Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

YouTube канал

Подбор моторов

TOP статьи

Вход




RC Магазины





Home Изготовление авиамоделей Разработка авиамоделей Модель с ДВС. Проектируем и строим (окончание)
Модель с ДВС. Проектируем и строим (окончание)
Изготовление авиамоделей - Разработка авиамоделей
Автор: Administrator   

Модель с ДВС. Проектируем и строим (окончание)

 

 

 

 

 

Юрий Арзуманян (yuri_la)

Часть IX

 

Приступаем к изготовлению крыла. От съемного крыла отказался по причине того, что все модели с ДВС у меня на даче и ездить этот самолет никуда не будет. Однако никто не мешает сделать крыло съемным, как первоначально и планировалось. В боковинах фюзеляжа просто делается вырез, как это видно на пенопластовой болванке в начале темы. В лобике крыла штырьки, а в фюзеляже крепежная пластина с грибковой гайкой. К задней кромке клеится бобышка, через которую проходит крепежный винт. Впрочем, при полном размахе крыла по законцовкам 1300 мм она должна входить в легковушку и в неразборном виде.

Проверенная технология у меня такая: все лонжероны из сосновых реек, силовые нервюры (стойки шасси у меня стояли на крыле) – фанера 3 мм, все остальные нервюры из потолочки, законцовки - пеноплекс. Обтянуто крыло было пленкой на лавсановой основе. Довольно толстой и прочной. Эта пленка, как мне недавно сказали, называется "астролон". А мы в далекие времена, когда приходилось стоять за кульманом, на ней чертили, так как у нее с одной стороны напыление, дающее шероховатость, что позволяет карандашу оставлять след и не скользить. У нас она тогда называлась "пергамин" и ее мы предпочитали другому "пергамину", который был на бумажной основе, слегка вощеный (не путать с калькой).

Исходя из опыта, я задаю сам себе вопрос: если пленка держит, то потолочка разве будет слабее? Она будет тяжелее, это да. Но я планирую зашить ею только лобик крыла. По передней кромке тоже будет рейка, а вот по навеске элеронов еще не определился.

Если зашивать бальзой, то я бы делал не толще 1 мм, и только лобик, а также полоски по заднему лонжерону (буквой "П" на боку).

Крыло делается по традиционной наборной технологии: лонжероны + нервюры. Все нервюры, кроме силовых, на которых будут стоять сервоприводы элеронов, из подложки под ламинат (аналог потолочки). Силовые - из "фруктовой" фанеры. На снимке видна форма нервюр. Одна из них пока без вырезов под сервы. Используется как шаблон для вырезания других нервюр. А те могут показаться слишком хлипкими для такого самолета, но я уже так делал и проблем не возникло.

Рис. 77. Нервюры

 

На задний лонжерон, на который будут навешиваться элероны, клеится полоска из подложки под ламинат, а в ней потом делаются прорези, куда войдут хвостики нервюр.

 

Рис. 78. Задний лонжерон (кромка крыла)

 

Консоль крыла в сборе выглядит так:

Рис. 79. Сборка консоли крыла

 

Крыло получается ровным, так как сначала проделываются отверстия в боковинах фюзеляжа для продевания сквозь них реек-лонжеронов. Эти отверстия дорабатываются надфилем до нужной точности, чтобы все рейки были строго параллельны друг другу, перпендикулярны продольной оси самолета и перпендикулярны вертикальной плоскости симметрии. То есть, чтобы не были наклонены относительно самолета и горизонтального оперения. Потом они фиксируются клеем. Если отверстия в результате растачивания получились больше, чем нужно, то правильной фиксации помогают корневые нервюры, которые приклеиваются к фюзеляжу в "правильном" положении.

Рис. 80. Корневые нервюры

 

После сборки «скелета» крыла начинается его зашивка подложкой под ламинат.

Рис. 81. Зашивка крыла

 

Рис. 82. Зашивка крыла, вид снизу

 

Осталось сделать и приклеить законцовки, а потом обтянуть крыло. Здесь я должен заметить, что можно было, конечно, не заморачиваться таким способом изготовления обшивки крыла, требующим оклейки задних кромок, полок нервюр и лобика крыла, а просто зашить все крыло потолочкой. Дело не в тех нескольких граммах, которые на этом экономятся. Мне просто хотелось испробовать на "потолочном" материале классическую технологию изготовления бальзового крыла. Она мне понадобится для следующего проекта электрички, где эти сэкономленные граммы уже будут существенно ценнее. И если такое крыло будет достаточно прочным и жестким для самолета с ДВС за килограмм весом, то для полукилограммовой электрички оно тем более подойдет.

Рис. 83. Полностью зашитое крыло

 

Крыло я предпочитаю делать максимально гладким, без торчащих наружу машинок. Тяги в качалки сервомашинок вставляются Z-образными концами.

На кабанчиках будут вот такие зажимы:

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__4366__Pushrod_Snap_Connectors_2mm_5pack_.html

Долго не мог решить из чего и как делать элероны. Даже начал уже делать из подложки под ламинат наборную конструкцию. Начало не понравилось, отложил в сторону. В итоге остановился на цельных элеронах из пеноплекса. Поскольку крыло у меня с толстым профилем и элероны его повторяют, то есть тоже толстые, то проверка заготовок из пеноплекса показала их хорошую жесткость, не требующую, пожалуй, даже усиления рейкой. Напоминаю, что по весовой сводке у меня выделено на каждый элерон по 40 грамм. Вот что имеем сейчас.

