтобы их легко можно было заменить в случае чего.
Крылья
По конструкции крылья сделаны так же как и на Цессне, только изменена их форма. Они сужаются к краям и имеют более «угловатую» форму. Также изменена система управления элеронами – они управляются одной сервомашинкой, а тяги спрятаны внутри крыла. Тяга, она же и кабанчик, выгнута из стальной проволоки и вставлена во «втулку» из ватных палочек. Эта конструкция вклеивается в паз в крыле до склейки верхней и нижней частей крыла и вырезания элеронов. Ту часть, которая непосредственно входит в элерон, приклеивать не нужно, чтобы потом можно было вырезав элерон его вытащить и обработать. Потом элерон вставляется на этот «штырь» кабанчика и подвешивается на скотч. На места, где будет перетянуто резинками, приклеены полоски из «баночной» жести.
Предлагаю вашему вниманию фото инструкцию по постройке модели летающего крыла
«САЛАМАНДРА»
ОТ АВТОРА:
Для постройки модели «САЛАМАНДРА» вам не понадобится чертеж, все элементы конструкции режутся «с листа», все парные элементы выравниваются взаимокоррекцией. Вам понадобятся чертежные инструменты только для изготовления кольцевой подмоторной площадки и шаблона для резки крыла, во всех остальных случаях вам достаточно будет линейки.
От листа (1200х600мм) экструзивного пено-полистирола необходимо отрезать 2 полосы 600х215мм. Используя шаблоны, вырезаем с помощью терморезака (я использовал «лучковый» терморезак),две прямых консоли хордой210мм(относительная толщина 11%)
Должно получиться как-то так.
Для образования необходимой стреловидности, срезаем торцы под углом 30*(110мм по задней кромке). Делать это необходимо аккуратно, строго перпендикулярно поверхности крыла, отрезанные элементы нам еще пригодятся.
Отрезанные сегменты переносим на концы крыла, левый сегмент, на левую консоль, правый сегмент,- на правую консоль, они станут законцовками.
Используя PUR клей соединяем законцовки крыла с консолями
После полимеризации клея аналогично соединяем консоли крыла, «V» крыла 0* поэтому крыло очень удобно собирать на любой ровной поверхности. Полученное крыло обрабатываем наждачной бумагой на бруске. Особое внимание следует обратить на торцы крыла, они должны быть перпендикулярны нижней поверхности крыла, а их плоскости параллельны или иметь небольшое «схождение». Хорда стреловидного крыла теперь 220мм.
*По данной технологии вы можете произвольно изменять стреловидность вашего крыла, при увеличении стреловидности, увеличивается результирующая хорда, уменьшается размах крыла и ЦТ смещается ближе к задней кромке крыла.
ФЮЗЕЛЯЖ.
Фюзеляжа как такового может не быть совсем, но эстетика требовала некого его подобия, кроме того любые полости и отверстия сильно ослабляют конструкцию, так как крыло не имеет лонжерона. Если крыло усилить угольными прутками, то можно отказаться от фюзеляжа вовсе.
Мой вариант фюзеляжа собран из обрезков пены,оставшихся после резки крыла (верхняя часть), и 10мм пены (нижняя часть), имеет коробчатую конструкцию. Верхняя часть наклеивается до обтяжки крыла, нижняя собирается и обтягивается отдельно, устанавливается после обтяжки крыла, замыкающим элементом является моторама.
ОБТЯЖКА.
Модель обтягиваем скотчем при помощи утюга. Температура на утюге на (1) или немного больше. Слои скотча укладываем с нахлестом 5мм вдоль консоли, поочередно на правой и левой консоли, стыкуя слои скотча на центроплане «елочкой». Начинаем обтяжку с нижней поверхности, от задней кромки к передней. При такой последовательности все стыки на скотче будут «по полету». Цветовое решение может быть любым, удобным для распознавания положения модели в воздухе. Хорошо себя зарекомендовала желто-черная полосатая раскраска на нижней поверхности, отлично читается с большого расстояния. Верхняя часть больше видна на земле, так что она носит в основном художественную функцию.
РАДИООТСЕК.
Открывается в головной части фюзеляжа фанерной крышкой с амортизатором, запирающейся магнитными замками. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ к электронике модели, а при столкновениях и «морковках» тяжелый аккумулятор свободно смещается вперед, не повреждает элементы конструкции, просто открывает крышку, снабженную амортизатором, гасящим частично энергию удара. В хвостовой части кольцевая подмотоная площадка из 3мм фанеры, на которую при сборке будет установлен двигатель, на стандартной крестообразной мотораме. Угол установки (0*). Верхняя часть фюзеляжа образует воздухозаборник охлаждения двигателя, регулятор и батарея охлаждается через щель над крышкой радио отсека.
КИЛИ(винглеты).
Имеют оригинальную конструкцию, позволяющую им удобно складываться при транспортировке и устанавливаться в рабочее положение мгновенно без каких-либо инструментов. Кроме того, сложенные в «походное» положение кили предохраняют элевоны от повреждений при перевозке.
