Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

YouTube канал

Подбор моторов

TOP статьи

Вход



RC Передатчики
HK 2.4Ghz 6Ch

Mode 1
Кол. 35
Цена 25.10 $
Обзор


Turnigy 9X 9Ch

Mode 2
Кол. 33
Цена 59.99 $
Обзор



Электродвигатели
2205C 1400Kv

Кол. 50
Цена 11.75 $
Обзор



Turnigy 2205/34 1500Kv

Кол.
Цена $
Обзор




Сервомашинки
HXT900 9 грамм

Кол. 50
Цена 2.69 $
Обзор



HXT500 5 грамм

Кол. 50
Цена 2.49 $
Обзор




Видео и FPV
Turnigy 30FPS

Кол. -1
Цена 12.25 $
Обзор



FPV 900 200мВт

Кол. 0
Цена 54.72 $
Обзор




Home Изготовление авиамоделей Обзоры изготовления Rafale - импеллерный истребитель -своими руками
Rafale - импеллерный истребитель -своими руками
Изготовление авиамоделей - Обзор: как сделать авиамодель
Автор: Everest   

Когда то, в самом начале моей карьеры RC-пилота, на Хобби-Кинге был куплен импеллерник Рафале. Осмотрев содержимое коробки и трезво оценив свои навыки пилота, решил отложить набор на дальнюю полку до лучших времен. Уж больно хрупкими казались все эти 6-мм депроновые детальки из которых собирается планер.

Хочу заметить, что помимо деталей фюзеляжа в комплекте был двигатель с импеллером, карбоновые стрежни для тяг, пара кабанчиков, две пары завесов для флаперонов, и еще плоская карбоновая рейка для усиления крыла (лонжерон, вклеиваемый в заднюю часть крыла).

Весь этот комплект (который почему то именуется ARF– хотя по сути является китом) обошелся мне с доставкой примерно в 70$. Самое ценное в наборе это импеллер  (моторчик и крыльчатка) – если заказывать отдельно – потянут на 15$ + доставка 100г.

Хотел начать свой трактат с технологии изготовления и подбора комплектующих, но решил что читателю будет интересно узнать летные характеристики предмета нашей дискуссии.

 

Итак налетавшись на самодельной Сессне-150 (спасибо konst-у) решил, что пора расширять свойавиапарк и совершенствовать навыки работы с "потолочкой".  Образмерив детали из набора, вырезал новые из листа 6мм депрона (600 х 900 мм), оснастил электроникой и решил приделать шасси, чтоб не сразу бросать модель в воздух, а разогнаться на бетонке и попытаться почувствовать модель.

 

День испытаний. Длинная бетонная дорога. Малые расходы на передатчике HK-T6 - придерживаю аппарат за хвост - даю форсаж – отпускаю – Rafaleбыстро ускоряется – штурвал на себя – не взлетает, но быстро с ревом удаляется – перещелкиваю тумблер на большие расходы – самолет мгновенно взмывает в воздух – штурвал вправо – Rafaleрезко становится на крыло, но не сваливается, держит траекторию и прет как ракета – пытаюсь парировать крен – но теперь ставлю самолет на левое крыло – какой же он шустрый в кренах – теперь штурвал чуть вправо – выровнялись – прибираю газ – переключаюсь на малые расходы – вот теперь комфортно рулимся – завожу самолет на себя на высоте метров двадцать – совершаем проход над полосой  (все эти события уместились в десяток секунд – поэтому записаны одним предложением). Далее чуть триммирую и ловлю кайф от пилотажа. Курсовая устойчивость отменная (будет сложно крутить петли – за то бочки будут ого-го). А что же с планированием. На высоте метров 30 завожу самолет против несильного ветра над полосой и выключаю двигатель. Rafaleкажется вот –вот свалится в плоский штопор ( нос немного задран) – но нет – плавно и предсказуемо планирует по крутой глиссаде ( что то мне вспомнилась посадка «Бурана» виденная когда то по ТВ) – когда достигаем 5 метров высоты – даем тягу и проводим аппарат в метре над полосой – полный газ и самолет плавно набирает высоту для нового разворота. И здесь надо очередной раз упомянуть о звуке импеллера – он хорош на всех оборотах и изрядно добавляет зрелещности полетам.  Зрители в экстазе! Кто падает ниц , кто спасется бегством sad – безразличных нет cool

