Изготовление авиамодели Katana 3D своими руками |
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг |
Автор: Administrator |
Как сделать радиоуправляемую авиамодель Katana 3D своими рукамиСкачать чертежи авиамодели Катана можно здесь. Не так дано я завершил изготовление самодельной авиамодели из потолочной плитки Katana 3D. Теперь предлагаю желающим повторить ее изготовление. В этой статье рассказано о том как изготовить авиамодель Katana 3D своими руками - от чертежа до первых полетов. Все шаги изготовления снабжены фотографиями процесса изготовления авиамодели, так что повторить - не составит труда. Катана это небольшая авиамодель с объемным фюзеляжем и плоским крылом для 3D полетов на ограниченной территории. Размах авиамодели всего 75 см. При этом, вес авиамодели 248 грамм, из которых 47 грамм - весит аккумулятор. Материалом для изготовления послужила потолочная плитка. Технология не сложная и любой желающий может ее повторить. Для изготовления понадобиться упаковка потолочной плитки, клей, скотч, линейка, нож для бумаг. Скаченный чертеж авиамодели Katana 3D распечатывается, листы чертежа склеиваются скотчем и вырезаются шаблоны для изготовления модели. Эти шаблоны обводятся на потолочной плитке и вырезаются ножом для бумаг. На прямых участках желательно использовать линейку.
Электроника для авиамодели Katana 3D
Электродвигатель формата 2204-2206 с 1400-1600 об/вольт.
Motor 2204-2206 1500kv + ESC MABMA 2204 1450KVBuy: BangGood, AliExpress Racerstar BA2206 1500KV 1900KV Buy: BangGood, AliExpress Hobbywing Skywalker 2-3S 20A Buy: BangGood, AliExpress FMS Predator 20A Brushless Buy: BangGood, AliExpress 3 сервомашинки весом 5 грамм из списка ниже.
Servo SG51R 5g Plastic GearBuy: BangGood, AliExpress SG50 0.8kg 5g Plastic Buy: BangGood, AliExpress PTK 7350 MG-D 5g Buy: BangGood, AliExpress CYS-S0005 5g Light Weight Buy: BangGood, AliExpress 4X Emax ES9251 2.5g Buy: BangGood, AliExpress WLtoys 5g Digital Servo Buy: BangGood, AliExpress Sinohobby V28-046S Metal Gear Buy: BangGood, AliExpress Одна сервомашинка весом 9 грамм на руль высоты.
Servo 9 gramm SG90 Mini Gear MicroBuy: BangGood, AliExpress KittenBot® 23x12.2x29mm SG90 9g Buy: BangGood, AliExpress SG92R Micro Digital Servo Buy: BangGood, AliExpress 4pcs Lofty Ambition MG90S Buy: BangGood, AliExpress Racerstar MG90S 9g Micro Buy: BangGood, AliExpress PTK 7452 MG-D 9g Buy: BangGood, AliExpress Volantex 9g Plastic Gear Buy: BangGood, AliExpress 4 X SG92R Mini Buy: BangGood, AliExpress Pxtoys 1/18 RC Truck Buy: BangGood, AliExpress AGF B9DLMA 2.2KG Small Buy: BangGood, AliExpress AGF A20CLS 9g Micro Buy: BangGood, AliExpress Аккумуляторов лучше взять 4-6 штук. Одного хватает на 10-12 минут полета.
LiPo 2S 1000mAh ZOP Power 7.4V 1000mAhBuy: BangGood, AliExpress Tiger Power 7.4V 1000mAh Buy: BangGood, AliExpress Xinlehong Upgraded 7.4V 1000mAh Buy: BangGood, AliExpress ZOP Power 7.4V 1000mAh Buy: BangGood, AliExpress Ovonic 7.4V 1000mAh 50C Buy: BangGood, AliExpress Xinlehong 7.4v 1000mAh 2S Buy: BangGood, AliExpress ZOP Power 7.4V 1000mAh Buy: BangGood, AliExpress Пропеллеры - это расходная часть, особенно по началу, пока осваиваете полеты и исполнение пилотажных фигур.
