Мне недавноисполнилось 17 лет. Живу в сельскойместностиКарагандинскойобласти в Казахстане. Авиамодельногокружка у нас в селе нет, поэтому у менянебыловозможностизаниматьсямоделизмом. Видяпотелевизоруавиамоделистов, я имоченьзавидовал. Затем к нам в селопровеливысокоскоростнойИнтернет, послечего я началискатьинформацию в сети, качалкниги, пособия, чертежи с разныхсайтов. Нуинформациючерпалтолькосовсемирнойпаутины. Кстати, делатьавиамоделипо «чужим» чертежамнелюбил и нелюблю. Всегда вносил свои изменения в чертеж. Огромное спасибо вашему сайту, здесь я взял для себя очень многое. Занимаюсь авиамоделизмом с 8 класса. А если быть точнее то планеризмом. Закончил 10-й. Первой моей авиамоделью была схематичка, если не брать в счет бумажные модели. И этот первый, хоть и не совсем грациозный, полет схематички вовлек меня в удивительный мир авиамоделизма. Решил участвовать на конкурсе, сконструировав при этом свою первую авиамодель из потолочки. До этого я использовал другие материалы, как дерево (сосна, бальза и т.д.), пару раз использовал пенопласт строительный, пластик и др.
Переидем к авиамодели. Авиамодель выполнена из потолочной плитки, частично использован строительный пенопласт, обтянута цветным скотчем.
Изготовление авиамодели началось. Подобрал оптимальный профиль крыла, распечатал на принтере и затем вырезал из ДВП. Строил чертеж в программе RCCad.
Поехал в город для покупки материалов. Дорога было долгая и очень долгая. Приехав в город, пошел в строительный магазин купил потолочку потолще, т.к. работаю с ней впервые и особо ее прочности не доверяю, купил какой-то клей полиуретановый, недалеко находился магазин канцтоваров, там купил много цветного и прозрачного скотча для обтяжки, купил канцелярские ножи и поехал домой. Дорога обратно была как-то веселее, поэтомуне заметил как приехали домой.
Распечатывать чертеж не стал, т.к. многие детали прямоугольной формы, поэтому чертил сразу на потолочке. Изготовление планера начал с крыла.
Крыло состоит из пяти частей (центроплан, две консоли и два ушка) каждая часть состоит из трех деталей. Вырезал все детали. Подготовил их для склейки. Приготовил деревянные (сосновые) лонжероны для центроплана и двух консолей (на консолях лонжероны длиннее примерно в 1,4 раза самих консолей), на ушки решил их вырезать из потолочки. Начал склейку на следующий день.
Пока схватывался клей вырезал хвостовое оперение. Укрепил их пластиковыми стержнями. Стержни установил скотчем, т.к. другого способа не нашел.
На фото внизу вы видите готовые части крыла, ушки я там уже приклеил к консолям и усилил скотчем ( чтобы на испытательных полетах при неудачной посадке не вырвало мясо. А консоли в центроплану клеить не стал ( на фото они кажутся будто приклеенные), чтобы в дальнейшем было удобно устанавливать крыло.
Если в центроплане лонжерон находится только внутри (не выпирает), то на консолях они длиннее самих консолей примерно в 1,4 раза. Это приспособа специально для усиления крыла и сохранения поперечного V. Эти лонжероны на консолях пройдя сквозь вырез в центроплане заходят в фюзеляж и фиксируются там. Таким образом крыло не будет играть и при неудачных посадках на крыло оно не будет ломаться а только амортизировать. они были хорошо видны только на следующем фото:
Перешел к изготовлению фюзеляжа. Вначале фюзеляж у меня был почти целиком из потолочной плитки. Нос выполнен из строительного пенопласта толщиной 5 см в два слоя в форме драконьей головы. Сама ферма усилена внутри деревянным стрингером, шпангоуты выполнены из потолочки. Пенопластовый нос поставил для поглощения ударов при морковках. Место крепления крыла усилил деревянными стрингерами.
Все детали скрепил к ферме.
Первый испытательный полет. Сразу было заметно – задняя центровка и падал как камень сначала хвостом задевал землю, а потом брюхом плюхался на землю. Кажется, фюз тяжеловат. Несмотря на крепление пришлось слегка переместить крыло назад, т.к нос утяжелять уж было некуда, потому что фюзеляж уже сам по себе был тяжеловат. Снова испытательный полет. Планер летал также как и камень брошенный с рук. Было понятно, крылья не вытягивают тяжесть. Хорошо, что я поставил пенопластовый нос. Он поглотил все удары на морковках. Фюз остался цел. Пострадало лишь левое ушко крыла, и то немного.
Пришлось пересматривать фюзеляж. Жалко, что нет фоток, переделывая фюзеляж я напрочь забыл о фотокамере. Поэтому я все расскажу.
Оставил место крепления крыла, хвост отрезал в сантиметрах 2-3 от крепежки крыла не перпендикулярно, а под некоторым небольшим углом к нормали, напраленным примерно от конца крыла к носу, и вставил вместо него хвост из строительного пенопласта. Теперь хвост для более красивого вида скруглил. Крепежку крыла пришлось все-таки убрать, она прибавляла немалый вес. Нос оставил тот же. Крыло стал делать несъемным, у меня и так места на потолке гаража хватает (гараж у меня как мини ангар).
Собрал уже обновленную модель. Планер стал намного легче. И не просто легче, а настолько что его с легкостью поднимал мой трехгодовалый братишка. Модель стала напоминать мне фирменные планера. И снова испытательный полет.
Запуск с рук. Полет был нормальный. Ни сваливании, ни пике, ровный и плавный полет , затем посадка. Затем запустил с леера небольшой длины. Запуск прошел на ура. Он устойчиво парил как в безветренную, так и при легком ветерке. Садился плавно, приближаясь к земле немного задерживался, пролетя горизонтально, и затем плавно продолжал опускаться до земли.
Почистил планер от налипшей пыльцы и грязи, начал обтяжку. Для обтяжки пришлось снимать крыло и оперение. Обтягивать начал с крыла. Затем обтянул стабилизатор и киль, и только потом фюзеляж. После обтяжки сразу установил оперение и центроплан, а затем к нему соединил консоли с их ушками. И вот тут-то я вспомнил о фотокамере.
