Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

YouTube канал

Подбор моторов

TOP статьи

Вход



0.2 Inch 640*480 Electronic Viewfinder for Infrared Night Vision AV CVBS Input Mini Display Monitor Techone FPV Wing 900 II 960mm Wingspan Carbon Fiber Frame PP FPV Racer RC Airplane KITTransmitter Module Case Cover for 2.4G CC2500 A7105 Flysky Frsky Devo DSM2 Multiprotocol TX ModuleHeadplay SE V2 5.8G 40CH 1200*600 FPV Goggles Video Glasses Headset With DVR HDMI For RC DroneFokker Dr.I Complete Version 770mm Wingspan Balsa Wood Triplane Warbird RC AirplaneGofly-RC Falcon CP90PRO 100mm Mini RC FPV Racing Drone F3 OSD 25mW 100mW 40CH VTX Runcam Nano 650TVLXK DHC-2 DHC2 A600 5CH 3D6G Brushless RC Airplane Compatible Futaba BNF AT-30R 4K 170 Degree Wide Angle Ultra HD WiFi Sports DV FPV Action Camera With 2.4G Remote Control

RC Магазины





Home Технологии Авиамодельные Амортизируемая носовая стойка шасси
Последние комментарии

iRangeX IRX4 2.4G CC2500 NRF24L01 A7105 CYRF6936 4 IN 1 Multiprotocol STM32 TX Module With CaseTY Model NO.7 292mm Wingspan Wood Park Flyer RC Airplane KITRealacc Aluminum Suitcase Carrying Case Box For DJI Phantom 4/ DJI Phantom 4 Pro3D Stereoscopic Carbon Fiber Covering Film Black Yellow Purple For RC AirplaneSkyzone SKY-700D FPV 5.8G 32CH Diversity 7 Inch TFT Monitor DVR1.2g Super Light 1000TVL 1/4 CMOS 2.8mm Lens FOV170 Degree Mini FPV CameraDYS ELF 83mm Micro Brushless FPV Racing RC Drone F3 BLheli_S Dshot 5.8G 25MW 48CH VTX BNF RTFZeta Sky Observer Sky Lark 2m Wingspan Long Range FPV RC Airplane Kit

Амортизируемая носовая стойка шасси
Технологии моделизма - Авиамодельные технологии
Автор: grafalex   

В своей модельке Evektor Sportstar я решил сделать носовую стойку не только управляемой, но и амортизируемой. Во-первых это добавляет реалистичности модели, а во-вторых амортизатор предохраняет каркас фюзеляжа от повреждений от вибрации и ударов при жестких посадках.

alt

К сожалению оказалось, что изначальный вариант имел один серьезный недостаток - угол отклонения колеса зависел от сжатия пружинки. На момент постройки это показалось мне несущественным, но в процессе эксплуатации это вылезло мне боком. Если при посадке в на футбольное поле было без разницы в какую сторону самолет катится, то на ВПП это доставляло серьезных проблем на разбеге и пробеге. Самолет то и дело норовил повернуть куда нибудь и съехать с дорожки. Порой было обидно выйти на полетушки, полчаса собирать самолет, что бы на первом же разбеге заехать в кусты и возвращаться домой чинить переднюю стойку.

Так я мучался пока, наконец, не угробил модель :) А на ремонте задумался как же собственно можно улучшить данную конструкцию. Требования были такими:

  • независимая система подвески и руления
  • разборная конструкция
  • более удобная в эксплуатации
  • что бы мелкий ремонт, по возможности, можно было сделать прямо в поле


Я перепробовал несколько вариантов, но все они были либо сложны в изготовлении, либо ненадежны, либо громоздки/тяжелы. И уже когда я был готов отказаться от амортизатора вообще, мне в голову пришло довольно простая идея: разместить серву на подвижной платформе и обеспечить амортизацию уже самой платформы.

В итоге получилось довольно просто в изготовлении и практично в использовании. Всех поставленых целей удалось достичь. Результат можно оценить на этом видео. Несмотря на вибрарию и роллинг шаттер камеры можно рассмотреть как ходит носовая стойка. Так же через вентиляционное отверстие сбоку фюзеляжа видно (если присмотреться, конечно) как внутри ходит платформа с сервой.

">
 

Я старался не использовать экзотических материалов. В основном я обошелся линейками, столярным клеем, куском стержня от гелевой ручки и двумя пружинками от ручек с кнопочкой. Еще я использовал 2 кусочка карбонового прутка 2.5мм, но думаю его можно заменить бамбучиной. Из инструментов понадобится нож, модельная пилочка и дрель с тонкими сверлами (1, 2.5 и 4мм)

Разумеется, шасси должно опираться на некоторый каркас. В своем рассказе я опущу детали, связаные с моей реализацией каркаса моего фюзеляжа, а сфокусируюсь на том, что относятся к передней стойке.

