Небольшое предисловие:
После того, как у меня накопилось достаточно опыта по управлению авиамоделью на замену цессны, было решено сделать что-нибудь другое. Был небольшой выбор, что строить дальше: пилотажку, нижнеплан или лк. Взвесив все «нравится» и «не нравится», а также то, какую электронику необходимо будет докупить для нового проекта, я остановил свой выбор на модели мустанг р-51.
Так как на тот момент у меня на руках была электроника от цессны, я решил делать мустанг околометрового размаха. Пересмотрев кучу материала по данной модели, я не смог найти готового, подходящего для меня чертежа. По сути своей все чертежи(и следовательно технологии изготовления моделей, а именно меня интересовало изготовление фюзеляжа) можно разделить на несколько типов:
-
Фюзеляжи с каркасом из шпангоутов, обшитые снаружи.
Такие конструкции имеют ряд преимуществ:
- Шпангоуты позволяют четко выдержать форму фюзеляжа в любом месте.
- Такой каркас легко сдерживает крутящие и изгибающие моменты, возникающие в полете.
Но главным минусом такой конструкции для меня было то, что на создание такого каркаса уходит немало сил и времени.
-
Фюзеляжи с внешними несущими элементами.
К таким конструкциям относятся:
-Коробчатая, по которой делается всем известная цессна 150.
Такая конструкция проста в изготовлении, но я не стал её использовать из-за внешнего вида, просто хотелось чего-то большего, чем летать на угловатой модели.
-Бутербродная, как например здесь.
Такая технология позволяет сделать модель, обводами напоминающую реальный самолет. Но для такой технологии нужен чертеж каждого слоя, что не всегда можно найти.
В принципе, моим требованиям вполне удовлетворял бутербродный мустанг, как здесь, увеличенный до размаха 1000мм. Но тут мне пришла в голову идея: «а что, если сделать фюзеляж модели из пеноплекса?
После этого, собственно, мустанг был построен, облетан и благополучно разбит при полете в ветреную погоду.
И теперь пришло время сделать новую модель, по все той же технологии.
Собственно претендовать на авторство этой технологии я не собираюсь. Просто просматривая множество разноязычных форумов, я нигде её не видел(а может просто плохо смотрел).
Для второй модели я поставил такие же требования: подходить под электронику от цессны(мотор 2205 с 3s батареей). Значит размах должен быть около метра, и вес 300-450г.
Выбор прототипа модели производится очень просто методом «Нравится».
Для начала выбираем прототип модели: смотрим различные картинки самолетов, я смотрел только среди советских самолетов времен Великой Отечественной войны. И вот после долгих поисков выбрал все же ЯК-9. Чем то эта модель понравилась больше других.
Всю технологию изготовления я буду описывать по модели яка, но её легко применить для любой другой подобной модели.
Теперь, когда выбор модели сделан нужно найти принципиальную схему самолета вот такого вида. Такие схемы часто встречаются при описании самолета на различных ресурсах типа википедии и тому подобных.
Далее из этой схемы простым графическим редактором убираем лишние для нас элементы и оставляем только видсверху и с боку.
Затем используя Microsoft office Excel масштабируем «чертеж» как описал Александр (A-street) в этой статье. В итоге наш размах должен получится около 1000мм(кому как больше понравится).
И печатаем получавшееся. После склейки листов.
Вырезаем по контуры отдельно вид сверху, вид сбоку и крыло.
На виде сбоку обрезаем еще дополнительные элементы такие как воздухозаборники, руль направления с килем и фонарь. Их решил делать отдельно.
Теперь сама суть технологии:
переносим боковой вид на лист пеноклекса,
таких деталей нам понадобится две. В зависимости от толщины пеноплекса(у меня 20мм) и ширины фюзеляжа понадобится вырезать еще несколько заготовок. Вырезаем дополнительно по обводам фюзеляжа полоски расширения фюзеляжа(не знаю как правильно назвать эти элементы) по 20мм толщиной каждую(с такой толщиной будет удобно работать при первоначальной обработке)2 полоски, идущие от носа до фонаря, 2 полоски, идущие от носа до крыла, 1 полоску , которая пойдет от крыла до хвоста, и 1 от фонаря до хвоста(к ней дополнительно еще понадобится полоска срезанная на угол, для создания нужного профиля)
Примеряем все детали вместе, соединяем переднюю часть на деревянные шипы
и доводим её до нужной формы, сначала ножом срезаем контур по чертежу,
затем шлифуем все(я использую не наждачку, а шлифовальную сеточку, не знаю как правильно называется, брал в строймаге, очень удобно)
Ту же самую процедуру повторяем с задней частью, заодно подбираем треугольную вставку для верхней части.
То, что получается после этих операций, отдаленно похоже на фюзеляж но его вес кажется запредельным для пенолета такого размаха(весов нет ощущение чисто субъективное) поэтому после придания внешней формы, надо обработать внутренние поверхности.
