Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

Подбор моторов

TOP статьи

Оборудование

Вход



RC Передатчики
HK 2.4Ghz 6Ch

Mode 1
Кол. 35
Цена 25.10 $
Обзор


Turnigy 9X 9Ch

Mode 2
Кол. 33
Цена 59.99 $
Обзор



Электродвигатели
2205C 1400Kv

Кол. 50
Цена 11.75 $
Обзор



Turnigy 2205/34 1500Kv

Кол.
Цена $
Обзор




Сервомашинки
HXT900 9 грамм

Кол. 50
Цена 2.69 $
Обзор



HXT500 5 грамм

Кол. 50
Цена 2.49 $
Обзор




Видео и FPV
Turnigy 30FPS

Кол. -1
Цена 12.25 $
Обзор



FPV 900 200мВт

Кол. 0
Цена 54.72 $
Обзор




Home Изготовление авиамоделей Обзоры изготовления Rafale - импеллерный истребитель -своими руками
Rafale - импеллерный истребитель -своими руками
Изготовление авиамоделей - Обзор: как сделать авиамодель
Автор: Everest   

Когда то, в самом начале моей карьеры RC-пилота, на Хобби-Кинге был куплен импеллерник Рафале. Осмотрев содержимое коробки и трезво оценив свои навыки пилота, решил отложить набор на дальнюю полку до лучших времен. Уж больно хрупкими казались все эти 6-мм депроновые детальки из которых собирается планер.

Хочу заметить, что помимо деталей фюзеляжа в комплекте был двигатель с импеллером, карбоновые стрежни для тяг, пара кабанчиков, две пары завесов для флаперонов, и еще плоская карбоновая рейка для усиления крыла (лонжерон, вклеиваемый в заднюю часть крыла).

Весь этот комплект (который почему то именуется ARF– хотя по сути является китом) обошелся мне с доставкой примерно в 70$. Самое ценное в наборе это импеллер  (моторчик и крыльчатка) – если заказывать отдельно – потянут на 15$ + доставка 100г.

Хотел начать свой трактат с технологии изготовления и подбора комплектующих, но решил что читателю будет интересно узнать летные характеристики предмета нашей дискуссии.

 

Итак налетавшись на самодельной Сессне-150 (спасибо konst-у) решил, что пора расширять свойавиапарк и совершенствовать навыки работы с "потолочкой".  Образмерив детали из набора, вырезал новые из листа 6мм депрона (600 х 900 мм), оснастил электроникой и решил приделать шасси, чтоб не сразу бросать модель в воздух, а разогнаться на бетонке и попытаться почувствовать модель.

 

День испытаний. Длинная бетонная дорога. Малые расходы на передатчике HK-T6 - придерживаю аппарат за хвост - даю форсаж – отпускаю – Rafaleбыстро ускоряется – штурвал на себя – не взлетает, но быстро с ревом удаляется – перещелкиваю тумблер на большие расходы – самолет мгновенно взмывает в воздух – штурвал вправо – Rafaleрезко становится на крыло, но не сваливается, держит траекторию и прет как ракета – пытаюсь парировать крен – но теперь ставлю самолет на левое крыло – какой же он шустрый в кренах – теперь штурвал чуть вправо – выровнялись – прибираю газ – переключаюсь на малые расходы – вот теперь комфортно рулимся – завожу самолет на себя на высоте метров двадцать – совершаем проход над полосой  (все эти события уместились в десяток секунд – поэтому записаны одним предложением). Далее чуть триммирую и ловлю кайф от пилотажа. Курсовая устойчивость отменная (будет сложно крутить петли – за то бочки будут ого-го). А что же с планированием. На высоте метров 30 завожу самолет против несильного ветра над полосой и выключаю двигатель. Rafaleкажется вот –вот свалится в плоский штопор ( нос немного задран) – но нет – плавно и предсказуемо планирует по крутой глиссаде ( что то мне вспомнилась посадка «Бурана» виденная когда то по ТВ) – когда достигаем 5 метров высоты – даем тягу и проводим аппарат в метре над полосой – полный газ и самолет плавно набирает высоту для нового разворота. И здесь надо очередной раз упомянуть о звуке импеллера – он хорош на всех оборотах и изрядно добавляет зрелещности полетам.  Зрители в экстазе! Кто падает ниц , кто спасется бегством sad – безразличных нет cool