Итак, начнем! Сначала займемся подвижной платформой. Ее я сделал из линейки. Разметил и сделал вырез под серву.

 

alt

С обратной стороны наклеил накладки поперек волокон в местах предполагаемых отверстий - это исключит раскалывание дерева вдоль волокон

alt

Просверлил необходимые отверстия. 

Платформа будет двигаться по направляющим. В принципе можно было бы просто просверлить отверстия, но я предпочел вклеить дополнительно кусочки стержня от гелевой ручки, что бы платформа легче скользила по направляющим.

alt

Сначала я хотел прикрутить серву с лицевой стороны площадки, но в этом случае качалка получалась значительно выше поверхности платформы. Идея пришла неожиданно - я закрепил серву вверх ногами и качалка оказалась на уровне накладки с изнаночной стороны.

alt

Качалку стойки я сделал из лишней качалки от сервы и колесного стоппера. От качалки отрезается все лишнее, разрезается колечко и натягивается на стоппер, после чего все это дело фиксируется циакрином. 

Тут я сделал одну ошибку - в центральном положении качалки винт смотрит в аккурат в сторону направляющей. Это доставляет некоторых трудоностей при сборке и настройке, т.к. винт нужно прикручивать при повернутом колесе. Как нибудь переделаю, что бы винт смотрел немного под углом.

Штатный винт под шестигранник я поменял на обычный винт М3 - его удобнее закручивать отверткой. Хотя можно было бы приобрести нормальную шестигранную отвертку

Тягу сделал из скрепки. Что бы качалка стойки не цеплялась за направляющие ее пришлось укоротить до трех дырочек.

alt

 

Теперь нужно сделать крепление стойки шасси. Она будет крепится в двух точках: нижняя по нижней обшивке фюзеляжа, а верхняя внутри. Чем больше разнесены эти точки тем меньше момент силы, которая хочет вывернуть эту стойку и сломать все конструкции внутри фюзеляжа. В моем случае это получилось около 70мм.

В качестве втулок я, опять же, использовал отрезки стержня гелевой ручки - в него как раз входит стойка. Сама стойка сделана из проволоки 2.5мм. Она оказалась несколько мягкой и гнулась при неудачных посадках. Я хотел было заменить ее на более пружинистую проволоку, но подумал, что более мягкий материал служит своего рода предохранительным элементом - стойка сгибается, а все внутрености остаются целыми

Крепления стойки я сделал из отрезков линейки. Место где будет отверстие под с я дополнительно укрепил небольшими накладками. Сверлим отверстие, при чем в одной детали сквозное, а в другой только углубление (я просверлил отверстие в накладке, а саму полоску не сверлил). Это нужно, что бы стойка не проткнула мне батарейку, которая у меня находится по другую сторону от полоски. Отверстие должно быть такого диаметра, что бы стержень от гелевой ручки туда входил довольно плотно.

alt

Втулки сначала пробовал клеить эпоксидкой, но оказалось что эпоксидка не клеится к пластику втулки. Пришлось дополнительно воспользоваться моментом.

Нижнее (внешнее) крепление будет съемное, поэтому я наклеил дополнительные полосочки укрепления в местах где закручиваются шурупы.

alt

Приклеил верхнее крепление к каркасу фюзеляжа

alt

Нижняя планка будет вкручиваться шурупами в небольшие брусочки. Эти же брусочки будут служить креплением для направляющих.

На фото фюзеляж расположен вверх ногами, стойка в таком положении будет торчать вверх.

alt

Самое время собрать это все в кучу. На время сборки вместо стойки и направляющих можно использовать бамбучины.

alt

Вставляем направляющие в отверстия в брусочках. Направляющие должны быть строго параллельно, иначе платформа будет застревать. Платформа должна ходить свободно.

alt

С верхней стороны направляющие фиксируются накладками на горизонтальной пластине. Накладки есть смысл приклеивать только когда направляющие уже отцентрованы.

alt

Примерка с пружинками

alt

Готовая конструкция. Бамбуковые направляющие заменил отрезками из карбонового прутка. Что бы платформа легче скользила направляющие я немного смазал вазелином.

alt

К сожалению оказалось, что для крепления платформы необходимо 2 стопера: один совмещен с качалкой, а второй с другой стороны платформы. Это несколько неудобно в обслуживании.

alt

Выход нашелся достаточно простой - можно перевернуть платформу качалкой к колесу и тогда нужен только один стоппер, он же качалка стойки.

alt

Вид со стороны батарейного отсека (сверху)

alt

Вот небольшое видео как это все работает (тяжело одной рукой снимать, а другой пытаться чтото там крутить :) )