С внутренней стороны делаем разметку, отступаем от края на 10мм в местах, где будут приклеены полоски расширения.
А все остальное стачиваем в половину толщины.
Я сначала вырезал ножом, а потом доводил до ума сеткой. Также на полосках расширения подрезаем внутреннюю сторону так, чтобы их ширина в итоге была около 10мм.
В итоге получилось 2 «скорлупки» которые имеют уже более менее приемлемый вес(опять только субъективное ощущение).
Теперь можно склеивать все детали воедино.
Кстати клеил титаном(аналогом) разбавленным спиртом(происхождения и концентрации спирта я узнать не смог, поэтому просто разбавил до жидкого состояния "на глаз" без соблюдения пропорций).
Пока фюзеляж склеивается пора приступить к изготовлению крыла. Я решил не заморачиваться с наборным крылом, а сделал с одним лонжероном (как на цессне). По форме крыла вырезал нижнюю часть крыла и элероны. Надо заметить, что элероны, если делать их такого размера, как они есть очень маленькие, и их может не хватить. Я просто удлинил элерон на 50мм к центру, таких элеронов вполне хватает для резких виражей и обдуваться от винта они будут лучше, что лучшим образом скажется на пилотировании на малой скорости.
Лонжероны я сделал из того же пеноплекса, просто вырезал полоски толщиной в 10мм высотой у основания 15мм и у края 10мм(эти размеры можно взять при масштабировании принципиальной схемы, просто меряем толщину крыла на виде спереди и отнимаем от неё двойную толщину потолочки).
Лонжерон укрепил полоской, отрезанной от деревянной линейки, толщиной 7мм(вот тут моя небольшая ошибка, надо было сделать общий vобразный лонжерон). Ну а дальше все просто, склеиваем нижние части полоской потолочки. Потом я зашил верхнюю часть крыла. После склейки крыла я его приклеил к фюзеляжу. Когда просох клей, я обрезал нижнюю часть фюзеляжа и в итоге у меня получилось съемное крыло.
Кабанчики я сделал из стальной проволоки и пустил их внутри крыла.
Элероны крепил на скотч. Серву укрепил в середине, и протянул тяги до кабанчиков.
После я сделал зализы на крыле, и приклеил сверху полоски потолочки(если бы лонжерон был цельным, то этого бы не пришлось делать, а без этого крыло легко изгибалось от прямого до v образного).
Хвостовое оперение я сделал из двойной потолочки.
Пришло время вставлять электронику в модель. Для крепления хвостовых серв в фюзеляже я вставил две полоски от деревянной линейки и сверху приклеил кусок потолочки.
Сделал мотораму. Кусок этого пластика, к которому я креплю мотор, пережил уже 4 модели.
Тяги на хвост сделал из той же стальной проволоки, что и кабанчики крыла (спицы от зонтика).
Долго думал как реализовать крепление крыла к фюзеляжу и в итоге сделал так: взял 4 пластиковых дюбеля , и 2 куска стальной проволоки
идея в том, что в фюзеляже спереди будут вклеены намертво 2 дюбеля, в которые будет входить проволока. Куски проволоки вклеил в два других дюбеля, которые впоследствии вклеил в крыло, изолентой подогнал диаметр проволоки до плотной посадки в дюбель. в итоге получилось вот так:
На этой стадии постройки я сделал облет модели. ; (когда заливал видео видеоредактора под рукой не было, поэтому советую перед просмотром выключить звук на видео)
Летает достаточно резво, тяги мотора вполне хватает.
После облета осталось сделать декоративные детали.
Из потолочки сделал воздухозаборники(под крыло и под нос модели)
После приклеивания носовоговоздухозаборника я обрезал его, и таким образом получилась крышка аккумуляторного отсека.
Из-за нехватки времени решил делать фонарь из пеноплекса, а не бутылочный, как изначально хотел.
Фонарь и носовой воздухозаборник прикрепил на магниты.
Вот в принципе и все. Модель почти готова,
остается только окончательно все прошкурить, и покрасить. К сожалению времени в последние дни катастрофически не хватает, поэтому покраска, и другие работы по модели остановлены.
Но вроде технологию изготовления фюзеляжа я описал понятно. Такая технология предоставляет большое поле для творчества. Можно делать различные модели, по поводу крыла: я делал самое простое, на мой взгляд, можно делать любым другим способом (наборное к примеру). Сервы можно ставить не одну в центре а по одной на элерон(опять же как на цесне).
В общем как уже говорилось на форуме: авиамоделизм относится к экспериментальной авиации, значит можно экспериментировать. И не придерживаться определенных концепций в выборе материала, и способе его обработки, ведь в результате таких проб и может выйти новая технология, или подход к моделизму в целом.(это как бы маленькое отступление по поводу использования пеноплекса)
C уважением Николай (Nickola)
|