Вжик с управляемым вектором тяги |
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг |
Автор: Александр |
Вжик - замечательная моделька, быстрая, летючая. Вот только есть один минус - у него нет руля направления. Как результат корявые посадки при боковом ветре и невозможность сделать некоторые фигуры, доступные классическим самолетам. По началу даже думал изобрести Вжику киль, но отговорили - Вжик слишком короткий, а значит плечо силы будет слишком маленьким. Тем не менее идея придумать что нибудь на эту тему меня не покидала долгие месяцы. Зародилась мысль сделать мотораму подвижной, что бы направлять тягу мотора примерно как на истребителях. Просто так пилить живую модельку не хотелось - решил дождаться ремонта. С аварией, в каком то смысле, повезло - фюзеляж в хлам, зато крылья практически не пострадали. Вы спросите, какой еще фюзеляж? У Вжика ведь нет фюзеляжа! Отвечу: это другие не влезут это у других Вжиков нет фюзеляжа, а у моего есть! И он мне очень нравится - есть куда спрятать электронику, где крепить мотораму, да и кидать Вжика в воздух намного легче. В этой статье я опишу свой опыт постройки Вжика с подвижной моторамой, а так же детально расскажу про свой вариант фюзеляжа для Вжика. Забегая вперед скажу, что идея подвижной моторамы себя не оправдала - модель не реагирует на поворот моторамы ВООБЩЕ. Но ведь должен же был ктото попробовать :) Фюзеляж Как строить крылья Вжика описано достаточно подробно в интернете, поэтому тут я останавливаться не буду. Расскажу вам лучше про фюзеляж. Прошлый фюз оказался очень удачным, поэтому для новой реинкарнации я решил ничего не менять в конструкции. В моем случае мне понадобилось строить фюзеляж между уже готовыми и соединенными между собой косолями. Это, безусловно, повлияло на порядок сборки. Постройка фюзеляжа когда модель еще только строится была бы намного легче, а процесс проще. И так, я начал с того, что удалил полностью остатки старого фюза. Фюзеляж у меня шириной 60мм, профиль согласно чертежу: Разметил боковины, отметил где должны быть вырезы под лонжероны Вырезал пазы под лонжероны, то что вырезал не выкидывал - на следующем шаге его нужно будет вклеить на место Моделька носится с бешеной скоростью, поэтому дополнительная прочность фюзеляжку не повредит. Я решил протянуть 4 стрингера. Стрингеры сделал распустив линейку на полоски шириной 3мм. Первую пару стрингеров приклеил по верху фюзеляжа. Клеил обычным титаном. Торчащие куски стрингеров я пока не отрезал. Теперь можно приклеить боковины к консолям, не забыв протянуть провода от сервомашинок. Вырезанные куски вклеил на свое место. К лонжерону из линейки я приклеил шпангоут из двойной потолочки. В шпангоуте предварительно сделал отверстие достаточное, что бы протиснуть разъем XT60 от регулятора. Разумеется, отверстие должно располагаться чуть выше лонжерона. Так же в моем фюзеляже есть горизонтальная рама. Она добавляет фюзу жесткости и на ней удобно крепить электронику на липучку. Рама сделана из двойной потолочки и располагается между носом и шпангоутом. Было бы неплохо вдоль рамы снизу приклеить продольные бамбучины и вокруг них сделать кольцевую липучку. К сожалению об этом трюке я вспомнил слишком поздно, потому будет пока без кольцевой липучки. Поскольку моделька садится на брюхо, то укрепить фюз снизу тоже не помешает. Я вклеил пару маленьких шпангоутов из двойной потолочки. Теперь можно приклеить оставшиеся 2 стрингера. Пришлось сделать небольшие пазы в шпангоутах, что бы протянуть стрингер. Что бы зафиксировать стрингер в изогнутом положении пока сохнет клей я воспользовался резинками. Теперь можно по всей нижней поверхности приклеить обшивку. К сожалению, у меня нет фотки этого шага, но ничего сложного тут быть не должно. Носовой обтекатель я сделал из пеноплекса. Практика показывает, что коробчатый потолочный нос это не очень надежное решение. Поэтому пеноплекса стоит напихать аж до самого крыла. Моторама Как я уже писал, поворотная моторама себя не оправдала. Желающие могут делать обычную мотораму и смело пропускать этот раздел. Тем не менее я изложу что же я собственно сделал. Зря я, что ли, фоткал все шаги постройки? Вдруг кто нибудь почерпнет что нибудь из этого, или укажет на мою ошибку. Итак, мотораму я сделал из фанерки от фруктового ящика, кронштейн из линейки. В деталях сделал надфилем соответствующие пазы, а так же насверлил необходимых отверстий. Детали склеил между собой клеем Момент-Столяр: дерево клеит намертво - не разлепишь, только сломаешь. Мотор у меня живет внутри конструкции, прикручен к мотораме шурупами от сервомашинок. Для того, что бы моторамой можно было управлять нужно сделать кабанчик, или в данном случае ушко. Для этой цели отлично подошла деревянная мешалочка для кофе. Осталось только сделать соответствующий паз в мотораме и дырочку для тяги. Займемся ответной частью. В самом конце фюзеляжа вклеиваем между стрингерами деревянные планки из линейки, таким образом получится своего рода коробочка. Горизонтальные планки должны быть достаточно широкими, что бы можно было просверлить отверстия под крепление моторамы. Мотораму к фюзеляжу я