Шершень – тренер с ДВС |
Изготовление авиамоделей - Обзор: как сделать авиамодель |
Автор: Administrator |
Юрий Арзуманян (yuri_la)
Рис. 1. Модель самолета Шершень Прежде чем приступить к обзору данного самолета, сразу хочу уточнить, что это самолет небольшого размера. Его, пожалуй, можно назвать «мелкий» ДВС-тренер.
Идея такого самолета возникла давно, но я все откладывал ее «на потом», поскольку «стандартные» и даже экстремально модернизированные ДВС-тренеры с размахом 1400 – 1600 мм (40-го класса) в ангаре присутствовали. А хотелось как раз небольшой самолет по типу электрического Чирка только с ДВС. Поэтому, когда на ХоббиКинге появился моторчик
Рис. 2. Мотор АР 0.15 Hornet Название самолета родилось естественным образом. Решил, что он будет называться так, как называется движок (Hornet – Шершень). Правда, сердитого жужжания от мотора не ожидалось, скорее визга… Тем не менее, это не бесшумная электричка, поэтому я счел название оправданным. Конечно, мелкие моторы более капризны и сложны в настройке, но, как я уже писал ранее про выбор ДВС, цена вопроса, на мой взгляд, в этом деле играет далеко не последнюю роль. Кроме того, самолет небольших размеров (в данном случае чуть больше метра) можно переносить хоть в авоське, топлива он требует мало, что сказывается на величине груза, доставляемого на полеты. Да и для бюджета это существенно. Мне хотелось сделать самолет, который бы в дальнейшем мог бы быть использован скорее как прототип (а не просто повторен) теми моделистами, которые решили попробовать себя в ДВС-направлении, предполагая при этом, что они уже имеют некоторый начальный опыт самостоятельной постройки моделей.
Некоторое время я колебался в выборе между верхнепланом и низкопланом, но в конечном итоге остановился на последнем. Далее, самым простым для меня было бы взять за основу обводы того же Чирка, как гарантированно хорошо летающего самолета, и доработать конструкцию под ДВС. Но мне хотелось сэкономить время на постройку, и я стал рассматривать покупку какого-нибудь набора с готовой нарезкой деталей. В результате поисков набрел на такой В целом впечатления от набора Эскорта смешанные. Качество материала неплохое. Чертеж в натуральную величину имеется. Но пару листочков текста назвать «Инструкцией по сборке» язык не повернется. На чертеже модель изображена с шасси. Однако ни стойки шасси, ни колес в наборе нет. Есть и «косяки» в самом чертеже. Например, руль направления изображен так, что он прорезает руль высоты. То есть проходит сквозь него. Даже если РН как такового нет, а есть просто киль (что и предусмотрено для Эскорта), то все равно он должен заканчиваться выше РВ, который выполнен не разрезным, а сплошной пластиной. Тем не менее, как набор заготовок, при условии, что у вас есть и другие материалы, та же бальза и фанера, а также прочие обычные комплектующие, его использовать можно. Да, и желательно иметь опыт постройки моделей из дерева! Правда, тогда разработчики набора смогут с чистой совестью сказать: «Так зачем вам подробный чертеж и детальная инструкция? Вы же и сами все знаете!» Поэтому, если кто-то из вас захочет приобрести этот набор и построить Эскорт, то существенной рекомендацией мне представляется только увеличение плеча хвостового оперения для более четкого и стабильного полета. Остальное можно делать по чертежу (с учетом замечания по РН), если разберетесь в нем и в «инструкции» по сборке. Впрочем, основные размерения получившейся модели я приведу ниже. Еще из существенных изменений стоит отметить использование двух раздельных сервомашинок на элеронах, вместо одной. Но это дело хозяйское. От торсионного привода элеронов лично я отказываюсь повсеместно. По случаю мне достались машинки от Horizon Hobby, которых на самом сайте не нашел, поэтому ссылку дать не могу. Усилие у них – 2 кг. Их и поставил на элероны и РВ. Но можно поставить и популярные НХТ 900. Это не 3D самолет, углы отклонения управляющих аэродинамических поверхностей будут невелики, площадь их мала, поэтому я полагаю, что усилия машинок хватит.