После сборки планера распечатал глаза и улыбочку. Прилепил их к носу модели. Глаза и улыбка позаимствованы от дирижабля Киров с игры RedAlert 2 и 3.
Поставил на ночь на капот машины. Проснувшись утром, заметил, что планер понравился моему коту, он спал лежа на крыле. к счастью с планером и котом ничего не случилось. После обеда с братишками пошли запускать мое творение.
Приближение к посадке после запуска с леера:
Случайно запустил в фотографа
Вот так я сконструировал свою первую потолочную авиамодель, ну а такой прочности от пару слоев потолочки обтянутой скотчем не ожидал. При желании получить чертежи моего планера, который я не назвал, пишите мне на мэйл
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, но есть и другие с логином Mendikjan: @Gmail.com, @hotmail.com. но я чаще сижу на маил.ру, пишите я вам отошлю архивом. Конечно остался остаток от потолочки. Из него я сделал для самого младшего трехгодовалого братика маленький планер. Но это уже другая история!!! Спасибо, что прочитали мою статью!!!
Здравствуйте,Гости и Завсегдатаи сайта «rc-aviation.ru». Сегодня я хочу рассказать вам о том, как строить интересную модель F-22 с толкающим винтом.
Чертежи этой модели я нашел совершенно случайно. На ДР мне друг подарил один интересный бесколлекторный мотор - «Littlescreamers Park Jet Special motor». Интересный он был потому, что у него вместо обычного крепления на мотораму было крепление на брусочек. Начал искать нанего информацию, и на одном из буржуйских сайтов наткнулся на чертеж этой птички с толкающим винтом.
Плюс к тому, давно хотел попробовать на ощупь этот самый депрон, или как его еще называют - Ebisol.
Листы этого самого Ebisol’aмне пришлось заказывать у торгашей-строителей, которые, типа со скидкой, привезли мне его по 200 рублей за листочек размерами 1250x800х6мм. К моему удивлению, он был белый, хотя в сети я в основном видел серого цвета и размерами 1000х500. В общем, не знаю, Ebisol это или не Ebisol, но, по внешнему виду и жесткости, на постройку самолета мне его вполне должно хватить.
Описание модели
Кроме того, что это пенолет с толкающим винтом, она заинтересовала меня еще двумя конструкторскими идеями. Первая состоит в том, что рули высотыпосажены не на петли, как обычно, а на карбоновую трубку, которая «пронизывает» весь фюзеляж модели поперек. К ней же крепится на эпоксидку качалка серводвигателя. Второй идеей является то, что моторама может изменять свое направление по вертикали, т.е. получается как бы управляемый «вектор тяги», который можно «замиксовать» с рулем высоты. Этим вектором управляет отдельная сервомашинка. Мне же пришлось поступить по другому, но подробнее позже. Теперь немного о характеристиках:
Площадь крыла:16 дм. кв.
Размах: 66 см.
Длина: 93 см.
Вес:450-520 г
Пропеллер: 7х4(для высшего пилотажа), 6х5.5(для скорости)
Мощность двигателя: 200 ватт
Электроника модели
Так как двигатель у меня уже был, то приведу несколько примеров двигателей, которые подойдут для данной модели.
Лично я отдал бы предпочтение второму двигателю… Скорее всего потому, что он при той же тяге потребляем меньше тока. Поэтому летать на таком движке можно подольше)))
Регулятор у меня стоит на 30 ампер. Хотя в описании к некоторым из вышеприведенных двигателей указано, что нужно использовать регулятор на 40 ампер. Им виднее :)Вот несколько примеров на ХК
ВНИМАНИЕ!!! регуляторы бывают и программируемые, т.е. для их программирования нужно дополнительно покупать программатор. Обращайте на это внимание при оформлении заказа.
Аккумулятор. АКБ я использую на 11.1 вольт(3 банки) емкостью 1000мАч, хотя предположительно можно использовать и емкость до 1300мАч – думаю, что нагрузка на крыло и тяга двигателя это позволят. Вот пара примеров:
Сервомашинки у меня тоже были.Думаю, что можно использовать и «народные»- HXT-900(HobbyKing). Они вроде должны справитьсяся со своей задачей.
Примечание: перед тем, как описывать сборку данной авиамодели, хочу заметить, что эта модель не предназначена для постройки начинающим пилотам и тем, кто до этого не собирал пенолеты – сборка требует некоторых навыков. В качестве первой модели вполне подойдет тренер Cessna 150. Для опытных людей сборка данной авиамодели не составит никакого труда.
Сборка модели.
Для склейки деталей я использовал клей, приготовленный из монтажной пены, клей для потолочной плитки «Титан» и эпоксидную смолу 5тиминутку . Обо всех клеях можно почитать в статье «Клеи в моделизме».
Кстати, вместо депрона можно использовать обычную потолочную плитку, склеенную в два слоя. Но скорее всего эти два слоя вместе будут тяжелее и чуть толще 6мм, хотя это не сильно меняет картину – немного расширить стыки и все. Также на стройрынках видел листы типа потолочной плитки, но размерами она 100х50 и толщиной или 2.5, или 3мм. Она какого-то бледно-салатового цвета. Название, к сожалению до дома не донес, забыл по дороге, а записать не додумался))
Итак, перейдем к самой постройке.
Сперва предстоит скачать чертежи вот по этой ссылке(depositfiles) и распечатать их. Не забывайте следить за масштабом – принтер не должен масштабировать чертежи!!!Затем склеиваем чертежи скотчем по рамке и вырезаем детали по линейке модельным ножом или другим ОЧЕНЬ острым. Лучше деталь прорезать в несколько заходов, чтобы не было задиров по краям детали.
Сборку начнем с передней части фюзеляжа. Для удобства в скобках я буду указывать название детали, которым она обозначена на чертежах.
Вырезаемдведетали (Forward fuselage sidelower half). Далее нам нужно слезать фаски по краям детали. Для того, чтобы точно рассчитать угол,на чертеже нанесены зеленые полосы, которые и являются линиями, по которым нужно резать. Размечаем их на детали и режем. Для прямых резов вы можете использовать металлическую линейку, но для кривых вам придется все это делать «от руки». Поэтому рекомендую потренироваться на обрезках, чтобы набить руку и не портить детали.
Будьте внимательнее: Обе детали должны быть зеркальными – они будут соединяться вместе и образуют фюзеляж.