 

 

 

 

 

Надо отметить что первый мой полет закончился не совсем удачно – при очередном проходе над полосой, на приличной скорости , утыкаюсь носом в самую верхушку бетонного столба (был уверен что пройду выше : (

Последствия оказываются не столь печальными – батарея, посаженная на липучку (Velcro) – вылетает по инерции через воздухозаборник ничего не сломав по пути. Носовая часть немного потеряла свой товарный вид, но в тот же вечер была подклеена и успешно отработала еще десяток полетов, после чего была произведена трансплантация новой носовой части. Отсюда вывод – самолет живуч – при падениях основные узлы не страдают, ремонт занимает минимум времени. Поиск самолета в высокой траве так же не представляет труда – запустив турбину легко взять пеленг на потерянный борт.

Модель хорошо стартует из рук. Я приспособился ее запускать "от бедра" - удерживая самолет "за шкирку" над импеллером . Форсаж -небольшой толчок - и модель уходит без просидания. 

Теперь, если вас заинтересовала эта модель – перейдем к описанию ее постройки. Сразу оговорюсь, что разработка и все права принадлежат компании TECHone,  а задача настоящего трактата, ознакомить моделистов с летными характеристиками Rafale(для тех кто собирается приобретать модель), а для обладателей модели Rafaleот TECHoneбудет даны рекомендации и чертежи по восстановлению утраченных деталей планера.

 

Загрузив страничку сайта TECHone

http://www.techonehobby.com/

вы найдете кнопку Download– под этой кнопкой будут приведены ссылки на инструкии по сборке разнообразных моделей (в PDF-формате ). Рекомендую скачать документацию заинтересовавшей нас модели – здесь я не буду повторять ее содержание, а лишь поделюсь своим опытом.

http://www.techonehobby.com/download/rafale-new.pdf

 

 

Итак начинаем с электроники-авионики.

Первым делом - мотор под импеллер. На Хобби-Кинге имеются такие варианты

 

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_listCategoriesAndProducts.asp?catname=EDF+Motors&idCategory=355&ParentCat=59

Среди них мы выбираем те что под 64мм импеллер

 

Как мы видим двигатели различаются оборотами (и весом). Я не спец в теории, но предположу что чем больше оборотов выдает двигатель, тем большую тягу будет иметь движитель  - соответственно он будеть потреблять больше тока, что в свою очередь потребует более мощного (дорогого) контроллера ESCи более тяжелой батареи с хорошей токоотдачей..

Пойдем по пути TECHone– они комплектуют модель двигателем с 4500kv.

Похоже эта позиция на ХоббиКинге нам подойдет

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=11159

HK2627 EDF Outrunner 4300kv for 64mm

  • Specs:
  • Kv- 4300
  • Dimensions: 46 x 26mm
  • Shaft diameter: 3.0mm
  • Shaft length: 10mm
  • Voltage: 11.1V
  • Weight: 52g (1.83oz.)
  • Output Power: 280w
  • Max current(<60s): 36A
  • RPM/V: 4300
  • Thrust: 700g(24.7oz.)
  • Recommended model weight: 400-750g
  • Recommended model fans: 64mm Fans

Импеллеры на ХоббиКинге представлены в таком ассортименте:

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=11163

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10934

Когда я проводил статические испытания импеллера – ток при максимуме тяги (550 гр) доходил до 32 Ампер. В полете импеллер будет потреблять меньше. Производитель рекомендует контроллер (ESC) на  25- 30А. Я же установил на модель 40А ESC, который позаимствовал у своего HK-450 вертолета. После интенсивных полетов он едва теплый, так что рекомендованного ESCна 25-30 А должено хватить.