 

 

 

 

 

Надо отметить что первый мой полет закончился не совсем удачно – при очередном проходе над полосой, на приличной скорости , утыкаюсь носом в самую верхушку бетонного столба (был уверен что пройду выше : (

Последствия оказываются не столь печальными – батарея, посаженная на липучку (Velcro) – вылетает по инерции через воздухозаборник ничего не сломав по пути. Носовая часть немного потеряла свой товарный вид, но в тот же вечер была подклеена и успешно отработала еще десяток полетов, после чего была произведена трансплантация новой носовой части. Отсюда вывод – самолет живуч – при падениях основные узлы не страдают, ремонт занимает минимум времени. Поиск самолета в высокой траве так же не представляет труда – запустив турбину легко взять пеленг на потерянный борт.

Модель хорошо стартует из рук. Я приспособился ее запускать "от бедра" - удерживая самолет "за шкирку" над импеллером . Форсаж -небольшой толчок - и модель уходит без просидания. 

Теперь, если вас заинтересовала эта модель – перейдем к описанию ее постройки. Сразу оговорюсь, что разработка и все права принадлежат компании TECHone,  а задача настоящего трактата, ознакомить моделистов с летными характеристиками Rafale(для тех кто собирается приобретать модель), а для обладателей модели Rafaleот TECHoneбудет даны рекомендации и чертежи по восстановлению утраченных деталей планера.

 

Загрузив страничку сайта TECHone

http://www.techonehobby.com/

вы найдете кнопку Download– под этой кнопкой будут приведены ссылки на инструкии по сборке разнообразных моделей (в PDF-формате ). Рекомендую скачать документацию заинтересовавшей нас модели – здесь я не буду повторять ее содержание, а лишь поделюсь своим опытом.

http://www.techonehobby.com/download/rafale-new.pdf

 

 

Итак начинаем с электроники-авионики.

Первым делом - мотор под импеллер. На Хобби-Кинге имеются такие варианты

 

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_listCategoriesAndProducts.asp?catname=EDF+Motors&idCategory=355&ParentCat=59

Среди них мы выбираем те что под 64мм импеллер

 

Как мы видим двигатели различаются оборотами (и весом). Я не спец в теории, но предположу что чем больше оборотов выдает двигатель, тем большую тягу будет иметь движитель  - соответственно он будеть потреблять больше тока, что в свою очередь потребует более мощного (дорогого) контроллера ESCи более тяжелой батареи с хорошей токоотдачей..

Пойдем по пути TECHone– они комплектуют модель двигателем с 4500kv.

Похоже эта позиция на ХоббиКинге нам подойдет

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=11159

HK2627 EDF Outrunner 4300kv for 64mm

  • Specs:
  • Kv- 4300
  • Dimensions: 46 x 26mm
  • Shaft diameter: 3.0mm
  • Shaft length: 10mm
  • Voltage: 11.1V
  • Weight: 52g (1.83oz.)
  • Output Power: 280w
  • Max current(<60s): 36A
  • RPM/V: 4300
  • Thrust: 700g(24.7oz.)
  • Recommended model weight: 400-750g
  • Recommended model fans: 64mm Fans

Импеллеры на ХоббиКинге представлены в таком ассортименте:

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=11163

http://hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10934

Когда я проводил статические испытания импеллера – ток при максимуме тяги (550 гр) доходил до 32 Ампер. В полете импеллер будет потреблять меньше. Производитель рекомендует контроллер (ESC) на  25- 30А. Я же установил на модель 40А ESC, который позаимствовал у своего HK-450 вертолета. После интенсивных полетов он едва теплый, так что рекомендованного ESCна 25-30 А должено хватить.