Следующим этап – изгиб деталей передней части фюзеляжа. Это очень ответственный этап и он у меня получился только с 4 раза. Полученные ранее детали должны иметь S-изгиб с небольшой круткой у основания для того, чтобы их соединить вместе. Для того, чтобы изогнуть детали, нужно для начала прогреть заготовку термофеном и постепенно придавать ей форму. Не бойтесь, у вас все получится. Нужно только немного постараться. Все линии должны быть плавными. Для наглядности выкладываю несколько фотографий с разного ракурса. Сперва просмотрите их и потом в голове прикиньте небольшой план, что и куда гнуть. Помните также, что детали должны получиться зеркальными.
Далее нам нужно вклеить перегородки (F1,F2,F3). Разрезаем эти детали по пунктирной линии и склеиваем нижние части строго перпендикулярно к передней части фюзеляжа. После того, как клей высохнет, нам нужно будет концы основания соединить между собой. Для этого прогреваем зону, которая обозначена на чертеже, как «Heat and twist this section…» и крутим и гнем обе детали. Затем склеиваем их между собой. Для фиксации можно объединить их между собой скотчем. На рисунке показано то, что должно получится на данном этапе сборки.
Пока у нас сохнет часть фюзеляжа, мы переходим к сборке крыла. Вырезаем загототовку крыла (Wing) и отрезаем у нее флапероны. Вклеиваем карбоновую трубку для усиления крыла, которую сверху ее заклеил полоской скотча. Так как заготовка полностью не убралась, то пришлось составлять из двух частей. На фото может видно, что разрез делался не ровно по середине, а сделан небольшой шип, чтобы нагрузка более равномерно распределялась по материалу. После того, как клей высохнет, закругляем передние кромки крыла. Также для прочности можно проклеить их полоской малярного скотча (он также для покраски автомобилей используется), чтобы крыло было более ударопрочное.
Следующим этапом у нас идет сборка нижней части коробки фюзеляжа. Вырезаем две детали центральной части фюзеляжа(Fuselage centerline support) и вклеиваем в крыло. Пока клей сохнет, вырезаем боковые части(Aft fuselage side) и срезаем кромки. Их нужно 2 штуки. Для удобства установки под необходимым углом вырезаем детали «Temporarybulkheadtohelppositionfuselagesidesonwingduringassembly» в количестве 4 штук. На фото эти детали установлены. У основания стыка детали скрепляем иголками, чтобы они не сдвигались относительно друг друга.
Приклеиваем переднюю часть фюзеляжа к крылу. Обратите внимание на стыки между деталями. Также проверьте прямолинейность фюзеляжа.Для создания копийности модели нос будет смотреть немного вниз, если смотреть на модель сбоку.
Закончим сборку носа. Приклеиваем обратно верхние части деталей F1,F2,F3, если еще их не потеряли и не использовали вместо обрезков))) Вырезаем и подгоняем верхние части фюзеляжа (Forward fuselage side upperhalf) так, чтобы не было зазоров между деталями. Как только все подогнано, промазываем детали клеем и закрепляем их полосками скотча.
Вклеиваем детали F4 и F5 на свои места. Правда на чертежах F5 я не нашел, хотя долго искал… Поэтому F5 прикинул «на глаз». В верхней части боковинок для увеличения площади приклеивания вырезаем и приклеиваем cвнутренней стороны детали Turtledeck support. На них наклеиваем 2 склеенные между собой детали Turtledeck top. После высыхания клея с помощью ножа и шкурки скругляем «крышу». На нос наклеиваем крышку (Forward fuselage top). Вот так выглядит модель на данном этапе сборки.
На следующем этапе вырезаем заготовки Nosecone, которая станет носом, и Canopy, которая станет капотом. Вырезать нужно столько деталей, чтобы их общая толщина стала немного больше ширины фюзеляжа. Потребовалось 10 заготовок на капот и 8 на нос. Для удобства придания формы носу на чертеже есть шаблон Nose cone top, который накладывается сверху и обводится.
После кропотливой работы ножом и шкурками получается примерно вот так.
Следующим этапом является сборка моторамы с изменяющимся углом наклона двигателя. Так как у меня 6ти канальная аппаратура, то мне пришлось пойти на небольшую хитрость – на канал руля высоты ставить Y-разветвитель и ставить машинку с той стороны, чтобы не потребовалось реверсировать одну из машинок. Но это уже настройка, а пока посмотрим, как изготавливается сама моторама. Подробнее о Y-разветвителе можно почитать в статье «Подключение двух сервомашинок в 1 канал или Y кабель»
Моторама изготавливается из твердых пород древесины и 3мм фанеры. Изфанерыделаютсябоковые «щечки» (Side plates for thrust vectoring motor mount). Остальныечастияделализосины (Main motor mount stick, Movable portion of motor mount stick). По разметкам на чертеже склеиваем деталь, на которой крепится двигатель (Movableportionofmotormountstick) и детали из фанеры.
После того, как клей высохнет (лучше всего подойдет эпоксидная смола), просверливаем отверстия и скрепляем детали винтом с гайкой. Их найти можно в строймагазинах. Кстати, для того, чтобы трение было меньше, можно фиксированную часть моторамы обклеить полоской скотча или натереть парафиновой свечкой.
Вот моторама в сборе и с установленными двигателем и тягой.
Думаю, что не составит никакого труда пристроить любой двигатель на эту птичку – нужно всего лишь приклеить квадратную заготовку из фанеры, которая будет служить моторамой.
Кстати, есть одно очень важное замечание для переделки моторамы! Как видно по фото – ось вращения моторамы должна пересекаться с осью поворота моторамы. Это нужно для того, чтобы не было нагрузки на сервомашинку при полете. Если же они будут скрещиваться, то при полете, создается небольшое плечо, которое передается на серводвигатель, который в свою очередь будет пытаться удержать мотораму в одном положении. Из-за этой нагрузки сервомашинка быстро выйдет из строя.
