САХ и геометрия авиамодели
Юрий Арзуманян
(yuri_la)
Данная статья является завершающей в «трилогии», посвященной расчету Средней Аэродинамической Хорды (САХ) крыла. Она была начата статьей «Расчет САХ крыла с криволинейным контуром» и была продолжена в статье «Расчет САХ. Второе приближение». Таким образом, я выполняю свое обещание рассказать о расчете САХ секционного крыла, данное во второй статье, и завершаю этим данную «трилогию».
Прежде чем перейти к предмету статьи стоит отметить, что расчет САХ не является для моделиста самоцелью, это скорее инструмент для определения правильной центровки модели. А если пойти еще дальше, то для самостоятельно проектируемой модели самолета такой расчет необходим для правильного выбора ее геометрии. Поэтому здесь я бы еще хотел перекинуть мостик к этой самой следующей теме, которую в рамках одной короткой статьи осветить невозможно. Эта тема особенно важна, поскольку тянет за собой устойчивость и управляемость модели хотя бы, для начала, в вертикальной плоскости (в канале тангажа), то есть в значительной мере отвечает на вопрос «как же оно полетит, то, что мы построили»?
Начнем все же с секционного крыла. Одновременно мы захватим и метод расчета САХ для крыла с поперечным углом V. Итак, возьмем для примера крыло с двойным изломом, характерное для планеров и других свободнолетающих моделей. Я изложу алгоритм расчета, и надеюсь, что читатель уже самостоятельно справится с задачей, если число секций крыла будет не две, а три или более. Например, третьей секцией консоли можно в ряде случаев считать законцовку крыла, если она достаточно выражена и имеет такие размеры, что пренебречь ею нежелательно.
Конфигурацию крыла в плане примем трапециевидной, так как такая форма является наиболее распространенной. Как быть в случае если конфигурация крыла в плане имеет криволинейный контур, мы знаем из первой статьи. Смотрим на Рис. 1.
Рис. 1. Конфигурация двухсекционного крыла с двойным поперечным изломом
|