Батареи я использую LiPol 3S  Turnigy 25Cна 1300мА/ч. Cейчас появились nano-techс током отдачи 25 – 50С, и вроде как немного легче - надо будет попробовать их.

Добавляем две сервомашинки НХТ900 на элевоны (управление самолетом осуществляется на манер летающего крыла - дельта-миксом), кабанчики, тяги – вот и весь комплект.

Бюджет проекта, не считая радиочасти, выходит в районе 50$ что вполне бюджетно, в сравнении с Rafaleв масштабе 1:1 по цене 82 - 90 миллионов $ за штуку (правда включая радиочаcть).

 

 

Затронув тему прототипа, сообщу что согласно википедии, стоимость разработки Rafale оценивается в 40 миллиардов USD . Разработка была начата в  70-х , в 1983 передана компании Dassault, а в 1986 истребитель совершил первый полет. В 2000 г был принят на вооружение.

Основные ТТХ:

 

 

Длина: 15.27 m 

 

Размах крыльев: 10.80 m 

 

Высота:5.34 m 

 

Площадь крыла: 45.7 m² 

 

Сухой вес: 9,500 - 10,196 kg

 

Вес с нагрузкой:14,016 kg

Получается что наша модель будет в масштабе 1: 18 (примерно).
Если соответствующим образом промасштабировать стоймость модели 90 000 000$ / 18 = 5 000 000 $ (то наша модель получается в 100 000 раз дешевле - что может служить весомым аргументов при общении юных моделистов с родителями с целью привлечения инвестиций под данный проект).

 


Теперь приступаем к изготовлению деталей фюзеляжа. Как я уже говорил, в этом вам поможет мануал, который мы берем на сайте производителя. Кстати это руководство сообщает нам, что вес модели с батареей будет 280-320 гр. Не знаю как так получается у разработчиков – ведь по сути это вес только одной оснастки... У меня в конечном счете полетный вес составил 500 - 520 грамм)

1. Итак размечаем на листе самую крупную деталь - крылья. Можно ее сразу вырезать, но отверстия под шипы не трогать. Эти отверстия лучше вырезать потом «по месту» когда будут готовы остальные детали с шипами.В заднюю часть крыла (недалеко от места крепления элевонов) вклеиваем пруток-лонжерон. Я использовал стекловолоконный пруток (наверно можно применить и длинные бамбучины). Хорошо бы оклеить скотчем (сверху и снизу) заднюю часть крыльев (сантиметров 15-20 от задней кромки крыла) и «пришкварить» этот скотч утюгом (на самом малом нагреве) через лист фольги.

 




2. Теперь вырезаем в «крыльях» отверстие под импеллер. Обращаю ваше внимание, что по замыслу конструкторов ось импеллера располагается чуть ниже плоскости крыла (возможно в этом есть некоторый смысл – поток отбрасываемый импеллером будет в основном идти по нижней стороне крыла). Второй важный момент – импеллер должен достаточно свободно входить в посадочное отверстие – воздуховод турбинки можно легко деформировать даже при легком проталкивании в тугое посадочное место (что впоследствии может привести к стачиванию законцовок крыльчатки о деформированный воздуховод и потере эффективности импеллера). Пока что импеллер не вклеиваем – можно зафиксировать временно на скотч - сначала мы соберем весь планер «на-сухую» а уж потом начнем склеивать

 


3. Размечаем –вырезаем верхнюю часть фюзеляжа (где кабина и киль). В соответствии с шипами – вырезаем отверстия в «крыльях». Особое внимание уделяем подгонке отверстия под импеллер.

