Вес планера 92 гр. Полетный вес 210 гр. Размах крыльев 98 см. Длина фюзеляжа 87 см.
В приведенной автором информации он достаточно подробно рассказывает из каких материалов и какими инструментами изготовлен данный проект.
В основе фюзеляжа модели заложена потолочная плитка фирмы "СОЛИД" толщиной в 4 мм.
Поверхность плитки неоднородная, лицевая сторона гладкая и красивая, обратная немного хуже. Поэтому в проекте стараются использовать гладкую сторону наружу.
В некоторых случаях применяется менее толстая потолочная плитка фирмы "ДЕКОМАСТЕР". Она имеет толщину в 3 мм. Для усиления конструкции применяется угольная планка размером 750 на 0.5 и 8 мм. На торсионы элеронов пошла омедненная стальная проволока диаметром 1.5 мм. На все остальные тяги рулей применяется угольный прутик диаметром 1.5 мм. А так-же бамбуковые палочки, и зубочистки. Для отделки конечно-же наш любимый скотч.
Вроде все по материалам. Инструменты. Конечно же клей ТИТАН. Который переливается в маленькие бутылки с острым носиком, для удобства пользования.
Пятиминутная двухкомпонентная эпоксидная смола. Ее очень удобно размешивать зубочисткой на стикерах, размешал приклеил, оторвал бумажку и выбросил.
Клеящим карандашом удобно фиксировать шаблоны на потолочной плитке. Он совершенно не оставляет следов на пенопласте. Главное не наносить слишком много.
Понятное дело, для фиксации элементов необходим малярный скотч. Двойным скотчем фиксируются сервоприводы и липучки для установки оборудования.
Разметка производится мягким карандашом 8В фирмы кохиннор.
Основные порезки выполняются весьма хорошим канцелярским ножом с лезвиями фирмы ОЛФА. Нож оснащен кассетой со сменными лезвиями, подача которых осуществляется весьма просто.
Маленький канцелярский нож тоже присутствует в проекте, им очень хорошо прорезать радиусы, слегка изогнув лезвие.
По инструменту вроде все. Перехожу непосредственно к изготовлению.
Первоначальный чертеж изображен на подложке под рекламную пленку. С обратной стороны есть разметка на квадратики со стороной 1х1 см.
По этому чертежу были вырезаны шаблоны из плотного ватмана для разметки.
Которые соединяются вместе при помощи малярной ленты, хранятся шаблоны в картонной капке. Весьма основательный подход к хранению важной документации.
Шаблоны наклеиваются на потолочную плитку и разметка производится мягким карандашом, в некоторых случаях детали вырезаются не снимая шаблона.
Крылья вырезаны из двух слоев потолочной плитки фирмы "СОЛИД". При склейки они фиксируются малярным скотчем с двух сторон, это позволяет избежать перекоса плоскости склеиваемой детали. Процесс достаточно прост. Наносим клей на торец склеиваемой детали, на плоскость приклеиваем половинку полоски скотча, затем детали соединяем и натягивая скотч соединяем. Во избежание прекоса приклеиваем полоску скотча с изнанки.
Вырезается хвостовая часть фюзеляжа из нескольких частей и присоединяется к крыльям. Вся конструкция фиксируется малярным скотчем, для гарантии "плоской плоскости" все помещается под пресс. Примерно минут через 40-час клей достаточно схватится и можно продолжать.
Пока фюзеляж и крылья "прессуются под прессом", изготовляются другие части модели. Руль высоты вырезаются в двух вариантах из 3 мм потолочки ДЕКОМАСТЕР и 4 мм СОЛИД. Принято решение делать из более толстой, прочнее будет.
Врезается карбоновая рейка усиления 0.5 на 4 мм.Проклеивается титаном и фиксируется малярной лентой. Прорезается тонкая щель 0.5 мм, на которую наносится клей, затем рейка вдавливается а прорезь, при этом обмазывается клеем. Титан можно аккуратно размазать по поверхности мокрым пальцем, или просто скатать излишки как стирательной резинкой.
Когда подсох фюзеляж с крыльями, встал вопрос, из чего делать усиления крыльев. Было предложено два варианта, склеенная полоска из двух линеек или угольная рейка. Мнение склонилось в сторону угля, ввиду большей прочности при почти одинаковом весе.
Теперь можно врезать усиления из угольной рейки 0.5 на 8 мм. Довольно трудно прорезать такую тонкую полосу в двойной потолочке, да еще через слой клея. Трудности успешно преодолены поскольку черные лезвия фирмы ОЛФА очень острые.
Затем нужно установить сервопривод на элероны. Для него прорезается отверстие треугольным ножом. Его я забыл упомянуть перечислении инструментов.
Затем сервопривод оборачивается малярным скотчем для защиты и вклеивается на место титаном.
Поскольку углы тяг на управление элеронами с одной сервомашинки получаются слишком большие, нужно делать торсионы. Они изготавливаются и омедненной стальной проволоки диаметром в 1.5 мм. Один конец расплющивается, слега изгибается, он будет врезан в элерон. Затем надевается отрезок термоусадки диаметром в 3 мм, осторожно усаживается феном. Проволока должна свободно вращаться в термоусадочной трубке, второй конец также изгибается.
