Постоянно летая на радиоуправляемых электромоделях самолетов, появилась потребность обобщить этот опыт и поделиться им с другими увлеченными тем же делом.
С чего начать и какова должна быть последовательность действий у начинающего всерьез авиамоделиста? Это заставило меня написать еще один очерк, в котором я попытался последовательно, от простого, рассказать о выборе аппаратуры радиоуправления, аккумуляторов, пропеллеров и дополнительных устройств для радиоуправляемых моделей самолетов с размахом крыла 1000мм.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Вернулось время, которое мы ждали всю зиму. Наступило долгожданное время полетов. Анализируя каждый полет, постоянно задаешь себе различные вопросы, ищешь ответы на них, общаешься на форумах в поисках их решения. Такая уж, у нас у всех, натура.
В этом очерке я хочу кратко, в виде рекомендаций, обобщить свой опыт по модели истребителя F4U Corsair, т.к. он является представителем большого семейства однотипных моделей фирмы Hobby King с размахом крыла 1000 мм. Приобретая модель, начинающий пилот задает себе много вопросов касаемых эксплуатации модели. И в связи с этим хочется подсказать начинающим пилотам, на что нужно обратить внимание при выборе дополнительного оборудования для своей модели самолета. Конечно же, опытным коллегам эти рекомендации не предоставят интереса, а вот для начинающих пилотов они будут не лишними для общего багажа знаний.
Рекомендации.
Описанные ниже ряд рекомендаций, на мой взгляд, присущи всем моделям фирмы Hobby King с размахом крыла не более 1000 мм., будь то Corsair, Mustang, Spitfire, Hurricane Mk IIB или другие.
Все мы понимаем, что данные модели представляют собой набор для «первоклассника» и по минимальной цене, несмотря на то, что в управлении данные модели несколько сложны. Со временем, в процессе многократных полетов, происходит формирование пилота, «набивается рука», становится уверенным полет, приобретаются навыки выполнения различных фигур пилотажа, вырабатывается пространственная ориентация, связывающая модель и органы управления. И наступает момент, когда этого становится мало. Хочется, что бы модель летала ровно, устойчиво, а фигуры пилотажа выполнялись аккуратно. Что же для этого нужно?
1. Как говорят профессионалы радиомоделирования, лучше поменять все внутренности в модели, начиная с двигателя и заканчивая сервомашинками. Однако на первом этапе, не вдаваясь в глубину познания всех тонкостей науки радиомоделирования, я бы остановился на выборе нормальной аппаратуры, например, такой как Turnigy 9X или подобной Turnigy 6XS. Именно нормальной, или если хотите "бюджетной", потому что у хорошей аппаратуры (например Futaba 6EX и т.д.) и цена хорошая. К примеру, аппаратура, которая идет в комплекте к модели, в силу своей простоты-дешевизны имеет погрешности в управлении. Это легко наблюдается, когда начинаешь с помощью стика на передатчике манипулировать, например элеронами, а на модели в это же время начинает дергаться руль высоты. Это есть, не что иное, как погрешность китайской дешевой аппаратуры. При таком раскладе держать модель в полете ровно вызывает некоторую сложность для пилота. Приходится постоянно парировать эти неточности, а это, в свою очередь, делает полет напряженным. Здесь необходимо добавить, что приобретая для начала "бюджетную" аппаратуру, Вы в будущем можете установить на нее различное программное обеспечение, так сказать, "прошивку", которая поможет увеличить потенциал аппаратуры в несколько раз. (Я был свидетелем, когда аппаратуру этого класса «нарастили» до 16 каналов, и это не считая других характеристик аппаратуры). Поэтому, что бы первая модель превратилась в летающую парту на долгое время, необходимо отдельно покупать модель и отдельно аппаратуру. Какую аппаратуру лучше покупать, это мы решаем сами. Для этого имеется очень много интернет ресурсов, форумов и другой информации. И, конечно же, все упирается в наши материальные возможности, ведь основное понятие хобби это то, что бы оно было не в ущерб семье.
