Cessna 150 своими руками |
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг |
Автор: Administrator |
Предлагаемая к изготовлению своими руками авиамодель Cessna 150 – это тренер верхнеплан (модель самолета с верхним расположением крыла). Данная авиамодель стала самой распространенной среди самодельных авиамоделей и известна под именем Цессна из потолочки. Изготовление ее очень простое, сделать может даже 8 летный ребенок. В полете Cessna 150 из потолочки прощает незначительные ошибки управления, если бросить стики и убрать газ, то она сама выравнивается в горизонтальный полет (при правильной центровке). Посадка не вызывает сложости - отключаем мотор, чуть подтягиваем Руль Высоты вверх и Цессна неспешно планирует к месту посадки. Скачать чертежи авиамодели Cessna 150 можно с нашего сайта Радиоуправляемые модели. Есть обновленная версия чертежей, скачать ее можно здесь. Если в предыдущей версии сделаны шаблоны для вырезания деталей из потолочной плитки, то в обновленной версии можно посмотреть компоновку деталей. Так же рекомендую посмотреть видеоинструкцию по изготовлению авиамодели. Как я уже писал в авиамодельном форуме Цессна 150 получилась очень устойчивой в полете, с высокими планирующими способностями и может использоваться не только как первая авиамодель сделанная своими руками из потолочной плитки, но и как авиамодель для спокойных полетов. Для изготовления вам потребуется 4 листа потолочной плитки, линейка и канцелярский нож, а так же клей, скотч и двухсторонный скотч для петель руля высоты и руля направления. Вес авиамодели в полетном состоянии (с аккумулятором и шасси) составляет 314 грамм Размах крыла 976 мм Длина авиамодели 784 мм
Электроника использующаяся в самодельной авиамодели Cessna 150 Основные линки ведут на сайт BangGood - я предпочитаю брать там, оплатить можно картой или WebMoney. Ссылки на Али - поиск по названию товара. Если ссылка не открывается - скопируйте ее и вставьте в новом окне браузера, почему некоторые браузеры то не любят переадресацию через сервис сокращения ссылок и блокируют переходы по простому клику.
Подборка электроники для легкой авиамодели весом 320-350 грамм.
Motor 2204-2206 1500kv + ESC ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Prop 8x6 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Prop 9x4.7 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() LiPo 2S 1500mAh Есливы хотите летать побыстрее, то надо ставить аккумултор 3S и пропеллер 7х6 или 8х4. LiPo 3S 1000mAh Prop 7x6 Prop 8x4 DD Легкая авиамодель хорошо выпаривает, может ловить термики, но сервомашинки в хвосте надо перемещать вперед (ближе к крылу) и может потребоваться удлинение носа из за задней центровки. Второй вариант - более тяжелый и тяговитый мотор, позволяет взлетать с экшен камерой, можно поставить FPV камеру и видеопередатчик. Задней центровки при этом не наблюдается. Внимание! При этом варианте требуется укрепление соединения половинок крыла - кроме потолочных соединителей вставьте кусок линейки! Тяга мотора около 900 грамм. Motor 2212 1400kv + ESC Prop 8x6 Prop 9x6 LiPo 3S 1500mAh Сервомашинки для обеих версий одинаковые. Servo 9 gramm Servo На элероны тоже можно ставить 9 граммовую сервомашинку. На РН, если располагать "в хвосте" лучше поставить именно серву весом 5 грамм. У многих получается задняя центровка, так что хвост лучше максимально облегчать. Сервомашинки лучше взять с запасом, стоят не дорого, но если сломается в результате краша, то ждать замену - долго. Конфигурация весьма живучая и мощная! Вот проверка на максимальную полетную нагрузку, батарея 3S, винт 8х6, суммарный вес 670 грамм. Летает! Тяжеловато, но летает! :) Я рекомендую начинать на 2S, много тяги для первых полетов скорее вредно, чем полезно. Верхнепланы вообще рассчитаны на полеты с тягой 0.8-1.2 от веса. Брать стоит не менее пары батарей сразу. Так как полетное время на них 8-12 минут на полном газу, а выходить в поле ради столь малого времени скоро становиться скучно и приходиться ждать, пока дойдет следующая посылка с еще парой акков. На мощном моторе для 2S аккумулятора пропеллеры 9х4.7 и 10х4.7
