Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

YouTube канал

Подбор моторов

TOP статьи

Вход




RC Магазины





Тандем 250-3Д
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг
Автор: Stracher   

Давно хотел построить что-нибудь пилотажное нетрадиционной схемы. Выбор пал на схему "тандем".
ТТХ будущего самолёта:
   Размах 750 мм
   Длина 590 мм
   Масса до 250 грамм
Необходимые материалы:

  • потолочная плитка 3 листа;
  • фанера 3(4) мм;
  • бальза 3 мм или рейки 3х5х700 мм или сосновые рейки 3х3х700 мм;
  • авиационная фанера 1...1,5 мм
  • бамбуковые шпажки;
  • проволока до 1 мм;
  • прозрачный скотч;
  • цветной скотч.

Электроника:

  • двигатель Turnigy C2226-1800 ;
  • винт 7х3,5
  • регулятор Turnigy plush 10A;
  • аккумулятор любой 3-баночный ёмкостю до 400 мА/ч (у меня рино 360);
  • сервы TG9 - 2 шт;
  • сервы Turnigy TGY-1440А - 3 шт (можно заменить на TG9);
  • приёмник на 6+ каналов;
  • удлинители серв длиной до 150 мм - 3 шт.



Изготовление.

Чертежи можно скачать тут.
Чертёж сделан, шаблоны распечаны, вырезаны и склеены. Приступим к изготовлению.




Начнём с крыльев, вернее, с заготовки для них. Отрезаем края двух потолочных плиток и соединяем их вместе скотчем.

Переворачиваем, загибаем и в полученый желоб заливаем клей без фанатизма.

Кладём на ровную поверхность и удаляем выступивший лишний клей (кстати, таким способом я склеиваю листы бальзы для обшивок больших самолётов). Потом опять гнём, Дуем на шов в течение 30 секунд, чтоб клеё немного подсох, и опять кладём на ровную поверхность до высыхания клея.

Пока заготовка для крыльев сохнет, можно взяться за изготовление фюзеляжа. Шаблон кладём на лист потолочной плитки и фиксируем его малярным скотчем в местах прямых линий. Вырезаем сначала окна, потом делаем прорези на криволинейных участках, и в конце режем по линейке прямые участки. Если нет возможности распечатать чертежи, можно сделать альтернативный фюзеляж по размерам без скруглений. Заодно вырезаем по шаблону (или по размерам) руль направления.




ВАЖНО!!! Нож должен быть очень острый, чтоб после отрезания кромки были без задиров. Как только появился первый задир, сразу отламываем кусок от лезвия!
Отрезаем в соответствии с размерами дно и верх вюзеляжа. Совет: лучше отрезать из большого куска потолочки чтобы не уехал нож при резе. Дно и кабину для удобства сборки я загнул с помощью скалки. Совет: потренируйтесь гнуть сначала ненужные огрызки, чтоб понять как не надо делать.


Далее склеиваем перед фюзеляжа до изгиба (хвост пока не мажем клеем).

После того как параллельные бока фюзеляжа склеены, намазываем с помощью зубочистки клей на хвост и одновременно прикладываем. Пока клей не схватился выравниваем как надо.

Вырезаем из фанеры 3мм прямоугольник размерами 30х36 и прикручиваем к нему двигатель. Далее двигатель можно снять (если применяете другой двигатель с креплением с обратной стороны "моторамы", то не откручиваем). Бруском с тонкой шкуркой обрабатываем перед фюзеляжа и задаём небольшой выкос вправо и вниз.
Затем можно приклеить мотораму.



Крылья будут иметь профиль KFm-2. Так как у нас размах небольшой, для усиления крыла можно применить бальзовую рейку 3х5 (я взял сосновую 3х3, так как она первая попалась мне на глаза). Отрезаем от большого листа две полоски по 100 мм и две по 74 мм. На расстоянии 74 мм от края у большой полосы приклеиваем рейку.

А потом сверху малую полосу

Отрезаем элероны в соответствии с чертежом.

Кладём элерон вдоль края стола, и ведя лезвием по кромке стола и углом примерно в 45 градусов, отрезаем кромку элерона. Эту же операцию делаем с рулём направления.

Делаем отрезы у задних элеронов в соответствии с размерами. Они нужны, чтоб руль направления имел бОльший угол отклонения.

С передней кромкой крыла я вообще не заморачивался. Сделал фаску сверху и снизу 3х3 мм. Далее дорабатываем прорези для крыла в фюзеляже и делаем первую примерку всего в сборе.

Перед вклейкой крыльев лучше навешать руль направления н скотч (заднюю кромку фюзеляжа сровнять бруском с шкуркой до плоскости).
Вклеиваем крылья. Обязательно контролируем их параллельность и перпендикулярность к оси самолёта. Даём клею хорошо подсохнуть в течение 12+ часов.

Займемся навеской элеронов. Я делаю это следующим образом. на элерон приклеиваю скотч, а потом прикладываю его к крылу в соответствии с рисунком (без зазора). Не поворачивая элерон проглаживаю утюжком чтоб скотч ещё лучше прилип (перед применением утюга потренироваться "на кошках").

После можно разогнуть элерон и наклеить скотч с другой стороны с последующим проглаживанием утюжком.





Смотрим, какая красота у нас получилась, заодно можно взвешать.


Подготавливаем площадки-усиления для серв (примерно 8х10 мм) и детальки для крепления крышки отсека электроники. Авиационная фанера замечательно режется ножницами без расслоения.