Рис. 84. Элерон из пеноплекса

 

Но это не весь вес. Будет еще оклейка тонкой бумагой на ПВА. Потом покрашу. Будет еще усиление в месте установки кабанчика. Все равно в лимит веса уложусь. Петли и кабанчики у меня заданы отдельной позицией в весовой сводке.

После оклейки бумагой на ПВА элероны покрасил. По правде говоря, не очень у меня это получается. Сделал законцовки из толстого куска пеноплекса.

Рис. 85. Элероны и законцовки

 

Попробовал также обтянуть крыло пленкой для оклейки учебников. Получилось вроде хорошо, легко пришкваривается утюжком. Но... не держится!

Искал способ установки кабанчиков в элероны из пеноплекса, чтобы их потом не вырвало. Пришел к такому решению:

Рис. 86. Пластина фиксации кабанчика в элероне

 

Штатными винтиками на треугольную фанерку, которая затем вклеивается в элерон.

Рис. 87. Установка кабанчика в элерон

 

Рис. 88. Примерка элерона

 

Петли обычные, вклеены, потом еще зафиксированы зубочистками. Навесил элероны, приклеил законцовки.

Рис. 89. Консоль крыла с законцовкой

 

Можно приступить к обтяжке. Местами получается неплохо, а местами не очень...

Рис. 90. Крыло после обтяжки пленкой

 

Законцовки оклеены черным скотчем. Ну, вот и результат:

Рис. 91. Финист в сравнении с Фурией

 

Вес без мотора 860 грамм. Мотор с винтом, коком, крепежом примерно 350 грамм. Значит всего 1210 грамм без топлива. Капот добавит грамм 15. Фонарь не приклеен, а на 4-х мелких шурупах. Поскольку крыло не съемное, то доступ к машинкам, приемнику и батарее (для замены) – через фонарь.

Рис. 91. Финист вид сбоку

 

Что могу сказать в качестве предварительного подведения итогов? Самое, пожалуй, главное, это то, что удалось уложиться практически во все проектные параметры. В центровку попал. Вес с бортовой батареей 1250 грамм. Без топлива, разумеется, с топливом модель обычно не взвешивают. Тем более что в отличие от электро оно в полете расходуется. Удалось показать, что можно построить достаточно легкую модель, используя не дефицитные материалы, доступные практически любому моделисту. Все это вкупе с "мелким" мотором означает относительно низкую стоимость "входного билета" в ДВС-направление, что и было основной целью проекта. Также хотелось продемонстрировать важность предварительных расчетов, до начала постройки.

Что касается летных качеств, то хоть они и не проверены пока полностью, но можно уже сейчас сказать, что сочетание размеров модели и установленного на ней движка не оптимально для "фана". Это, собственно, ожидалось с самого начала. Статическая тяга мотора с винтом 9х6 составила 1640 грамм, что больше веса модели. То есть по идее она и висеть на винте должна. Однако запаса тяги маловато для 3D. Можно, конечно, подобрать винт (скажем 10х5 или 10х4), получше настроить мотор и т.д. Будет время я это и проделаю. А может еще и мотор слегка доработаю в пределах доступного в кустарных условиях. Только сразу могу сказать, что это путь тупиковый. Да, мотор прибавит оборотов и мощи. Но с этим придет и увеличенная скорость полета, что для данного класса моделей ни к чему. То есть визгу будет много, а толку чуть.

Другое дело, что для классического пилотажа это бы подошло больше. Но это несколько другая модель.

Для 3D лучше четырехтактник, хотя объем цилиндра и вес у него будет больше, но моментная характеристика на низах у него лучше, а это означает способность крутить пропеллер большего диаметра и иметь при этом запас хода стика газа, что крайне важно для силовых фигур, типа висения на винте.

Есть у меня еще в коробке ASP 61 FSR... Под него можно сделать похожий самолет (нос придется укоротить из-за веса). Это будет более правильный аппарат. Посмотрим…

Видео облета здесь:

 

 

Хочу еще раз напомнить, что данная статья не является новой темой, а построена на базе сообщений в этой ветке на форуме: http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=4320

Я благодарю всех, кто принял активное участие в обсуждении проекта и помог оформить обширный материал в виде статьи. Получившийся самолет не только мой проект. Он результат коллективного интеллектуального труда.

Всем спасибо и успехов в творчестве!

 





Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Оптимальная конструкция модели для максимальной длятельности полета
2) Чертежи аэроботов
3) Вопрос по ППУ клею
4) Чертежи верхнепланов
5) Что это за материал?
6) FreeCAD для создания 3D моделей
7) Чертежи снегоходов
8) пленка для обтяжки микромоделей.
9) Змей самолет.
10) DroneDrive - ModelDrive
1) Оптимальная конструкция модели для максимальной длятельности полета - Прошу рекомендаций по поводу авиамодели
2) Чертежи аэроботов - всесезонные радиоуправляемые модели
3) FreeCAD для создания 3D моделей - Вышел в релиз FreeCAD - полностью бесплатный инженерный 3D редактор
4) Чертежи снегоходов - Самодельные модели радиоуправляемых снегоходов
5) Полетник Matek MATEKSYS F405-SE не выдает сигнал на Vbat
6) Акб для Pilotage Junior Fighter
7) Подскажите, подойдет ли пульт от коптера для самолета?
8) Чертежи скоростных авиамоделей - радиоуправляемые самолеты для скоростных полетов
9) Гироскопический момент
10) Стабильность полета крыла без вертикальных стабилизаторов - а так можно?