Подписываемся на VK

Ежедневные новости, видео и приколы...

YouTube канал

Подбор моторов

TOP статьи

Вход




RC Магазины





Home Новости Зимний конкурс 2013 Небесный хищник - SBACH300 из потолочки
Последние комментарии
Небесный хищник - SBACH300 из потолочки
Новости сайта - Зимний конкурс 2013
Автор: tkach   

На Зимний конкурс статей

SBACH300               alt

ВВЕДЕНИЕ

Почему я выбрал для моделирования самолёт Sbach 300? Всё очень просто!

В ушедшем году я побывал на соревнованиях по аэробатике. В кубке “ELITE AEROBATIC MASTER CUP”, который проводился в Риге, приняли участие асы высшего пилотажа: Cемикратная чемпионка мира Светлана Капанина (Россия), национальный чемпион Великобритании по аэробатике Геральд Купер (Великобритания), чемпион мира по высшему пилотажу Эрик Вазель (Франция), национальный чемпион Испании по аэробатике Кастор Фантоба (Испания) и национальный чемпион Германии по ‘”freestyle” аэробатике Филипп Стейнбах (Германия).

Участники летали на двух самолётах: Sbach 300 и SU.

 

Филипп Стейнбах, конструктор и производитель Sbach 342 и 300, естественно на нём и летал! Кому интересно:

Но вернёмся к самолёту... Сушка прекрасна, спору нет! Вот только литовская раскраска под зебру смазывала впечатление... Sbach же сразу бросался в глаза! Агресивная расцветка и элегантность леопарда! На лётном поле притаился хитрый, красивый зверь! А каков в полёте!!! Чёрный окрас низа создаёт впечатление коршуна планирующего на свою добычу!

Вот так и запал он мне в душу!

alt

Самолёт  XtremeAir Sbach 300 одноместный немецкий пилотажный самолёт, разработанный Филиппом Стейнбахом.

В разработке использовались композитные материалы, преимущественно из углеродного волокна.

Общие характеристики самолёта:

Расположение крыла – нижнее. У модели расположение крыла ближе к среднему.

Шасси не уберающиеся.
Длина: 6,30 м
Размах крыла: 7,50 м
Высота: 2,3 м
Площадь крыла: 11,25 м2
Вес пустого: 570 кг)
Вес брутто: 850 кг
Силовая установка:  Lycoming IO-580 шестицилиндровый, с воздушным охлаждением, четырехтактный двигатель, 242 кВт (324 л.с.)
Винты: 3-лопастной
Емкость топливного бака: 245л

Максимальная скорость: 389 км / ч
Крейсерская скорость: 345 км / ч 
Скорость сваливания: 94 км / ч 
Дальность: 1482 км
Скороподъемность: 20,7 м / с
Нагрузка на крыло: 57,8 кг/м2

 

alt

Характеристики модели:

 

Характеристики модели Sbach:

Длина :           760 мм;

Размах крыла:       816 мм;

Вес модели 332 гр;

Площадь крыла:   14,54 дм?;

 

Площадь стабилизатора: 3,68 дм?;

Нагрузка на крыло : 22,765 гр/дм?;

Нагрузка на несущую поверхность : 18,16 гр/дм?;

Приёмник:   Hobby King 2,4Ghz  6-канальный приёмник ( HobbyKing) ( Parkflyer )

Мотор:D2822/14 - 1450kv,  ( HobbyKing ) ( Parkflyer )

Регулятор: Hobbyking SS Series 18-20 ESC ( HobbyKing ) ( Parkflyer )

Аккумулятор:  ZIPPY Compact 500 mAh 3S 25C ( Hobby King ), Turrnigy 1000 mAh 2S 20C ( HobbyKing )

Сервопривод: HXT500 6.2g /0.6kg /.08sec Micro Servo -2 шт. - Руль высоты (РВ) и руль направления  (РН) ( HobbyKing )(  Parkflyer )

HXT900 9g / 1.6kg / .12sec Micro Servo - 1 шт – элероны.  ( HobbyKing )( Parkflyer)

Пропеллер : GWS HD8040 3 Blade Prop   (  HobbyKing ) (Parkflyer)

Петли:  Nylon & Pinned Hinge 16x28.5   ( HobbyKing ) ( Parkflyer )

Стопор : Nylon Stopper 12x4x1,5mm ( HobbyKing )( Parkflyer )

Колёса:  Super Light Wheel D25xH13:     ( HobbyKing ) ( Parkflyer )

 

 

Прежде, чем сесть за начертания планера. Необходимо было выбрать технологию изготовления модели. Я пошёл по уже освоенному пойти – фюзеляж будет коробчатый, крыло – объёмное. Вообще-то я не люблю коробчатые фюзеляжи, но для начинающего моделе-самолётостроителя данная технология идеальна. Она позволяет освоить все приёмы изготовления моделей из потолочки и пенопласта. Кроме того, я постараюсь на данной модели показать. что и из угловатого коробчатого фюзеляжа сделать красивую, с обтекающими плавными обводами модель самолёта.

В результате полный комплект документации состоит из пяти чертежей формата А1

На чертежах это будет выглядеть вот так:

Внешние очертания (внешний вид) модели:

 

alt

alt

 

 

http://files.mail.ru/307689192D954B47B9E7B5177392EAF9                                         http://files.mail.ru/2224FE6286A34E8C88E4A203180FAA90

Деталировка.

alt

alt

 

 

 

http://files.mail.ru/43E8721F235C453AA71708D6DD4E40D8                                   http://files.mail.ru/198F454B13A24AF7A7432D122A08E22D

Крыло, стабилизатор, киль.

alt

 

http://files.mail.ru/A9B6850A630C4E33A1BA091171E6ABE7

Все чертежи в одном архиве можно скачать тут.

Материалы

Потолочка:

-  для стабилизатора, нервюр, шпангоутов, боковин, гаргрота и т.д.

alt

- для обшивки крыла (500х500 мм) :

alt

Карбон

Для усиления я использовал карбоновые прутки 1х3, 0,8х1,2 и диаметром 1,5 мм .

alt

Если нет в наличии карбона, можно купить в хозяйственном магазине бамбуковые шашлычные палочки или бамбуковые коврики изображённые на фото.В продаже бывают метровой ширины (коврик). Как раз на размах крыла. Использовал при постройке тренера и первой Слойки.

alt

Клей - используйте такой, к которому вы более привычны и который есть под рукой. Хорошо подходят монтажные/строительные клеи для приклейки пенопластовых пластин к потолку, багетов... При этом помните, что используя данные клеи вы неизбежно прибавите лишнего веса модели. По этому я рекомендую клей PU MAX. Хорош тем, что очень экономичен в расходе. При полимеризации увеличивается в объеме, заполняя неровности склеиваемых швов и преобретая вид застывшей пены.

alt

alt

Рекомендация: МНОГО НЕ НАНОСИТЬ! УВЕЛИЧИВАЕТСЯ В ОБЪЁМЕ !  ЭКОНОМИЧЕН ! Излишки снять влажной салфеткой.

СКОТЧ  ИЛИ  КРАСКИ ?

- скотч цветной для оклейки и прозрачный для технологических работ. Продаётся в кацелярских товарах в рулонах шириной 48-50 мм.

- краска акриловая.

По желанию модель можете обклеить скотчем ( прибавит в весе до 50 - 70 гр ) или покрасить. При покраске роликом веса модели добавиться граммов 20-25, что меньше, чем при оклейке плёнкой, но при этом плёнка ( скотч ) придаёт модели большую прочность.  Выбор за вами.

Инструмент

alt

- два вида канцелярских ножей с толщиной лезвия равной 0,3 мм (маленький нож) и 0,5 мм ( большой нож )

- цанговый нож от Нобби Кинга  (HobbyKing ) (Parkflyer ) или тонкий хирургический современный скальпель. Можно обойтись и без него;

- комплект свёрл диаметром от 1 - 4мм;

- комплект пробойников;

- комплект надфилей, но не Китай;

- бумага наждачная Р180-Р320 ;

- плоскогубцы;

- круглогубцы;

- пинцет медицинский;

- молоток 100гр ;

- небольшие настольные тисочки;

- пилка по металу;

- лобзик;

- самодельный станок для резки потолочки;

- паяльник;

- и ещё у кого , что имеется в хозяйстве и что подскажет голова вашим очумелым ручкам...