LiPo 2S 2200mAh ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Prop 9x4.7 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Prop 10x4.7 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пропеллеры - расходный материал! Особенно в первых полетах, так что берите их с запасом, минимум по 5 шт, лучше брать разной формы и парамтеров - так сможете подобрать под свой стиль полета. Рекомендую прочитать статьи для новичков, про соединение RC аппаратуры в работоспособное единое целое и про электронику авиамодели вообще. 90% вопросов после этого отпадет. В частности - как подсоединить двигатель авиамодели к регулятору и куда подключать батарею. :) Итак, приступаем к изготовлению авиамодели. Для начала необходимо распечатать чертежи. Изготовление авиамодели начинается с Руля Направления и Руля Высоты
Оба руля изготавливаются из двойной потолочной плитки. В этот раз я решил применить двухсторонний скотч в качестве креплений рулевых поверхностей. Я не буду останавливаться подробно, так по креплениям рулевых поверхностей есть 2 хорошие статьи – 8 типов крепления рулевых поверхностей и Крепление элеронов на скотч. Стачиваем соприкасающиеся грани рулей и киля/стабилизатора под 45 градусов. Кладем половину Руля высоты и Стабилизатора сточенными гранями вниз, накладываем 3 отрезка 2-х стороннего скотча – он будет выполнять роль петель.
Удаляем защитный слой с второй стороны двухстороннего скотча, намазываем тонким слоем клея все вокруг скотча и прижимаем второй частью. Так же поступаем с Килем и Рулем направления. Пока клей полимеризуется, займемся изготовлением фюзеляжа авиамодели cessna 150. Склеиваем боковины фюзеляжа авиамодели - на одну потолочную плитку они не умещаются. И размечаем будущие ребра жесткости. Наклеиваем усилители носовой части с наружной стороны боковин фюзеляжа и делаем отверстия под держатели крыла. Приступаем к вклейке ребер жесткости - шпангоутов авиамодели Cessna 150. Обратите внимание - первый шпангоут, тот к которому крепиться двигатель, так называемый мотошпангоут - ставиться таким образом, что бы прикрепленный к нему двигатель едва высовывался за переднюю грань фюзеляжа. На чертеже он отмечен условно и его надо подгонять под свой размер двигателя. Изготавливаем его из 2-х слоев потолочки и делаем прорези для прохода воздуха от двигателя в батарейный отсек. В шпангоуты под крылом вклеиваем деревянные палочки для крепления резинок, которые будут удерживать крыло. Я использовал бамбуковые палочки для шашлыка. Эти шпангоуты так же из 2-х слоев потолочки. В заднем шпангоуте лучше сразу прорезать отверстие под провода от сервомашинок управляющих рулем высоты и рулем направления авиамодели. После сборки фюзеляжа сделать это будет гораздо сложнее. Теперь вклеиваем киль с рулем направления, средняя горизонтальная линия в киле на чертеже - это уровень по которому надо выровнять положение по верху фюзеляжа. Прошу прощения за жирный шрифт, но уж очень часто это спрашивают в форуме :) Под килем вырезается прорезь для вставления стабилизатора. В своей авиамодели я сделал уменьшенный вариант киля, красная часть с надписью "вклеивается отдельно" у меня из одинарной потолочки. Итак, на чертеже киль с приставкой заодно, я ее отрезал и вклеивал отдельно. Чертеж был доработан до более простой сборки авиамодели. На фото киль с обрезанной приставкой. Размер прорези равен длине стабилизатора до руля высоты. На мотошпангут наклеиваем мотораму из дерева - к ней будет крепиться двигатель. Отверстия под крепеж в мототраме сверлим заранее. Теперь приклеиваем вторую боковую часть фюзеляжа. Прорезаем в ней прорезь для стабилизатора с рулем высоты и вклеиваем последний. Стабилизатор опирается на Киль и поэтому проблем с вклейкой быть не должно. Проследите только за тем, что бы он был вклеен ровно. Низ и вех авиамодели я зашивал не по чертежам, приклеивая потолочку с запасом. После того как клей на авиамодели застывал, я срезал лишнее канцелярским ножом для бумаг. С фюзеляжем все, переходим к крылу. Изготовление крыла авиамодели