К слову, у меня нет моделей, которые не управляются по курсу. Я уже и представить себе не могу модель без РН, настолько я привык к полноценному управлению по всем каналам. Поэтому РН в измененной конструкции присутствует. Форму вертикального хвостового оперения при этом несколько изменил, площадь увеличил. Из несущественных изменений – использование стандартного топливного Стойка шасси установлена проволочная, хотя чертежом предусмотрена стойка из пластины (которой нет в комплекте). Пружинящие стойки, как мне кажется, больше подходят для наших «аэродромов».
Фюзеляж у Эскорта должен был быть коробчатого почти квадратного сечения, на котором фонарь кабины смотрелся бы неким несуразным нашлепком. Одним словом, если бы я следовал чертежу, то с учетом проволочной стойки шасси самолет должен был бы выглядеть примерно как
Рис. 3. Самолет Скай Рейдер
Аналогично выглядит и Изготовление начал с крыла. Причем начал с силового лонжерона. Рейки для полок лонжерона взял сосновые сечением 4 х 4 мм. К слову, в наборе шли рейки сечением 6 х 6 мм. Это избыточно. Далее изготовил соединительную пластину (стенку), задающую поперечное V-крыла. Угол V примерно 3 градуса. Рейки сточил на ус и приклеил к соединительной пластине, дополнительно подмотав всю конструкцию синтетической ниткой. Основной клей для сборки моделей – аналог нашего ПВА, только от UHU. Кое-где использован циакрин. Получился такой лонжерон.
Рис. 4. Силовой лонжерон крыла
Нервюры основного силового набора вырезаны из бальзовой пластины, толщиной 1,5 мм. В качестве шаблона нервюры взял, правда, одну из набора, чтобы не заморачиваться построением профиля, но саму ее не использовал. Нервюры вырезал вот таким
Вырезанные нервюры обработал в пачке. В пачке же прорезал пазы для полок силового лонжерона крыла. На снимке вы видите вот такие
Рис. 5. Нервюры крыла Фиксация крыла в фюзеляже осуществляется центральной полунервюрой с «клювиком». Она изготовлена из двух слоев «фруктовой» фанеры. Как я уже писал, вообще все нервюры изготовлены заново. «Клювик» просто приклеен к лонжерону крыла. Место стыка усилено накладками из бальзы.
Рис. 6. «Клювик» Далее собрал силовой набор крыла на лонжероне.
Рис. 7. Силовой набор крыла Задняя кромка из бальзовой рейки сечением 10 х 6 мм. В ней прорезаны пазы для хвостиков нервюр. Передняя кромка делается из двух таких же реек, но поставленных «на попа».
Рис. 8. Зашивка лобика крыла снизу Первая рейка клеится встык к носикам нервюр. Можно использовать просто полоску из бальзы, но мне для выдерживания профиля понадобилось использовать рейку. Потом она обрабатывается под профиль, а затем крыло спереди до лонжерона зашивается пластинами бальзы толщиной 1 мм, закрывая эту рейку. К ней уже клеится вторая рейка и уже после этого лобик крыла окончательно профилируется и ошкуривается.
Рис. 9. Профилирование лобика крыла На нервюры наклеены полки из полосок бальзы. Центроплан крыла зашивается полностью пластинами бальзы. Там, где в крыле будут отверстия для пластиковых крепежных винтов, вклеены кусочки пеноплекса для экономии бальзы. Они предохраняют бальзовую зашивку центроплана от продавливания, при затягивании винтов для фиксации крыла в фюзеляже.
Рис. 10. Полки нервюр и зашивка центроплана Законцовки выполнены из пластин бальзы. Можно было здесь установить подкрепляющие косынки и все затянуть пленкой. Но я решил поэкспериментировать и наклеил снизу подложку под ламинат.
Рис. 11. Законцовка крыла А сверху наклеен пеноплекс и вся законцовка затем обработана под профиль крыла. Элероны выполнены по «потолочной» технологии из двух бальзовых пластин, между которыми вклеена передняя кромка из бальзовой рейки 10 х 6 мм. Ширина элеронов у Шершня больше, чем это предусматривалось для Эскорта. Конструкция Эскорта предусматривает цельные элероны из пластин бальзы.
Рис. 12. Заготовки элеронов Профиль элеронов клиновидный. Для дополнительной жесткости заполнил внутреннее пространство элеронов пластинами из подложки под ламинат.