Батареи я использую LiPol 3S  Turnigy 25Cна 1300мА/ч. Cейчас появились nano-techс током отдачи 25 – 50С, и вроде как немного легче - надо будет попробовать их.

Добавляем две сервомашинки НХТ900 на элевоны (управление самолетом осуществляется на манер летающего крыла - дельта-миксом), кабанчики, тяги – вот и весь комплект.

Бюджет проекта, не считая радиочасти, выходит в районе 50$ что вполне бюджетно, в сравнении с Rafaleв масштабе 1:1 по цене 82 - 90 миллионов $ за штуку (правда включая радиочаcть).

 

 

Затронув тему прототипа, сообщу что согласно википедии, стоимость разработки Rafale оценивается в 40 миллиардов USD . Разработка была начата в  70-х , в 1983 передана компании Dassault, а в 1986 истребитель совершил первый полет. В 2000 г был принят на вооружение.

Основные ТТХ:

 

 

Длина: 15.27 m 

 

Размах крыльев: 10.80 m 

 

Высота:5.34 m 

 

Площадь крыла: 45.7 m² 

 

Сухой вес: 9,500 - 10,196 kg

 

Вес с нагрузкой:14,016 kg

Получается что наша модель будет в масштабе 1: 18 (примерно).
Если соответствующим образом промасштабировать стоймость модели 90 000 000$ / 18 = 5 000 000 $ (то наша модель получается в 100 000 раз дешевле - что может служить весомым аргументов при общении юных моделистов с родителями с целью привлечения инвестиций под данный проект).

 


Теперь приступаем к изготовлению деталей фюзеляжа. Как я уже говорил, в этом вам поможет мануал, который мы берем на сайте производителя. Кстати это руководство сообщает нам, что вес модели с батареей будет 280-320 гр. Не знаю как так получается у разработчиков – ведь по сути это вес только одной оснастки... У меня в конечном счете полетный вес составил 500 - 520 грамм)

1. Итак размечаем на листе самую крупную деталь - крылья. Можно ее сразу вырезать, но отверстия под шипы не трогать. Эти отверстия лучше вырезать потом «по месту» когда будут готовы остальные детали с шипами.В заднюю часть крыла (недалеко от места крепления элевонов) вклеиваем пруток-лонжерон. Я использовал стекловолоконный пруток (наверно можно применить и длинные бамбучины). Хорошо бы оклеить скотчем (сверху и снизу) заднюю часть крыльев (сантиметров 15-20 от задней кромки крыла) и «пришкварить» этот скотч утюгом (на самом малом нагреве) через лист фольги.

 




2. Теперь вырезаем в «крыльях» отверстие под импеллер. Обращаю ваше внимание, что по замыслу конструкторов ось импеллера располагается чуть ниже плоскости крыла (возможно в этом есть некоторый смысл – поток отбрасываемый импеллером будет в основном идти по нижней стороне крыла). Второй важный момент – импеллер должен достаточно свободно входить в посадочное отверстие – воздуховод турбинки можно легко деформировать даже при легком проталкивании в тугое посадочное место (что впоследствии может привести к стачиванию законцовок крыльчатки о деформированный воздуховод и потере эффективности импеллера). Пока что импеллер не вклеиваем – можно зафиксировать временно на скотч - сначала мы соберем весь планер «на-сухую» а уж потом начнем склеивать

 


3. Размечаем –вырезаем верхнюю часть фюзеляжа (где кабина и киль). В соответствии с шипами – вырезаем отверстия в «крыльях». Особое внимание уделяем подгонке отверстия под импеллер.

