Самолет Ryan STA из депрона и потолочки — Паркфлаер От вынужденного безделья (когда погода ужасная и руки занять нечем), решил сделать вот такую модель самолета Ryan STA. Что-то особенное придумывать не стал, - простые материалы, достаточно простая модель и... вперед!
Готовых чертежей-выкроек нет, да и не понадобились они особо. Поскольку я не стремился сделать точную копию (потому у модели нет, например, большого количества растяжек и подпорок, а фюзеляж стал немного проще), сделал все в упрощенной форме по имеющимся чертежам в трех проекциях. Вооружившись линейкой, я измерил необходимые элементы и с помощью калькулятора пересчитал размеры под модель с размахом крыла 1300 мм.
Шпангоуты фюзеляжа усложнять не стал, шаблоны распечатал в Экселе, нарисовав эллипсы с нужными размерами.
Шаблоны для законцовок крыла, хвостового оперения, обтекателей начертил на ватмане.
Начать решил с фюзеляжа.
Шпангоуты из двойной потолочки.
Отверстия для стапеля из трубы делал пластиковой трубочкой.
Из фанеры 3 мм лобзиком выпилил 0-й (моторама) и 4-й (к нему будет прикручиваться крыло) шпангоуты. К четвертому шпангоуту приклеил клеем ПВА дополнительную площадку. Отверстия делал перьевым сверлом.
Расположил шпангоуты на трубе-стапеле.
Стрингеры выпилил из деревянных линеек и бамбуковых шпажек. Вырезы под них делал надфилем.
Вклеил стрингеры.
Как только высох клей, делаю отсек для аппаратуры. Думаю, из фотографий будет понятно, как я сделал крышку отсека (выпиливал лобзиком).
Сам отсек из потолочки.
Между 5-м и 6-м шпангоутами из двух слоев потолочки вклеиваю площадку под сервы и сразу же их вклеиваю, чтобы потом не протягивать провода.
Основание двигателя прикручиваю болтами, а гайки с обратной стороны заливаю эпоксидкой, чтобы потом без проблем снимать двигатель.
Вклеиваю боудены (сделал их из палочек от шариков).
Каркас готов, можно обшивать (обшивка – депрон 3 мм). Чтобы лучше гнулся депрон, с обратной стороны вдоль продавливаю вилкой канавки.
Для обшивки хвостовой части делаю шаблоны из бумаги.
Шпингалеты для крышки отсека с электроникой делаю по старинке – из линейки, бамбука и пружинки от ручки.
Вырезаю крышку и термопистолетом приклеиваю шпингалеты.
Когда высыхает клей обшивки, вырезаю отверстие под крыло. Из пеноплекса и фанеры делаю площадку под саморез (к нему будет прикручиваться крыло сзади) и клею изнутри к пятому шпангоуту
Выше бокового стрингера в хвостовой части делаю вырез под стабилизатор.
Законцовку фюзеляжа делаю из пеноплекса (снаружи обрабатывал ножом и наждачкой, а изнутри - художественная резьба дремелем).
Крашу законцовку акриловыми красками.
Капот хотел сделать из бутылки, но нужного диаметра не нашлось, зато были старые колготки жены и эпоксидка, сделал из них на пеноплексовом болване. Покрасил краской из баллончика, хотя маркер тоже подойдет.
Чтобы капот прикрутить – сделал в фюзеляже дополнительные площадки под саморезы (от серв).
Из пеноплекса сделал подголовник и приклеил к фюзеляжу.
Фигурка пилота и кабина не только для красоты, но и служит крышкой для серв хвоста. На фото виден процесс изготовления этой крышки и пилота. А крепиться это все будет болтом к верхнему стрингеру.
Фюзеляж обклеиваю металлическим скотчем под утюг, начиная с хвоста.
Лобовое стеклышко вырезаю из бутылки и вклеиваю на эпоксидке.
Приступаю к изготовлению крыла.
Крыло решил сделать съемным, но цельным. А еще к нему будут крепиться стойки шасси. Из бумаги вырезаю шаблоны нервюр, приклеиваю к потолочке и вырезаю.
Лонжерон из деревянной линейки, центральная часть – тоже.
Склеиваю лонжерон.
Примеряю (крепиться будет на болтик, гайка тоже на эпоксидке, как и гайки крепления мотора).
Крыло делаю по стандартной технологии, думаю, принцип очень понятен из фото.
Примеряю.
Усиливаю места под шасси кусочками фанеры и вклеиваю фанерные нервюры.
Вклеиваю лонжерон из линейки.
Принцип крепления шасси на фото, клеил эпоксидкой.
Вклеиваю сервы элеронов и закрылков.
Заклеиваю верх крыла.
Заклеиваю переднюю кромку и законцовки.
Отрезаю элероны с закрылками и шкурю их под углом 45 градусов.
Зализы из потолочки, красил акриловой краской.
Обклеиваю скотчем.
Кабанчики из строительного уголка, тяги из проволоки.
Украшаю (распечатывал на принтере).
Снизу – черные полоски скотча.
Теперь можно делать хвостовое оперение и заднее шасси.
По шаблонам вырезаю детали (депрон и потолочная плитка).
Петли делаю из ниток и кусочков линейки.
Склеиваю стабилизатор и руль высоты.
Кабанчик руля высоты из стальной проволоки, на эпоксидке.
Аналогично делаю киль и руль направления, только кабанчик из стального прута.
Обклеиваю хвостовое оперение под цвет крыла, руль направления - в полоску.
Заднее шасси – самодельное, из пенорезины, на стальной спице. Принцип крепления – на фото.
Вклеиваю стабилизатор и киль в фюзеляж. Можно сразу вклеить и хвостовое шасси.
Тяги – из бамбучин.
Приклеиваю законцовку фюзеляжа.
Украшаю номером фюзеляж.
Обтекатели передних шасси самодельные, и про них уже были статьи, а потому подробно останавливаться на них не вижу смысла – достаточно будет фотографий.
Колеса тоже самодельные – из пенорезины и пластиковых карт (про них тоже писал, приложу только фото)
Вес крыла с шасси и сервами – 326 грамм
Фюзеляж – 462 грамма
Можно собирать модель. Прикручиваю крыло.
Укладываю электронику.
Все, модель готова.
Полетный вес чуть больше килограмма.
На видео облет модели и первый полет, правда, в сильный ветер толком полетать не удалось, но обошлось без крашей, что уже радует. Спасибо Олегу за съемку!
Через пару дней, когда ветра не было, сделал центровку сдвигом аккумулятора и на ровном поле взлетел с шасси без проблем (видео к сожалению нет, был один).
Пару слов в конце: - четвертый шпангоут, к которому прикручивается крыло, лучше сделать прочней (либо два слоя фанеры, либо усиления, либо цельным + усиления) - шасси тоже желательно укрепить, сделав от центра крыла до стоек по передней кромке усиление из реечки, а кроме того, в данном месте предусмотреть крепление крыла к фюзеляжу - отверстия для шпингалетов лучше усилить проволочными скобами, чтобы не разбалтывалась крышка отсека с электроникой - хвостовое оперение можно делать тоньше, я чего-то переборщил с прочностью
Возможно, у Вас тоже будут замечания и предложения, с удовольствием прочту их в комментариях (адекватная критика всегда приветствуется)!
Спасибо что прочитали статью! Всем безветренного неба и чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок!
автор: Роман Фомин
Если вам понравилась эта статья, проголосуйте за нее тут.