Подготовительные работы

К подготовительным работам я отношу работы по подготовке рабочего места, материалов и распечатки чертежей.

Практически большенство из моделистов любителей свои модели строят на кухне или в как-нибудь уголке, где домочадцы позволили расположиться. Да же имея такой уголок ( у меня утеплённый балкон ) лучше подобрать ровную доску-столешницу на которой будите производить все свои работы, а в перерывах убирать её в кладовку, чтобы не мозолила глаза хозяйке... Я для этого приспособил фонеру толщиной 12 мм , размером 1,5м на 0,5 метра. В дальнейшем  в статье я буду называть её стапелем. Правда клодовкм у меня нет, поэтому за бардак в уголке получал систематически...

Подготовка потолочки заключается в том, что бы зарание придать ей необходимую толщину. В модели вам придётся использовать различные толщины потолочки : 2-2,5мм , 3 мм и 4 мм. Нужной толщины потолочки добимаемся пропуская её через самодельный станок по резке пенопласта.

Станок по разделке потоллочки:

- ровная, толстая доска (я использую обрезок подоконника) шириной на 2 - 3 сантиметра превышающей ширину обрабатываемой потолочки;

-нихромовая проволока диаметром 0,2-0,5 мм. Система её крепления и натяжения;

-лабораторный автотрансформатора;

-тестера;

-набор дистанцеров (парами). Я использую то что есть под рукой - торцевые ключи, свёрла.

alt

Напряжение, при котором проводится резка, подбирается опытным путём увеличивая его с минимального значения до величины, когда проволока будет проходить сквозь потолочку как по маслу! Проволока которую использую я, её диаметр и длина, требует напряжения питания = 11V.

alt

После того, как настроите станок, можно приступать к резке больших заготовок. Не забудьте, что максимальная ширина обрабатываемой заготовки должна обеспечивать свободное продвижение потолочки в станке между дистанцерами. У моего станка это расстояние равно 250 мм. То есть я на нём не могу делать обшивку крыла шире 250 мм.

alt

ЧЕРТЁЖ

Мне крупно повезло! Чертежи я распечатывал на плотере в формате А1. Когда не было такой возможности, то приходилось распечатывать в формате А4, разбив чертёж на отдельные листы. Работал в Автокаде. Разбивать чертежи в формате PDF ни когда не пробовал, но на сайте где-то читал, что есть специальная прога...

Крыло

alt

Так уж повелось, что все свои модели я начинал делать с крыла.

При изготовлении крыла из потолочки трудно предугадать его окончательные размеры  (толщину, ширину) по корневой нервюре. Толщина у профиля корневой нервюры обычно колеблется ±1 мм, ширина - до 5 мм. Поэтому отверстие для крепления крыла в фюзеляже лучше делать сняв размеры с готового крыла.

Крыло у нас будет профильное. Выбрал среднее между профилем NASA-0010 и профилем Су...

Нервюры. alt

Есть два способа ручного изготовления нервюр.

По одному способу из стали, аллюминия или другого твёрдого материала изготавливаются корневая и крайняя нервюры крыла. Между ними зажимаются заготовки по количеству нервюр в половине крыла и весь этот "пирог" обрабатывается напильниками и наждачной бумагой. Недостаток этого способа заключается в том, что данная технология хороша для нервюр из тонкого материала толщиной 1-2 мм. Наши же нервюры будут делаться из потолочки толщиной 3-4 мм. Кто желает ознакомиться с этой технологией подробнеее, прошу пройти на страницу - Слойка с профильным крылом

Я же решил вспомнить уроки нашего рукводителя кружка и каждую нервюру вырезать отдельно.

alt

Переносим обводы нервюр на потолочку. Можно вырезать каждую нервюру и с помощью маркера перенести рисунок-обвод на потолочку, а можно использовать копировальную бумагу.

alt

alt

Там где будет вклеено переднее усиление крыла (кромка) шилом протыкаю отверстие диаметром 2 мм.

Приступаем к вырезанию каждой нервюры. Постарайтесь. чтобы все нервюры были вырезаны из одного куска потолоки для обеих половинок крыла. Это в дальнейшем упростит баласировку крыла.

alt

Так как на обеих сторонах пары нервюр должны быть абсолютно одинаковыми, то и обрабатывать их будем парами, базируя по пазу центрального лонжерона и заднего усиления - корбоновый пруток диаметра 1,2 мм.

alt

Обработка пары нервюр наждачной бумагой:

alt

Прежде чем переносить чертёж лонжерона на потолочку наклеиваем на неё усиление из карбонового прутка 1х3 мм, длиной - на весь размах крыла. Для того, чтобы в потолочке не делать углубление глубиной 1 мм под карбоновый пруток сожмём склеиваемые детали струбцинами между доской-стапелем и кухонной столешницей и оставим в сжатом состоянии почти на сутки. Карбоновый пруток просто вдавится в потолочку! Для того, чтобы детали не приклеились к сдавливающим поверхностям по всей длине карбона наклеим полосу скотча. После высыхания клея скотч необходимо удалить.

alt

Теперь можно спокойно перенести чертёж на потолочку. Ровность и точность нанесения гарантирует вклеянный карбоновый пруток.

alt

После удаления всего лишнего лонжерон выглядит так:

alt

Нервюры вырезаны и обработаны парами, лонжерон готов. Пора делать стапель и собирать "скелет"- ферму крыла.

Для этого на заготовленную заранее фанерную доску (стапель) толщиной 12 мм шириной 500 мм и длиной более размаха крыла наклеиваем чертёж крыла. Длинными гвоздями позиционируем лонжероны по отношению к чертежу. Так как передняя и задняя кромки всегда  ( в данной модели ) строго параллельны плоскости стапеля и находятся на определённом расстоянии ( 9,5 мм) изготовим и приклеим специальные подставки - дистанцеры под них. Так же, на дальних концах лонжерона, для обеспечения равномерного сужения крыла, к стапелю приклеены ещё два дистанцера поддерживающие концы лонжерона.

alt

Для большей ясности, откуда взялся размер 9,5 мм для подставок - дистанцеров, ниже приведена фотография:

alt

alt

А вот так выглядит сборка половинки крыла на стапеле:

alt

В качестве усиления передней кромки взят карбоновый плоский пруток 0,8х1,2. Для большей прочности на сгиб вклеивается ребром вперёд.

alt

Так как клей, который использую я достаточно жидкий и при высыхании расширяется, заполняя собой все щели и поры, я его наносил после сборки всего "скелета" крыла. Для этого используем обыкновенную деревянную зубочиску.

alt

Со снятием  ферма  крыла со стапеля спешить не стоит. Дайте клею хорошо высохнуть!

И вот перед вами почти готовая ферма крыла. Почему почти? Потому что задние концы нервюр ни чем не закреплены. Так же отсутствуют законцовки крыла.

alt

Так как форма нервюры сходит на нет и в задней части имеет форму клина, промежутки между нервюрам заполняются клинообразными вставками, которые легко изготовить на режущем потолочку станке.  Выбирается необходимая толщина клина в толстой части. Сход на нет обеспечивается прижатием нихромовой проволоки чем-то увесистым и не горючим, как показано на фотографии.

alt

Из полученной заготовки нарезаем необходимые клинушки.

alt

Клинушки вклеены. Клей между клиньями и нервюрами в дальнейшем придаст жёсткости эллеронам...

alt

Прежде, чем делать законцовки предадим концам лонжерона необходимую форму:

alt

Так же обработаем по форме крайние клинушки (задняя часть законцовки):

alt

Вырезаем и придаём шлифовальной бумагой форму передней части законцовки.

alt

Передняя и задняя части законцовки вклеяны на место:

alt

Посмотрев на результат я остался чем-то не доволен... Что-то подсказывало усилить дугу передней кромки законцовки!

Для этого я размочил в кипятке тоненькие палочки из бамбука. Через 30 минут они были готовы для дальнейшего сгиба. Гнул на обыкновенном стаканчике подходящего диаметра. К сожалению фото этого процесса я не сделал. В пояснение скажу, что первоначальный изгиб я сделел руками. После этого полученные дуги наложил на стакан. Обернул это женским капронвым чулком, а поверх намотал суровой нитки. Поставил сушиться на батарею отопления , а сам пошёл спать. На утро у меня были две красивейшие дуги!