На чертеже есть длинные прямоугольники, их надо вырезать 10 штук (по 5 на крыло). 3 из них склеиваем вместе - это лонжерон крыла, одну наклеиваем по передней части крыла - для формирования лобика, последнюю на заднюю часть - для изготовления объемных элеронов. Технология такова - отрезаете 4 мм от края (там потолочка имеет сужение от штамповки), вырезаете нижнюю часть крыла по шаблону, отрезаете 5 отрезков. Остаток пойдет на зашивку верхней части. На чертеже места для них заштрихованы, так что проблем с размещением не будет. У меня передняя наклейка получилась тоньше на 0.5 см, но для начинающих лучше использовать полную толщину - крепче будет передняя часть крыла и лучше будет противостоять ударам. Для формирования носика срезаем под 45 градусов от нижней грани крыла до верха накладки и шкурим. Лобик крыла авиамодели будет такой: Заднюю часть так же срезаем и вышкуриваем. Теперь приклеиваем лонжерон из склеенных между собой 3-х потолочных плиток. Линия на чертеже обозначает передний край лонжерона. И наклеиваем верхнюю часть крыла (оставшийся кусок от потолочной плитки) на лобик. После того как клей застынет, приклеиваем лонжерон к верхней части крыла. Крепим передний край к столу - это надо для того, что бы при склейке крыла нижняя сторона оставалось прямой. У нашей авиамодели крыло плосковыпуклое, а если передний край не закрепить, то крыло снизу будет иметь тоже выпуклый профиль. Промазываете клеем лонжерон, загибаете верхнюю часть и кладете груз на место прохождения лонжерона. Для распределения нагрузки я использовал линейки, на которые положил утяжелители для фитнеса. Ждем пока клей схватиться и промазываем клеем заднюю часть крыла. Для удержания я использовал линейки и прищепки. Обрезаем лишнее с верхней части - то, что осталось за задней частью крыла и законцовки. С внутренней части законцовок проходимся наждачкой на линейке - скашиваем "на ус" верхнюю и нижнюю грань. Смазываем клеем и приклеиваем подгибая нижнюю часть к верхней. Три небольших дырки - это привет от моей кошки, потрогала лапой почти готовую консоль крыла авиамодели :) После склейки проходимся по краю наждачкой Вот и все. Основное действие сделано - авиамодель Cessna 150 готова! Теперь необходимо оснастить ее электроникой, прорезать элероны, склеить консоли крыла. Элероны
Элероны отрезаем по нарисованным на чертеже линиям. Аккуратно прорезая с обеих сторон крыла. Не торопитесь! Навеска Элеронов делается на скотч, как в статье - Навеска элеронов на скотч. Останавливаться подробно не буду, это штатная процедура для всех авиамоделей. Сервомашинки на элероны устанавливаем таким образом: оборачиваем сервомашинку 2х сторонним скотчем, о бокам и снизу прижимаем отрезки потолочки, эти отрезки слеиваем между собой. Сервомашинка получается жестко закрепленная в "домике" из потолочки и после вклейки не будет двигаться при передаче усилий на элерон. Расстояние от края консоли до сервомашинки я выбрал максимальным по длине провода сервомашинки. Между приемником и проводом сервомашинки будет стоять сервоудленнитель, он нужен для того, что бы при подключении и отключении (фактически снятии крыла) не раздалбливать гнездо приемника. Если у вас 4-х канальная аппаратура, то используйте Y-кабель для подсоединения двух сервомашинок в один канал элеронов приемника. Если вам не жалко приемник, то сервы можно сместить к центру крыла, освобождая кабель дpя подключения напрямую в приемник авиамодели. Вырезаем отверстие в верхней части крыла таким образом, что бы сервомашинка касалась лонжерона и вклеиваем сервомашинку в консоль крыла. Так же поступаем и со второй консолью. Внимание! Обе сервомашинки должны "смотреть" качалками от середины крыла! Hint: Если у вас электроника еще не пришла, а собрать авиамодель хочется полностью, то прорезаем отверстия под сервы, делаем отверстия под выход кабеля от сервомашинки и пропускаем через эти отверстия нитку связанную кольцом (половина кольца будет внутри крыла радиоуправляемой модели самолета,. половина снаружи). Тогда можно будет склеить крыло, а когда придут сервомашинки вставить их и протянуть провода просто привязав к нитке. :) В элерон вклеивается кабанчик. Сервомашинка с кабанчиком соединяется с помощью самодельной тяги. Про изготовление кабанчиков и тяг смотрите по ссылкам. Если что то окажется не понятным, то посмотрите другие фотоинструкции в левой панели. Про крепление элеронов и сервомашинок я писал достаточно подробно. Склейка консолей крыла авиамодели между собой.
