Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

Подбор моторов

TOP статьи

Оборудование

Вход



RC Передатчики
HK 2.4Ghz 6Ch

Mode 1
Кол. 35
Цена 25.10 $
Обзор


Turnigy 9X 9Ch

Mode 2
Кол. 33
Цена 59.99 $
Обзор



Электродвигатели
2205C 1400Kv

Кол. 50
Цена 11.75 $
Обзор



Turnigy 2205/34 1500Kv

Кол.
Цена $
Обзор




Сервомашинки
HXT900 9 грамм

Кол. 50
Цена 2.69 $
Обзор



HXT500 5 грамм

Кол. 50
Цена 2.49 $
Обзор




Видео и FPV
Turnigy 30FPS

Кол. -1
Цена 12.25 $
Обзор



FPV 900 200мВт

Кол. 0
Цена 54.72 $
Обзор




Home Книги Пособия по моделизму Словарь основных терминов авиамоделизма
Словарь основных терминов авиамоделизма
Книги - Пособия по моделизму

Здравствуйте товарищи!

Перечитывая статьи и форум часто вижу вопросы объяснить такой или иной термин, и вместо ответа посыл в.... "википедию" :)
Так как сам только только начинаю приобщатся к авиамоделизму, мне тоже не был понятен смысл некоторых терминов.
И вот полазив по простором бескрайнего, постарался собрать термины наиболее близкие к тематике данного сайта.

Материалы собирал с нескольких мест. НО большая часть взята с сайта "aviamodelka.ru" за это им большое спасибо!

Словарь может показаться не полным,  но для новичков тут собрана достаточно полня информация

3D - Термин, применяемый при выполнении фигур высшего пилотажа при котором исполняются специальные маневры, такие как: перевернутый полет, полет на "ноже", пирофлип, хаос и .тд. В одинаковой степени сложности касается и моделей вертолетов и моделей самолетов.

Бортовые Аэронавигационные Огни (БАНО) – комплект ламп красного, зеленого и белого цветов, размещенных на концах крыльев и хвостовом оперении и используемых в ночных условиях при движении самолета по земле и в полете для светового самообозначения самолетов, обнаружения, определения размеров, положения и направления движения самолетов и тем самым предотвращения воможнысти их столкновения. БАНО также используется в качестве внешней световой сигнализации и связи между самолетами и между самолетом и землей.

"Бесхвостка" - аэродинамическая схема, характеризующаяся отсутствием горизонтального оперения

Биплан (от лат. bis - дважды и planum - плоскость) - аэродинамическая схема самолёта, характеризуящаяся двумя несущими поверхностями (крыльями), расположенными одна над другой.

Бочка - фигура пилотажа, поворот ЛА вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов - одинарная, полуторная и многократная, по наклону траектории полёта - горизонтальная, восходящая и нисходящая.

Валёжка - самопроизвольное кренение ЛА. Интенсивность и напраавление определяется асимметрией ЛА относительно вертикальной плоскости и уменьшением эффективности органов поперечного управления, обусловленным недостаточной жёсткостью крыла при больших скоростных напорах либо влиянием сжимаемости воздуха при малых.

Вертикальное оперение - вертикальная аэродинамическая поверхность (поверхности) ЛА, обеспечивающая его путевую устойчивость и управляемость. На большинстве самолётов распологается в плоскости симметрии на верху хвостовой части фюзеляжа. Основная, передняя, как правило неподвижная, часть обеспечивает путевую устойчивость, а на задней обычно размещается руль направления, обеспечивающий путевую управляемость и балансировку ЛА относительно вертикальной оси

Верхнеплан- самолет-моноплан с крылом, расположенным в верхней части фюзеляжа.

 

Выкос двигателя (моторамы) - компенсация уходов модели от прямолинейного полета
Выкос двигателя вниз (далее рассматриваем самолёт по ходу полета).
- делается для компенсации увеличения кабрирующего момента при работе двигателя, т.к. происходит обдувка крыла ВВ и появляется подъёмная сила на участке крыла, и, плюс к этому, зачастую ось двигателя не совпадает с ЦТ, а находится ниже. Значит при работе двигателя появляется вектор тяги, который также даёт кабрирующий момент. Что бы эти явления сгладить и постоянно не работать триммерами - выкашивают вниз. Угол подбирается при облётах (обычно в пределах 2-5 градусов). При симметричном профиле и совпадении оси СУ(силовой установки), ЦТ и хорде крыла выкашивать вниз нет необходимости.
Выкос двигателя вправо
-делается для компенсации реактивного момента от ВВ. Обычное вращение по часовой стрелке, при этом реактивный момент вращает самолёт влево. Угол также при облётах,(обычно в пределах 2-5 градусов) зависит от параметров ВВ и двигателя. Чем больше диаметр и масса тем больше момент. Если выкосов не делать,то при максимальном газе модель задирает нос, кренится влево - мы рулями компенсируем, триммируем, привыкаем, а потом выкл. или малый газ - модель опускает нос, кренится вправо что неприятно при малой высоте.