 


4. Теперь размечаем и вырезаем нижние 4 детали планера (после того как мы вырежем люк из нижней пластины моторного отсека – деталей станет 5) . Для пущей прочности, можно обклеить скотчем размеченный депрон –потолочку, затем пришкварить утюгом, а только потом вырезать (можно конечно изменить последовательность – сначала вырезать деталь а потом обклеить ее скотчем, но в таком случае больше мароки с обрезкой скотча по краям)


5. Примеряя носовую часть и боковины моторного отсека – высекаем отверстия в «крыльях» в соответствии с шипами на деталях. Обращаю внимаение что боковины моторного отсека немного сходятся к переду и в то же время наклонены книзу. Не забываем примерить сервомашинки и подогнать их отверстия в боковинах.

 


6. Если все детали сходятся и совпадают – готовим планер к сборке. Да, на этом этапе можно вырезать элевоны. Ошкуриваем нижнюю часть примыкающую к крылу под 45° и навешиваем на скотч.

 


7. Инструкция рекомендует собирать самолет на СА (циакрин) а импеллер вклеивать на эпоксидку. Я собирал весь самолет на термопистолет. Хочу немного поделиться своим небольшим опытом в этой технолгии. Как я убедился на практике – термопистолеты бывают разные. В начале взял в одном хорошем магазине какой то черный подороже. Но сколько он не грел клеевой стержень – на выходе получалась упругая «колбаска», которая может быть и сгодилась бы чтоб каплей зафиксировать провод (как это любит делать все сборщики в поднебесной), но о склеивании деталей самолета не могло идти и речи. Я уж было разочаровался в этой технологии. Но как то раз увидел в продаже веселенький желтенький термопистолетик марки wynn’s с маркировкой 80 W который был тут же приобретен. После 10 минут прогрева он начинает давать жидкий (консистенции меда) клей, который немного прожигает верхний слой 6 мм депрона и нормально прихватывает ответную деталь в течении 10 – 15 секунд после нанесения (надо не зевать - чтоб он не остыл – не отвердел). Затем имеем еще 10 -20 секунд на точное позиционирование склеиваемых деталей и через минуту после этого, клеевой шов готов к эксплуатации. Клеевые стержни оказывается тож бывают разные. Здесь в Камбодже есть только желтоватые стрежни по 10 центов за штуку и они самые лучшие. Покупал в Минске какие то белесые стержни за пол-бакса – как то не так... клей плохо пристает к деталям.. Итак, если детали Rafale вырезаны и подогнаны, на склейку планера потребуется минут 15!


8. Вклеиваем импеллер в крыло – переднюю (носовую) нижнюю деталь к крылу –боковины моторного отсека к крылу – нижнюю крышку моторного отсека к боковинам и за зуб нижней части носа – верхнюю часть фюзеляжа к крылу и импеллеру – сервомашинки в отверстия боковин. Все – сборка фюзеляжа закончена.


9. Подсоединяем тяги к сервоприводам, в моторном отсеке вдоль боковин располагаем контроллер двигателя и приемник. Передатчик настраиваем на V-миксы (оно же d- крыло). Батарею крепим в передней части моторного отсека на текстильную липучку-репейник (Velcro). Инструкция рекомендует располагать батарею поперек фюзеляжа. На мой взгляд, в таком случае батарея существенно перекрывает воздухозаборник. Может это не так страшно – самолет полетит и в таком случае, но впоследствии я стал располагать батарею вдоль, хотя это и привело к уходу ЦТ немного назад ( но это не ухудшило управляемость самолетом). Напомню рекомендованное производителем расположение ЦТ - 456мм от носа самолета..