 


4. Теперь размечаем и вырезаем нижние 4 детали планера (после того как мы вырежем люк из нижней пластины моторного отсека – деталей станет 5) . Для пущей прочности, можно обклеить скотчем размеченный депрон –потолочку, затем пришкварить утюгом, а только потом вырезать (можно конечно изменить последовательность – сначала вырезать деталь а потом обклеить ее скотчем, но в таком случае больше мароки с обрезкой скотча по краям)


5. Примеряя носовую часть и боковины моторного отсека – высекаем отверстия в «крыльях» в соответствии с шипами на деталях. Обращаю внимаение что боковины моторного отсека немного сходятся к переду и в то же время наклонены книзу. Не забываем примерить сервомашинки и подогнать их отверстия в боковинах.

 


6. Если все детали сходятся и совпадают – готовим планер к сборке. Да, на этом этапе можно вырезать элевоны. Ошкуриваем нижнюю часть примыкающую к крылу под 45° и навешиваем на скотч.

 


7. Инструкция рекомендует собирать самолет на СА (циакрин) а импеллер вклеивать на эпоксидку. Я собирал весь самолет на термопистолет. Хочу немного поделиться своим небольшим опытом в этой технолгии. Как я убедился на практике – термопистолеты бывают разные. В начале взял в одном хорошем магазине какой то черный подороже. Но сколько он не грел клеевой стержень – на выходе получалась упругая «колбаска», которая может быть и сгодилась бы чтоб каплей зафиксировать провод (как это любит делать все сборщики в поднебесной), но о склеивании деталей самолета не могло идти и речи. Я уж было разочаровался в этой технологии. Но как то раз увидел в продаже веселенький желтенький термопистолетик марки wynn’s с маркировкой 80 W который был тут же приобретен. После 10 минут прогрева он начинает давать жидкий (консистенции меда) клей, который немного прожигает верхний слой 6 мм депрона и нормально прихватывает ответную деталь в течении 10 – 15 секунд после нанесения (надо не зевать - чтоб он не остыл – не отвердел). Затем имеем еще 10 -20 секунд на точное позиционирование склеиваемых деталей и через минуту после этого, клеевой шов готов к эксплуатации. Клеевые стержни оказывается тож бывают разные. Здесь в Камбодже есть только желтоватые стрежни по 10 центов за штуку и они самые лучшие. Покупал в Минске какие то белесые стержни за пол-бакса – как то не так... клей плохо пристает к деталям.. Итак, если детали Rafale вырезаны и подогнаны, на склейку планера потребуется минут 15!


8. Вклеиваем импеллер в крыло – переднюю (носовую) нижнюю деталь к крылу –боковины моторного отсека к крылу – нижнюю крышку моторного отсека к боковинам и за зуб нижней части носа – верхнюю часть фюзеляжа к крылу и импеллеру – сервомашинки в отверстия боковин. Все – сборка фюзеляжа закончена.


9. Подсоединяем тяги к сервоприводам, в моторном отсеке вдоль боковин располагаем контроллер двигателя и приемник. Передатчик настраиваем на V-миксы (оно же d- крыло). Батарею крепим в передней части моторного отсека на текстильную липучку-репейник (Velcro). Инструкция рекомендует располагать батарею поперек фюзеляжа. На мой взгляд, в таком случае батарея существенно перекрывает воздухозаборник. Может это не так страшно – самолет полетит и в таком случае, но впоследствии я стал располагать батарею вдоль, хотя это и привело к уходу ЦТ немного назад ( но это не ухудшило управляемость самолетом). Напомню рекомендованное производителем расположение ЦТ - 456мм от носа самолета..


