Cessna 150 своими руками |
Изготовление авиамоделей - Фотоинструкции: Изготовление авиамодели шаг за шаг |
Автор: Administrator |
Предлагаемая к изготовлению своими руками авиамодель Cessna 150 – это тренер верхнеплан (модель самолета с верхним расположением крыла). Данная авиамодель стала самой распространенной среди самодельных авиамоделей и известна под именем Цессна из потолочки. Изготовление ее очень простое, сделать может даже 8 летный ребенок. В полете Cessna 150 из потолочки прощает незначительные ошибки управления, если бросить стики и убрать газ, то она сама выравнивается в горизонтальный полет (при правильной центровке). Посадка не вызывает сложости - отключаем мотор, чуть подтягиваем Руль Высоты вверх и Цессна неспешно планирует к месту посадки. Скачать чертежи авиамодели Cessna 150 можно с нашего сайта Радиоуправляемые модели. Есть обновленная версия чертежей, скачать ее можно здесь. Если в предыдущей версии сделаны шаблоны для вырезания деталей из потолочной плитки, то в обновленной версии можно посмотреть компоновку деталей. Так же рекомендую посмотреть видеоинструкцию по изготовлению авиамодели. Как я уже писал в авиамодельном форуме Цессна 150 получилась очень устойчивой в полете, с высокими планирующими способностями и может использоваться не только как первая авиамодель сделанная своими руками из потолочной плитки, но и как авиамодель для спокойных полетов. Для изготовления вам потребуется 4 листа потолочной плитки, линейка и канцелярский нож, а так же клей, скотч и двухсторонный скотч для петель руля высоты и руля направления. Вес авиамодели в полетном состоянии (с аккумулятором и шасси) составляет 314 грамм Размах крыла 976 мм Длина авиамодели 784 мм
Электроника использующаяся в самодельной авиамодели Cessna 150 Основные линки ведут на сайт BangGood - я предпочитаю брать там, оплатить можно картой или WebMoney. Ссылки на Али - поиск по названию товара. Если ссылка не открывается - скопируйте ее и вставьте в новом окне браузера, почему некоторые браузеры то не любят переадресацию через сервис сокращения ссылок и блокируют переходы по простому клику.
Подборка электроники для легкой авиамодели весом 320-350 грамм.
Motor 2204-2206 1500kv + ESC MABMA 2204 1450KVBuy: BangGood, AliExpress Racerstar BA2206 1500KV 1900KV Buy: BangGood, AliExpress Hobbywing Skywalker 2-3S 20A Buy: BangGood, AliExpress FMS Predator 20A Brushless Buy: BangGood, AliExpress
Prop 8x6 GEMFAN GF 8040 8060Buy: BangGood, AliExpress 2PCS Gemfan 8060 8x6 Buy: BangGood, AliExpress 2PCS 8060 8x6 inch Buy: BangGood, AliExpress 8x6 Inch 8060 Nylon Buy: BangGood, AliExpress 4pcs 8060 8x6 inch Buy: BangGood, AliExpress 1pc KMP 8060 8x6E Buy: BangGood, AliExpress Dynam 8x6 8060 3 Buy: BangGood, AliExpress QTmodel 8060 8x6 inch Buy: BangGood, AliExpress
Prop 9x4.7 GWS EP 9047 8043Buy: BangGood, AliExpress 1 Piece HQProp 9x4.7 Buy: BangGood, AliExpress 5PCS GWS EP 9047 Buy: BangGood, AliExpress Gemfan 9047 Carbon Nylon Buy: BangGood, AliExpress LiPo 2S 1500mAh Есливы хотите летать побыстрее, то надо ставить аккумултор 3S и пропеллер 7х6 или 8х4. LiPo 3S 1000mAh Prop 7x6 Prop 8x4 DD Легкая авиамодель хорошо выпаривает, может ловить термики, но сервомашинки в хвосте надо перемещать вперед (ближе к крылу) и может потребоваться удлинение носа из за задней центровки. Второй вариант - более тяжелый и тяговитый мотор, позволяет взлетать с экшен камерой, можно поставить FPV камеру и видеопередатчик. Задней центровки при этом не наблюдается. Внимание! При этом варианте требуется укрепление соединения половинок крыла - кроме потолочных соединителей вставьте кусок линейки! Тяга мотора около 900 грамм. Motor 2212 1400kv + ESC Prop 8x6 Prop 9x6 LiPo 3S 1500mAh Сервомашинки для обеих версий одинаковые. Servo 9 gramm Servo На элероны тоже можно ставить 9 граммовую