Склеивая консоли крыла между собой стоит учитывать следующее: если вы сделаете большое V крыла как у меня, то о быстрых бочках можете забыть. Такое поведение авиамодели хорошо для начинающих пилотов и для таскания на ней камеры, например для FPV полетов. При этом авиамоделью можно управлять используя только Руль направления и Руль высоты, а канал элеронов отдать под управление поворотами камеры. Если вам нужна более пилотажная авиамодель, то сделайте V крыла около нулевым - 1-2 градуса. Авиамодель станет менее устойчивой по крену, но, зато, вы сможете делать резкие бочки. Если вы начинающий авиамоделист, то сделайте первое крыло с V как у меня, а когда освоитесь, то можно изготовить второе крыло с меньшим углом. Я буду описывать изготовление крыла с большим V, как более сложное. Наклеиваем 2 задающие V пластины на одну консоль, примеряем и наждачкой на линейке стачиваем верхние части консолей так, что бы обе консоли стыковались почти без зазора. Внимание! Для Цессны 150 с тяжелым мотором делаем дополнительно эти же детали из дерева (например деревянных ученических линеек), приклеиваем их к потолочным и затем вклеиваем в консоли крыла. Намазываем обильно клеем стык и задающие V крыла и соединяем консоли между собой. Я использовал клей регент, так как он расширяется при полимеризации и можно было не подгонять консоли друг к другу с точностью до миллиметра. При склейке необходимо четко совместить передний и задний край крыла. Если будет перекос, то возможно придется переделывать крыло. Пока сохнет клей, займемся установкой сервомашинок в фюзеляж авиамодели.
Сервомашинки для Руля высоты и руля направления.
Для начала надо обернуть сервы 2-х сторонним скотчем и сделать для них "домики". Сервомашинка весом в 5 грамм для руля направления Сервомашинка весом 9 грамм для руля высоты авиамодели Так как сервомашинки будут располагаться достаточно далеко от приемника, то необходимо подготовить сервоудлинители. В Руль высоты и Руль направления вклеиваются кабанчики. К этому времени клей на крыле авиамодели уже полимеризуется и можно начать планировать размещение сервомашинок. Установите мотор, наденьте на него винт, закрепите скотчем регулятор и батарею в тех местах, где планируется их размещение. Закрепите крыло на авиамодели с помощью резинок. Теперь прикрепляйте сервомашинки на фюзеляж и их смещением добивайтесь того, что бы центр тяжести авиамодели находился на передней кромке лонжерона. У меня это расстояние составило 20 см по верхней грани от края фюзеляжа до сервомашинок. Однако, при этом я сразу ставил на авиамодель камеру FlyCamOne2 и шасси. О шасси речь пойдет ниже. Внимание! У многих получается центровка весьма задней! Так что лучше ставить сервомашинки под крыло и делать тяги или внутри фюзеляжа (см статью про бутербродный мустанг) или делать тяги снаружи с проставками-поддерживалками (см статью Манон 3D). Определившись с местоположением сервомашинок прорезаем отверстия в фюзеляже. Сервомашинку на руль направления я установил вертикально. Вклеив ее в фюзеляж смотрим на просвет, где заканчивается она в фюзеляже и прорезаем отверстие для сервомашинки руля высоты. Вклеив сервомашинку руля высоты начинаем изготавливать самодельные тяги. Так же приклеиваем отдельную деталь - начало киля. Эта деталь делается из одного слоя потолочки и клеиться по центру. Все, хвост авиамодели готов. Накладка на крыло авиамодели
