Полеты. Это заключительная часть-венец нашего творения, и поэтому очень волнительна. Как поведет себя самолет? Будет устойчив или будет рыскать в полете? Каков будет взлет? А посадка? Посадочная скорость очень высока, механизация крыла отсутствует в принципе, а шасси такое нежное… Вот только часть вопросов, которые задаешь себе на первом этапе предполетной подготовки. Центровка! Обязательно нужно проверить центровку. Вот главный и основной стержень свободнолетающей, да и не только, модели. По старому своему опыту я быстро определил центровку. Она оказалась чуть-чуть задней, и я оставил ее без изменения. А зря. В авиации нет мелочей! Для начала всегда нужно загружать нос и давать, наоборот, чуть переднюю центровку. Модель в полете становится немного вялой на вертикалях, но дает возможность в первом ее полете определить устойчивость модели, почувствовать, и наверняка не разбить ее.
Сначала модель триммирую с помощью аппаратуры, т.е. подправляю все подвижные части крыла, стабилизатора и киля. Подвижные части должны находиться в своих плоскостях. Нужно, чтобы на пульте, где триммируем поверхности, оставался дополнительный ход, т.к. в последующем нужно будет еще повторить этот процесс, но уже в полете. Проверяю ход элеронов, руля высоты и руля направления. Все работает. Постепенно увеличиваю обороты двигателя, но не до полного газа. Начинаю делать небольшие пробежки по асфальту. Вроде все получается. Быстро, но не резко перевожу ручку газа до полных оборотов, и модель молниеносно взмывает вверх. Высота это хорошо, т.к. всегда можно исправить ошибку пилотирования. В полете модель ведет себя очень неустойчиво, ощущаю рыскание модели по вертикали, а это значит - задняя центровка. Постоянно приходится парировать этот момент. Модель вожу только по кругу, никаких фигур не делаю. Очень сложно удержать ее в прямом полете. Сделав 9 кругов в постоянной борьбе, предпринимаю попытку посадки модели. Выбираю направление посадки, что бы модель шла против ветра, так она более устойчива и посадочная скорость меньше. Чуть убираю обороты, и начинаю заводить модель на посадку. Однако, сделав большой радиус захода на посадку, я угодил в ветки находившегося по курсу посадки тополя. Моментально выключаю газ. Модель скользит по веткам и падает прямо на правую консоль крыла, которая переломилась в месте крепления к фюзеляжу. Вот Вам и высокопрочный пенопласт!!! Ни киль, ни что самое удивительное, стабилизатор не имели ни одной царапины. Так же целым остался и пропеллер. Из повреждений – только отломленная правая консоль крыла и легкие царапины на фюзеляже. Все остальное осталось целым.
Вывод пятый:Четко определите место захода модели на посадку. Выбирайте площадку без зеленых насаждений, строений и столбов. К сожалению, первый блин комом, но это дало пищу к дальнейшим размышлениям.
Произведя нехитрый ремонт крыла, я начал осматривать моторный отсек модели, в надежде найти балансировочный груз, необходимый для центровки. Балансировочный груз я нашел внизу под отсеком, предназначенным для аккумуляторной батареи. Это железная болванка, весом приблизительно 50 гр., запечатанная в виниловую оплетку. Почему они ее разместили в этом месте, а не в моторном отсеке? В авиамоделизме, при выравнивании центровки в большинстве случаев балансировочный груз размещают в моторных отсеках, моторамах или в обтекателях пропеллеров, коках. Тем более что моторный отсек модели F4U Corsair настолько большой, что там кирпич можно свободно разместить, если разбить его на части.
Подумав, я все же принял решение и придал прочность мотораме, усилив ее стальными прутиками, приклеив их на эпоксидную смолу. Так же усилил шпангоут, к которому крепится моторама. Сделал это, приклеив на «эпоксидку» обработанные под размер шпангоута палочки от мороженного и закрепив их на места крепления моторамы. Засверлив сквозные отверстия и установив мотораму, закрепил ее с помощь винтов. Во-первых, конструкция стала жесткой, люфт оси двигателя исчез, узел стал монолитным. Во-вторых, увеличился немного вес, что положительно повлияло на центровку модели. Это плюсы, но есть и минус, а именно, в случае падения модели есть вероятность, что вместе с моторамой может вырвать и кусок фюзеляжа, к шпангоуту которого крепится моторама. Ну что поделать, приходится чем-то жертвовать. Уменьшив массу балансировочного груза, закрепил его в моторном отсеке. Теперь центровка в норме.
Второй полет: Выбрав площадку и определив место посадки модели, начинаю рулежку. Взлет. Модель летит устойчиво. Делаю несколько кругов, проходит первичное волнение и появляется уверенность. Самолет слушается органы управления. Начинаю заводить ее на «мертвую петлю». Получается некрасивая, срезанная петля. Через некоторое время повторяю «мертвую петлю» с меньшим радиусом. Получилось! На большой радиус петли модель не заходит. Пока не знаю почему, но тяги двигателя явно не хватает. Сделав еще пару петель, начинаю осуществлять заход на посадку. На втором заходе постепенно убираю газ, выравнивая модель по горизонту, приближаю ее к месту посадки. Отключаю газ, модель несется на меня с приличной скоростью. Начинаю парировать рулем высоты… и вот модель касается асфальта «на три точки»!!! Вот это здорово! Я сам удивлен, второй полет завершился на УРА!!! Все получилось! Свершилось чудо. Модель летает и ею можно управлять. Теперь, как говорится, дело техники, нужно набираться опыта. Впереди ждут новые модели!