Эскизы прикрепленных изображений

 Уменьшено до 63%

Прикрепленное изображение

Гидросамолёт - самолёт, способный взлетать с водной поверхности и садиться на неё, а также маневрировать на воде.

Глиссада (фр. glissade - скольжение):
- прямолинейная траектория движения ЛА под углом к горизонтальной плоскости.
- прямолинейная траектория, по которой должно осуществляться снижение самолёта в процессе захода на посадку.

Горизонтальное оперение - горизонтальная аэродинамическая поверхность ЛА, обеспечивающая его продольную устойчивость и продольную управляемость. В традиционном случае состоит из основной неподвижной части - стабилизатора и подвижной части - руля высоты.

Горка - фигура пилотажа, прямолинейный набор высоты. Ввод в горку осуществляется с перегрузкой, превышающей единицу. Вывод осуществляется либо без крена, либо двумя поворотами ЛА вокруг продольной оси на 180°, либо с разворотом с креном более 90°. Может выполняться с торможением, с разгоном или на постоянной скорости.

Ёмкость аккумулятора - количество электричества, забираемое аккумулятором из сети при зарядке и получаемое от аккумулятора при разрядке. Емкость аккумулятора выражается в Ah(ампер часов) и получается умножением зарядного или разрядного тока на время зарядки или разрядки.

Закрылок - профилированный, обычно отклоняющийся элемент механизации крыла, расположенный вдоль его задней кромки и предназначенный для улучшения аэродинамических характеристик ЛА. Используется при взлёте и посадке для увеличения подъёмной силы крыла, а также в полёте для улучшения манёвренных характеристик крыла.

Зализ - вспомогательный элемент конструкции ЛА с плавными обводами, устанавливаемый снаружи в местах сочленения агрегатов (обычно на стыке крыла или оперения с фюзеляжем, на стыке силовой установки с крылом) для уменьшения аэродинамического сопротивления.

Кабанчик – Некое приспособление, крепящееся на аэродинамических управляющих поверхностях, таких как руль высоты, элероны и т.п. к которому присоединяются тяги идущие от сервоприводов, управляющих этими поверхностями.

Капотирование самолёта - опрокидывание самолёта на нос или на спину через нос. Может возникнуть при резком торможении или наезде передних колёс самолёта на препятствие.

Киль(гол. kiel, англ. keel) — неподвижная часть вертикального хвостового оперения самолета. К нему крепится поворачивающийся руль направления. Киль обеспечивает самолету устойчивость пути, препятствуя его непроизвольным, случайным отклонениям от курса. Например, если от порыва ветра нос самолета отклонился влево, то самолет некоторое время по инерции будет двигаться боком в том же направлении. Сразу же на правую поверхность киля и руля направления начнет давить поток встречного воздуха, который и заставит самолет вернуться в прежнее положение. Все будет точно так же, если нос самолета отклонится вправо. Разница только в том, что встречный поток воздуха будет давить на киль с левой стороны.

Кок винта (от франц. сocon - оболочка) - деталь удобообтекаемой конической или полусферической формы, прикрывающая втулку винта турбовинтового двигателя, входную втулочную часть вентилятора двухконтурного компрессора турбореактивного двигателя для плавного разделения линий тока на входе в двигатель и уменьшения лобового сопротивления. син. кок вентилятора.

Консоль крыла - концевая часть крыла: у бипланов – часть крыла за стойками, у подкосных монопланов - за подкосами, у свободнонесущих монопланов – вся отъемная часть крыла, а если крыло цельное, неразъемное, без центроплана, то вся часть крыла от плоскости борта фюзеляжа или гондолы двигателя.

