Планер в самолет - DIY |
Обзоры - Планеры |
Автор: Юрий |
Рубль под хвост … и полетели Переделка самой массовой авиамодели в истории России - метательного планера в радиоуправляемый самолет. В июне, когда я вышел на работе на перекур я заметил, как на детской площадке через дорогу пацан лет 7-8 кидает симпатичный планерок из ЕПП. Меня тут же посетила мысль, а откуда он его взял? Вряд ли его родители дошли до того уровня, что все можно купить на АЛИ, авиамодельных магазинов по близости не было. И очень мало вероятно, что он с папой посещал один из них. Загадка природы, однако. Через пару недель я обнаружил, что похожий самолетик продается в газетном киоске на Окт поле. Через месяц я заглянул в десяток киосков по дороге на работу - самолетики были вывешены на стекло в 7 из них. Это означало, что они пользуются хорошим спросом. Кто-то очень не глупый привез ну очень болшую партию этих игрушек, да еще и умудрился без рекламы пропихнуть их на газетный рынок. ПРименив секретную арифметическую формулу, я прикинул, что только в Москве за лето этих самолетиков было продано минимум тысяч сто, а то и больше... Получалось, что этот безымянный китайский планерочек стал самой массовой авиамоделью в России. Отказать себе в удовольствие, сделать из САМОГО массового планера модель не убиваемого радиоуправляемого самолета, я не смог.
В конце августа, возвращаясь с работы, на Савеловском вокзале я наткнулся на мужика, который торговал с рук этими игрушками, видимо, не от хорошей жизни. Цена в 300 рублей показалась мне адекватной и я приобрёл у него игрушку.
Потом в киоске я видел похожую модель за 546 рублей. Тут меня бесы подбили зайти на Али и сравнить цены. Мой планерок стоил там около 3 баксов, за 582 рубля, я заказал 4 модели. Две с размахом крыльев 48 см и две с размахом крыльев 34 см. Зачем мне это надо, легко отвечу – планерочек очень хороший подарок на ДР кому-нибудь из моих коллег. Они с удовольствием покидают его со своими детьми. Немного о самой модельке. Модель очень компактна - продается в разобранном виде, собирается за полминуты, вставляете крыло в фюзеляж и полетели. В пластмассовой кабине находится светодиодная мигалка с батарейками. Включив бортовую иллюминацию планер прикольно покидать в сумерки. Сначала планер немного покидал на даче, чтобы убедится, что он действительно летает. Убедился, игрушка хорошо планирует. Идеальное развлечение для гостей на даче, после шашлыка и коньяка покидать планерок друг другу. Планер лёгкий, стекло машине не разобьёт, это точно. Сломать его даже после коньяка НУ очень сложно. Было проведенно несколько тестовых запусков планера в кирпичную стену. Ни стена, ни планер не пострадали. Так же вечером, планер покидали с включённой иллюминацией. Замечательно, сразу найти его в темноте легко, хорошо видно место приземления. До кучи поснимал ночные полёты металки в режиме «фриз лайт». Гостей, для проверки их реакции на новое развлечение, я так не дождался, руки чесались начать переделку игрушки. Запаса комплектующих должно было хватить, несколько лет назад мне всё хотелось сделать сверх лёгкую модель весом менее 100 граммов, вот и назаказывал всякой мелочи. Но тогда я смог уложиться только в узаконенные 250 граммов. Так, что был шансик воплотить 100 граммовую мечту. Для начала взвесил планер, 44 грамма. С выбором материала, из которого будут изготовлены рули и элероны заморачиваться не стал, был 5-и миллиметровый депрон – подложка под ламинат. Продается в Оби или Леруа. Потолочная плитка лежала в дальнем углу мастерской – за ней не полез. В Петровиче продается тоже: https://moscow.petrovich.ru/catalog/20556/152066/?gclid=Cj0KCQjwof3cBRD9ARIsAP8x70Npud6bA_qbjyfBzoCm0egZ1i4TKzfFxG40Yw8JIDjCO40njmQOsJIaAn5REALw_wcB Для начала займёмся укреплением крыла. Влеиваем 3-х мм-ю карбоновую трубку на растоянии 2-3 см от передней кромки крыла. Сначала делаем два параллельных надреза на глубину 3мм, после этого подрезаем пенопласт, чтобы получилась канавка. Обильно смазваем трубку клеем и вминаем её в канавку. Лишний клей скатываем катышками. Вырезаем