Prop 9x4.7 GWS EP 9047 8043Buy: BangGood, AliExpress 1 Piece HQProp 9x4.7 Buy: BangGood, AliExpress 5PCS GWS EP 9047 Buy: BangGood, AliExpress Gemfan 9047 Carbon Nylon Buy: BangGood, AliExpress Все эти детали можно приобрести на Banggood или AliExpress. О том как подключить всю эту электронику смотрите статью Подключение и обслуживание электроники авиамодели, так же рекомендую прочитать Электроника электролета, в ней рассказывается что к чему и как. Итак, электроника закуплена, пора переходить к постройке авиамодели. Изготовление фюзеляжа
Так как размер шаблонов фюзеляжа не помещался на лист полностью, то я сделал их из 2-х частей. Клеевой шов разместил максимально к носу фюзеляжа. Для того что бы шов не разошелся при возможном ударе я наклеил пластины усиления изнутри фюзеляжа. Длинна этих пластин равна 10,5 см. Для склейки использовал клей Уран. Более подробно об используемых клеях можно прочитать в статье Клеи в моделизме
В пачке потолочной плитки 8 пластин. 2 из них пойдут на изготовление крыла авиамодели Катана. Вырезаем 4 заготовки для крыла авиамодели. Потолочную плитку необходимо брать без формованного рисунка. Если плитка окрашенная – то не беда. Я использовал для изготовления крыла авиамодели именно крашенную с одной стороны. Этот крашеный слой плитки ставится внутрь при склейке консоли крыла. 4 заготовки для крыла авиамодели Katana. По 2 заготовки на каждую консоль. Для изготовления лонжерона крыла лучше всего использовать карбоновую рейку. Можно использовать отрезок линейки шириной в 2 слоя потолочки. Я использовал бамбуковую палочку (из икеевской бамбуковой подставки под сковороду или еще что такое). Как показала практика, одной такой палочки оказалось недостаточно. Но я успешно с этим справился. Если кто будет повторять - то лучше использовать более прочный лонжерон, чем бамбуковая палочка.
Под палочки лонжерона необходимо сделать углубления. Я использовал наждачную бумагу – просто сложил ее вдвое и протер углубление получившимся углом. Такое углубление необходимо сделать на обеих частях крыла. Если используется рейка, то просто вырезается прорезь в толщину рейки и рейка вклеивается в консоль. Бамбуковые палочки-лонжероны удобнее вклеивать по очереди. Сначала вклеивается в нижнюю часть консоли крыла. Для этого я использовал клей Титан. После полимеризации клея – верхняя и нижняя часть консоли крыла склеиваются между собой. Если клеить Титаном, то элероны желательно отрезать через пару часов, еще до полной полимеризации клея. Я для клеил ППУ клеем Регент. Он дает шов сравнимый с самой потолочкой, поэтому я отрезал элероны на следующий день. Изготовление элеватора и рудера.
Горизонтальный стабилизатор изготавливается двухслойным – вырезается 2 шаблона и склеиваются между собой. При желании облегчить авиамодель Katana 3D его можно изготовить из одного слоя, но тогда, для исключения прогиба при активном пилотировании, необходимо будет вставить карбоновую рейку.
Между собой слои горизонтального стабилизатора я склеил на Титане. Рулевые поверхности - рудер (или как его называют в России Руль Направления) и элеватор (Руль Высоты) изготавливается из потолочной плитки в один слой. Половинки руля высоты (элеватора) соединяются между собой рейкой. Можно использовать карбон. Я использовал бамбуковую палочку. Для ее вклейки я сделал проточки (технология как при изготовлении крыла). Проточки сделал на глубину в половину толщины потолочной плитки. Вклеивал используя клей Уран.
Крепление элеватора и элеронов.