На следующем этапе вклеиваем мотораму в корпус модели и начинаем сборку руля высоты. Так как у нас обе рулевые поверхности находятся на карбоновой трубке, то нужно было придумать своеобразные подшипники скольжения… В качестве такого подшипника я использовал одно колено от телескопической антенны, которую позаимствовал от старого магнитофона… отрезав два небольшихотрезка антенны вклеил их на пятиминутную эпоксидку с последующей притяжкой скотчем, чтобы во время высыхания не нарушить соосность. Вместо антенны можно использовать корпус от шариковой ручки. Жалко, что про нее я только сейчас вспомнил, когда посмотрел на свой рабочий стол)))
На следующем этапе наклеиваем сами рулевые поверхности(Stabilator). Перед этим нужно одеть два колечка (использовалось 2 небольших отрезка трубки подходящего диаметра). Это нужно для того, чтобы наши рули не скользили по алюминиевой трубке…Также подгоняем качалку для нашего руля высоты. Использовалась качалка от сервы, которая растачивается изнутри до тех пор, пока не налезет на карбон.
После того, как прорезаны канавки под карбоновую трубку в рулях высоты, промазываем их клеем и выравниваем рулевые поверхности между собой, положив модель на ровную поверхность, как на фото ниже.
Как видно на фото выше, уже вклеен усилители крыла для вертикального оперения (Verticaltailbrace). Отверстие в нем лучше делать в последнюю очередь, т.к. есть вероятность неполного совпадения отверстий.
После того, как клей высохнет, устанавливаем рулевые машинки для руля высоты и вектора тяги. Для вектора тяги рекомендую использовать сервы с металлическим редуктором, потому что во время посадки на мотораму пластиковый редуктор может просто свернуть. Я поставил имеющуюся у меня Hitec HS-85MG. Как видно на фото ниже, тяга имеет Z-изгиб. Чтобы тягу не выгибало, приклеил пару отрезков от термоусадки. На заключающем этапе настраиваем длину тяги.
Далее делаем усиление-зализы «стабилятора». Вырезаем заготовки (Tailbooms) из потолочной плитки, по 8 на каждую сторону и склеиваем их вместе.Получившиеся заготовки наклеиваем на фюзеляж(верхнее фото) и с помощью ножа и шкурки стачиваем их до необходимого результата(нижнее фото). Проверьте, не касаются ли лопасти винта частей модели.
На следующем этапе устанавливаем флапероны. Никаких примудростей тут нет: отрезаем флапероны от крыла, подрезаем их под 45 градусов и навешиваем на петли. Я просто взял покупные петли и приклеил их на термопистолет – просто и надежно. О других способах можно почитать в статье «Самодельные петли для авиамодели - 8 типов на выбор». Кабанчики вырезаются из фанеры по чертежам. Также о том, как сделать кабанчики, можно почитать в статье «Самодельные кабанчики для авиамодели».
После того, как закончили с флаперонами, переходим к вертикальному оперению (Verticaltail).Пользуясь деталью (Jigforsettingverticaltaildihedral) прорезаем отмеченные на чертеже места под нужным углом. Перед тем, как вклеить оперение, шкуркой закругляем переднюю кромкуи отрезаем рулевые поверхности. Вклеиваем «Verticaltail», приложив вспомогательные детали к крылу для соблюдения угла. На фото также показана рулевая машинка, которая будет всем этим управлять.
Для руления пришлось использовать гибкие тяги, изготовленные из гитарной струны, вставленной в шланг от капельницы, растянутый над плитой для уменьшения диаметра. Для того, чтобы шланг лучше держался, около сервы делаем небольшие горки из пены, поддерживающие трубочки. По всей длине гибкой тяги прихватываем ее в нескольких местах капелькой термоклея.
Качалка у сервы сделана из крестовины, у которой два соседний ответвления отрезаны. Получается угловая качалка, чтобы рулевые поверхности отклонялись на одинаковое расстояние.Струна крепится к качалке сервы с помощью электрических зажимов, которыми соединяют провода, распиленных пополам.
Лапки, которые держат кабанчики, покупные. В них хорошо защелкивается кусочек проволоки от канцелярской скрепки, который спаивал со струной.
Кстати, вообще вертикальные рули можно и не ставить. Они в данном случае позволяют только проворнее крутить бочки и микшируются в флаперонами.
Начнем обшивку верхней части фюзеляжа.Подготавливаем «позвоночник» (Fuselagetopspine) и «ребра» (T1-T5) нашей птички и приклеиваем согласно местам, размеченным на чертеже. На месте, где установлена серва, в «позвоночнике» делаем вырез, а для того, чтобы обшивка не проседала, делаем перегородку из кусочка линейки(на фото не показана).
Вот мы и подошли к самой сложной части постройки этой модели – обшивка верхней части фюзеляжа. Для этого используется 3мм подложка под ламинат. Вырезаем «шкуру» (Aftfuselagetoppiece) и делаем все фаски в соответствии с чертежом. Чтобы заготовка не лопнула при изгибании, почти всю заготовку с внутренней стороны обклеиваем скотчем. Затем строительным феном начинаем прогревать заготовку, которую прикладываем к цилиндрическому предмету (я использовал несколько полен). Можно также примерять нашу «шкурку» на модель, чтобы понять, где еще нужно подогнуть.
После того, как заготовка подогнана, убираем с внутренней стороны скотч и начинаем обшивку. Промазываем места стыка клеем, прикладываем «шкуру» и закрепляем на время высыхания иголками и скотчем. Если у вас где-то появятся щели, то их потом зашпаклюем. Эта модель шпаклевалась двухкомпонентной автомобильной шпаклевкой.
Ну вот, клей высох, пора переходить к нижней части. Для начала устанавливаем приемник и регулятор хода. Обратите снимание на то, чтобы регулятор хорошо обдувался при полете, потому что на модели используется 5 серв, поэтому токи нужны немалые. Не забываем также подрегулировать длину тяг, потому что потом к ним будет очень трудно подобраться.
Вот тот самый «управляемый вектор тяги» в действии.
Начнем оформление воздухозаборников. Вырезаем из потолочки по две детали «Inletdiverter» и «Inboardinletside» и склеиваем ихпопарно. Будьте внимательны – детали должны быть зеркальные.
Полученные заготовки вклеиваем в модель самолета. На фото также видно Т-разъем, протянутый к аккумуляторному отсеку.
Теперь зашиваем «днище» модели. Для этого вырезаем заготовку дна (Aftfuselagebottom). Выравниваем площадку с помощью шпателя или бруска, на который прикреплена шкурка.
После того, как площадка подготовлена, приклеиваем «днище» и на время высыхания закрепляем скотчем.