10. Изначально, в качестве оси для заднего шасси использовался 2 мм карбоновый пруток длиной ~150 мм на котором были при помощи нитки-на-циакрине на концах , закреплены 35мм колесики. После ряда штатных приземлений карбоновый пруток обломался (т.к не предназначен для работы на излом) и был заменен велосипедной спицей, которая раза в 4 тяжелее карбона. Ось заднего шасси крепится к моторному отсеку при помощи армированного скотча. Переднюю стойку шасси сделал из двух уголков 30х30мм вырезанных из ПВХ короба и склееных между собой циакрином таким вот образом. Шасси крепится к передней части моторного отсека при помощи текстильной липучки (Velcro). Эта липучка должна уберечь фюзеляж от поломок в случае жестких посадок или если при разбеге шасси встретится с препятствием. Кстати при посадках самолета в траву, переднее шасси "отстреливается "

11. Перед запуском импеллера следует проверить надежность крепления всех проводов и всей электоники, чтоб ничего не имело шанса попасть в крыльчатку

Набор чертежей в Visio формате + схемы с размерами в jpg виде с хорошим разрешением можно скачать здесь:

Скачать чертежи авиамодели Rafale

Пару слов скажу касаемо раскраски модели. В моем случае, крыля были вырезаны из депрона в черном ламинате. На верхнюю часть крыла наклеены белые полосы шириной в 30 мм, для лучшего чтения положения самолета в воздухе. Это немного улучшило ситуацию, но если я буду строить что то похожее - верхнюю часть крыла сделаю белой, а нижнюю темной. Размах крыльев маленький - может летать быстро и вертко, поэтому к цветовому решению модели следует подходить серьезно.

 

 

На сайте TECHone имеется пять различных импеллерников

http://www.techonehobby.com/pro.asp?rc=15&typelx=40

Некоторые из них отличаются схемами управления. Как я понял из инструкции  - у F-16 - элерон и половинка элеватора, жестко закреплены на одной тяге и управляются одной сервомашикой. (то же самое на другом борту)  На мой взгляд – F-16 лучшая из моделей, которую можно переделать в «классическую» схему управления: одна машинка на элероны + одна на элеватор + одна на рудер.

Можно скачать инструкцию понравившейся модели, где есть фотографии элементов фюзеляжа. Фотографии могут иметь пространственные искажения, но зная (из той же инструкции) габариты модели (длинна - размах крыльев) несложно в графическом редакторе масштабировать фотографии таким образом, чтоб попасть в габариты. Далее уже дело техники - образмерить фото и по полученным размерам выкроить потолочку. Полагаю что если в наличии имеется 3 мм потолочка, то можно склеить ее в два слоя, и из этого переклея кроить детали.

P.S. в процессе написания этого трактата, появилась идея – а что если на тему Rafale построить Ту-144!. Главное изменение коснется верхней части фюзеляжа. Крылья придется чуток подправить, убрать передние стабилизаторы. Зато фирменные «ушки» можно будет приклеить к верхней части фюзеляжа...

Сергей (Everest)

 





Добавить комментарий

Для вопросов используйте Авиамодельный форум!
Обсуждения, желательны, там же.

Защитный код
Обновить

Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) S140 под ДВС 25-30СС
2) SANVA RD8000 40MHz сопряжение с Phoenix r/c 4 и настройка аппаратуры
3) Sopwith Tabloid
4) Не модельный юмор 2
5) Почта России
6) крепление видеопередатчика к плоской поверхности
7) ПДД и знаки
8) Не модельное но прикольное
9) Фоккер Д.7
10) Сборка 210 квадрика: F7 OMNIBUS V2 + Wraith32 4in1 ESC и т.д.
1) S140 под ДВС 25-30СС
2) SANVA RD8000 40MHz сопряжение с Phoenix r/c 4 и настройка аппаратуры - Не работает PHOENIX с SANVA RD 8000!!!!!
3) Фоккер Д.7 - На зимний конкурс 2017
4) Sopwith Tabloid
5) ANBO - I конкурс
6) Авиамодель Поликарпов Р-1 - На конкурс Эра этажерок
7) создание 3д модели авиамодели
8) Как отремонтировать квадрокоптер - Подборка советов и видеоинструкций
9) ОК Буран - Постройка модели орбитального корабля Буран
10) Продам аппаратуру Turnigy 9xr pro - Продам Б/У аппаратуру Turnigy 9xr pro