Кили изготовлены из потолочной плитки и обтянуты скотчем. Прочности и жесткости одного слоя потолочной плитки вполне достаточно.
В «рабочем» и «походном» положении кили фиксируются магнитными замками, их усилия вполне достаточно для надежной работы килей при полетных нагрузках. При большем нагружении (например, при неосторожном обращении на земле) они отстегиваются, не давая килям сломаться.
ЭЛЕВОНЫ.
Изготовлены из одного слоя потолочной плитки, имеют ширину 45мм в корневой части и 55мм в концевой части. Потолочную плитку необходимо резать таким образом, чтобы «линии жесткости» проходили вдоль элевона. Для образования шарнира, необходимо кромку элевона, обращенную к задней кромке крыла сточить примерно под 45* с нижней поверхности. Навеска элевона также на скотч.
БОРТОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА.
Бортовая электроника состоит из приемника, 2 серво машинок, регулятора двигателя, двигателя и аккумулятора.
Устанавливать рулевые машинки можно как до обтяжки модели, так и после. Я предпочитаю устанавливать электронику после обтяжки, так как в этом случае, при последующем возможном демонтаже внешний облик модели страдает меньше.
Где устанавливать машинки тоже вопрос индивидуальный. Я при возможности всегда устанавливаю машинки на нижней поверхности (аэродинамика) таким образом, чтобы тяги управления подходили под углом 90*+\- к оси вращения элевона примерно на половине его длинны.
Итак, нам понадобятся две серво машинки 9г (у меня «на пробу» стоят вот такие цифровые работают нормально) вполне подойдут такие, такие, с металлическим редуктором . Два удлинителя 20-30см, например такой.
Для выполнения ложементов под рулевые машинки очень удобно пользоваться простым приспособлением, которое изобрел Кирилл Гринь, ученик нашего клуба. Суть работы приспособления, думаю, понятна из фотографий. При изготовлении металлического «шаблона» необходимо учитывать оплавление пенопласта. Машинка должна входить в посадочное место с некоторым усилием, но не заминать края.
*Перед установкой машинок их необходимо «обнулить» и установить качалки.
Проводку управления укладываем в прорезь в поверхности крыла и после этого сверху проклеиваем прозрачным (в тон крыла) скотчем. Прозрачным (в тон крыла) скотчем фиксируются и серво машинки.
Кабанчики можно изготовить самостоятельно, но можно использовать и из магазина, я использую такие, для рулевых поверхностей из одного слоя потолочной плитки вполне подходит. Для большей надежности можно посадить их на клей (PUR) и зафиксировать при помощи паяльника.
Тяги управления изготовлены из стальной проволоки 0,6мм с дополнительной опорой, которая позволяет уменьшить люфты и сделать управление более точным.
НАСТРОЙКА МОДЕЛИ.
Модель отлично летит с аккумулятором 1300-2200мАч 3S. Центровка 170мм от передней кромки по центроплану. При замене аккумулятора с более легкого на более тяжелый, потребуется несколько щелчков триммером «на себя», для компенсации момента на пикирование.
Балансировочная установка элевонов примерно 5-7* вверх.
Правильно отрегулированная модель хорошо планирует с отключенным двигателем. С работающим двигателем от малого газа до 60% летит горизонтально без тенденции к набору или снижению, при большем газе возможна небольшая тенденция к набору высоты (необязательно).
На передатчике желательно настроить двойные расходы(100%) с экспонентой 45-55% и половинные расходы(50-60%) с экспонентой 25-30%.
Эффективность управления по каналу тангажа значительно выше, чем по каналу крена, поэтому практическим путем можно уменьшить расходы по тангажу (65-70%)
*Для проверки правильности настройки модели перед первым запуском РЕКОМЕНДУЮ несколько раз запустить модель с выключенным двигателем.
ЗАПУСК
Плавным, но энергичным броском запустите модель под небольшим углом (2-3*) к горизонту на пикирование. Правильно отрегулированная модель должна устойчиво планировать и реагировать на отклонение рулевых поверхностей, без тенденции к кабрированию или пикированию. Если модель КАБРИРУЕТ, то проверьте центровку, (возможно, она излишне «задняя»), если нет, то уменьшите балансировочные отклонения элевонов. Если модель ПИКИРУЕТ, то возможно у вас слишком «передняя» центровка, если нет, то увеличьте балансировочные отклонения элевонов вверх (2-3*). После того, как отрегулируете модель на планировании, можно запускать двигатель.
Попросите, чтобы кто-нибудь запустил модель, это позволит вам сосредоточиться на пилотировании. После взлета наберите высоту и оттриммеруйте модель в горизонтальном полете, она должна лететь, как описано выше. Если хода триммеров не достаточно, выключите двигатель и посадите модель. Используя сабтриммеры (или просто изменив длину тяг) отрегулируйте полетное положение элевонов, верните триммера в нейтральное положение и повторите запуск.