Остается только приклеить днище носа (Forwardfuselagebottom). Технология такая же, как и для других частей: вырезаем, намазываем клеем, клеим, сушим… В общем скукотища)))
Ну вот мы и закончили со сборкой модели, но весь вид портят острые углы и стыки… Поэтому, чтобы довести нашей птичке более приятный вид (ведь красивая модель и летает красиво), начинаем доводку кривых линий модели. Делается это с помощью шкурки, шпатлевки и модельного ножа…
Для начала на днище прорезаем канавки воздухозаборника и скругляем шкуркой днище носа. Далее наносим грим – шпаклюем и шкурим для придания более аппетитных форм воздухозаборнику и остальным частям нашей модели во всех смыслах этого слова "модель"))
Ну а теперьи самый волнующий и долгожданный момент – облет… Каждый моделист поймет мое состояние в этот момент… Ведь так долго собирал свое детище, знаешь каждый изгиб, каждый сантиметр… И вот он, птенец, готов к вылету… держишь в одной руке модель, в другой пульт… Проверяешь в последний раз, все ли работает так, как надо… коленки дрожат, дыхание замирает… двигаем стик газа на полные обороты… толчок и… модель устремляется в небо!!! Провожаем модель взглядом и вспоминаем, что нужно дышать))) Делаем выдох и осторожненько начинаем управлять нашей моделью… И такой адреналин бьет в голову, такое удовлетворение от того, что все бессонные ночи не прошли даром)))
Теперь несколько наблюдений по поводу поведения модели. Как я и думал, управляемые вертикальные рули нужны для болеерезких бочек, как и управляемый «вектор тяги» для более резких петель. То есть от этих двух наворотов можно вовсе отказаться. При небольшом крене модели модель имеет свойство самостабилизироваться. Из-за того, что незнал, где у модели ЦТ, по поведению стало понятно, что оно получилось немного задним, но легко компенсировал небольшим кусочком свинца, помещенного в нос модели. В общем, впечатление от модели только положительные))) но есть одно НО… при запуске модель чуть не выскочила из рук, так как днище очень гладкое. Взглянув на чертежи, обратил на прямоугольную заготовку (Optionallaunchgripfairings). Оказалось, что она как раз предназначалась для того, чтобы сделать «шишки» для запуска. Недолго думая, из обрезков было вырезано 2 заготовки и приклеены на свои предполагаемые места. Затем закруглены наждачкой, чтобы не бросались в глаза.
Ну вот, после некоторых доработок модель приобрела законченный вид.
Остается только покрасить модель акриловыми красками и наклеить красивые наклейки)))
Так как управлять моделью и снимать одновременно я не могу, то к сожалению видео приложить не получается.
Представляю Вашему вниманию небольшой обзор изготовления пилотажной модели самолёта Extra300S по бальзовым чертежам, выполненной в большей части из потолочной плитки.
Технические характеристики (первоначальная комплектация):
Сегодня я прибыл в страну, о котороймногослышал. Нашиговорят, что тут живутзамечатльныелюди, которыемогутизподручныхсредствсделатьтакое, чемумы все можемобзавидоваться. Врут, наверное...
Лежунатаможне уже неодиндень. Так жеслышал, что тут нуоченьмедленнаятаможня. В этомпохоженеобманули.
5 днейспустя.
Наконецтодвигаюсьдальше. Вообще, довольностраннаяситуация — изЯпониименявезуткудато под Владивосток. Казалосьбы, что самаякороткаядорога — прямая. Но (опятьже, послухамотболееопытныхколлег) в этойстране это однаизнациональныхзабав - нагородитьпрепядствий, а потомумело (или неочень) ихпреодолевать. В общем, двигаемсяизМосквывоВладивосток.
Еще 5 днейспустя.
Завтрадолженприбытьнаместо. Волнуюсь — как оно там будет? Какойчеловек мне попадется — криворукий или с золотымируками; опытныйпилот или новичок с завышеннойсамооценкой, а моя карьера будет короткой? Какая у него вторая половина — не попилит ли в гневе провода и не сломает ли хвост? В общем, волнуюсь...
+1 день.
Ну что могу рассказать — приняли меня достойно, я уже не первый самолет в Его коллекции, но меня тут ждали! Долго восхищался качеством моей пленки, отсутствием пузырей (ну так!), ажурностью и продуманностью конструкций, а так же, наличием и качеством фурнитуры.
А еще для меня заказана родная Гиперионовская мотоустановка Z3019-14, такой же родной регулятор TITAN 50A, целая пачка пропеллеров диаметром от 11 до 14 (для экспериментов), сервы Hextronix DMG16. Сервам не скажу, что рад, но и восторга не испытываю. Ах, да! Совсем забыл про батареи — так как мотор у меняна 900об\в, то и летать я буду на 4х баночной батарейке.
Сентябрь 2009г.
Все еще лежу в коробке :( С одной стороны хорошо, что нет спешки, а с другой, обидно, что в этом сезоне уже не полетаю. Про меняне забывают — переодически достают, собирают «на сухую», любуются, разбирают и укладывают обратно. Я не против, я все успею наверстать...
1 ноября 2009г.
С самого утра чувствовал, что сегодня что тобудет. Предчувствие меняне обмануло: сегодня удачно сложились звезды и в наличии оказались все необходимые запчасти и свободное время - началась моя сборка.
Собственно, особых трудностей со мной быть не должно, ведь я очень высокого качества, а потому, все стандартно: петли на СА, предварительно сделав отверстие, что бы клей растекся; крепежные отверстия на капоте размечаются через малярный скотч;
стабилизатор, текстолитовые кабанчики из комплекта и хвостовая стойка вклеиваются на смолу, благо, что все отверстия размечены; прорезанно отверстие внизу фюзеляжа для отвода воздуха.
И вот, в ночь с первого на второе ноября я готов! Нанесены наклейки, вставлена батарея и устроена фотосессия, а так же, покатушки по коридору. Остается дождаться первого вылета.
25 декабря 2009г.
В очередной раз был извлечен для фотосессии. Пытался сочетаться в ансамбле с ЕЁ желто-черным платьем. Вроде получилось.
Жизнь идет своим ходом — все меняется, лишь только я еще не летал... Чую, что раньше весны это и не случится. Может оно и к лучшем, так как не любою холод.
11 апреля 2010г.
Сегодня с самого утра ощутил не бывалый подъем, усилия в машинках явно зашкалили заявленные. Причиной всему — отличная погода за окном. А это шанс, что сегодня я наконец то поднимусь в небо!