ЛА - летательный аппарат

"Летающее крыло" - "бесхвостка", у которой отсутствует фюзеляж

Лонжерон (фр. longeron, от longer — идти вдоль) — 1) основной силовой элемент конструкции, располагающийся по длине конструкции. У самолетов лонжероны совместно со стрингерами образуют продольный набор каркаса крыльев, фюзеляжа, оперения, рулей и элеронов продольный элемент набора крыла, оперения, фюзеляжа и др., предназначенный в основном для работы на изгиб и частично на кручение

Моноплан - самолет с одним крылом, расположенным над корпусом (фюзеляжем), под фюзеляжем или разделенным фюзеляжем на две половины.

 

«Морковка» - удар авиомодели об землю с некоторой высоты. Крайне вредно =)

Нервюра – элемент поперечного сечения набора крыла (оперения) служащий для придания ему формы, а также жесткости в поперечном сечении и для восприятия местных нагрузок

Низкоплан - самолет-моноплан с крылом, расположенным в нижней части фюзеляжа.

Оперение - несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости летательного аппарата.

Органы управления (рули управления) - руль высоты, руль направления, руль крена (элероны), элевоны и др.

Пикирование - фигура простого пилотажа, заключающаяся в крутом прямолинейном (или близком к прямолинейному) неустановившемся снижении самолета с углами наклона траектории больше 30° и изменяющейся скоростью при малых углах атаки крыла. Пикирование с углом наклона, равным 90°, называется отвесным. Пикирование применяется с целью быстрого разгона самолета за счет потери высоты и получения скорости, превышающей максимальную скорость горизонтального полета, а также как элемент фигурного полета и маневрирования в воздушном бою, а также при стрельбе и бомбометании по наземным целям. Ввод самолета в пикирование может производиться с горизонтального полета, с разворотом при крене самолета до 90° и с переворота. Вывод из пикирования начинается на определенной высоте, гарантирующей безопасность полета, и скорости, меньшей, чем предельная скорость пикирования. Минимальный радиус кривизны траектории вывода из пикирования, как правило, ограничивается перегрузкой, переносимой летчиком, или пределом прочности конструкции.

Планер - (франц. pla*ur - от pla*r - парить) безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для планирующего или парящего (без потери высоты) полета.

Планирование - равномерное движение самолета с остановленным двигателем по прямолинейной нисходящей траектории

Профиль крыла - форма его поперечного сечения. Профили могут быть симметричными и несимметричными. Несимметричные в свою очередь могут быть двояковыпуклыми, плосковыпуклыми, вогнутовыпуклыми и S-образными.
Основными характеристиками профиля являются: хорда профиля, относительная толщина, относительная кривизна.

Размах крыла - наибольший размер крыла, взятый перпендикулярно плоскости симметрии самолета.

Растяжки (расчалки) - стальные ленты, проволока и тросы, применяемые для придания жесткости и прочности в соединениях частей самолета. Несущая растяжка соединяет верхнее крыло биплана с фюзеляжем. Поддерживающая (обратная) растяжка соединяет нижнее крыло биплана с фюзеляжем или со стойками центроплана.

Расход рулей - диапазон полного отклонения рулей, определяемый их конструкцией.

Рама моторная (моторама) - силовая конструкция балочного, рамного или ферменного типа, служащая для установки или подвески двигателя.

Ребра жесткости - элементы конструкции в виде тонких пластинок, предназначенные для увеличения жесткости отдельных участков конструкции путем повышения сопротивления их выпучиванию.

Реверс - от лат. revertor - поворачиваю назад, возвращаюсь

Реверс рулей - явление статической аэроупругости. Возникает при недостаточной крутильной жесткости киля, стабилизатора или крыла (для элеронов). При отклонении, например элерона, возникающая на нем аэродинамическая сила вызывает закручивание крыла в сторону, противоположную отклонению, что приводит к изменению угла атаки и возникновению подъемной силы, противоположной силе на элероне. В итоге эффект от отклонения элерона (рулей) получается обратным.

Реверс элеронов: Явление,проявляемое вследствии малой жесткости крыла на кручение. При отклонении элерона на таком крыле возникает прирост (снижение) подъемной силы, приложенный позади центра жесткости крыла, вследствии чего появляется крутящий момент как бы закручивающий полукрыло в сторону, противоположную отклоненному элерону. В полете такое явление выражается в противоположной реакции самолета по крену.