Рис. 13. Заготовки элеронов с заполнением Затем зашил элероны верхним слоем бальзы и закрыл торцы. С передней кромки элерона сняты фаски, чтобы элероны могли отклоняться на нужный угол.
Рис. 14. Готовые элероны
Элероны навешены на На следующем снимке видны площадки под сервомашинки элеронов. Они сделаны из «фруктовой» фанеры и полосок бальзы.
Рис. 15. Площадки под сервомашинки элеронов Элероны здесь покрашены в желтый цвет. Дело в том, что поначалу я планировал сделать элероны черно-желто-полосатыми. Черно-желтую гамму цветов выбрал исходя из названия модели. Поэтому после окраски в желтый цвет стал делать черные полосы. Но краска затекла под маскирующий скотч, и мне пришлось отбросить эту затею и закрасить элероны целиком черным цветом. Отделка моделей никогда не была моей сильной стороной! С пленкой тоже вышла незадача.
Рис. 16. Обтяжка крыла пленкой (проба) Здесь пленка для оклейки учебников. Она прозрачная и обтягивать ею модель можно. Получается неплохо. Но вот потом я ее покрасил из баллончика в желтый цвет. Результат мне поначалу понравился. Только когда я на нее тоже наклеил маскирующий малярный скотч, краска отодралась вместе с этим скотчем! В итоге все крыло оклеено заново лавсановой пленкой. Она, к сожалению, полупрозрачная. Низ крыла, правда, сделал зеленым, для различения положения модели в воздухе.
Рис. 17. Привод элеронов
Сервомашинки элеронов устанавливаются на пластиковые площадки (достались готовые), которые затем крепятся к крылу шурупчиками. Кабанчики примерно Хвостовое оперение наборное, выполнено из бальзовых реек, сечением 10 х 6 мм.
Рис. 18. Киль с РН Руль высоты и руль направления из сплошных пластин такой же толщины. Можно было сделать их наборными, но при их небольших размерах я бы не получил никакого выигрыша в весе, зато трудоемкость изготовления существенно бы возросла.
Рис. 19. Стабилизатор с РВ
Петли навески РВ и РН решил сделать из
А потом окончательно прорезал паз с помощью вот такой ручной
Рис. 20. Ручная пилка с ХК Очень часто ею пользуюсь, рекомендую. Для изготовления деталей фюзеляжа я все же использовал некоторые детали из набора. Это подмоторная пластина из толстой фанеры. Она использована без доработок. Вырез под установку мотора в самый раз. Моторный шпангоут (фаервол) следовало бы сделать новый, так как форма фюзеляжа в сечении не квадратная, а овальная сверху. Вышел из положения, добавив накладку нужной формы, заодно закрыв большую дыру под горловину бака, и оставив только два маленьких отверстия под топливные трубки.
Рис. 21. Силовой каркас фюзеляжа В первом шпангоуте подрезан проем под бачок, так как он не круглой формы. Боковые накладки-щечки практически без доработки, за исключением дополнительных пазов под горизонтальную платформу для установки электроники и косого выреза под второй шпангоут, который формирует кабину.
Рис. 22. Второй шпангоут из набора (не использован) Второй шпангоут сделан заново.
Рис. 23. Второй шпангоут. Толстую фанерку под плоскую стойку шасси тоже можно было бы не ставить, так как у меня стойка проволочная. Но решил оставить, просто добавил снизу фанерную площадку, полностью закрывающую передний отсек. Платформа под установку электроники сделана заново и на всю длину отсека, замыкая силовой набор.
Рис. 24. Площадка электроники После добавления накладок на моторный и первый шпангоуты, зашил передний гаргрот бальзой.
Рис. 25. Передний гаргрот На следующем снимке третий и четвертый шпангоуты, а также стойки шасси и стрингер поддержки гагрота за кабиной. На шпангоутах видны отверстия для боуденов тяг управления хвостовым оперением. Тяга РВ идет строго по оси фюзеляжа и выходит в хвосте ниже РВ. На моделях со сплошным РВ я так делаю всегда.