Вечером меня загрузили в машину, в специально для меня разложенный салон и повезли за 50 км на заброшенную ВПП.
Приехали, разложились. Устал ждать, пока закончаться всевозможные проверки: на дальность аппаратуры, на правильность настроек аппаратуры, на правильность подключения машинок и реверсов. Но все когда нибудь заканчивается, и вот я уже на старте.
Эх! Сейчас полечу! Газ, небольшой разбег, и я уже в небе. Он хочет поднять меня выше, а я сейчас вот так взбрыкну резким креном! Пусть по глобалит на предмет помех или неисправности приемника!
Сложно описать полет — это надо испытать! Я не вялый тренер и не копия (хотя мотивы настоящего во мне есть) — я серьезный спортивный снаряд, мой полет отточен, как скальпель хирурга, я многое могу. Жаль, что Он пока может немного. Зато я могу ему показать проход «на ноже» во время захода на посадку! Пусть еще по размышляет на тему приемника — уж больно он мне не симпатичен, китайский коротыш с громким названием Корона. Эта Корона не для меня — мелковата :) Но Он ничего — справился, а я покатился по бетону. Вот и выполнен мой первый вылет! Я полетел!
Сегодня я понял, что задержусь тут надолго. Во время вылета случилась неожиданность: пилот с пересекающейся частотой на передатчике аварийно сел неподалеку не выключив передатчик, а Мой решил, что раз небо свободно, то и частота тоже. Ах, как мы все заблуждались! Только взлетел, как меня стало рвать на части — мозг мой взорвался разными противоречивыми командами! Я метался как пьяный, а мой полет был похож на припадок. В какой то момент мне показалось, что все, я спел «мир вашему дому» и сейчас эта полоса превартится в грядку с морковкой. Но в последний момент мозг мой прояснился, команды пошли точные и четкие, и, как результат, мягкая посадка. В метре от бетонной ливневки с водой.
Дальнейший полетный день прошел без произшествий. По приезду меня всего натерли так, что горел. Видать Он сильно испугался за меня.
03 мая 2010г.
Сегодня летали со старшим братом — таким же Як-55СП, от того же папы Гипериона, но более раннего выпуска. Вроде бы похожи: и размах, и окраска, да и внешне сложно отличить, но все жемы разные! У меня, например, в комплекте шла имитация радиатора, карбоновые подкосы, да и судя по дополнительным отверстиям в фюзеляже, я просто обязан быть легче! Ах, да! Я ведь так и не сказал про свои веса! Вес пустого — 1100г. Летаю с 4х баночной батарейкой и пропеллером 12*6. Тяга — 2кг с копейкой. Полетное время — не больше 6 минут. Как я понял, я тут не для 3D, а для классики. А ведь я могу! Одни затяжные вертикали чего стоят!
Ну да я отвлекся: пробовали летать со старшим братом парный пилотаж. Слышал, что меня, собственно, для этих целей и пригласили, но все как тоне получается. Вот и сегодня чего тоне срослось: только вроде бы влетались, притерлись друг к другу, как что то сзади зазудело. Пролетая мимо Него, даю ему знак голосом, что что то со мной не в порядке. Хорошо, что услышал — сразу сходу меня посадил. Оказалсь трещина в стабилизаторе, ровно по середине надлом на перемычке РВ. Очень не приятно.
09 мая 2010г.
Ездили в гости к коллегам в Уссурийск. Ну что сказать, впечатлило — размах, с которым там подходят к отдыху, модели на которых летают. Я по сравнению с ними — карлик, но зато какой! Эх, как я им показал чему Он научился. Да и в плане элегантности и родословной не всякий там мог со мной сравниться. После ремонта оперения внешний вид мой совсем не был испорчен, а установленные карбоновые подкосы оказались очень даже кстати — хотел одну «Сушку» закадрить, да воображать она сильно стала и плюхнулась мимо полосы. Так и не состаялся наш с ней роман.
22 мая 2010г.
Сегодня в Штыково был Фестиваль р\у моделей полукопий. Изначально меня намыли-натерли, как жениха на выданье, праворульку перед продажей — дескать, буду всех слепить своей красотой. Правда, тут немного не заладилось: моделей было так много, что в глазах рябило. Но свою порцию внимания я получил. А по приезду выяснилось, что немешало бы слетать для массовки — мол, участников немного заявилось несмотря на большое количество самолетов, а вид у меня, что ни на есть копийный. Ну может чуточку отличаюсь. А нам несложно, можно даже сказать в удовольствие — отлетал в полукопиях. Без стенда, и по полету занял 6 местоиз 15 участников. Думаю, что не плохо.
29 мая 2010г.
Сегодняменя уронили. Уронили с высока, по халатности — не был закручен капроновый болт крепящий крылья. Когда падал, думал, что все... Но превращаться в труху не хотелось, а потому боролся. Боролся до последнего, хоть это и было тяжело — крыло вращалось на трубе и усложняло и без того незавидное положение. Просто повезло — в конце падения каким то чудом перешел в плоский штопор в инверте и отделался испугом, да парой трещин в костях.
Он опять сильно переживает. Она его подбадривает. Но ничего, пускай, может на пользу пойдет, да, наконец то, научится делать нормальный, а не формальный предполетный осмотр?
Июнь 2010г.
Времени особо писать нет — оченьмного полетов. Минимум две батарейки, но обычно чаще — до 8 полетов в день. Причин несколько: наличие отличнейшего газона на стадионе, ясной погоды, свободного времени и приход дополнительных батареек.
Интересного особо ничего нет — как заведенный летаю медленные бочки , горизонтальные восьмерки и срывные развороты. Раз на раз не приходится — то красиво получается, то ужасно. Вечно Он мне мешает все сделать красиво! Иногда валяем дурака — проход в инверте над полосой, нож и прочие попытки 3D пилотирования.
Со здоровьем все неплохо: иногда посадки не дотягивают до идеальных, а у меняот этого ноги подкащиваются, приходится выгибать обратно; заменили машинку на РН — вместо Hextronik DMG-16 (трясучка напала)поставлена MKS DS545. Жить стало веселее. Особенно на ноже.