">

Финальный штрих - небольшие окошки в днище фюзеляжа. Окошки закрыты потолочкой и заклеены скотчем. При необходимости окошки раскрываются и через них можно собирать/разбирать все конструкцию. Разборка занимает всего пару минут, сборка (матюкаясь) минут 5-10.

alt

Что бы доступаться отверткой к винту на качалке я сделал еще одно небольшое окошко сбоку фюзеляжа (в первый раз промахнулся, правда).

alt

Пару слов об эксплуатации. Прежде всего дополнительные детали это вес. Впрочем, все запчасти весят всего 12г (не считая фермы), из которых пятиграмовая серва весит около 8 :) Для модели с полетным весом в 700г это немного, тем более что серву все равно нужно было ставить.

alt

В целом после перехода на новую систему за несколько месяцев полетушек у меня небыло ни одной серьезной аварии связаной с шасси (грубые посадки не в счет). Самолет на земле рулится отлично. Бывает, от сильной вибрации или ударов стойку немного сворачивает, но обычно это лечится просто выгибанием стойки на место.

Поскольку качалка сервы с качалкой стойки связаны жестко, шестерни сервы подвергаются всяческим неблагоприятным воздействиям. Благо запасные шестерни стоят копейки. Впрочем от одного креша у меня слизался один зуб на одной из шестерен. Вылечилось это просто поворотом шестерни, что бы этот зуб не использовался. Уже больше месяца так летает.

Бывало, что после вроде бы нормальной посадки шасси сворачивало. Причина стала понятна после просмотра вот этого видео

">

Оказалось, что боковой ветер сносил модель в бок полосы. Я это замечал слишком поздно и в самый последний момент пытался вырулить руддером. Поскольку руддер и колесо были на одном канале, то носовая стойка при ударе страдала. Передняя центровка добавляла повреждений.

Поняв это, я в посадочном режиме отключил микс руддера на носовое колесо. Теперь как бы я не крутил РН, колесо у меня всегда ровно. Иногда выкатываюсь с ВПП, но это не так фатально. Есть стимул учиться сажать правильно, точно по оси полосы.

Резюме

Модели без шасси, безусловно, имеют право на жизнь. Но если хочется реалистичности, то модель обязательно должна быть на колесах. При чем эти колеса должны управляться, иначе это не сильно продвигает модель в сравнении с бесколесным вариантом. Ну а самый кайф это амортизированое шасси. Это не только добавляет эффектности, когда модель покачивается на рулении, но еще и защищает каркас от вибраций. Это особенно актуально для маленьких моделей, когда размеры камешков на ВПП сопоставимы с размером колеса.  

Конечно же любое шасси требует от пилота определенных навыков взлета и, особенно, посадки. Немного нюансов посадки я описал в статье про шасси для цессны. Обязательно прочитайте эту статью, и, по возможности, книгу Сергея Саломахина "Учебник Виртуального Пилота" - там про большие самолеты, но большая часть применима и к моделям.

Шасси так же накладывает определенные требования к качеству ВПП. Мне даже пришлось перебазироваться на другой стадион с более ровными дорожками. Но это все не зависит от конструкции шасси. 

В этой статье я рассказал о своем опыте изготовления амортизирующей носовой стойки шасси для авиамодели весом 500-1000г. Конструкция проста в изготовлении, не требует редких материалов и сложных инструментов. Что бы повторить мой опыт не потребуется много времени. Такая носовая стойка неприхотлива в обращении, практически не требует вмешательства и ремонтов. 

Для обсуждения статьи велкам в тему про сам самолет.

 





Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Интересности с АлиЭкспрес
2) Обзор DJI Mavic 2 Enterprise Dual
3) Помогите собрать дрон
4) Чертежи
5) Настольная циркулярка
6) Скидки на RC товары
7) Не модельное но прикольное
8) Почта России
9) Недособранный квадрокоптер.
10) Як 54 от голдвинга
1) Чертежи
2) Помогите собрать дрон - Нужен взгляд знающего человека
3) Недособранный квадрокоптер. - Подаю почти готовый коптер
4) Як 54 от голдвинга
5) Винты СССР 200х100 оптом. - Винты авиамодельные
6) Пульт FlySky FS-T4B, хватает батареек на один полет
7) Необычные ЧПУ станки моделистов - Собираем интересные станочки
8) После падения мотор не хочет работать
9) Переделываю машинку с 27 mhz на 2.4 ghz - с 27 mhz на 2.4 ghz
10) Продам HobbyKng 2.4Ghz 6Ch, серв,двигатели, импеллерный двигатель и тд - Продажа частей, для самодельных самолётов.