Для того, что бы увеличить прочность крыла авиамодели необходимо изготовить накладку. Для этого берем потолочку и вырезаем пластину шириной 115 мм. Для того, что бы пластина хорошо приняла форму крыла, я прокатал ее трубой. Зашкуриваем часть крыла на которую будет накладываться пластина и нижнюю часть пластины, смазываем клеем и соединив - кладем под груз. После того, как клей полимеризовался, приклеиваем деревянные палочки по передней и задней кромке. Это необходимо для того, что бы резинки не продавили пенопластовое крыло авиамодели. Такого укрепления вполне хватает авиамодели весом в 314 грамм для активного пилотажа. Крышка батарейного отсека
Крышка батарейного отсека изготавливается просто. Вырезается накладка по ширине фюзеляжа и с внутренней стороны приклеивается пара ребер жесткости. На текущий момент крышка крепиться с помощью резинок. В планах переделка ее на магнитную застежку. Кабину, точнее место лобового стекла, я не зашивал, так как летаю с камерой, но ее достаточно просто заклеить отрезком потолочки. Провод от регулятора пропущен через небольшие отверстия под крыло, там установлен приемник авиамодели. Шасси для авиамодели
Так как я изготавливал авиамодель для таскания камеры, то оснащение ее шасси дело необходимое. Камера будет крепиться как в фюзеляже на месте пилота, так и между стойками шасси. Основание шасси - это отрезок мягкого пластика шириной в размер фюзеляжа и длинной 1.5 см. По краям просверлины отверстия и сделана насечка для лучшего удержания клея. Стойки шасси вклеены на Poxipol - более дешевый аналог эпоксидки 5ти минутки. Пластина приклеена к фюзеляжу авиамодели, спереди и сзади пластины наклеены отрезки потолочки, еще один отрезок проходит по центру. Такое крепление весьма критично к жестким посадкам. К тому же при посадке колеса авиамодели зарываются в снег. Новичкам я рекомендую не ставить шасси, взлетать с руки, а садиться в снег "на брюхо". В хвостовой части авиамодели используется хвостовой костыль. Это кусок бамбуковой палочки от шашлыка вклеенный под углом, внутри авиамодели он доходит до стабилизатора. Вот и все - авиамодель готова к облету.
Облет авиамодели Cessna 150 Облет авиамодели производился при нестабильном ветре 4-5 метров в секунду. Оценить силу ветра можно на видео с облета - на попадающих в кадр трубах видно - дым из них идет параллельно земле. Авиамодель Cessna 150 одинаково хорошо зарекомендовала себя как в моторном, так и в безмоторном полете. Поразили ее планирующие качества. Я делал тренер-верхнеплан и таскатель камеры, а получил еще и минипланер для полетов в городской динаме :) Авиамодель необходимо обтянуть цветным скотчем, кроме красоты и легкости распознавания ее положения в небе, это увеличит стойкость авиамодели к ударным нагрузкам. Первого января я договорился со знакомым записать видео полета авиамодели Цессны 150 на камеру, в этот раз я летал низко, что бы авиамодель можно было видеть на видео. Одновременно с этим шла запись на бортовую камеру FlyCamOne2
Надеюсь авиамодель вам понравилась и вы решите ее повторить!
UPD - для того что бы авиамодель не только хорошо летала, но и красиво выглядела, ее нужно раскрасить. Можно использовать акриловые краски из канц.товаров или обтянуть скотчем (как на фото ниже), скотч пришкваривается к авиамодели утюгом (как именно - смотрите в статье Бутербродный Мустанг P-51D). Цветной скотч не только делает авиамодель красивой, но увеличивает прочность, тк работает как пленка на растяжение (бальзовые модели сами по себе очень хрупкие, но из за натянутой пленки обретают жесткость).
![]() Фото авиамодели от В.Косых
Upd: Кстати, когда авиамодель вам покажется скучной, вы можете сделать из нее Цессну низкоплан :)
Константин, Радиоуправляемые Авиамодели |