В двух детальках для крышки делаем отверстия диаметром 2,2 и 1,6 мм как на картинке.
Вырезаем крышку над крылом. Крыло будет являться опорой для электроники. Делаем один отрез перпендикулярно плоскости, остальные 3 делаем под углом примерно 45 градусов. Размеры крышки произвольные (не стоит делать слишком мелкую и слишком большую).

Отрез под углом не даст крышке провалиться внутрь. Остаётся её только сверху прижать. Приклеиваем площадки в соответствии с кртинкой. Закрывашку с большим отверстием и вкрученным винтом никуда не клеим.

После высыхания клея можно прикрутить закрывашку и попробовать в действии.

Теперь займёмся установкой серв. Прикладываем серву дном к фюзеляжу так, чтоб её ось вращения совпадала с осью вращения элерона (в нашем случае - совпадала с нижней плоскостью крыла) и размечаем. Вырезаем отверстия и приклеиваем по краям площадки-усиления.


После необходимо сделать отверстия, чтоб винты крепления легко закручивались.

Обращаю внимание, что устанавливать хвостовые сервы не надо слишком близко к крылу. Они могут мешаться друг другу. Перед разметкой окон надо экспериментальным путём определить место, где они не будут мешаться.

Устанавливаем сервы в свои места и крепим кабанчики к элеронам. Я ипользовал такие.
Изготовление тяг. Берём проволоку, делаем Z образный загиб и отрезаем на длине 20...30 мм (10 штук). Выбираем прямую бамбуковую шпажку и прикручиваем нитками заготовку из проволоки. Промазываем клеем (циакрином). Вставляем полученную конструкцию и отверстие кабанчика. Устанавливаем элерон параллельно крылу. Примеряем второй конец шпажки и отрезаем (отлично режется ножницами не расслаиваясь), отступив 5...10 мм от качалки сервы. ВАЖНО!!! Перед изготовлением тяг подключить все сервы, насторить необходимые реверсы, настроить сабтриммеры так, чтоб качалка была перпендикулярна тяге в нейтральном положении элерона. Прикрутить ниткой вторую проволоку НЕ заливая клеем. Установить тягу на своё место и поправить вторую проволоку если потребуется. После этого можно промазать клеем.

Для экономии массы я припаял двигатель к регулятору. Для лучшего охлаждения я сделал вот такой воздухозаборник. В днище не забудьте сделать отверстие для выхода воздуха.

Вот что получилось в итоге

 

Крепление аккумулятора организовано с помощью липучки. Регулятор и приёмник я никак не крепил. Приёмник засунул внутрь фюзеляжа в район кабины.
На удивление центровка получилась близко к проэктной (10...15 мм от изгиба передних элеронов).
Обклеиваем цветным скотчем,проверяем центровку и в полёт!

Настройка:
На первый полёт я настроил так: передние элероны - работают как элероны, задние - как руль высоты. Облёт показал, что не хватает вращения по крену.
Превый полёт. На удивление самолёт полетел почти сразу ровно! Сделал пару щелчков по крену и всё.
К третьему вылету я добавил подключаемый микс руля высоты и элеронов: руль высоты вверх и элероны вверх, руль вниз и элероны вниз; и постоянный микс задних рулей как элевонов у летающего крыла, только по тангажу настроил отклонение рулей высоты максимально.
Начал пробовать 3Д фигуры. Харриер (с миксом) в прямом полёте хорошо (есть небольшая раскачка по крену) идёт, в обратном вообще замечательно. Плоский штопор - нормально, но надо потренировать. Нож - газу побольше и полетели. Роллинг-харриер - нормально, но надо потренироваться ещё.
Полёт вылет я заснял на камеру. Не проинструктироал правильно оператора, поэтому видео получилось не важное.



После полётов я немного изменил положение заднего крыла. Снизил его вниз, чтоб не было затенения при больших углах атаки.
На чём можно было сэкономить:
1. взять все маленькие сервы. 1440-ые весят всего 5 грамм. Экономия около 12 грамм.
2. взять более лёгкий приёмник. Экономия до 8 грамм.
3. Взять удлинители с проводами как у 1440-ых серв. Экономия 6 грамм.
4. Применить тонкую проволоку для тяг. Экономия 1...2 грамма.

 





Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Оптимальная конструкция модели для максимальной длятельности полета
2) Чертежи аэроботов
3) Вопрос по ППУ клею
4) Чертежи верхнепланов
5) Что это за материал?
6) FreeCAD для создания 3D моделей
7) Чертежи снегоходов
8) пленка для обтяжки микромоделей.
9) Змей самолет.
10) DroneDrive - ModelDrive
1) Оптимальная конструкция модели для максимальной длятельности полета - Прошу рекомендаций по поводу авиамодели
2) Чертежи аэроботов - всесезонные радиоуправляемые модели
3) FreeCAD для создания 3D моделей - Вышел в релиз FreeCAD - полностью бесплатный инженерный 3D редактор
4) Чертежи снегоходов - Самодельные модели радиоуправляемых снегоходов
5) Полетник Matek MATEKSYS F405-SE не выдает сигнал на Vbat
6) Акб для Pilotage Junior Fighter
7) Подскажите, подойдет ли пульт от коптера для самолета?
8) Чертежи скоростных авиамоделей - радиоуправляемые самолеты для скоростных полетов
9) Гироскопический момент
10) Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов - а так можно?