сервомашинку. На РН, если располагать "в хвосте" лучше поставить именно серву весом 5 грамм. У многих получается задняя центровка, так что хвост лучше максимально облегчать. Сервомашинки лучше взять с запасом, стоят не дорого, но если сломается в результате краша, то ждать замену - долго. Конфигурация весьма живучая и мощная! Вот проверка на максимальную полетную нагрузку, батарея 3S, винт 8х6, суммарный вес 670 грамм. Летает! Тяжеловато, но летает! :) Я рекомендую начинать на 2S, много тяги для первых полетов скорее вредно, чем полезно. Верхнепланы вообще рассчитаны на полеты с тягой 0.8-1.2 от веса. Брать стоит не менее пары батарей сразу. Так как полетное время на них 8-12 минут на полном газу, а выходить в поле ради столь малого времени скоро становиться скучно и приходиться ждать, пока дойдет следующая посылка с еще парой акков. На мощном моторе для 2S аккумулятора пропеллеры 9х4.7 и 10х4.7
LiPo 2S 2200mAh ZOP Power 7.4V 2200mAhBuy: BangGood, AliExpress ZOP Power 7.4V 2200mAh Buy: BangGood, AliExpress GIANT POWER 7.4V 2200mAh Buy: BangGood, AliExpress ZOP Power 7.4V 2200mAh Buy: BangGood, AliExpress RED Lipo 2200mAh 7.4 Buy: BangGood, AliExpress
Prop 9x4.7 GWS EP 9047 8043Buy: BangGood, AliExpress 1 Piece HQProp 9x4.7 Buy: BangGood, AliExpress 5PCS GWS EP 9047 Buy: BangGood, AliExpress Gemfan 9047 Carbon Nylon Buy: BangGood, AliExpress
Prop 10x4.7 10PCS 1047 10x4.7 inchBuy: BangGood, AliExpress 1 Piece HQProp 10x4.7 Buy: BangGood, AliExpress GWS EP 9047 8043 Buy: BangGood, AliExpress Пропеллеры - расходный материал! Особенно в первых полетах, так что берите их с запасом, минимум по 5 шт, лучше брать разной формы и парамтеров - так сможете подобрать под свой стиль полета. Рекомендую прочитать статьи для новичков, про соединение RC аппаратуры в работоспособное единое целое и про электронику авиамодели вообще. 90% вопросов после этого отпадет. В частности - как подсоединить двигатель авиамодели к регулятору и куда подключать батарею. :) Итак, приступаем к изготовлению авиамодели. Для начала необходимо распечатать чертежи. Изготовление авиамодели начинается с Руля Направления и Руля Высоты
Оба руля изготавливаются из двойной потолочной плитки. В этот раз я решил применить двухсторонний скотч в качестве креплений рулевых поверхностей. Я не буду останавливаться подробно, так по креплениям рулевых поверхностей есть 2 хорошие статьи – 8 типов крепления рулевых поверхностей и Крепление элеронов на скотч. Стачиваем соприкасающиеся грани рулей и киля/стабилизатора под 45 градусов. Кладем половину Руля высоты и Стабилизатора сточенными гранями вниз, накладываем 3 отрезка 2-х стороннего скотча – он будет выполнять роль петель.
Удаляем защитный слой с второй стороны двухстороннего скотча, намазываем тонким слоем клея все вокруг скотча и прижимаем второй частью. Так же поступаем с Килем и Рулем направления. Пока клей полимеризуется, займемся изготовлением фюзеляжа авиамодели cessna 150. Склеиваем боковины фюзеляжа авиамодели - на одну потолочную плитку они не умещаются. И размечаем будущие ребра жесткости. Наклеиваем усилители носовой части с наружной стороны боковин фюзеляжа и делаем отверстия под держатели крыла. Приступаем к вклейке ребер жесткости - шпангоутов авиамодели Cessna 150. Обратите внимание - первый шпангоут, тот к которому крепиться двигатель, так называемый мотошпангоут - ставиться таким образом, что бы прикрепленный к нему двигатель едва высовывался за переднюю грань фюзеляжа. На чертеже он отмечен условно и его надо подгонять под свой размер двигателя. Изготавливаем его из 2-х слоев потолочки и делаем прорези для прохода воздуха от двигателя в батарейный отсек. В шпангоуты под крылом вклеиваем деревянные палочки для крепления резинок, которые будут удерживать крыло. Я использовал бамбуковые палочки для шашлыка. Эти