2. Может это и не существенный момент, но для начала аппаратуру нужно обязательно иметь на 2,4 Ghz. и каналов так на 6. У этой аппаратуры помимо широких функциональных параметров и высокой степени помехозащищенности, не нужно выдвигать антенну (она у нее, сама по себе, короткая). Со мной был случай, когда я на своей аппаратуре EFLY-100B на 40 Mhz (которая шла в комплекте RTF с моделью), впопыхах запустил модель с невыдвинутой антенной передатчика. Модель, сделав небывалые пируэты, в одно мгновение, чудом приземлилась на крышу рядом находившегося магазина. Все обошлось без поломок, только погнутые немного шасси. Но страху, скажу Вам ребята, я натерпелся конкретно.
Для аппаратуры, что бы не пользоваться постоянно пальчиковыми батарейками, необходимо прикупить аккумуляторную батарею для передатчика или например Rhino. Эти аккумуляторы желательно иметь именно для аппаратуры, т.е. на них должна быть надпись "Transmitter pack" 3. Перед сборкой модели настоятельно рекомендую снять двигатель и, вооружившись паяльником, пропаять заново три силовых провода. Мой F4U Corsair потерпел аварию, когда один из силовых проводов двигателя, ввиду плохой пайки, отошел. Припаивая силовой провод к двигателю, я увидел некачественную пайку и остальных двух проводов, после чего перепаял и их. Так же освободитесь от дополнительных карабинов, идущих на сервомашинки. Нарастите свои проводки, это будет наверняка надежнее, чем всякие переходники и удлинители, тем более что на сборку модели это никак не повлияет.
Если в наличии только одна модель (как например, в моем случае), то аккумуляторов нужно 2-3 шт. Желательно, что бы они были одной емкости, т.к. если установить большей емкостью аккумулятор, то можно нарушить центровку, а это чревато последствиями и не только в плане центровки. Это уже другая история. При выборе аккумулятора необходимо учитывать и его габариты, так как аккумуляторый отсек модели не позволяет устанавливать аккумуляторы, геометрические размеры которых отличаются в большую сторону, от приведенных выше аккумуляторов. Наличие нескольких аккумуляторов увеличивает количество и время полетов модели. Это так необходимо при отработке некоторых навыков пилотирования модели, и тем более это необходимо, если погода балует Вас. В хорошую погоду хочется летать до бесконечности, это знает каждый.
5.Дополнительные воздушные винты (пропеллеры).
Многие начинающие моделисты, приобретая модель, в первую очередь из запасных деталей выделяют пропеллер. Этот выбор не случаен и не лишен здравого смысла. Каждый начинающий пилот «держит в запасе» неудачную посадку модели и поломку лопастей пропеллера. Как я уже упоминал раньше в своей статье, моя модель самолета шесть раз встречала Планету. Именно врезалась в землю. Жесткие, грубые посадки не идут в счет. Так вот, самая страдающая часть моей модели оказалась передняя часть фюзеляжа. Винт я сломал лишь один раз, когда со всего маху воткнул модель в землю под углом 80 градусов. При заказе дополнительных пропеллеров необходимо учитывать поверхность земли, над которой производятся полеты модели. Если полеты осуществляются над асфальтированной поверхностью и на нее же производится посадка, то нужно обязательно иметь в запасе 2-3 воздушных винта. Если же летаете над полем с травяным покрытием, то можно и не приобретать дополнительно пропеллеры, хватит тех, что идут в комплекте с моделью. Так же необходимо обратить внимание на конструктивные особенности Вашей модели. Если у модели самолета, например Корсара, передние стойки шасси высокие, то надобность в дополнительных пропеллерах отпадает, если же основные стойки шасси короткие и фюзеляж модели несколько «прижат» к земле, как например у FW-190, то однозначно необходимы запасные пропеллеры.