Регулятор оборотов или ESC (Electronic Speed Control - электронный регулятор скорости).
Регулятор оборотов, это устройство, обеспечивающее пропорциональное и точное управление оборотами (газом) электрических двигателей автомоделей, судомоделей или авиамоделей. Регулятор оборотов бывают нескольких типов: для коллекторных электромоторов, для бесколлекторных электромоторов, cо стабилизатором питания (BEC) для запитки приемника и сервомашинок или без него.

Рули зажатые - положение рулей и элеронов самолета в обычном полете, когда они удерживаются (закрепляются) в нейтральном или отклоненном положении усилиями летчика или действием автопилота. При зажатых рулях производятся также испытания самолета на устойчивость.

Рули управления - устройства, обеспечивающие устойчивость и управляемость ЛА в полете и предназначенные для изменения по воле летчика аэродинамических сил, действующих на летательный аппарат.

Руль высоты (РВ) - элемент оперения, обеспечивает продольную управляемость.

Руль крена (элерон плавающий) - концевой руль крена (элерон), устанавливающийся по направлению потока при неотклоненной ручке рулевого управления.

Руль направления (РН) - подвижная часть вертикального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно вертикальной оси.

Рыскание - поворот самолета в горизонтальной плоскости (плоскости крыльев) вокруг вертикальной оси.

«Серва» - сервопривод, рулевая машинка. Устройство служащее для передвижения управляющих поверхностей.

Сваливание на крыло - резкое накренение самолета при потере скорости. Обычно сваливание на крыло возникает в результате несимметричного срыва потока на крыле. Самолет может быть удержан от сваливания (если рули и элероны не потеряли эффективности) путем уменьшения угла атаки крыла и устранения возникшего крена.

Стрингер - продольный элемент конструкции летательного аппарата. Служит для подкрепления обшивки и передачи силовых нагрузок.

Тангаж - (франц. tangage — килевая качка), угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол Тангаж — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации различают Тангаж с увеличением угла (кабрирование) и с уменьшением угла (пикирование); вызывается отклонением руля высоты.

Термик — восходящие потоки воздуха в атмосфере Земли, вызванные нагреванием приземного слоя воздуха под воздействием лучей Солнца или других факторов.

 

 

Триммер - вспомогательная рулевая поверхность, расположенная на задней кромке основного органа управления и предназначенная для уменьшения усилий, необходимых для его отклонения.
Примечание: применительно к управлению радиоуправляемыми моделями триммерами называются вспомогательные ручки на панели передатчика. Они позволяют, в некоторых пределах, двигать рули на модели при "нейтральном положении" ручек управления на пульте передатчика. Настройка триммерами (так же как и в "большой авиации") делает управление моделью более удобным

 

 

Триплан — разновидность самолёта, конструкция которого характеризуется наличием трёх расположенных, как правило, друг над другом крыльев (так называемый поперечный триплан).

Угол атаки - угол между вектором скорости набегающего потока и прямой, соединяющей крайние точки профиля (хордой крыла). При превышении некоторого допустимого угла нормальное обтекание крыла нарушается и наступает срыв потока.
Примечание: Не путайте с установочным углом крыла

Флаперон - отклоняющаяся поверхность, одновременно совмещающая работу элерона и закрылка. Применяется как для упраления ЛА по крену, так и для улучшения несущей способности крыла во взлетно-посадочных режимах. Но в последнам случае практически теряется возможность управления по крену. Поэтому очень часто для управления по крену совместно применяются элерон-интерцепторы.

Хвостовое оперение придает самолету устойчивость и управляемость. Горизонтально расположенные поверхности называются горизонтальным оперением и состоят из неподвижной части — стабилизатора и подвижной — руля высоты. Вертикальное оперение — это неподвижный киль и прикрепленный к нему поворачивающийся руль направления.[/b]

Центр тяжести - точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести, действующих на систему, равен нулю

Центроплан - (от центр и лат. planum — плоскость), центральная часть крыла (или оперения) самолёта, соединяющая правую и левую половины крыла (оперения). Ц. крыла может закрепляться над фюзеляжем на стойках и расчалках (например, как на биплане Ан-2), крепиться к верху фюзеляжа (монопланы Ан-10, Ан-24), проходить через среднюю (МиГ-15, Як-42) или нижнюю часть фюзеляжа (Ту-154).

Шаг винта - или геометрический шаг винта - расстояние которое пройдет винт в среде за один оборот при отсутствии проскальзывания. Реальный шаг винта меньше геометрического из-за проскальзывания...