шпангоуты так же из 2-х слоев потолочки. В заднем шпангоуте лучше сразу прорезать отверстие под провода от сервомашинок управляющих рулем высоты и рулем направления авиамодели. После сборки фюзеляжа сделать это будет гораздо сложнее. Теперь вклеиваем киль с рулем направления, средняя горизонтальная линия в киле на чертеже - это уровень по которому надо выровнять положение по верху фюзеляжа. Прошу прощения за жирный шрифт, но уж очень часто это спрашивают в форуме :) Под килем вырезается прорезь для вставления стабилизатора. В своей авиамодели я сделал уменьшенный вариант киля, красная часть с надписью "вклеивается отдельно" у меня из одинарной потолочки. Итак, на чертеже киль с приставкой заодно, я ее отрезал и вклеивал отдельно. Чертеж был доработан до более простой сборки авиамодели. На фото киль с обрезанной приставкой. Размер прорези равен длине стабилизатора до руля высоты. На мотошпангут наклеиваем мотораму из дерева - к ней будет крепиться двигатель. Отверстия под крепеж в мототраме сверлим заранее. Теперь приклеиваем вторую боковую часть фюзеляжа. Прорезаем в ней прорезь для стабилизатора с рулем высоты и вклеиваем последний. Стабилизатор опирается на Киль и поэтому проблем с вклейкой быть не должно. Проследите только за тем, что бы он был вклеен ровно. Низ и вех авиамодели я зашивал не по чертежам, приклеивая потолочку с запасом. После того как клей на авиамодели застывал, я срезал лишнее канцелярским ножом для бумаг. С фюзеляжем все, переходим к крылу. Изготовление крыла авиамодели
На чертеже есть длинные прямоугольники, их надо вырезать 10 штук (по 5 на крыло). 3 из них склеиваем вместе - это лонжерон крыла, одну наклеиваем по передней части крыла - для формирования лобика, последнюю на заднюю часть - для изготовления объемных элеронов. Технология такова - отрезаете 4 мм от края (там потолочка имеет сужение от штамповки), вырезаете нижнюю часть крыла по шаблону, отрезаете 5 отрезков. Остаток пойдет на зашивку верхней части. На чертеже места для них заштрихованы, так что проблем с размещением не будет. У меня передняя наклейка получилась тоньше на 0.5 см, но для начинающих лучше использовать полную толщину - крепче будет передняя часть крыла и лучше будет противостоять ударам. Для формирования носика срезаем под 45 градусов от нижней грани крыла до верха накладки и шкурим. Лобик крыла авиамодели будет такой: Заднюю часть так же срезаем и вышкуриваем. Теперь приклеиваем лонжерон из склеенных между собой 3-х потолочных плиток. Линия на чертеже обозначает передний край лонжерона. И наклеиваем верхнюю часть крыла (оставшийся кусок от потолочной плитки) на лобик. После того как клей застынет, приклеиваем лонжерон к верхней части крыла. Крепим передний край к столу - это надо для того, что бы при склейке крыла нижняя сторона оставалось прямой. У нашей авиамодели крыло плосковыпуклое, а если передний край не закрепить, то крыло снизу будет иметь тоже выпуклый профиль. Промазываете клеем лонжерон, загибаете верхнюю часть и кладете груз на место прохождения лонжерона. Для распределения нагрузки я использовал линейки, на которые положил утяжелители для фитнеса. Ждем пока клей схватиться и промазываем клеем заднюю часть крыла. Для удержания я использовал линейки и прищепки. Обрезаем лишнее с верхней части - то, что осталось за задней частью крыла и законцовки. С внутренней части законцовок проходимся наждачкой на линейке - скашиваем "на ус" верхнюю и нижнюю грань. Смазываем клеем и приклеиваем подгибая нижнюю часть к верхней. Три небольших дырки - это привет от моей кошки, потрогала лапой почти готовую консоль крыла авиамодели :) После склейки проходимся по краю наждачкой Вот и все. Основное действие сделано - авиамодель Cessna 150 готова! Теперь необходимо оснастить ее электроникой, прорезать элероны, склеить консоли крыла. Элероны