Крепить элеватор и элероны проще всего на скотч. Для этого необходимо сточить место соединения с обеих сторон на угол в 45 градусов. Я срезаю скос канцелярским ножом, а довожу до ровной поверхности при помощи наждачной бумаги приклеенной на деревянный брусок. Впрочем, для соединения можно использовать и петли. Для навески я фиксирую положение руля высоты и горизонтального стабилизатора иголками и наклеиваю скотч сверху. После этого переворачиваю, складываю пополам и наклеиваю скотч с обратной стороны. Элероны крепятся так же. Более подробно смотрите в статье - Самодельные петли для авиамодели, раздел - навеска на скотч и Крепление рулевых поверхностей на скотч. Для крепления Руль Направления (рудера) будут использоваться самодельные петли. Крыло
Перед установкой крыло авиамодели Катана необходимо склеить между собой. Я использовал стол как стапель для склейки крыла. Склеивал клеем ППУ Регент. Клей весьма жидкий, поэтому снизу по линии склейки временно наклеен скотч. Пока идет полимеризация клея, можно продолжить с фюзеляжем. Фюзеляж
Возвращаемся к заготовкам фюзеляжа. Прорезаем в них пазы для горизонтального стабилизатора с рулем высоты и крыла. Так фюзеляж на данной авиамодели объемный, то я отступил от изначального чертежа. 1. Объем носа фюзеляжа задают 2 шпангоута 5х5.5см Первый шпангоут служит для крепления моторамы из фанеры. Расположение данного шпангоута задается "длинной" электродвигателя. Использовал для склейки клей ППУ Регент. Второй шпангоут вклеен после окончания двойного укрепления носа фюзеляжа. Он составной, так как проходит через крепление крыла. Сразу под пазом крепления крыла вклеена трапециевидная пластина. Она задает сужение фюзеляжа. Длинна этой пластины зависит от точки крепления первого шпангоута. Просто померьте расстояние от начала вертикального стабилизатора до первого шпангоута. Ширина трапеции 5 см в широкой части и 0 см в конце. Необходимо сделать вырез под укрепление носа фюзеляжа из двойной потолочки. Я сразу не задумался об этом и результат на фотографии - щель сразу за окончанием укрепления. От щели я избавился наклеив отрезки потолочки. Плохо, что заметил поздно, переделывать шаблоны фюзеляжа, хоть и не долго, но было лениво. Поэтому оставил так.
Вклейка крыла
Вклеивая крыло необходимо проконтролировать следующее: 1. Равные расстояния от стола до крыла (как у фюзеляжа, так и на краях). 2. Перпендикулярность фюзеляжа поверхности при вклейке. Я фиксировал края крыла на коробках от ДВД дисков и замерял расстояние с обеих сторон у фюзеляжа и на концах крыла. Для начала я вклеил только низ крыла. Верх отверстия не приклеивал. Это делал для того, чтоб облегчить сужение фюзеляжа сверху. Под крылом изготовил зализ, отрезку потолочки на гранях придал трапециевидную форму и приклеил между крылом и фюзеляжем.
Сервомашинки
Сервомашинки элеронов я закрепил в крыле. По одной сервомашинке весом в 5 грамм на элерон. Если использовать 9ти граммовую сервомашинку, то можно поставить одну в центре фюзеляжа. Для закрепления я вырезал гнезда в крыле и зафиксировал сервомашинки термопистолетом. При установке необходимо что бы ось вращения качалки на сервомашинке была перпендикулярна оси поворота элерона. Расположение у сервомашинок – максимально сдвинуты к лонжерону крыла. Для управления элеватором и рудером сервомашинки смещены к хвостовой части фюзеляжа авиамодели Катана. Это необходимо сделать для того, чтобы уменьшить длинну тяг и, соответственно, их прогиб во время выполнения силовых фигур. Прорезаются 2 отверстия под габариты сервомашинок. Для управления элеватором установил 9ти граммовую сервомашинку, на рудер стоит 5ти граммовая. Сначала поставил две 5-ти граммовых, но центровка получилась сильно передняя, поэтому сменил одну из серв. Фиксация сервоприводов так же на термопистолет. Необходимо удлинить провода от сервоприводов или воспользоваться покупными удлинителями. Я предпочел использовать паяльник.