Да! Чуть не забыл! Еще меня показывали по местному ТВ. Сюжет хоть и небольшой, зато я из кадра не вылазил. Ох и помучал дадьку-оператора! Он только в меня прицелится, а я оп! и уже в другом месте. Ну а большее мне моя врожденная скромность не позволяет написать.
21 июня 2010г.
Что то сегодня у меня здоровье шалит: сломал ноги. Конкретно так, без хирургии не обойтись. Но ноги это мелочи — у нашего брата это частый недуг. А вот проблемы с приемом, а вернее пропажей сигнала меня пугают: одно дело подурачиться, встав на крыло за пару секунд перед посадкой, и другое дело, когда так беспричинно отказывает мозг.
24 августа 2010г.
Сегодня у меня второй День рождения — я снова полетел. 4 июля, после 85 вылетов, я разбился. Разбился сильно. Причина, как показало вскрытие, банальна: облом контакта под термоусадкой на регуляторе. На родном фирменом Гиперионовском. Ну и как следствие, пропадание питания (помните, писал об этом пугающем деле?), перезагруз приемника, потерянные драгоценные секунды, неуправляемое вращение, полный рот земли. Мне было больно. И обидно. Вы бы видели, во что я превратился! Морда в щепках, капот похож на тряпку, шасси, крылья... И это на кануне соревнований!
За этот промежуток времени, что ушел на мое востановление, так же был сделан ряд замен: заменен модуль в аппаратуре, а вместе с ним и приемник на 2.4, заменены сервы на РВ и элероны (пришлось совсем распрощаться с Hextronik из-за люфтов и нежелания вставать в ноль), пропаян регулятор, а главное, переход на 3-х баночную батарейку 2200 и, соответственно, пропеллер с большим диаметром — 13*8. Тяга колеблется в зависимости от пропеллера — от1.8кг до 1.6кг. при полетном весе 1.28кг.
От вылета испытал двоякие чувства: вроде бы и рад, что полетел, но в тоже время, это уже не тот полет, что был на 4-х банках — нет тех безграничных вертикалей, нет того запаса мощности, что был раньше. С другой стороны, я стал легче, несмотря на ремонт, от которого я располнел примерно на 30-40г. Так что буду надеяться на лучшее.
Я снова в строю, я снова летаю. И не так уж плохо на 3-х банках. Особенно, с правильно подобранным пропеллером. Я уже ветеран, а потому и стиль полета мой изменился — учимся вместе летать пилотажные комплексы, хотя поозорничать тоже удается. Теперь у меня 6 батареек, и мой налет увеличиватеся с каждым днем (когда позволяет погода). В общем, жизнь продолжается!
Октябрь-Ноябрь 2010г.
Так же продолжаю летать
По соседству появляются и исчезают другие модели — кто то до ремонта, кто то навсегда. Единственный, кто тут похоже всерьез и надолго, это Як-54 отGold Wing в 50м размере. Но он пока висит, ждет своей очереди. Мы с ним пообщались — производит приятное впечатление, хоть и «китаец».
У меняже все по старому — полеты, мелкие травмы. Самая распространенная — стойка шасси. Эдакий «привычный вывих» выражаясь медицинским термином.
Скоро зима, а значит, вынужденное безделье — мой Пилот мало того, что теплолюбивый (как и я), так еще и не сторонник лыж.
20 февраля 2011г.
Сегодня, несмотря календарную зиму и снег на полосе, был открыт летный сезон 2011. Особенного ничего не произошло, кроме краша вертолета в опасной близости от нас — пилот словил «зайца» на солнце и зарулился. Благо все отделались испугом. Дорогие наши Пилоты! Не забывайте, что ТБ — это правила, которые пишутся в том числе и кровью, а потому, будте благоразумны! Варианты «я все предусмотрел», «я мега пилот», «я тут по быренькому летану и все» не проходят! И если кого то вводяд в заблуждения наши размеры, то почитайте вот эту ветку «Как я чуть не стал инвалидом» - может быть она немного приоткроет глаза тем, кто не видит очевидного! Ведь мы — не игрушки, о чем свидетельствуют надписи на коробках и инструкциях.
После моего краша 4 июля (хоть он и был на аэродроме) мы сменили место полетов — вместо стадиона с близко расположенными домами и дорогой и стали летать на вертолетной площадке с пустырями вокруг (хотя это добавляет ряд сложностей).
15 марта 2011г.
Сегодня был сделан юбилейный 200-й вылет. Пока написать больше нечего — летаю.
Апрель-Май 2011г.
Летаем. Заряжаемся. И снова летаем.
http://www.youtube.com/watch?v=6rDipSeu6qo
27 июля 2011г.
Маюсь от безделия — нет приемника, а значит нет полетов. Вот так всегда — взяли попользоваться, утопили в море, а новый купить жадничают. Из-за этого недоразумения пропустил соревнования в Арсеньеве. Но Пилот и сосед Як-54 съездили не впустую — привезли какую-то побрякушку.
На текущий момент я сделал 414 вылетов, пережил 7 батареек (две утонуло, одна испортилась, остальные были подарены, тк плохо стали балансироваться), пачку серв (сейчас у меня стоят на элероны Turnigy 380MG , на РН и РВ – Turnigy 390DMH), несметное количество пропеллеров (сейчас летаю деревяшки отTurnigy для электро 13*6 и 13*8), родной комплект колес (стерлись колеса в ноль), один капот и один фонарь — летаем мы нынче низко и близко, да видать во время одного прохода Он уснул, да так и посадил меня вверх ногами. Хорошо, что у меняна родине еще остались запчасти для мне подобных — каких то 10 дней, и я, как новенький. Ну и видать на радостях Пилот смастерил мне чехольчик, дабы уберечь от солнца жаркого, ветра пыльного.
Вообще, надо сказать, что стиль полета изменился, как и комплект фигур — исчезла «колбасня», появилась уверенность и ровность полета. Я доволен — летаю, как взрослый самолет, а ни как игрушка, за которую меня частенько принимают зрители на земле. Но стоит мне оторваться, как всем становится понятно — я спортсмен, я акробат, я просто замечательный самолет!