 

alt

К вечеру они нашли своё место! Думаю, что моей модели будут не страшны удары о землю законцовками крыла!

alt

 

ОБШИВКА КРЫЛА

Потолочная доска в ширину имеет размер менее ширины крыла, по этому заготовки для обшивки я делал из потолочных плит размером 500х500. Для изготовления обшивки вам понадобится четыре заготовки. Толщина заготовки равна 2 мм после обработки на приспособлении для резки:

alt

При переносе чертежа обшивки крыла по линии эллерона сделайте припуск ( запас ) миллиметров 5, так как крыло профильное и его плоская проекция всегда меньше реальной величины поверхности крыла.

Вырезанные заготовки обшивки половинки крыла:

alt

С заготовки обшивки по передней кромке необходимо снять фаску 3-5мм под углом 30-45 градусов.

alt

Совмещаем заготовки крыла передними кромками друг к другу, как показано на следующей фотографии и скрепляем их широким скотчем.

alt

При помощи кромки стола, придадим небольшой радиус заготовки крыла вдоль передней кромке. Данную операцию проводите без лишнего фанатизма слегка загибая заготовку при этом перемещая её по радиусу столешницы. Рекомендую попробовать на каком-нибудь ненужном обрезке потолочки толщиной 2 мм.

alt

После того, как ваши заготовки получили какое-то подобие вогнутости-выпуклости закрепите его на стапеле в вертикалином положении в позе раскрывшегося лотоса с опорой на переднюю кромку и скотч.
На получившуюся ложбинку между леписками-половинками обшивки нанестите ТОНКИЙ слой клея. Толстый слой создаст вам трудности при дальнейшем сгибе обшивки по передней кромке.  Совместите переднюю кромку фермы крыла с передней кромкой обшивки. По возможности нагрузите ложерон, чтобы прижать ферму к обшивке по передней кромке для хорошего контакта.

alt

Если прижать не получилось, то можно воспользоваться кусочками скотча.Дайте клею немного подсохнуть. Клей, которым пользуюсь я подсыхает часа за два-три. После этого он уже держит, но ещё эластичен и позволяет сгибать половинки обшивки по пердней кромке. Наклеенный по сгибу скотч не даёт разойтись склеиваемому шву.

alt

Вы наверное заметили, что в клиньях между нервюрами появились отверстия диаметром 8 мм. Прорезал я их соответствующим пробойником. Именно прорезал вращая пробойник. Потолочку лучше прорезать, а не пробивать.

Теперь нанесите тонкий слой клея на все кромки нервюр, лонжеронов, на клинушки. Не забывайте, что предлогаемый мною клеи при высыхании увеличивается в объёме и заполнит допущенные вами неточновсти в стыковке элементов.

alt

Далее соедините две полвинки обшивки задними кромками и отправьте конструкцию под гнёт ( груз ) для просушки. Для того, чтобы ваши грузы не оставили отпечатков на поверхности крыла и равномерного распредиления давления веса по всей площади, под груз положите длиные кусочки потолочки.

alt

Половина крыла готова! То же самое делаем со второй половиной...

alt

Зашивка второй половины крыла:

alt

Крыло готово!

alt

Обе половинки крыла у меня получились практически одного веса и балансировки почти не требовалось. Пару-тройку движений шлифовальной бумагой по кромке перевешивающей консоли. Для проверки баланса в середину крыла по корневой нервюре  воткнул две щвейные булавки. К ним привязал нитку. Приподнимая крыло с пола, смотрим в сторону какой консоли идёт перевес. Прежде, чем обрабатыват более тяжёлую на лёгкую наклеим кусочки скотча до выравнивания веса консолей. Потом понемногу зашкуривая более тяжёлую с более лёгкой убираем лишний скотч. И так, до последнего кусочка скотча. Рассказываю я это так долго, для ясности проводимой операции. На самом деле мне пришлоь подклеить всего три небольших кусочка скотча... Шкурил совсем немного...

Ниже я привожу ссылку на проверку балансировки крыла. К сожалению сам бросал, сам снимал. Камеру держал зубами... Это не наилучшая попытка, но так снимать быстро надоело...

 

;feature=share&list=UUrHa6yGE1QA6FQCTNJSKr7A&index=1">;feature=share&list=UUrHa6yGE1QA6FQCTNJSKr7A&index=1

 

На время отложим крыло. Пусть подсыхает. Мы ещё к нему вернёмся.

А пока необходимо подготовить место для установки крыла. Это очень важная операция, так как от неё зависит будет ли летать ваша модель! Справедливости ради, должен заметить, что второстипенных вопросов при строительстве летающей модели нет!

И так! Куда крепится крыло самолёта или модели? Правильно! К фюзеляжу!

Только расположение крыла у разных самолётов и моделей разное. У нашей модели расположение крыла среднее. Между прочим по технологии установки довольно сложное, потому. что если криво вклеишь... то переклеить уже нет возможности. Особенно это касается моделей с объёмным фюзеляжем, что мы и имеем в нашей модели. Так что займёмся фюзеляжем.

 

Фюзеляж

Для начала вырежим две половинки боковин фюзеляжа. Толщина потолочк идущуй на фюзеляж равна 2 мм.

alt

 

alt

Соединим половинки фюзеляжа внутренними сторонами с помощью бобышек из обрезков потолочки, размером 3х8х15. Бобышки вставленны в одинаково расположенные прямоугольные отверстия. Это позволит при дальнейшей обработке добиться идеальной симметрии боковин фюзеляжа!

alt

Особенно тщательно обрабатываем место установки крыла. На обеих половинках фюзеляжа отверстия под крыло должны совпадать!

alt

По мере обработки отверстия под крыло обязательно пробуйте вставить крыло на место. Оно не должно входить туго, но и не должно болтаться. О качестве обработки отверстия говорит перпендикулярность крыла и двух половинок фюзеляжа. Прямой угол - вот ваш критерий!

alt

А теперь можно вернуться к доводке крыла.

Крыло - продолжение

В нашей модели сервомашинка НХТ900 устанавливается в крыло. Для неё необходимо, в соответствии с чертежом, вырезать отверстие по размеру сервомашинки.

 

alt

Сбоку отверстия под сервомашинку сделайте небольшую выемку ( вырез) для прохождения провода от неё к приёмнику.

alt

Теперь настала очередь прорезки эллеронов.

alt

Эллероны отделены от крыла :

alt

Переднюю кромку элеронов необходимо обработать шкуркой, сняв фаску на 2 мм. Он должна обеспечить наибольший угол откланения.

alt

Так как у моей модели эллероны буду навешиваться на петли, я в крыле делаю небольшой паз для уменьшения щели между крылом и эллероном.

alt

Кромка на эллероне и паз на крыле выглядят как показано на рисунке :

alt

 

Но опять вернёмся к фюзеляжу. Эллероны будем навешивать позже, так как если их приделать сейчас, то они будут мешать при установке крыла в фюзеляж.

 

Фюзеляж - продолжение.

Форму фюзеляжу придают шпангоуты. Чертёж набора шпангоутов переносим на потолочку и приступаем к вырезанию. Долго, нудно, но надо!

alt

Примерно вот так:

alt

Комплект шпангоутов вырезан. Доводим шкурочкой до нужных контуров.

На заднем плане фотографии виден вырезанный стрингер:

alt

Для облегчения модели в шпагаутах я прорезал пробойником отверстия диаметром 6-8 мм. ИМЕННО ПРОРЕЗАЛ ВРАЩАЯ ПРОБОЙНИК! Если будете пробивать - испортите деталь. Потолочка может лопнуть:

alt

Обработанные шпангоуты вклеиваим в несущий стрингер. На чертеже стрингер имеет другой контур передка. На фотографии изменения обведены красным. По ходу сборки пришлось дорабатывать конструкцию из-за изменения аккумуляторного отсека:

alt

alt

Шпагоут-спинка пилота вклеивается под углом 60 шрадусов:

alt

Вырезаем боковые усилители моторамы:

alt

К боковине для усиления фюзеляжа приклеивается чёрный карбоновый пруток сечением 1х3 мм. Под размер сечения карбонового прутка в усилении передка модели наждачкой проделываю углубление 1х3 мм:

alt

Вместо карбонового врутка в других моделях аналогичной конструкции я использовал прутики из бамбука, иногда из бальсы, но бамбук прочнее...