Кабанчики
Кабанчики сделал из пластика толщиной в 2 мм. В местах которые вклеиваются в пенопласт сделал ромбическую насечку ножом. Подробно смотрите статью - Как сделать кабанчики для авиамодели. Кабанчики вклеиваются на Титан или эпоксидку 5ти минутку. Для элеватора и рудера кабанчики сделаны по той же технологии.
Вклейка Горизонтального стабилизатора и Элеватора
Вклеивал подобно крылу. Так же контролируем перпендикулярность фюзеляжа и равные расстояния от стола до горизонтального стабилизатора.
Зашивка фюзеляжа
Снизу наклеиваем трапециевидную полоску, которая будет «дном» фюзеляжа. Размеры ее такие – длинна 41 см, ширина в толстой части 4 см, в тонкой части 7 мм (2 толщины потолочки). На верх фюзеляжа от окончания кабины до Вертикального стабилизатора (киля) наклеивается прямоугольная полоска длинной 16,5 см и шириной 7 мм. На время склейки я зафиксировал верх фюзеляжа иголками. После склейки, наклеил зализы по верхней части крыла.
Установка Руля Направления
Для установки руля направления используются самодельные петли из обложки от ДВД диска и степлеровских скрепок. Более подробно про изготовление таких петель можно прочитать в статье Самодельные петли для авиамодели - 8 типов на выбор. Для вклеивания прорезаем ножом для бумаг прорези в фюзеляже. Мажем клеем и вставляем петли. Я использовал ППУ Регент для вклейки петель.
Мотор и моторама
Для авиамодели использован бесколлекторный электродвигатель 2205C -1400 , последняя цифра означает количество оборотов на вольт. Моторама изготовлена из легкой фанеры от ящика из под фруктов. Эту мотораму я приклеил к переднему шпангоуту на ППУ Регент. Размещение электроники В этом нет ничего необычного. Просто соединил мотор с регулятором, регулятор и сервомашинки с приемником. Устранение прогиба крыла
Как я писал выше, одной бамбуковой палочки в качестве лонжерона не хватило для того, чтоб крыло не изгибалось при активном пилотаже. Для исправления ситуации мне пришлось вклеить дополнительные бамбучины по передней кромке крыла Вместе с обтяжкой крыла скотчем это дало необходимый результат. Крыло больше не прогибалось.
Батарейный отсек Батарея вставляется в прорези перпендикулярные длине фюзеляжа. Вставляется так, что бы центр массы батареи был в центре фюзеляжа. Сначала я прорезал отверстие ближе к носу фюзеляжа - что бы попасть в заявленную на чертеже центровку. Но потом сместил и прорезал второе отверстие у 2го шпангоута. С заявленной центровкой Катана хорошо подходит для классических полетов. Но слабо приспособлена для 3D. В результате летаю с центровкой расположенной на 4 мм за лонжероном крыла. Крышка батарейного отсека изготовлена "на скору руку", в планах переделать и сделать фиксатор, а пока удерживается в закрытом состоянии при помощи резинки.
Тяги и фиксаторы тяг Для изготовления тяг использовались бамбучины и скрепки. Фиксация - с помощью клея и ниток. Подробно про изготовление тяг и фиксаторов (зажимов) можно прочитать в статье Изготовление самодельных тяг и зажимов.
Полетный вес авиамодели
Полетный вес самодельной авиамодели Катана размахом 750 мм составил 248 грамм. Из них 47 грамм - это аккумуляторная батарея. Вид с облета Это фотография с первого облета авиамодели Катана. Слева можно видеть мой второй мелколет - Бутербродный Мустанг. Если у вас возникли вопросы - задавайте их в комментариях к статье и нашем Авиамодельном форуме. Константин, Радиоуправляемые Авиамодели |