Элероны отрезаем по нарисованным на чертеже линиям. Аккуратно прорезая с обеих сторон крыла. Не торопитесь! Навеска Элеронов делается на скотч, как в статье - Навеска элеронов на скотч. Останавливаться подробно не буду, это штатная процедура для всех авиамоделей. Сервомашинки на элероны устанавливаем таким образом: оборачиваем сервомашинку 2х сторонним скотчем, о бокам и снизу прижимаем отрезки потолочки, эти отрезки слеиваем между собой. Сервомашинка получается жестко закрепленная в "домике" из потолочки и после вклейки не будет двигаться при передаче усилий на элерон. Расстояние от края консоли до сервомашинки я выбрал максимальным по длине провода сервомашинки. Между приемником и проводом сервомашинки будет стоять сервоудленнитель, он нужен для того, что бы при подключении и отключении (фактически снятии крыла) не раздалбливать гнездо приемника. Если у вас 4-х канальная аппаратура, то используйте Y-кабель для подсоединения двух сервомашинок в один канал элеронов приемника. Если вам не жалко приемник, то сервы можно сместить к центру крыла, освобождая кабель дpя подключения напрямую в приемник авиамодели. Вырезаем отверстие в верхней части крыла таким образом, что бы сервомашинка касалась лонжерона и вклеиваем сервомашинку в консоль крыла. Так же поступаем и со второй консолью. Внимание! Обе сервомашинки должны "смотреть" качалками от середины крыла! Hint: Если у вас электроника еще не пришла, а собрать авиамодель хочется полностью, то прорезаем отверстия под сервы, делаем отверстия под выход кабеля от сервомашинки и пропускаем через эти отверстия нитку связанную кольцом (половина кольца будет внутри крыла радиоуправляемой модели самолета,. половина снаружи). Тогда можно будет склеить крыло, а когда придут сервомашинки вставить их и протянуть провода просто привязав к нитке. :) В элерон вклеивается кабанчик. Сервомашинка с кабанчиком соединяется с помощью самодельной тяги. Про изготовление кабанчиков и тяг смотрите по ссылкам. Если что то окажется не понятным, то посмотрите другие фотоинструкции в левой панели. Про крепление элеронов и сервомашинок я писал достаточно подробно. Склейка консолей крыла авиамодели между собой.
Склеивая консоли крыла между собой стоит учитывать следующее: если вы сделаете большое V крыла как у меня, то о быстрых бочках можете забыть. Такое поведение авиамодели хорошо для начинающих пилотов и для таскания на ней камеры, например для FPV полетов. При этом авиамоделью можно управлять используя только Руль направления и Руль высоты, а канал элеронов отдать под управление поворотами камеры. Если вам нужна более пилотажная авиамодель, то сделайте V крыла около нулевым - 1-2 градуса. Авиамодель станет менее устойчивой по крену, но, зато, вы сможете делать резкие бочки. Если вы начинающий авиамоделист, то сделайте первое крыло с V как у меня, а когда освоитесь, то можно изготовить второе крыло с меньшим углом. Я буду описывать изготовление крыла с большим V, как более сложное. Наклеиваем 2 задающие V пластины на одну консоль, примеряем и наждачкой на линейке стачиваем верхние части консолей так, что бы обе консоли стыковались почти без зазора. Внимание! Для Цессны 150 с тяжелым мотором делаем дополнительно эти же детали из дерева (например деревянных ученических линеек), приклеиваем их к потолочным и затем вклеиваем в консоли крыла. Намазываем обильно клеем стык и задающие V крыла и соединяем консоли между собой. Я использовал клей регент, так как он расширяется при полимеризации и можно было не подгонять консоли друг к другу с точностью до миллиметра. При склейке необходимо четко совместить передний и задний край крыла. Если будет перекос, то возможно придется переделывать крыло. Пока сохнет клей, займемся установкой сервомашинок в фюзеляж авиамодели.
Сервомашинки для Руля высоты и руля направления.