Фиксируем усиление передка с фюзеляжем при помощи прямоугольной бобышки из потолочки:

 

alt

Приклеиваим переднее усиление и карбоновый пруток к боковинам фюзеляжа и как всегда виксируем склеиваемые детали грузами.

alt

 

Перейдём к изготовлению моторамы. Она состоит из коротких стрингеров М 3 (потолочка), шпагоута М 2 (потолочка) и шпангоута М 1 (фанера толщиной 1 мм).

alt

Приклеиваим М 1 к М 2. Красивый изгиб в верхней части в дальнейшем будет срезан...Так сказать, внесение коррекции в ходе текущих работ.

alt

Вырезаем усиление крепления крыла.

alt

Приклеваем...Сушим...

alt

Стрингер, шпангоуты склеены , боковины тоже. Моторама готова. Усиления приклеены. Пора собирать фюзеляж:

alt

Наносим клей в местах установки шпангоутов, стринкеров и других склеиваемых деталей. Аккуратно, без чрезмерного усилия стягиваем струбцинами. Примерно вот так:

alt

Для того чтобы на материале фюзеляжа не отпечатались щёчки струбцын и губки прищепок не забудьте под них подложить полоски потолочки. Под ручки струбцин подложены книги соответствующей толщины. Конструкцию оставляем сушиться.

alt

 

После просушки клея рекомендую проверить клеенные соединения. Если обнаружите не проклееные места, нанесите на них клей. Используемый мною клей имеет достаточную текучесть сразу после нанесения и под своим весом проникнет во все не промазаные соединения, где при высыхании увеличивается в объёме и создаёт прочное соединение.

А теперь придётся немного заняться электронникой. К сожалению у данной модели после окончательной сборки  не будет свободного доступа к некоторым деталям и узлам.Этим мы жертвуем в угоду  придания большей прочности конструкции фюзеляжа... И первым элементом запрятанным в корпус будет регулятор Hobbyking SS Series 18-20 ESC ( HobbyKing ) ( Parkflyer ).

Для более хорошего обдува я снял с него термоусадку - корпус. Регулятор необходимо приклееть при помощи двусторонней клейкой ленты, как показано на фотографии.

alt

На предыдущей фотографии две стрелки указывают на кусочки потолочки. которыми я заделал - вклеил разыём подключения аккумулятора. Контакты (разъём) подключения видны на следующей фотографи. С моей точки зрения, такая установка позволяет легко подключать и отключать аккумуляторную батарею. Для этого нужна только одна рука! Вторй рукой вы просто держите модель в самом жёстком месте - в области крепления шасси о которых будет рассказано ниже.

alt

А пока мы заклеим дно фюзеляжа от моторамы до шпагоута "S1". Заготовку зашивки дна я вырезал из потолочки толщиной 3 мм. При этом я не пользовался чертежём, а просто приложил более тонкий ( 1 мм) кусочек потолочки к переней части фюзеляжа. Обвёл его маркером. Вырезал и подогнал по месту. И только после этого по образцу  вырезал зашивку из более толстой потолочки. Это было вызвано тем, что плокость зашивки имеет радиус-дугу, и размеры чертежа немного отличаются от фактических.

alt

После того, как мы придали заготовке форму дна приклеиваем его на место, закрепляем скотчем и придавливаем грузами.

alt

Фюзеляж-полуфабрикат:

alt

 

 

Оперение - стабилизатор и киль

Пока подсыхает фюзеляж, займёмся хвостовым оперением модели. Оперение состоит из стабилизатора к которому крепится  руль высоты (РВ) и киля, к которому крепится руль направления (РН).

Заготовки стабилизатора вырезаются из потолочки толщиной 3 мм, которые с дальнейшем склеиваются между собой.

alt

Для уселения стабилизатора воспользуемся обрезками карбонового прутка диаметром 1,5 мм. По разметкам, при помощи пинцета, лёгким надавливанием  на него сделаем  углубления для прутков усиления.

alt

 

На белом материале хорошо видны две черные чырты. Это вклеенные прутки усиления. Теперь на склеиваемые половинки стабилизатора наносим клей и ....

alt

 

....отправляем под импровизированный пресс. Должен вам напомнить, что, если вы будете РВ навешивать на петли, то лучше зарание на заготовках отметить места расположения петель и на эти места клей не наносить. В последующем вам  будет легче вставлять петли.

alt

В результате получаем совершенно ровный, хорошо проклеенный стабилизатор.

alt

Отделяем от стабилизатора руль высоты (РВ).

alt

Для установки РВ и его нормальной работы между ним и стабилизатором необходим достаточный зазор. Размер зазора порядка 1-1,5 мм. Лезвие ножа нам не даёт такого размера. По этому необходимого зазора добиваемся при помощи наждачной бумаги.

alt

На данном этапе рекомендую в РВ вклеить петли :  Nylon & Pinned Hinge 16x28.5 ( HobbyKing ), ( Parkflyer)/

Перед вклееванием на шарнир петли нанесите немного какой-либо густой смазки. Можно нанести вазелин. Смазка предохранит шарнир петли от склеивания.

alt

Пока петли, вклеенные в РВ подсыхают под прессом, рекомендую примерить к ним стабилизатор и переодически проверять работспособность узла до полного высыхания клея...

Под давлением пресса на шарнирах может появиться выдавленный клей. Его аккуратно можно убрать зубочисткой.

alt

РВ подсыхает, а мы в это время вклеим стабилизатор в фюзеляж. Если вы помните, я очень тщательно обрабатывал боковины фюзеляжа в пакете, чтобы они были совершенно одинаковыми. На фотографии видно, что стабилизатор по отношению к фюзеляжу строго перпендикулярен! Без всякой доводки! Расстояние от стола до стабилизатора по обеем плоскостям одинаково. Для измерения я использую металические угольники с наклееными измерительными шкалами. Можно воспользоваться школьными прямоугольниками.

alt

После того, как стабилизатор приклеится, можно навешивать РВ. Вместо пресса я использовал вот такие две прищепки, подложив под их губки кусочки потолочки.

alt

Проверка угла отклонения РВ осуществлялась обыкновенным транспортиром, насаженым на ось-роволоку и свобоно на ней вращаещемся.

alt

Стабилизатор и РВ на своём месте.

alt

Изготовление киля, как всегда начиаем с нанесения чертежа на потолочкую Наносить будем с припуском по всем сторонам. Толщина потолочки равна 3 мм.

alt

Усиление - остатки карбоновых прутков, подклеиваем к одной из половинок киля-РН.

alt

Когда усиление приклеится, нанесём клей на эту полвинку киля. Не забудем оставить места без клея для петель.

alt

И, просто, не вырезая вторую половинку наложим вырезанную на лист потолочки. Отправляем всё это под пресс для просушки и выравнивания.

alt

После высыхания вырезаем киль в размер в соответствии с чертежём.

alt

Отделяем руль направления от стабилизатора.

alt

Прорезаем места установки петель.

alt

Проверяем места установки петель:

alt

Прежде чем вклеивать, примерим киль по месту установки... Если всё нормально - вклеиваем.

alt

Для выравнивания киля по стабилизатору используем приспобление с опрой на стабилизатор. Киль в приспособление должен сходить с небольшим усилием.

alt

Тоже самое приспосбление и киль - вид сзади. Снизу для сжатия используется прищепка. Всё должно хорошо просохнуть!

alt

После того, как клей просохнит, можно навешивать руль направления РН. Порядок вклейки петель рассмотрен нами при навешивании руля высоты .

alt

А теперь займёмся ещё одной деталью фюзеляжа - креплением шасси.

 

Шасси и его крепление

Копийность самолёта предполагает, что модель, как и самолёт должна стаять на колёсах. Выполнять рулёжку по лётному полю. Когда я задумывал эту модель была осень, но мысли были о земе... Ближайшее поле, пригодное для полётов - поляна занесённая глубоким снегом! На лыжах не разгонишься, ни сядешь... Если уж и запускать - то с руки. Если садиться - то на "брюхо".  По этой причине я решил на модели установить съёмное шасси.

Шасси для тренера я гнул из велосипедных спиц диаметром 2 мм. Колёса брал от детских игрушек. Благо внуков много и добра этого у них хватает. То-есть - достоинство на лицо! Но есть и недостатки. Первое - тяжеловаты, относительно достаточно лёгких моделей. Второе - слабые амортизирующие, пружинящие свойства. При вроде бы и не очень жёсткой посадке почти всегда подгибаются и их приходится выпрямлять.