Рис. 26. Шпангоуты 3 и 4, стойки шасси, стрингер
Хвостовая стойка шасси неуправляемая. Своим свободным концом она заходит в отверстие в днище фюзеляжа и фиксируется пластиковой
Рис. 27. Крепление стойки шасси После сборки силового каркаса фюзеляжа приклеиваются боковины из бальзы толщиной 1,5 мм. Как сказано выше, фюзеляж я удлинил, по сравнению с чертежом. Далее, в комплекте шли толстые пластины для боковин из бальзы, я же использовал тонкие, так как для Эскорта не предусмотрено силового набора в хвостовой части, и он квадратного сечения, а у меня три шпангоута за кабиной и стрингер поддержки гаргрота.
Рис. 28. Зашивка боковин фюзеляжа Важным замечанием является то, что хвостовые шпангоуты я делал по месту. И для примерки я их делал сначала из потолочки. Намечал в них отверстия для прокладки боуденов, проверял контур (овальность) гаргрота и только потом по получившимся шаблонам вырезал «настоящие» шпангоуты из фанеры. Такую технологию предварительного макетирования с использованием потолочки нахожу очень удобной.
Рис. 29. Примерка шаблона шпангоута Хвостовая часть фюзеляжа в зоне установки хвостового оперения заполнена пеноплексом. Потом эта часть закроется гаргротом.
Рис. 30. Хвостовая часть фюзеляжа Здесь стабилизатор обтянут пленкой, которая потом была удалена. Днище фюзеляжа за крылом я для большей жесткости также сначала заполнил пластиной из подложки под ламинат, а уже потом наклеил на нее бальзовую пластину.
Рис. 31. Зашивка днища фюзеляжа Далее на клею устанавливаются хвостовые шпангоуты и стрингер. Хвостовое оперение еще не вклеено. Оно установлено для проверки и фиксации геометрии фюзеляжа.
Рис. 32. Силовой набор хвостовой части фюзеляжа После сборки фюзеляжа примеряем фонарь кабины. Собственно, заготовка фонаря у меня имелась и форма гаргрота за фонарем, а, следовательно, и хвостовых шпангоутов, подгонялась под фонарь. Но фонарь очень удачно подошел этой модели и проблем не возникло.
Рис. 33. Примерка фонаря кабины Гаргрот за кабиной из тонкой пластины бальзы, которую я гнул на болванке фюзеляжа (от другой модели). На этой же болванке разметил и прорезал паз под киль в гаргроте.
Рис. 34. Вырез в гаргроте под киль
До зашивки гаргрота проложил боудены для управления РВ и РН. Боудены сначала хотел использовать
Рис. 35. Примерка Фюзеляж покрасил желтой краской из баллончика. Установил электронику. Здесь видно, как выглядит отсек электроники сверху при снятом фонаре кабины.
Рис. 36. Кабина со снятым фонарем А так выглядит отсек оборудования при виде снизу со снятым крылом. Бортовая батарея установлена на липучке и дополнительно стянута лентой. Для включения питания установлен выключатель борта.
Рис. 37. Отсек оборудования (крыло снято) Крепление крыла к фюзеляжу осуществляется двумя пластиковыми болтами (видны на снимке). Они вворачиваются в грибковые закладные гайки. На следующем рисунке общий вид самолета сверху. Весь низ фюзеляжа покрашен в черный цвет.
Рис. 38. Шершень. Вид сверху Размах крыла – 1080 мм. Общая длина - 900 мм. Хорда крыла – 220 мм. Сухой вес (без топлива) -860 грамм. Нагрузка на крыло около 40 грамм на квадратный дециметр. Стоит заметить, что если бы самолет строился с нуля, без заимствования некоторых конструктивных элементов из набора, и следования заложенной силовой схеме, то можно было бы сделать его легче грамм на 50-60. Начальная центровка примерно 25% САХ. Мотор обкатан. Однако при облете, к сожалению, произошла неприятность. Товарищ, который по моей просьбе мне ассистировал, триммировал самолет, стоя за моей спиной. Триммирование по рулю высоты прошло нормально, а по элеронам… Одним словом, самолет упал. Потом, глянув на пульт, я увидел, что триммирование было в противоположную сторону. Видео облета здесь:
Разрушения в результате падения не катастрофические, но когда займусь ремонтом – сказать не могу. Тем не менее, по ощущениям летит самолет совершенно нормально, как и должен тренер. Более мощный мотор ему не нужен. Этот в самый раз. Для обсуждения данного самолета на форуме открыта Обсуждение тренера Шершень. Успехов в творчестве! |