крепил с помощью нейлоновых Собирается это следующим образом: гайка клеится с внутренней стороны на циакрин, винты закручиваются снаружи. Что бы моторама хорошо вращалась относительно фюзеляжа пришлось между ними проложить по пару шайб. В этом месте оказалось, что я дал маху - после сборки мотор не крутился вообще. Пришлось хорошенько подпилить гайки, обеспечивая зазор между мотором и гайками хотя бы по 0.5 мм. Разумеется, нужно было заднюю часть фюзеляжа чуть больше делать. Сервомашинку я взял 5ти грамовую, сделал ей домик из потолочки и приклеил в углу между стенкой и шпангоутом. Тягу сделал из бамбучинны, законцовки тяги тз скрепки, Что бы удобнее было подбирать длину тяги, воспользовался Проверил, что серва обеспечивает поворот моторамы достаточно большой - в крайних положениях винт практически цепляет крыло. Впрочем, зажимать расходы не понадобилось. Нижнюю обшивку пришлось слегка подрезать, что бы не мешала ходу моторамы. Пропеллер цепляется на штатный пропсейвер. Может показаться, что винт будет выламывать при посадках на брюхо, однако практика показывает, что все ок. В такой конфигурации (мотор внутри, пропсейвер снаружи) я совержил уже очень много посадок и винт не сломался ни разу. Главное перед касанием убрать газ. Крышка фюзеляжа Остатись сущие пустяки: сделать крышку фюзеляжа, да обтянуть фюз скотчем. Крышек будет 2 - одна для моторного отсека, вторая для батарейного. Для начала я сделал рамы-направляющие для крышек из полосок потолочки шириной примерно 1 см. Поскольку верхняя повернюсть фюзеляжа имеет изгибы, то рама батарейного отсека должна их в точности повторять. Обе крышки имеют выступы, которыми они цепляются за фюзеляж. Приклеиваем собственно обшивку. Обе крышки будут прижиматься к фюзеляжу резинкой. Что бы прижать обе крышки сразу и не продавить потолочку, я к крышке батарейного отсека я приклеил кусок пластиковой карточки. Работает это так: крышка моторного отсека выступами цепляется за мотораму и вставляется в корпус. Крышка батарейного отсека цепляется за потолочку в носу, а с другой стороны пластиковой накладкой прижимает крышку моторного отсека. Резинка крепится за бамбучины, которые я вклеил в шпангоут. Оклеиваем как обычно, ничего нового я тут не изобрел. Снизу я оклеил армированым скотчем. Он не позволяет сминаться потолочке при посадке на брюхо Ну вот и вся постройка. Вся возня с фюзеляжем у меня лениво заняла 2 вечера, и то только потому что я собственно все это выдумывал. Сам фюзеляж можно не напрягаясь сделать за пару часов. Облет Летючесть у модели просто фантастическая, расходы пришлось зажимать до 30-40% иначе управлять просто нереально. А вот надеждам на подвижную мотораму не суждено было оправдаться. Модель не реагирует на положение стика РН вообще, ни на большой скорости, ни на малой. Были какие то отклонения от горизонтального полета, но это больше было похоже на совпадение, нежели на контролируемый поворот. Пичаль. Есть подозрение, что причиной является слабая пятиграмовая серва. На земле с мотором на полный газ у сервы получается двигать мотораму. Возможно в воздухе серве это делать намного сложнее. Один раз у меня в полете отклеилась серва и мотораму заклинило в боковом положении - вжик вращался очень сильно, посадка была далекао от штатной. Попробую прицепить камеру и посмотреть что там действительно происходит в полете. Мой Вжик с мотором 2205/34, винтом 8х4DD и батареей 1300 3S весит 410г. Режим для мотора явно не штатный - 8-амперный мотор с этим винтом кушает целых 17 ампер. На всякий случай регулятор стоит на 25А. В такой конфигурации я отлетал очень много полетов. К сожалению когда я нагрузил Вжика еще и GPS-логгером весом 80г, то пламенное сердце таки не выдержало и сгорело. Возможно причиной тому недостаточное охлаждение. В этой версии фюзеляжа я, почему то, решил не делать принудительное охлаждение. Видимо зря. Вот так выглядело принудительной охлаждение из прошлой версии фюзеляжа: сверху был специальный воздухозаборник, а снизу выхлоп Теперь вот буду учиться перематывать мотор, но на всякий случай заказал Но вернемся к облету. Вот небольшое мобилковидео облета. Из-за больших расходов в первом полете Вжик был просто неуправляем, но даже после встречи со столбом смог продолжить нормальный полет. Я даже не стал убирать этот явно неудачный с технической точки зрения кадр. Оказалось, что эту зверюшку очень сложно посадить для очередной корректировки расходов или центровки. Кстати, в недолгом полете с GPS Вжик показал скорость 82 км/ч :) Резюме В этой статье я рассказал про попытку сделать подвижную мотораму для Вжика. Попытка оказалась не очень удачной, модель практически не реагирует на стик РН. Впрочем, тут еще есть поле для экспериментов. В крайнем случае буду делать пилотажное двухмоторное крыло :) Так же я максимально детально описал процесс сборки фюзеляжка для Вжика. На мой взгляд, фюзеляж придает модели какой то завершенный вид. К тому же фюзеляж это удобное место для элекртроники. В конце концов, как показала практика при морковке вертикально вниз за полном ходу страдает только фюзеляж и его легко переделать.
Обсуждение статьи тут. |