Модель "Слойка"( SLOIKA ), в моём исполнении, тоже имеет шасси.  Эта модель позволила мне поэксперементировать... Я сделал пару шасси...Одно - из стальной проволоки диыметром 1,5 мм, другое - из стальной проволоки диаметром 1,2 мм. Первое вело себя отлично! Амморртизация прекрасна. Рихтовал только при очень грыбых посадках. Второе шасси очень прогибалось при посадках. Вес модели в 250 граммов был явно для него великоват... Из-за этого я лишился пары пропеллеров - при посадке кончиками задели бетонку.

Сделав выводы я изготовил шасси с двумя стойками из проволоки диаметром 1,2 мм. Стойки шасси вставляются в специальный пенал, вклеенный в фюзеляж.

alt

Из прутка калиброванной стальной проволоки диаметром 1,2 мм нарезаем два отрезка длиной 160 мм. Из них выгибаем две стойки в соответствии с чертежём. Два гнутых уступа, за счёт которых шасси держится в модели выстапают на 2-2,5 мм. Не более.

alt

Проволока достаточно тонка, по этому гнуть её можно используя интрумент приведёный на фотографии. При этом надо постараться, чтобы стойки у вас получились одинаковыми.

alt

Когда стойки согнуты, по ним, или по чертежу вырезаем из миллиметровой фанеры опорные вкладыши пенылов. Как видно из фотографии, вырезал их я простыми ножницами. Выемки в вкладышах должны точно соответствовать выступам на стойках. Подгонял шкуркой.

alt

Склейте два пенала. На фотографии показано, как стойка цепляется выступами за выемки во вкладышах. Вертикально, около ножа стоит заготовка в которой надо, для облегчения, проделать два отверстия, как в уже приклеенной детали. После этого склеить пенал и положить под пресс. Для склейки пинала я воспользовался монтажным клеем, так как основной клей при высыхании увеличивается в объёме и этот процес не регулируемый. Нам же нужно обеспечить точность вхождения стоек в пенал, а так же свободную их выемку.

alt

Так как проволока имеет толщину 1,2 мм, а фанера 1 мм, пришлосиь подклеить для толщины 1,5 мм расщиплённые и сошлифованные кусочки той же фанеры.

alt

Ну и как всегда - изделие отправляем под пресс или зажимаем рищепками, не забыв между пеналами вклеить кусочек потолочки толщиной 4-5 мм - какая найдётся.

alt

Пенал для двух стоек готов. Хочу обратить ваше внимание, что концы стоек загнуты по разному. Один конец, я думаю понятно какой, будет осью. На него крепится колесо. Вторй конец, загнут перпендикулярно первому и на него будет надеваться колёсная арка.

alt

Если будете проводить облуживание при помощи аспирина или другой какой-нибудь кислоты, не забудьте промыть место пайки горячей водой, смочить спиртом и просушить.

alt

При помощи бронзового хомутика и пайки соединяем стойки у оси.

alt

Спаянные стойки должны выглядить вот так:

alt

Примеряем пенал со стоиками к месту установки их в фюзеляж:

alt

Для выравнивания воспользуемся металическими  уголками, а чтобы лучше приклеивалось придавим тем, что попалось под руку :

alt

У самолёта стоики имеют объёмный вид, а не какие-то две жалкие проволоки! Что же - создадим объём. Для этого вырежим две полоски потолочки 30х76 мм. Толщина потолочки 2 мм. Наклеим на них скотч и ....

alt

...согнём:

alt

На внутреннюю поверхность нанесём свой любимый, расширяющийся клей, наденим на спаянные стойки и зажмём прищепками для просушки.

alt

После снятия скотча и небольшой обработки получилось вот такое двухстоечное шасси. Для сравнеия рядом шасси от Слойки выполненное из проволоки диаметром  1,5 мм.

alt

Теперь разберём  узел крепления колеса и колёсной арки. Надеюсь, что на чертеж выполнен понятно, но на всякий случай попоробую пояснить что к чему.

alt

Для одного колеса необходимо:

- два кабельных наконечника с внутренним диаметром 1,5мм , длиной 12 и 6 мм;

- втулка стопорная, роль которой выполняет половинка винтового узла электричкского соединителя;

- капроновая втулка;

- колёсная арка.

Изготовление колёсной арки из пластиковой бутылки я, может быть, опишу позже, или в отдельной статье. Полученную из пластиковой бутылки колёсную арку перед установкой необходимо доработать.

Разметим места прохождения оси колеса. Просверлим отверстие по диаметру кабельных наконечников.

alt

Пластик подрезать и загнуть. Как показано на фотографии. Колёсная арка будет надеваться на отрезок проволоки шасси отогнутой перпендикулярно к оси колеса. Для этого и сделана отогнутая полочка с трубочкой (L = 6 мм) из кабельного наконечника. Во вторую трубочку (L = 12 мм)  будет входить ось колеса.

alt.

Для того, чтобы колесо не тёрлось об отогнутую проволоку необходимо изготовить разрезную внутреннюю втулку-шайбу. (Смотрите чертёж). В качестве такой шайбы я использовал капроновую гайку, в которой сделал прорезь глубиной 2 мм. Толщина гайки равна 5 мм.

alt

Полученную шайбу надеваем на ось так, чтобы отогнутый конец проволоки вошёл в прорезь.

alt

Шайбу необходимо закрепить термоклеем на оси на загнутом отрезке проволоки. Колесо закреплять не надо! Оно надето для выравнивания втулки. После того, как клей остынит, колесо снимите.

alt

Колесо и колёсная арка будут держаться на оси втулкой стопорной (См. чертёж), которая изготавливается из колодки соединительной самого малого размера. Кусачками боковыми отделите пластмассу от метала. Втулку разрежте на две части. По обрезу обработайте напильником до минимально разумного предела... Винт выпадать не должен. В результате у вас получится две крепёжные втулки на два колеса.

alt

Далее крепёжную втулку надеваем на втулку из кабельного наконечника (L = 12 мм ) и чуть-чуть поджемаем. Чуть-чуть! Иначе не вставите ось :

alt

Закрепим втулку капелькой термоклея.

alt

Далее придётся немного попотеть - при одевании колеса и колёсной арки на ось...Учитывая что колёсная арка довольно пластична и её можно разтянуть по оси  - то это вам удастся!

Порядок такой:

-надеваем колесо на втулку L = 12 мм , которая уже вставлена в арку.

-ось шасси вставляем в отверстие колеса

- вторую втулку L = 6 мм, которая стоит в отверстии отогнутого кусочка пластика колёсной арки стараемся надеть на отогнутый кусочек проволоки.

alt

Затягиваем стопорный винт. Колесо и арка стоят на месте! Арку от проворота с внешней стороны удерживает термоклей, с внутренней - отогнутый отрезок проволоки на которую надета втулка прикреплённая к арке.

alt

ПЕРЕДНЕЕ ШАССИ ГОТОВО!

alt

Сделаем заднее - повортное.

Я не буду подробно описывать изготовление заднего поворотного шасси, так как этому я уделил достаточно внимание при изготовлении "Слойки" ( rc-aviation.ru). Приведу только чертёж, по которому легко повторить работу. Ну и пару фотографий для полной ясности.

.

 

alt

Для поворотного колеса требуется нейлоновая защёлка длиной 23 мм от HobbyKing( Кстати, можно подобную стойку изготовит самому из дюрали.Делал. Проверено), отрезок проволоки диаметром 1,2 мм и длиной80-100 мм, пружинка (использовал тамперную), булавка швейная, наконечник кабельный, немного термоусадки и колесо от детской игрушки.

alt

Если стойку выточить из дюралюминия, то можно обойтись без кабельного наконечника. Соединение пружины и поворотного рычага перед установкой термоусадки смажте клеем. При термообработке излишки клея выйдут наружу. Их неоходимо удалить. За счёт клея соединение будет прочным!

Стойку поворотного колеса вклейте в паз киля, как показано на чертеже.

 

alt

КАПОТ

Одним из сложнейших в изготовлении элементов копийной модели является капот.Сложен он тем, что он должен быть копийным и прочным. Основная технология изготовления - бутылочная. Балван-форма. пэт-бутылка и строительный фен. Я по такой технологии делал капот для "Экстры". Подробное изложение можно найти здесь:rc-aviation.ru

Я не знаю как наывается та технология, которую использовал при изготовлении капота. То ли "тетрис", то ли "букворез". Я бы назвал "слоёнкой"...Вырезать из целого куска ? Мысора много...