Затем расплющенный конец вклеивается в элерон. И так-же врезаются и вклеиваются петли навески из пластика.
На качалке элерона монтируют тяги из угольных прутиков диаметром 1.5 мм. Шарниры из термоусадки с фиксацией циакрином. В фюзеляже прорезаются места для установки трубочек торсионов в которые они вклеиваются. Все фиксируется малярным скотчем.
Затем торсионы и тяги соединяются при помощи шарниров из термоусадки. Подвижность проверяется сервотестером.
Когда собран привод элеронов настал черед верхней и нижней вертикальной пластин фюзеляжа. Они вырезаются по шаблону, если нужно склеиваются по длине. В верхней пластине вырезается отверстие под сервопривод элеронов.
Для удобства склейки изготовляется стапели, склеиваемые детали фиксируются при помощи пенопластовых кубиков оклеенных скотчем для защиты от титана. Детали укладываются на стапель и щедро обматываются малярным скотчем.
Забыл слегка про руль высоты. Он оклеивается скотчем в два цвета, для контрастности. Размечается ширина полос исходя из ширины рулона но немного меньше, полосы цвета должны слегка наклеиваться для прочности.
Есть два способа наклейки полосы без складок. В первом случае конец скотча наклеивается на треугольник например. Затем полоса накладывается на руль высоты, при этом скотч держат за рулон и за треугольник.
С обратной стороны скотч отрезается и наклеивается на внутреннюю сторону . Тогда верхний слой наклеиться на этот хвостик и образует замкнутую прочную петлю.
Второй способ, скотч наклеивается на край стола и натягивается, под полосу подкладывается руль высоты и полоса скотча опускается.
Оклеенный элемент проглаживается утюгом. Пленка слегка натягивается от нагрева и приваривается к потолочке. Предварительно нужно определить температуру утюга, чтобы не сжечь скотч и желательно сделать на регуляторе метки...во избежание.
Руль высоты навешивается на петли изготовленные из защитной пленки от экрана ноутбука. Сначала отрезают нужную ширину и лохматят крупной шкуркой, для лучшей склейки. Можно повысить этот эффект прокалыванием отверстий иглой с двух сторон пленки. После этой процедуры полоса разрезается на отдельные петли.
В заготовка прорезаются места вклейки петель очень острым резаком изготовленным из лезвия канцелярского ножа. Заточенного с двух сторон.
Затем кончики петель обмазываются титаном и вклеиваются на места. После схватывания клея можно монтировать руль высоты на фюзеляж. Размечаются места петель, прорезаются отверстия, клей наноситься на кончики петель все монтируется. Начинается вклейка наискосок при необходимости поправляя петли.
Нужно изготовить руль направления. Прижимаем потолочку к хвостику фюзеляжа размечаем переднюю часть, и вырезаем руль направления чисто творчески.
Размечается положение полос скотча, затем прорезаются отверстия облегчения простой трубкой с заточенными краями.
Деталь навешивается на пластиковые петли.
На пятиминутный клей устанавливается моторама.
Метод установки тяг управления и закрепления сервоприводов достаточно прост и слегка оригинален. Размечаются мест установки сервоприводов, кабанчиков. Отрезается угольный стержень определенной длины, на одном конце изготовляется защелка из проволоки толщиной в 1 мм, термоусадки зафиксированной циакрином. Защелка устанавливается на качалку сервопривода.
На другом конце тяги, шарнир термоусадки площадка из пластика.
Сервотестер оборачивается двухсторонним скотчем. Площадка вклеивается в руль направления под углом, чтобы шарнир располагался точно над перегибом рулевой поверхности. Сервопривод приклеивается на двухсторонний скотч к фюзеляжу.
Вырезаются и приклеиваются боковины усиления фюзеляжа. В одном месте упираются тяги элеронов, там прорезаются отверстия.
Начинается прорезка отверстий облегчения при помощи трубочек. Изготовленных из корпусов конденсаторов, снабженных экстракторами, для извлечения кружочков. Поскольку пенопласт достаточно мягок нет смысла изготовлять трубочки из легированной стали, достаточно алюминия.
Края трубочек затачиваются и делаются насечки. Отверстия не пробиваются, а пропиливаются вращением.
После основательного продырявливания корпуса он оклеивается цветным скотчем.
Скотч на элеронах прорезается, возвращая им подвижность.
По краю скотч приклеивается при помощи кусочка пенопласта.
На носовой части двойной нижней пластины фюзеляжа приклеивается усиление из бамбуковой палочки.
Полоса черного скотча наклеивается на подложку рекламной пленки, отрезается по радиусу, наклеивается на фонарь кабины, отрезается по месту.
Устанавливается мотор и прочее оборудование.
Авария самолетика послужила доказательством, что конструкции из потолочной плитки отлично поддаются ремонту.
Сломана носовая часть фюзеляжа до самого крыла.
К уцелевшей конструкции прикладывается отрезок пенопласта и размечается по месту, затем устанавливается на титане.
Изготовляется новая моторама из мягкого пластика в 3 мм толщиной, по боковой поверхности монтируются пластины из такого-же пластика только толщиной 0.5 мм.
Как не установить более мощный мотор?
Подкосы усиления крыла из карбоновых прутиков в 1.5 мм, поскольку во время интенсивного пилотажа они малость прогибались.