Для начала надо обернуть сервы 2-х сторонним скотчем и сделать для них "домики". Сервомашинка весом в 5 грамм для руля направления Сервомашинка весом 9 грамм для руля высоты авиамодели Так как сервомашинки будут располагаться достаточно далеко от приемника, то необходимо подготовить сервоудлинители. В Руль высоты и Руль направления вклеиваются кабанчики. К этому времени клей на крыле авиамодели уже полимеризуется и можно начать планировать размещение сервомашинок. Установите мотор, наденьте на него винт, закрепите скотчем регулятор и батарею в тех местах, где планируется их размещение. Закрепите крыло на авиамодели с помощью резинок. Теперь прикрепляйте сервомашинки на фюзеляж и их смещением добивайтесь того, что бы центр тяжести авиамодели находился на передней кромке лонжерона. У меня это расстояние составило 20 см по верхней грани от края фюзеляжа до сервомашинок. Однако, при этом я сразу ставил на авиамодель камеру FlyCamOne2 и шасси. О шасси речь пойдет ниже. Внимание! У многих получается центровка весьма задней! Так что лучше ставить сервомашинки под крыло и делать тяги или внутри фюзеляжа (см статью про бутербродный мустанг) или делать тяги снаружи с проставками-поддерживалками (см статью Манон 3D). Определившись с местоположением сервомашинок прорезаем отверстия в фюзеляже. Сервомашинку на руль направления я установил вертикально. Вклеив ее в фюзеляж смотрим на просвет, где заканчивается она в фюзеляже и прорезаем отверстие для сервомашинки руля высоты. Вклеив сервомашинку руля высоты начинаем изготавливать самодельные тяги. Так же приклеиваем отдельную деталь - начало киля. Эта деталь делается из одного слоя потолочки и клеиться по центру. Все, хвост авиамодели готов. Накладка на крыло авиамодели
Для того, что бы увеличить прочность крыла авиамодели необходимо изготовить накладку. Для этого берем потолочку и вырезаем пластину шириной 115 мм. Для того, что бы пластина хорошо приняла форму крыла, я прокатал ее трубой. Зашкуриваем часть крыла на которую будет накладываться пластина и нижнюю часть пластины, смазываем клеем и соединив - кладем под груз. После того, как клей полимеризовался, приклеиваем деревянные палочки по передней и задней кромке. Это необходимо для того, что бы резинки не продавили пенопластовое крыло авиамодели. Такого укрепления вполне хватает авиамодели весом в 314 грамм для активного пилотажа. Крышка батарейного отсека
Крышка батарейного отсека изготавливается просто. Вырезается накладка по ширине фюзеляжа и с внутренней стороны приклеивается пара ребер жесткости. На текущий момент крышка крепиться с помощью резинок. В планах переделка ее на магнитную застежку. Кабину, точнее место лобового стекла, я не зашивал, так как летаю с камерой, но ее достаточно просто заклеить отрезком потолочки. Провод от регулятора пропущен через небольшие отверстия под крыло, там установлен приемник авиамодели. Шасси для авиамодели
Так как я изготавливал авиамодель для таскания камеры, то оснащение ее шасси дело необходимое. Камера будет крепиться как в фюзеляже на месте пилота, так и между стойками шасси. Основание шасси - это отрезок мягкого пластика шириной в размер фюзеляжа и длинной 1.5 см. По краям просверлины отверстия и сделана насечка для лучшего удержания клея. Стойки шасси вклеены на Poxipol - более дешевый аналог эпоксидки 5ти минутки. Пластина приклеена к фюзеляжу авиамодели, спереди и сзади пластины наклеены отрезки потолочки, еще один отрезок проходит по центру. Такое крепление весьма критично к жестким посадкам. К тому же при посадке колеса авиамодели зарываются в снег. Новичкам я рекомендую не ставить шасси, взлетать с руки, а садиться в снег "на брюхо". В хвостовой части авиамодели используется хвостовой костыль. Это кусок бамбуковой палочки от шашлыка вклеенный под углом, внутри авиамодели он доходит до стабилизатора. Вот и все - авиамодель готова к облету.
Облет авиамодели Cessna 150 Облет авиамодели производился при нестабильном ветре 4-5 метров в секунду. Оценить силу ветра можно на видео с облета - на попадающих в кадр трубах видно - дым из них идет параллельно земле. Авиамодель Cessna 150 одинаково хорошо зарекомендовала себя как в моторном, так и в безмоторном полете. Поразили ее планирующие качества. Я делал тренер-верхнеплан и таскатель камеры, а получил еще и минипланер для полетов в городской динаме :) Авиамодель необходимо обтянуть цветным скотчем, кроме красоты и легкости распознавания ее положения в небе, это увеличит стойкость авиамодели к ударным нагрузкам. Первого января я договорился со знакомым записать видео полета авиамодели Цессны 150 на камеру, в этот раз я летал низко, что бы авиамодель можно было видеть на видео. Одновременно с этим шла запись на бортовую камеру FlyCamOne2
Надеюсь авиамодель вам понравилась и вы решите ее повторить!
UPD - для того что бы авиамодель не только хорошо летала, но и красиво выглядела, ее нужно раскрасить. Можно использовать акриловые краски из канц.товаров или обтянуть скотчем (как на фото ниже), скотч пришкваривается к авиамодели утюгом (как именно - смотрите в статье Бутербродный Мустанг P-51D). Цветной скотч не только делает авиамодель красивой, но увеличивает прочность, тк работает как пленка на растяжение (бальзовые модели сами по себе очень хрупкие, но из за натянутой пленки обретают жесткость).
Фото авиамодели от В.Косых
Upd: Кстати, когда авиамодель вам покажется скучной, вы можете сделать из нее Цессну низкоплан :)
Константин, Радиоуправляемые Авиамодели |