Для сборки капота, по чертежам приведённым ниже, необходимо вырезать из потолочки толщиной 4-4,5 мм пять заготовок - a, d, c, d, e.

И склеить, как показано на втором чертеже.

alt alt

Заготовка "e" . Примерка...

alt

Чуть было не забыл засверлить отверстия под крепление электромотора. Сверло имеет диаметр 1,2 мм. Шурупы крепления диаметром 2-2,5 мм. Какие у вас будут.

alt

Мотор пришлось прикрутить на место, так как весь капот собирается - клеится вокруг него. Чтобы клей случайно не попал на мотор я его оклеил скотчем.

alt

Набор заготовок навешен на моторе - клеится:

alt

Срезав излишки, приклеем верхнюю полку. К сожалению по ходу изготовления выяснилось, что плавный обвод шпангоута моторамы ( фанерка) мешает капоту. Пришлось его выровнять...

alt

Капот я делал больше по наитию... На следующей фотографии полка капота видна лучше. Так же на ней показаны боковые ловители-направляющие. Одна деталь лежит на столешнице возле ножа, другая примеряется к модели.

alt

Далее приклейка боковин-направляющих и шпангоута капота S2..

alt

Вырезаем две детали по К1 и К2 из потлочки толщиной 2 мм.

alt

Наклеиваем деталь К2, фиксируя её скотчем.

alt

За тем деталь К1:

alt

Фиксируем скотчем и прищепками:

alt

 

Фотографии обшивки нижней части"слоёнки". Деталь погонял по месту, чтобы плотно прилегала по форме  слоёнки.

alt

А эта деталь клеится на нижнюю часть кольца вокруг двигателя. Вырезалась поместу...

alt

В результате у вас должен получиться вот такой капот.

alt

Ещё одна фотография капота с другого ракурса.

alt

Для удобства установки и дальнейшего обслуживания модели капот я  разделил на две части:

alt

А вот так выглядит фонарь:

alt

Процесс приклейки фонаря к нижней части капота.

alt

Верхняя и нижняя половинки капота. В нижней части капота видны головки шурупов. Это шурупы крипления нижней части капота к мотораме. Сниматься нижняя часть капота будет только при монтаже двигателя, подключении его к регулятору и, в крайнем случае. Сняв его, можно добраться к самому регулятору с минимальным повреждением модели.

alt

Крепление нижней части фюзеляжа с фанарём к мотораме:

alt

Капот в сборе. Осталось вклеить магниты. Как я уже писал раньше, нижняя часть капота прикручивается к мотораме двумя винтами М 2,5х20 мм.
Перед верхней части капота держится на двух магнитах, а задняя часть, вклеенны выступом, цепляется за фюзеляж. Выступ капота можно увидеть на шесть фотографий ранее.

alt

А теперь о вклейке магнитов.

Магниты я вынул из системы оптической головки CD-ROMa:

alt

 

alt

alt

На фотографии вы видите магниты в скобах-держателях (два) и один на предполагаемом месте установки. За одно моно увидеть вид капота изнутри:

alt

Скобы-держатели магнитов я тоже использую. Откусив одну из плоскостей полученный в результате металический уголок можно использовать как ответную часть магнита. Притяжения вполне хватит для удержания капота.

alt

Металические уголки я вклеил в фюзеляж модели сразу за моторамой. Для того, чтобы клей не растекался при расширении на контактируемую с магнитом плоскость я на неё наклеил скотч.

alt

После того, как металические уголки приклеятся на них установите магниты и накройте конструкцию капотом, так, как предусмотренно конструкцией модели. Надавите на капот, чтобы магниты отпечатались на внутренней стороне капота.

alt

alt

Из отпечатков необходимо острым концом ножика и пинцетом вынуть излишки потлочки на толщину магнитов. Нанесите в углубления клей. Для защиты от клея я опять воспользовался скотчем.

alt

А теперь вставте магниты в углубления в капоте и установите капот на место, согласно конструкции. Для фиксации  капота на фюзеляже используйте скотч. Ни в коем случае не приклеивайте магниты отдельно к физеляжу просто вставив их в углубления. Обязательно соедините капот и фюзеляж до высыхания клея. Таким образом магниты сами выбирут ровное соединение с ответной частью на фюзеляже. Приклеится капоту к фюзелжу не позволит предохраняющий слой скотча. Если магниты по отношению к ответным частям приклеются криво, под углом, то не будет достигнуто максимальное сцепление магнитов с ответной частью и капот сорвёт ветром в полёте!

 

alt

 

ГАРГРОТ -

продольный обтекатель на фюзеляже некоторых самолетов. Таких у меня два. Передний - перед фонарём-кабиной и задний - между кабиной и килем.
Чтобы поймать радиусы, я всегда примеряю выкройку детали к месту установки.

alt

Перед приклейкой детали придайте ей небольшой продольный прогиб по форме шпангоутов к которым гаргрот будет приклеен. Деталь фиксируем по месту с помощью скотча.

alt

alt

Задний гаргрот получился со второго или третьего раза. Дело в том, что модель, как и самолёт в районе шпангоутов S8-S9 имеет небольшой прогиб. Совершенно ровный гаргот делать не хотелось...

alt

alt

 

УСТАНОВКА КРЫЛА.

Что-то мы увлеклись мелочёвкой, а пора бы и крыло установить на своё место.

Так как заготовки боковин обрабатывались пакетом (смотрите выше), подгонять крыло по месту практически не пршлось. Оно сразу установилось перпендикулярно фюзеляжу.

alt

Для того чтобы правильно выставить крыло, необходимо чтобы крайние точки крыла были равноудалены от намеченных вами точек на продольной оси симметрии фюзеляжа. То есть Х=Х, а У=У.  Так как модель очень лёгкая, я вместо линейки использовал деревянные рейки с разметкой. Зафиксируйте маркером  расположение крыла. В дальнейшем это облегчит процесс нанесения клея.

alt

Убедившись, что крыло и стабилизатор находятся в одной плоскости и перпендикулярны фюзеляжу и килю, приступаем к нанесению клея. К сожалению, выравнивание крыла будет сбито... Для нанесения клея сдвиньте крыло в любую сторону на сантиметр. По меткам нанесённым маркером на крыло нанесите клей. Сдвиньте крыло так, что бы можно было нанести клей на крыло с противоположной стороны. Верните крыло в исходное до нанесения клея положение оринтируясь на метки.  При сдвигании крыла у вас обязательно произойдёт размазывание клея по крылу в пределах сдвижки. Удалите излишки клея салфеткой.

alt

Повторите процедуру выравнивания крыла. Дайте клею подсохнуть, но не до полной полимеризации. Пока клей не совсем застыл, ещё раз проверте установку крыла по отношению к стабилизатору. Они должны находиться в одной плоскости. Пока клей не досох, вы сможите, где-то что подравнять, подложить...

alt

Идеальная поза для окончательной просушки соединительных швов крыла и фюзеляжа.

alt

На этом приклейка крыла не заканчивается... На фотографии модель изображена со стороны кабины. Крыло уже зафиксировалось достаточно хорошо, но способ приклейки со сдвижкой крыла туда-сюда не обспечивает равномерности нанесения клея на склеиваемые поверхности. Где-то будет больше, где-то быдет меньше, а где-то вообще может не оказаться... По этому я рекомендую промазать швы  с внутренней стороны фюзеляжа со стороны  дна.

Теперь крыло вклено прочно и можно навешивать эллероны. Описывать вклейку петель в этом разделе я не буду, так как достаточно уделил внимания этому процессу, когда описывал навешивание руля высоты. Хочу только отметить, что один эллерон держат три петли. Обычно перед вклейкой я делаю контрольную установку эллеронов на места, согласно чертежа. В точности установки эллеронов и их работоспособности можно убедиться очень протым способом. Установите модель в горизонтальном положении. Поверните рукой эллероны максимально вверх (максимальное верхнее отклонение). Отпустите эллероны. Они должны упасть, откланившись максимально вниз (максимальное нижнее отклонение). При этом падение должно быть совбодным! Без затиров, прогибов, сопротивления. Петли должны работать легко и отклонятся на одинаковый угол! Сопротивление свободному падению эллеронов может быть вызвано не правильной установкой петель. ОСИ ПЕТЕЛЬ ДОЛЖНЫ НАХОДИТСЯ НА ОДНОЙ ВООБРАЖАЕМОЙ ОСИ ВОКРУГ КОТОРОЙ И ПОВОРАЧИВАЮТСЯ ЭЛЛЕРОНЫ ! Устраняется выравниванием прорезей под петли. Для этого можно использовать кусочек наждачной бумаги, аккуратно вставив его в прорезь и поработав в ней, подточив потолочку.