Шасси - (Шасси летательного аппарата) - часть летательного аппарата, служащая для его передвижения по аэродрому при взлете и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления. На летательные аппараты могут устанавливаться колесные шасси, поплавки, лыжи и гусеницы. Основными элементами шасси летательного аппарата являются:
- амортизационные стойки
- колеса (пневматики), снабженные тормозами для уменьшения длины послепосадочного пробега
- система раскосов (стержней), воспринимающих реакции земли и крепящих амортизационные стойки и колеса к крылу и фюзеляжу

Шпангоут - элемент поперечного набора конструкции летательного аппарата. Шпангоут обеспечивает неизменность формы поперечного сечения и поперечную жесткость фюзеляжа, лодки, поплавка, гондолы и др. и воспринимает местные сосредоточенные нагрузки.

Штопор - движение летательного аппарат по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса

Экспонента - это способ програмирования передатчика, позволяющий сделать модел менее или более чувствителен на отклонения ручки управления. Альтернатива экспонент - это "нормальное", линейное управление. В линейном режиме при некоторое маленкое отклонение ручки управление элерон (или руль висоты, или что-то иное) отклоняется тоже немного. Если увеличим отклонение ручки в два раза, то и элерон (точнее серво элерона) тоже закрутится на двойной угол. В три раза ручка - тройной угол и так далее.
Как следствие "чуствительность" управления будет везде одинакова - и в центре движения ручки, и на краях
разхода.

При помощи экспонент мы можем увеличим или наоборот уменшим "чуствительность" управления вблизи нулевое положение ручки.

Ставя "уменшающие" экспоненты можно сделать так, что при половине отклонения ручки рулевая поверхность пройдет только четверть хода. Это позволяет более точно отрабатывать малые отклонения рулей, удерживая самолет в том или ином положении (без экспоненты пришлось бы двигать ручку очень точно и мелко, что увеличивает риск двинуть сильнее чем надо и ввести самолет в раскачку).

А можно и наоборот, поставив экспоненты "повышающие" добиться повышения чувствительности управления вблизи нуля. Так при половине отклонения ручки управления рулевая поверхность пройдет не 1/2, а примерно 3/4 хода.

Больше всего ставят экспоненты "уменшающие". Обратите внимание - у Футабы они "-", у JR и Sanwa они "+".

"Повышающие" экспоненты иногда ставят в канала управления газа, чтобы добится более плавной (линейной) регулировке тяги. Очень часто тяга маленкая и очень медленно изменяется при отклонения ручки газа от нуля до 1/2, а потом вдруг увеличивается до максимальной. Это и можно исправит при помощи "повышающей" экспонентой. уса при больших углах атаки, возникающее обычно после потери скорости полета.

Элевон - подвижная поверхность, расположенная вдоль задней кромки крыла самолета и выполняющая функции руля высоты и элерона.

Элероны - аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла у самолётов. Элероны предназначены в первую очередь для управления углом крена самолёта.

 

 

Дмитрий (Kot9ra29)  

 





Добавить комментарий

Для вопросов используйте Авиамодельный форум!
Обсуждения, желательны, там же.

Защитный код
Обновить

Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Тяни-толкай
2) Возвращение к камере Mobiys
3) Не модельный юмор
4) GPS and CC3D
5) видеокамера Mobius ActionCam (full HD/38гр/68$)
6) Мегафон - разводилово и бабкосъеминг
7) Продам р\у автомобиль Traxxas Slash 2WD масштаб 1/10
8) И решил я собрать дрон.
9) Куплю аппу Flysky fs-i6
10) Вопрос по Imax B6
1) Возвращение к камере Mobiys - Возможено необходим ремонт?
2) GPS and CC3D
3) И решил я собрать дрон.
4) Куплю аппу Flysky fs-i6 - Куплю аппаратуру управления Flysky fs-i6 желательно с тренер кабелем
5) (предложение услуги) Ремонт квадрокоптеров в Санкт-Петербурге - Ремонт и восстановление деталей вашего квадрокоптера
6) Сетап для ЛК -1200-1300 мм - Помощь в подборе ВМГ для ЛК
7) eachine ev800 как первый шлем
8) Нужны чертежи грузоподъемной модели - Нужна модель способная тащить 2кг полезного веса
9) Продам зарядник Turnigy MAX 80W + блок питания SkyRc 105 ватт
10) ЛК "Доска"