Не так давно я озадачилсянасчетвыборамодели для моря. Возниклиследущиетребования для моеймодели: компактность, удобство в перевозке и эксплуатации, простота в изготовлении. Выбор пал напопулярныйслопер - Алулу, точнее, ееклона: Sally: http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1261384
Слопер я выбрал еще оттого, что наморечастобываютразличныесклоны, накоторыхможнонеплохопослоперить
Такиемоделилетают в так называемой "динаме" или "слопе"(оттоготакиемодели и называютсяслоперы) - динама - грубоговоря это когдаветеридетвдольземли, а потомупирается в какой-либосклон. Тогдаветерначинаетподниматьсявверхпоэтомусклону, образуямощныйвосходящийпоток - "динаму". Подробнеездесь: http://cross-country.ru/school/para/
НасамуАлулу я внятных, хорошихчертежей и профилейненашел, а на Sally и размеры все даны и профиляхорошие. http://www.rcgroups.com/forums/showatt.php?attachmentid=3307431&d=1276722857 и http://www.rcgroups.com/forums/showatt.php?attachmentid=3335214&d=1278012758
Делать я решилмодельизпеноплекса, вырезаякрыльяпошаблонамизжести. с последующейобтяжкойкалькой.
1. 1-баночнаябатарея+Booster. Такойвариантстоит у меня. Я покупалтакуюбатарею: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__7571__ZIPPY_450mAh_20C_single_cell_.html и использовалее с повышателемнапряжения: бустером: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=11784
2. 2-баночнаябатарея+BECБатареюиспользуемтакую http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=7301 , бек можнотакой http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=14310 .
3. NiMH.
3.1. Пакиназарубежномсайте. Рекомендуюбратьнаэтом http://www.component-shop.co.uk/html/small_packs.htmlсайте, т.к. там большойассортимент и относительнобыстраядоставка. Желательноиспользоватьтакие: http://www.component-shop.co.uk/html/body_4vp320aa-s.html
3.2. Сборкаизакков "Крона" Еслинеохотаждатьмесяц, а летатьхочется, томожнокупить в родномгородепримернотакие http://www.techno-city.ru/index.php?productID=1053 еслиразобратьэтот акк, томожноувидеть 7 маленькихбаночек. Наодин акк нужнопоследовательнаяспайкаиз 4 такихбаночек. Т.е. Изоднойкроныполучаетсяпочти 2 акка.
Изготовление
С питаниемопределились, перейдемнепосредственно к изготовлениюсамогопопулярногослопера:
Изжестивырезаемшаблоны, просверливаемотверстия для закрепленияшаблонов к торцамзаготовок с помощьюдлинных и тонкихгвоздей и припаиваем к ним "усы" для ввода и выводаструны:
Затемжестяныешаблоныприкалываемдлинными и тонкимигвоздями к торцамзаготовок, кладемгрузасверху, чтобыпеноплексне "ездил" постолу и вырезаемнихромовойструнойнашикрылья
Вот что должнополучится в итоге:
Такимобразоммыполучаемровныйпрофиль, которыйневозможнодостичь с помощьюпотолочки.
Склеиваемвместеконсоли. Я использовал ПУР 501. такжеможноиспользоватьТитан.
Послесклейкиразмечаемместа под сервы
Чтобывырезатьпосадочныеместа, под машинки я придумалпростуюприспособу:
Нихромовойпроволокойобматываемдеревяшку, а концампроволокиприсобачиваемкрокодилы. Они идут к выпрямителю, которым и задаетсязначениетока для оптимальнойтемпературынихрома.
Разводим ПВА с водой в соотношении 7/3. Нарезаемзаготовоккальки. Смачиваемееводой с двухсторон, а консоль, котораябудетпокрыватьсябумагой, мажемразведенным ПВА. Для нанесенияможноиспользоватькисть или кусочекгубки. Теперьсмоченнуюводойзаготовкукладемнаконсоль:
Тряпочкойоченьнежновыгоняемиз-подкалькивоздушныепузыри. Еслиобразовалиськрупныескладки, лучшеприподнятьущербноеместо и наложитьзаново, уже болееровно.
Чтобыкрылонеповело, необходимокластькалькусначаланаверхконсоли, затем - наее низ. Такимжеобразомпоступаем и с другойполовинкойкрыла.
Покакрылосохнет, делаемхвост и фюзеляж(скореекабину). Я решил это делатьиз ЕРР, но с такимжеуспехомхвостможносделатьизпотолочки, а фюз - изтогожепеноплекса.
Делаем хвостяру: Размечаем на куске материала то, что будет объектом нашего вырезания
Вырезаем и обрабатываем хвост
Т.к. я делаю ее в основном для моря, то компактности ради сделаем разъемный хвост. Для начала вырезаемиз пенопласта такую деталь:
затемделаем ей трепанацию и разрезаем еевдоль. Чтобы крепить хвост, в нем будет стержень(но об этом позже) а в этой деталюшке будет пустой стежень от гелевой ручки. разрезаем напополам наше будущее крепление хвоста, и в обоих половинках делаем канал под трубку:
Вклеиваем трубку в половину крыла и склеиваем между собой половины детали.
Делаем ответную часть крепления в хвосте. Разрезаем его напополам, и в одной половине прорезаем канал для штыря(я использовалне штырь, а такую http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=15386 карбоновую рейку)
Склеиваем между собой половины хвоста, предварительно вставив рейку.
Займемся фюзеляжем. Кусок ЕРР обрабатываем сначала по-грубому
А затем начистовую
В фюзе прорезаем отверстия под приемник и питание
Ага, крыло высохло. Значит отрезаем элероны и приклеиваем их на скотч http://rc-aviation.ru/mtech/46-avtech/133-skotch-eleron
Место, где будут располагаться кабанчики усиливаем армированным скотчем
Готовим сами кабаны
Вклеиваем их. Вставляем сервы. Делаем тяги и ими соединяем сервы с кабанчиками
Вклеиваем наше крепление хвоста, предварительно вырезав место под него
Вклеиваем фюз. Но т.к. он принимает на себя большую часть ударов судьбы, то его необходимо усилить. Для этого по бокам прорезаем пазы для усилений
И вклеиваем карбоновые рейки(такжеможно применить отрезки линеек или что-нибудь другое)
Проводим провода от серв в кабину, втыкаем в приемник. Усиливаем передние кромки консолей арм. скотчем. По вкусу оформляем модель. Я использовал скотч, нотакжеможноиспользовать акрил, краску "Звезда" и т.д. вплоть до покраски маркерами
2 дня работы, 70 потраченных рублей, свои руки, и...вуаля! клон самогопопулярногослопера готов!