10. Изначально, в качестве оси для заднего шасси использовался 2 мм карбоновый пруток длиной ~150 мм на котором были при помощи нитки-на-циакрине на концах , закреплены 35мм колесики. После ряда штатных приземлений карбоновый пруток обломался (т.к не предназначен для работы на излом) и был заменен велосипедной спицей, которая раза в 4 тяжелее карбона. Ось заднего шасси крепится к моторному отсеку при помощи армированного скотча. Переднюю стойку шасси сделал из двух уголков 30х30мм вырезанных из ПВХ короба и склееных между собой циакрином таким вот образом. Шасси крепится к передней части моторного отсека при помощи текстильной липучки (Velcro). Эта липучка должна уберечь фюзеляж от поломок в случае жестких посадок или если при разбеге шасси встретится с препятствием. Кстати при посадках самолета в траву, переднее шасси "отстреливается "

11. Перед запуском импеллера следует проверить надежность крепления всех проводов и всей электоники, чтоб ничего не имело шанса попасть в крыльчатку

Набор чертежей в Visio формате + схемы с размерами в jpg виде с хорошим разрешением можно скачать здесь:

Скачать чертежи авиамодели Rafale

Пару слов скажу касаемо раскраски модели. В моем случае, крыля были вырезаны из депрона в черном ламинате. На верхнюю часть крыла наклеены белые полосы шириной в 30 мм, для лучшего чтения положения самолета в воздухе. Это немного улучшило ситуацию, но если я буду строить что то похожее - верхнюю часть крыла сделаю белой, а нижнюю темной. Размах крыльев маленький - может летать быстро и вертко, поэтому к цветовому решению модели следует подходить серьезно.

 

 

На сайте TECHone имеется пять различных импеллерников

http://www.techonehobby.com/pro.asp?rc=15&typelx=40

Некоторые из них отличаются схемами управления. Как я понял из инструкции  - у F-16 - элерон и половинка элеватора, жестко закреплены на одной тяге и управляются одной сервомашикой. (то же самое на другом борту)  На мой взгляд – F-16 лучшая из моделей, которую можно переделать в «классическую» схему управления: одна машинка на элероны + одна на элеватор + одна на рудер.

Можно скачать инструкцию понравившейся модели, где есть фотографии элементов фюзеляжа. Фотографии могут иметь пространственные искажения, но зная (из той же инструкции) габариты модели (длинна - размах крыльев) несложно в графическом редакторе масштабировать фотографии таким образом, чтоб попасть в габариты. Далее уже дело техники - образмерить фото и по полученным размерам выкроить потолочку. Полагаю что если в наличии имеется 3 мм потолочка, то можно склеить ее в два слоя, и из этого переклея кроить детали.

P.S. в процессе написания этого трактата, появилась идея – а что если на тему Rafale построить Ту-144!. Главное изменение коснется верхней части фюзеляжа. Крылья придется чуток подправить, убрать передние стабилизаторы. Зато фирменные «ушки» можно будет приклеить к верхней части фюзеляжа...

Сергей (Everest)

 





Добавить комментарий

Для вопросов используйте Авиамодельный форум!
Обсуждения, желательны, там же.

Защитный код
Обновить

Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Не модельный юмор
2) Интересные фотографии 2
3) Какой лазерный модуль купить для принтера, чтобы подложку до 6мм резат
4) Вертолет ESKY 150XP 5CH 6 Axis Gyro CC3D
5) Cessna 150 под бензин 55СС.
6) Не модельное но прикольное
7) История авиации
8) Перемотка мотора 2212
9) FLYSKY - i 6 ( т 6)
10) [Москва] Продам самолет U-CAN-DO SF с Saito-100
1) Перемотка мотора 2212 - Перемотка БК мотора 2212 на другие обороты
2) [Москва] Продам самолет U-CAN-DO SF с Saito-100
3) Вертолет ESKY 150XP 5CH 6 Axis Gyro CC3D - Верт с полетным контролером от квадрика
4) Глохнет двигатель
5) Headless режим - Как оно работает?
6) Питание мощных серв от приемника
7) Замена для 2205С - новые моторы с тягой в 1 кг
8) FPV для коптера
9) Передам в авиамодельный кружок.
10) Кто пользовался таким? - FPV мини 5.8