В заключение могу посоветовать, все же, иметь пару дополнительных пропеллеров. Они не очень дорогие по цене. Необходимо только их немного отбалансировать, и проблема нечаянной поломки пропеллера отпадет сама собой. Постарайтесь приобрести дополнительные воздушные винты с разным шагом и круткой. Это позволит подобрать для своей модели оптимальный пропеллер, тот, который будет позволять «таскать» модель на любых режимах полета.
При выборе пропеллера не нужно завышать его параметры. Характеристики выбираемого пропеллера должны быть близкими к пропеллеру, который прилагается к модели, иначе мы не достигнем положительных результатов его работы.
6.Дополнительные устройства. Для данного типа моделей, к ним бы я отнес индикатор разряда ак.батареи Hobby King 3S или Hobby King 3-8S, который, обеспечивает четкий контроль емкости аккумулятора в полете и позволяет произвести безаварийную посадку модели. Индикатор легко подключается к аккумулятору с помощью маленького штеккера. Индикация емкости аккумулятора обеспечивается светящимися диодами голубого и красного цвета, а так же звуковыми сигналами. При постепенной разрядке аккумуляторной батареи звуковые сигналы подаются прерывисто, и чем дальше разряжается аккумулятор, тем частота издаваемых звуков становится чаще. В этом случае необходимо как можно быстрее производить посадку модели. Нужно отчетливо понимать, что никакие параметры батареи так губительны для её эксплуатационных характеристик, как полный разряд аккумулятора (ниже 3,7v на каждую банку аккумулятора). Никогда не подвергайте свой аккумулятор предельным нагрузкам, и тогда он будет служить Вам верой и правдой долгое время.
Можно, также начинающему пилоту иметь в своем арсенале посекционный измеритель напряжения Hobbyking или устройство для контроля напряжения в батарее 2-6S, которые помогут пилоту определить состояние аккумуляторной батареи после полета модели, указав ему, можно ли производить следующий полет модели или необходимо заменить аккумулятор на заряженный. Так же имеет место вопрос установки в модель самолета гироскопа Hobby King 401B, который делает её более стабильной в полете. Он очень подходит для контролируемого полета модели в ветреную погоду. В зависимости от потребностей, гироскоп Hobby King 401B можно установить либо в канал элеронов, либо руля высоты. Гироскоп несколько сложноват для начального этапа моделирования, т.к. в зависимости от подключения к определенному каналу, на модели необходимо иметь жестко фиксированную площадочку для его крепления. От того как Вы установите гироскоп на модель, зависит его правильная работоспособность. Лично мое мнение таково, что на данных моделях самолетов, этим устройством можно пренебречь. Гироскоп нужен в основном для планеров или моделей приспособленных для видеосъемки, где нужна хорошая, четкая картинка снимаемого объекта. В нашем же случае он будет только мешать, и тормозить процесс приобретения навыков управления моделью. Один уважаемый коллега, на начальном этапе моей учебы радиоуправления моделями, говорил по этому поводу: «Нафига козе баян?! Мы так никогда не научимся летать!»
Каждый из этих устройств вносит свою лепту в безопасность полетов. Стоимость, как и их суммарная масса невелика, а отдача от них будет существенной – это гарантия безаварийных полетов модели.
Заканчивая свои рекомендации, хочу сказать, что, по моему мнению, для новичков даже частичное выполнение указанных мною пунктов послужит гарантией удачных полетов на данных типах моделей, а также увеличит срок их службы и предоставит массу незабываемых впечатлений.
Как говорил один американский философ: Джордж Сантаяна «Те, кто не учится на чужих ошибках, обречены повторять их». Желаю всем как можно меньше ошибок, что бы их не повторять вообще, чистого неба и безаварийных полетов!
С уважением, Maverick
Статья впервые была написана: май 2011
Если у Вас имеются вопросы, буду рад Вам ответить
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript