Компоновка. Фюзеляж |
Изготовление авиамоделей - Разработка авиамоделей |
Автор: Константин |
КОМПОНОВКА САМОЛЁТОВ
За более чем столетнюю историю авиации конструкторы разработали несколько десятков различных вариантов компоновки самолётов. Были и удачные, которые используются до сих пор, были и совершенно экзотические. Давайте рассмотрим их поподробнее. По типу фюзеляжаКак ни странно, фюзеляж появился на самолёте не сразу! Это сейчас кажется, что фюзеляж неотъемлемая часть планера. Первые авиаторы так не думали, они сидели на открытых всем ветрам скамейках, а иногда на простых стульях! Когда один из первых российских авиаторов капитан Л.М. Мациевич летал с премьером П.А.Столыпиным, последний восседал в самолёте на венском стуле!
Но были и другие крайности. Гениальный конструктор И.И. Сикорский, проектируя первый в мире многомоторный самолёт «Гранд (Русский витязь)», в передней части фюзеляжа построил смотровой балкон! Зачем Игорь Иванович его сделал непонятно. Впоследствии, ни он, не другие ничего подобного не делали.( И.И. Сикорский - крайний с права на балконе) На заре авиации большинство самолётов были морскими. Это объяснялось более простой конструкцией шасси и простотой посадки. Да и основные страны-производители почему-то собирались воевать над морем. Для приводнения пришлось ставить на самолёты поплавки. Но тяжелые и громоздкие поплавки сдерживали рост скорости. Для выхода из сложившейся ситуации стали придавать фюзеляжу форму лодки. В качестве примера приведу самый большой в мире деревянный самолёт и самую большую летающую лодку HughesH-4 Hercules, более известный как «Еловый гусь». Который хорошо летал, но оказался никому не нужен. Со временем для улучшения мореходных качеств на днище фюзеляжа стали делать реданы. Или даже пристраивать второй фюзеляж. Получившийся таким образом катамаран прекрасно держал шторм, но плохо летал. Двухфюзеляжная схема, при всей своей посредственной аэродинамики, не была забыта. Во время второй мировой войны её активно использовали и немцы и американцы. Для увеличения дальности своих истребителей сопровождения немцы «помножили на два» Ме-109, а американцы «Мустанг». У американцев это чудо летало до 1952 года и успело повоевать, уже в качестве штурмовика на Корейской войне, и даже добиться там определённых успехов. Мессершмитт, своего «Близнеца» успел только собрать, но не облетать. Самолёт, как будто бы, был уничтожен во время авианалёта. Но немцы не только удваивали серийные самолёты. Сумрачный тевтонский гений создавал такие самолёты с нуля. Это пожалуй самый оригинальный самолёт – ближний разведчик Blohm & Voss BV 141. В его правом фюзеляже находился двигатель, в левом экипаж. Самолёт, как ни странно, прекрасно летал, и был выпущен серией в 5 штук. Но из-за своей необычной конструкции РЛМ (Имперское министерство авиации Германии)и ОКЛ (Верховное командование люфтваффе)относились к нему безо всякого энтузиазма, и дальнейшего развития тема не получила. Ещё один вариант двухфюзеляжной схемы придумали на Боинге. Что бы не разрабатывать новый самолёт там решили просто добавить к серийному бомбёру второй фюзеляж. Сверху! Удивительно, но такое решение сработало. К дальнему бомбардировщику В-29 сверху добавили ещё один цилиндр, только побольше. Фюзеляж спереди стал напоминать перевёрнутую восьмёрку. При всей своей необычности самолёт быстро летал и использовался на трансатлантических линиях. Ещё одна редкая схема - как бы "полуфюзеляжная". Это очень удачный американский Р-38 "Молния" - единственный американский самолёт выпускавшийся на протяжении всей войны. И знаменитый разведчик "рама" В следущий раз расскажу про крылья. |