Фонарь кабины (кабина)

 

Подробное изложение технологии изготовления фонаря кабины я как-нибудь изложу в другой статье. Правда об этом уже писали все каму не лень! А сейчас поведаю вкрадце...

Тенул по бутылочной технологии. В картинках выглядело так:

Заготовка болвана:

alt

Муляж бована:

alt

Смазка защитная: вода, мыло, растительное масло.

alt

Изготовление формы (гипс):

alt

Форма + смазка:

alt

Болван гипсовый:

alt

Формуем из листового переплётного пластика.

alt

alt

alt

Готовый фонарь:

alt

Обрамление кабины вырезаем по выкройке - чертежу.

alt

 

Дно кабины вырезаем по контуру фонаря. Спинка - шпангоут S6.

alt

Без классного пилота нам тоже не обойтись... РОЖДЕНИЕ ПИЛОТА:

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Магнит удержания фонаря клеим на стрингере.

alt

Ответная часть магнита крепления фонаря.

alt

Кабина установлена на предусмотренное место. Зад кабины держится за счёт захода под гаргрот на 4 мм. Перед  за счёт магнита.

alt

Органы управления

Кабанчики и качалку я использую покупные с небольшой переделкой под модель. ( HobbyKing )( Parkflyer )

alt

Так, как эллероны, РВ и РН у модели достаточно прочны ( по моему мнению ), то я использую только сами кабанчики без предусмотренного элемента крепления. Доработка заключается в том, что я откусываю нижний угол кабанчика, оставляя два отверстия. Этого вполне достаточно для регулировки углов отклонения органов управления моделью.
Концы качалки я загнул феном для обеспечения одинакового угла отклонения элеронов.

Кабанчики я вклеиваю при помощи деревянных зубочисток. Это очень простой и надёжный способ.

alt

Зубочистками я протыкаю потолочку насквозь, оставляя с противоположной стороны 1,5-2мм дерева, которое смазываю клеем.

Шарнир покупается в HobbyKing или в Parkflyer.

alt

Вот так выглядит кабанчик установленный на РН :

alt

Концы зубочисток, с нанесённым клеем.

alt

Тяги я сделал из карбонового прутка диаметром 1,2мм. с прикреплёнными на концах устройствами крепления к качалкам и кабанчикам.

alt

Наконечники тяг я сделал из карнизной струны диаметром 0,8 мм. Её можно заменить металической скрепкой для бумаги. Отгиб выполнен под прямым углом и раве 3 мм.

alt

На длинной стороне крючка я делаю несколько насечек. Они являются зацепами, которые обтянет термоусадка при креплении к карбоновому прутку обеспечивая надёжность крепления крючка.

alt

Чуть-чуть зачистим концы карбоновых прутков. Сделаем их немного шаршавыми.

alt

Наденим на прыток кусочек термоусадки. Нанесём на соединение крючка и термоусадки немного клея. Натянем термоусадку так, чтобы соединение оказалось внутри трубки.

alt

Наконечники тяг после обработки строительным феном. Термоусадка с клеем прочно закрепила соединеие!

alt

Второй наконечник тяги прямой. Общая длина тяг эллеронов с наконечниками 15-15,5 мм.

alt

Прямой наконечник вствляется в шарнир и фиксируется винтом при регулировке нейтрального положения элемента управления.

alt

Электрооборудование.  Установка.

Как вы помните управление эллеронами, РН и Рв происходит с помощью сервомашинок. У нас их два типа: HXT500 6.2g / 0.6kg / .08sec Micro Servo и HXT900 9g / 1.6kg / .12sec Micro Servo

Сервомашинки мы установим внутри фюзеляжа. Так как потолочка в местах их установки имеет толщину от 2 мм до 3 мм эти места необходимо усилить.
Усиление сделаем из фанеры толщиной 1 мм. Отдельного чертежа для данного усиления я не делал, так как можно воспользоваться чертежём основного стрингера, где эти места отмечены:

alt

Усиление приклеиваем с нижней стороны основного стрингера.

alt

Устанавливаем сервомашинки.

alt

Под винты крепления просверлим отверстия диаметром 1,2 мм.

alt

Подбираем место установки приёмника.Приёмник взят от шестиканального комплекта. Место установки определяется длинами проводов от сервомашинок и регулятора напряжения. Провода от регулятора оказались коротковаты и были удлинены на 5 см.

alt

 

Отверстия для тяг я проделываю ровной стальной проволокой диаметром 1,2 мм. направляя её от отверстия в шарнире к крайненему отверстию качалки сервомашинки. После того, как отверстие проделано ( потолочка проткнута ) необходимо его расширить. Можно использовать круглый надфиль или трубочку скрученную из шлифовалиной бумаги. Для того, чтобы фюзеляж в месте прокола не ослаб в отерстие вклеим коктельную трубку.

alt

В шпангоуте S7 проделайте отверстия под прохождение тяг руля направления и руля высоты.

Для того, чтобы антенна приёмника не болталась при полёте её необходимо закрепить. Эту проблема решается просто. В шпангоуте S7  проделываем отверстие по диаметру немного меньше диаметра антенны (красная термоусадка) и с небольшим усилие вставляем конец антенны в это отверстие. Усилия сжатия потолочки достаточно для удержания антенны. Можно даже не приклеивать.

Вставляем тяги в свои отверстия-направляющие и закрепляем. На качалке - покупными защёлками . На кабанчиках - винтам шарнира.

alt

Когда мы делали крыло в нём предусмотрели отверстие под сервомашинку управляющую эллеронами. Пора её установить на своё место. Для этого вырезаем из фанеры толщиной 1 мм усиление для её крепления. Приклеиваем его на место установки машинки и, после высыхания клея, устаналиваем сервомашинку на место. Закрепив качалку на штоке сервомашинки, в боковых плоскостях проволокой проткнём отверстия в направлениях от крайних отверстий качалки к кабанчику/шарниру эллерона. Полученные отверстия расширим надфилем, до ширины не припятствующей движению тяги эллерона.
Теперь можно установить заготовленные ранее тяги.

alt

СОВЕТ : не затягивайте винты шарниров туго. Только нажевите. Регулировку крепления тяг ( отклоняющихся плоскостей модели) надо проводить после подключения их к приёмнику и подачи питания, чтобы все сервомашинки установились в нейтральное положение.

 

Регулятор напряжения ( Hobbyking SS Series 18-20 ESC ) установлен нами ещё до приклеивания переднего поддона.

alt

Выводы от регулятора укорочены на половину. Так же на половину укорочены выводы электромотора. Провода электромотора припаиваются к проводам регулятора напряжения. Пайки не забдьте пайки заизолировать термоусадкой. Вырез в поддоне сделан для установки переднего белого прожектора. Роль лампы прожектора играет светодиод повышенной яркости. Ток потребления около 10мА.
Заправляем провода от мотора к регулятору в нишу образованную поддоном и крепим электромотор согласно чертежа.

alt

Питание светодиода осуществляется через резитор 1 кОм по двум тонким проводам во второпластовой оболочке подключёным с помощью разъёма к свободному каналу приёмника.

 

 

 

alt

Вставляем диод в отверстие прожектора.

alt

Установка нижней части поддона с прожектором.

alt

Для облегчения снимем корпус с приёмника. На плату со стороны пайки по размерам платы приёмника наклеим двухстороннюю липкую ленту. Подключим провода сервомашинок. Первый канал - эллероны. Второй -РВ. Четвёртый - РН. Регулятор напряжения всегда включать в третий канал. Дополнительные светодиоды - в любой свободный канал.

alt

Вот теперь вроде бы всё у нас подключено. Можно вырезать и ставить на место дно ( нежний гаргрот ).

Но! Прежде чем приступить к следующей операции необходимо провести пробное включение и проверку бортового оборудования, а так же регулировку органов управления модели. Надеюсь, что приемник установленный вами на модель уже привязан к передатчику. Если нет, то подробную инструкцию вы сможите найти здесь  : rc-aviation.ru

alt

Порядок включения оборудования:

- проверте положение всех органов управления передатчика. Стик " ГАЗ/ОБОРОТЫ" в крайнем положении к себе. Обороты = 0 ! Стики эллеронов, РВ и РН - в нейтральном (среднем) положении. Остальные рычаги тумблеров в положении - "от себя".