рули и элероны. Прикинул размеры, разметил ручкой на депроне заготовки. Вырезал по металлической линейке. Депрон хорошо режется обычным канцелярским ножем. Не надо никаких сверх острых скальпелей покупать. Теперь чурбачком, который завернут в мелкую шкурку доводим заготовки до округлой формы (более или менее обтекаемой). Теперь ищем в бардаке/в мастерской трёх дюймовую дискету, из неё будем делать петли, на которые повесим рули. В торце рулей делаем надрезы глубиной 10-15 мм, в них будут вклеены петли. Из дискеты вырезаем полоски, острым шурупом наносим перфорацию. С ней петля вклеивается в депрон на мертво. Клеем Титан или его аналогом промазываем прорези для петель, для этого удобно использовать зубочистку. Вклеиваем полоски/петли. Элеватор на всякий случай усилил, вклеил карбоновый пруток. Делаем такие же прорези в крыле/стабилизаторе и вклеиваем в него петли. Руль подвешен. Теперь делаем кабанчики для тяг. Тут нам понадобится деревянная линейка (один из основных материало авиамоделиста). Высота кабанчика 15-16 мм, вырезаем канцелярским ножем заготовки. Сверлим парочку отверстий под диаметр стальной проволоки, из которой будет сделан наконечник тяги. Склеиваем вертикальную часть с основанием. Клеить лучше циакрином. Доводим на шкурке форму кабанчика до обтекаемойJШкурка – основной инструмент, если что не так, то всегда можно зашкурить. Вклеиваем кабанчики в рули – или нет ещё рано:(. Вклеивать будем после установки серв. Прикладываем сервомашинку к фюзеляжу и обводим её ручкой. Канцелярским ножем вырезаем прямоуголное углубление. Втыкаем сервомашинку в отверстие, предварительная устновка завершена. Тяги сделаны из кабонового прутка – короткие из прутка диаметром 1 мм, длинные из 2 мм-го. Прикладываем пруток к серве и отмечаем место на руле, куда удобно вклеить кабанчик. Вклеиваем кабанчик. Делаем отметку на прутке надвилем, по отверстию в кабанчике. Отпиливаем надвилем по отметке. Наконечники тяг сгибаем из стальной проволоки диаметром около 1 мм. Наконечники приматываем к прутку ниткой, смазываем клеем, тут лучше использовать Титан. Ждём пока клей высохнет. Теперь можно установить тягу. Тяги установлены, не очень эстетично получилось, но как сделать по другому, я пока не придумал. Фонарь кабины легко отделяется от фюзеляжа, он приклеен четырьмя капельками клея. Самая сложная работа – вывести провода сервомашинок через отверстие в кабину. После этой операции припаиваем две сервы, которые будут управлять элеронами, к одному разьему. Можно, конечно, купить Y-кабель, но модель и так получается тяжёлой. В кабине вырезаем углубление под аккумулятор. 300 мА-й аккумулятор Турниги помещается идеально. Плавно перейдём к моторной группе. Двигатель НК 1610/3400 Кv– весит около 4 г. Моторама сделана из деревянной линейки, она приклеена к стойке, которая тоже вырезана из линейки. Двигатель крепится к мотораме на 4-х микрошурупах. Потом стойка обклеена пенопластом. Винт 5*4,3 дюйма, поставил первый попавшийся. Стойка просто втыкается в прорезь в фюзеляже – крепление временное. Надо было понять – полетит или не полетит в принципе в этим углом выкоса. В будущем она будет закреплена более надёжно. Регулятор Турниги 6А, припаян к двигателю. Долго думал, куда пристроить большой приёмник. Всё оказалось более чем просто, выкрутил стойку из-под фонаря, под него и получилось спрятать приёмник и провода. Даже светодиодную иллюминацию снимать не пришлось.
Оставалось прикрепить кабину обратно. Тут я вспомнил одну древнекитайскую мудрость. «Всё можно починить с помощью скотча, а что нельзя починить, то можно посчинить большим количеством скотча!”—перевод не очень точный. Кабина с приемником внутри перед полетом приклеивается к фюзу скотчем.
PS: Когда взвесил модель со всем шмурдяком на борту – сильно расстроился. 116 граммов получилось. Не уложился в 100, блин,НО детальки уже едут из Китая, следующая модель будет весить 101 грамм. Первые полёты Продолжение следует
ТТХ модели: Длина: 46 см Размах: 48 см Площадь крыла около: 4 дм кв Вес планера: 44 грамма Вес самолёта: 116 граммов |