Мини FUNTANA своими руками (постройка объемного акробата) |
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг |
Автор: SilverRain |
Постройка и облет "Lasy Bee" (http://rc-aviation.ru/home/51-obzormakeplane/664-qq-13) позволила вернуться к незабываемым ощущениям после долгого перерыва, большое спасибо Константину за сайт и поддержку! Но строился он как игрушка и полеты "блинчиком" по кругу довольно быстро надоели, начал усложнять и пробовать летать в ветренную погоду. Вот тут и проявилось отсутствие элеронов, а хорошая устойчивость для тренера ограничивает возможности пилотажа. Хлопнув птичку пару раз о планету в перевернутом полете (к счастью, без особых последствий), дозрел окончательно: нужен другой самолет! Наткнулся на ветку РСдизайна об RAINBOW F3A с размахом 1.5м и не смог удержаться от покупки - самолет очень хороший и с большим потенциалом. Но возникла проблема с недостатком опыта - жалко будет грохнуться в первом же полете, и взлетка для него нужна настоящая - на школьном стадионе не полетаешь, а выехать на полетушки не всегда получается. Проще говоря: "Чета я очкую, Славик!" Помогла в раздумьях тема: Выбрал из множества описаний Фунтану (чертежи под размах 1м там есть): Понравился мне самолет своей технологичностью и возможностью крутить полноценный пилотаж. Размах крыльев задумал сделать 1м, чтобы можно было летать на небольших площадках (и длина стандартной углепластиковой трубки тоже 1м, т к крыло неразъемное).
Небольшое описание: Размах - 1000мм Корневая хорда - 240мм Концевая хорда -150мм Длина - 875мм Полетный вес - 550г Первым делом отправился на строительный рынок Новокосино, где закупился материалами. Для обшивки фюза прекрасно подошли листы потолочки 1000х160мм толщиной 3.5мм. Остальные элементы выполнены из листов обычной потолочки толщиной 4.5мм. Распечатал чертежи на стандартных листах и взялся за работу. Так как розового двухслойного теплона не нашел, решил скелет фюза выполнить из 5мм листа бальсы, вытащенного из загашника по такому случаю, можно было конечно склеить два листа потолочки, но уж больно долго Титан сохнет на больших листах под прессом. Стрингеры вырезаны ножом из той же 5мм бальсы. Моторама и площадка под шасси выполнена из 3мм фанеры - достаточно прочной и не тяжелой. Форма фюзеля несложная и позволяет собрать все элементы на столе. Гаргрот и капот тоже довольно технологичны - фен и потолочка творят чудеса! Где-то здесь прячется новый самолет Да, это ОН!!! Заготовки под хвостовое оперение склеены из двух слоев потолочки. Потолочка 1000х160 толщиной 3.5мм позволила обойтись без лишних швов (хорошо для веса и прочности), после прогрева феном очень легко гнется, фюзеляж с несложными обводами собирается без всяких ухищрений за пару вечеров (у меня больше времени ушло на обдумывание). В качестве лонжерона решил попробовать карбоновую трубку, обшивка крыла несущая. В оригинале крыло режется нихромовой струной под током из цельного куска пенопласта по шаблонам, а мне захотелось попробовать наборное крыло - интересно сравнить по весу. Для сохранения прочности лист потолочки по передней кромке не прочерчивал, а гнул пополам, нагревая феном на оправке. При некоторой тренировке получается довольно ровно, главное - не торопясь, лучше вдвоем: один греет феном, другой гнет. Для задней кромки крыла подошли обрезки от скелета фюзеляжа. Две половинки между собой фиксируем на эпоксидку обрезком 3мм фанеры. Элементы крыла очень удобно собирать на чертеже в натуральную величину, все силовые элементы клеил на эпоксидке-пятиминутке. Заготовка для консоли крыла с несущей обшивкой. Заготовка гнулась так: Вставка под крепление сервы на элерон. ИМХО лучше усилить элементы хвостового оперения, прочности одной потолочки явно недостаточно, при активном пилотаже у нескольких пользователей она ломалась и приводила к крашу. Решил поизвращаться с элеронами и сделать их наборными - результат понравился, они получились легкими и весьма жесткими, пожалуй не уступят резаным из целого куска по прочности, по весу - точно не уступают. Сервы на РВ и РН решил устанавливать в центроплан, а не в хвост, как в оригинальном описании - легче будет поймать центровку. Тяги выполнены из карбона+скрепки. РВ подвешен на скотч - попробовал первый раз и мне очень понравилась эта технология, а вот с элеронами получилось сложнее: ожидаемой простоты и быстроты не вышло, ни с первого раза, ни со второго. Сказались бОльшие размеры и профильное крыло: все получилось, но перед капроновыми петлями особых преимуществ скотча на элеронах я не увидел. Тем более, что по прошествии времени скотч растянулся и элероны стали совершенно непотребно болтаться. РН тоже подвесил без изысков - дискета и циакрин, по весу лучше не придумаешь! Карбоновые тяги крепятся к кабанчикам посредством скрепок с помощью термоусадки с циакрином. Фонарь планируется из бутылки, пока его заменяет муляж из потолочки. Общий вес обтянутого скотчем самоля без борта составил 260 грамм - для объемного метрового акробата мне кажется неплохо. Шасси простое из проволоки, без обтекателей - в угоду весу. На этом фото полуготовый самолет. Это полетный вес с батареей приемник 8 канальный В основном летном варианте уложился в полетный вес 550 грамм, правда АКБ пришлось сильно сдвигать в нос. Скоро в полет!!! Фонаря еще нет из-за моего недопонимания бутылочной технологии, но я стараюсь ею овладеть Борт планировался такой: Мотор 2836-880 (в оригинале Батарея 3S 1300 Облет состоялся!!! После "Lasy Bee" приходится привыкать заново. Море адреналина, до сих пор еще под впечатлением Рулится самоль отменно даже на половинных расходах - что в прямом, что в инверте, но я за ним пока не успеваю Все равно что с Жигулей пересесть на Феррари. Пробные полеты поменяли мой взгляд на ВМГ, указаная выше ориентировочна: мотор останется, а вот с винтами и батареей надо будет поиграться. Попробую уменьшить скорость при сохранении тяги - надо привыкнуть к самолету, сейчас летает быстро и эффектно, но дергано - нужен соответствующий навык. Небольшой ветер совершенно не мешает полетам из-за небольшой боковой поверхности, но при этом читается фюзеляж на удалении не очень хорошо. Про двойные расходы пока придется забыть, но зато убедился, что автор проекта не преувеличил - 3D элементы при наличии навыков самолету вполне по плечу. Расходы элеронов буду убирать еще и механически - пока во время парирование крена самоль норовит крутануть бочку, хочется более прогнозируемого поведения. Практика показала, что сервы РВ и РН перенес не зря - лишние 20 грамм в хвосте ни к чему. А вот с расположением АКБ вышла промашка: в идеале ЦТ должен находится на лонжероне, так что надо отсек под батарею дорабатывать, поэтому фото не выкладываю. Жалко, что на видео не попала взлетка - пару метров рыхлого снега. Можно было смело стартовать с руки, но обе были заняты. Хочется отметить: на известном сайте фабричный аналог из пены тяжелее и хуже по энерговооруженности, тем не менее по отзывам тоже летает неплохо , а значит потенциал у самодельного акробата есть. Желаю всем мягких посадок ! |