- включите питание передатчика;

- выберите модель самолёта;

- подключите аккумулятор;

- в зависимости от регулятора вы должны услышать сигналы готовности. Для моего регулятора это : мелодичный перелив, два "ПИ", пауза, короткий "ПИ".

При этом все сервомашинки должны встать в нейтральное полжение.

Если плоскости эллеронов, руля направления и руля высоты не находятся в нейтральном положении, то их необходимо отрегулировать, отпустив винты шарниров на качалках. После регулировки затянуть винты, зафиксировав наконечники тяг.

Проверте свободу хода тяг - отверстия в фюзеляже не должны припятствоовать их движению.

Замерте при помощи транспортира максимальное отклонение эллеронов, РН и РВ.  Отклонение должно быть порядка 45-50°.

Для первых полётов установите расходы в 50% от максимальных.

 

Окончательная сборка

После проверки работоспособности электронного оборудования и органов управления можно проводить окончательную сборку модели. Другими словами - проведём приклейку днища модели, которое закроет доступ к элетронной начинке модели.

Днище вырезаем из потолочки толщиной 2,5 - 3 мм.

alt

alt

После нанесения клея и установки днища на предусмотренное место зафиксируем его и фюзеляж скотчем.

alt

Когда клей просохнет снимем скотч и при помощи наждачной бумаги "завалим" рёбра (грани) для получения более плавных обводов.

 

УПС! Забыл про кок!!!

Всё очень просто! В нескольких картинках:

alt

alt

alt

alt

alt

 

 

alt

alt

КРЕПИМ КОЛЁСА , УСТАНАВЛИВАЕМ ВИНТ!  МОДЕЛЬ ГОТОВА ХОТЬ СЕЙЧАС В ПОЛЁТ!

alt

ОКРАСКА МОДЕЛИ

Так уж повелось, что все свои модели, кроме кордовых и схематических я оклеивал цветным скотчем. Чёрного скотча я достать не смог. Наверное такого просто нет. Плёнку Аракал не использую по причине её большого веса. Всё таки хотелось, чтобы модель была относительно лёгкой.

РЕШИЛ! КРАШУ!

Краска - акрил. Разводил водкой. Аэрографа я не имею, да и красить им зимой негде. В гараже холодно. Дома, в квартире? Попробуйте...

alt

Но прежде чем красить необходимо продумать, как вы это будите делать, в какой последовательности накладывать цвета. Как и чем защищать участки не подлежащие покраске данным цветом.

Начнём с порядка покраски. Есть такое правило в рисовании красками - вначале кладутся светлые тона в конце - тёмные. Будем примерно придерживаться этого правила. Два цвета оранжевый и чёрный разделены светлой серебристой полосой. Как бы основа одного цвета ( белый цвет ) у нас есть. Поэтому первым будем наносить оранжевый.

Распечатайте чертёж распределения цветов. Это первый чертёж, который вы видели в начале статьи. По нему быдем вырезать шаблоны.

Шаблоны у нас будут клеющиеся из бумажной малярной ленты.

 

alt

alt

Наклеим слой малярной ленты на ровную поверхность. Чтобы не портить стол, я использую ламинатную доску, оставшуюся после ремонта.

alt

Аккуратно наклеиваем вырезки из малярной бумаги на модель.

alt

Наносим краску валиком. Работать надо довольно быстро. Если захотите нанести вторй слой, то это допускается только после полного высыхания первого слоя! В противном случае поверхность модели после покраски будет шаршавой, в пупырышках.

alt

alt

Сними защиту из малярной бумаги. Правда красиво?!

 

alt

Чёрной краской по оранжевому канту с верхней стороны модели я красил кисточкой. Валиком прошёлся только по передней кромке.

Нижнюю чёрную сторону модели я вновь красил валиком. Площадь покраски позволяла.

alt

Примерием шасси:

alt

alt

Светлый кантик на самом деле имеет серебристый цвет. И он долго и упорно прорисовывался тонкой кисточкой.

alt

Нанесение надписей.

Для нанесения надписей на модель воспользуемся самым простым способом. Распечатаем их на принтере на самоклеющейся бумаге для наклеек. К большому сожалению подобрать колор точно в цвет модели мне не удалось. Цвета компьютерные отличаются от реальных. По этому я распечатал черно-белый контур надписей и раскрасил из цветами модели.

alt

Самоклеющаяся бумага имеет два слоя. Верхний, который клеющийся и нижний, который предохраняет клеющуюся поверхность верхнего слоя. Необходимо осторожно прорезать только верхний слой листа. Лишнее, то что не переносится на модель, будет удалено с нижего слоя листа...

alt

Удаляем лишнее..

alt

На нижнем слое бымаги должны остаться только буквы нарисованные на верхнем слое.

alt

Отрезаем кусочек транспортной ленты.

alt

Транспортная лента представляет из себя прозрачную плёнку с клеющимся слоем. Наклеем транспортную ленту на нашу надпись.

alt

Хорошо пригладим её, чтобы наши буквы приклеились к ней и .....

alt

..... оторвались (отклеились) от нижнего слоя листа.

alt

Наши буквы на транспортной ленте. Можно переносить на модель.

alt

Транспортная лента позволяет переносить надпись целиком. При этом у вас есть возможность выровнять её относительно модели.

alt

Пригладте буквы к поверхности модели и акуратно снимите транспортную ленту.

alt

Повторите операцию по перносу оставшихся надписей. От влаги наклееные надписи я защищаю наклейкой на них скотча, который закрывает и надписи и , немного, 5-10мм поверхности модели. Скотч прогладте утюгом.

alt

Вот так незаметно подошли к концу... Модель почти готова.

alt

 

Проверка центра тяжести

 

Для определения центра тяжести (ЦТ) я использую обыкновенный табурет, шесть канцелярских кнопок, и два деревянных школьных треугольника.

alt

Кнопка в торце ножки = НОЛЬ мм на треугольнике.

alt

Отмеряем предпологаемую точку нахождения ЦТ и отмечаем пределы возможной регулировки от 55 мм до 70 мм. Пригодится при смене аккумуляторов в поле.

alt

Центр тяжести с аккумулятором  ZIPPY Compact 500 mAh 3S.

alt

Вес полётный :

alt

 

УРА!!!   МОДЕЛЬ ГОТОВА!!!

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Здесь найдёте видео:

Модель закончена, статья - тоже... Надеюсь, что написал доходчиво. Строго не судите. Если будут вопросы - отвечу с удовольствием.

Владимир. Рига. 17.01.2014 года.

Да простят меня организаторы конкурса, но очень хочется ( вне конкурса ) добавить ссылку на короткий клип... Ну классное падение!

 

 





Последние сообщения форумаПоследние созданные темы
1) Зажигание на датчике холла
2) Аккумуляторная батарея LiPo HRB 14,8 4S 2200mA/h
3) На что заменить полетник на Iflight Protek25
4) Юлиус Пердана и SHURIK-1960
5) Помогите пожалуйста с вертолетом (управление)
6) Сервомотор ведет себя не адекватно
7) Полётный контроллер PixRacer r15 autopilot
8) Вопрос по ПК
9) Автопилот SN Sparrow Flight Controller
10) Parrot Disco 4g mode.
1) Аккумуляторная батарея LiPo HRB 14,8 4S 2200mA/h
2) На что заменить полетник на Iflight Protek25 - сгорел полетник. ищу замену
3) Зажигание на датчике холла
4) Сервомотор ведет себя не адекватно - элероны
5) Помогите пожалуйста с вертолетом (управление) - Помогите пожалуйста с вертолетом (управление)
6) Вопрос по ПК - ПК фоксер ф722 v4, рагуль 1202 от fpv. Из этого сделать ЛК?
7) Продажа комплекта деталей для авиамоделирования - Здрaвcтвуйтe! Пpодaю кoмплект деталей для aвиамoделиpoвания
8) Полётный контроллер PixRacer r15 autopilot
9) радиоуправление квадрокоптером - забиндить приёмник RX2646H-DX с передатчиком RADIOMASTER
10) Юлиус Пердана и SHURIK-1960 - Летать НИЗЗЯ . а делать МОЖНО!

Похожие статьи