Реинкарнация Цессны |
Технологии моделизма - Доработка авиамоделей |
Автор: aksolot |
Всем привет! Когда пришел сезон дождей и ветров, моя многострадальная Цессна заняла свое место под потолком, до заморозков. Но вот стали появляться просветы в прогнозах, и я решил подремонтировать треснувший лонжерон. Раскрыв крыло, обнаружил, что проблема куда более масштабна, и по-хорошему надо переделывать крыло. Затем посмотрел на всю ее вцелом и пришел к неутешительному выводу - в распил. За сезон, а на ней учился не только я, сверху прилетело в среднем грамм 200-300 клея, скотча и реек из линейки. Да и внешний вид уже оставлял желать лучшего. В общем, я решился, т.к. с лета у меня валялась коробка с E-starter'ом без движка и серв, и лучше повода, чтобы начать постройку не придумаешь. К тому же до жути любопытно, как будет летать естартер с ослом, который даже на 1200 граммовой цессне имел хороший запас мощи. Вот так он должен выглядеть:
Итак, помянем Цессну добрым словом:
и перейдем к разговору о ее реинкарнации: При постройке внутренности не фоткал, в двух словах - сервы хвостового оперения ставил не на штатные места, а сместил ближе к хвосту, т.к. штатные места пришлось удалить, для того, чтобы помесился rhino 2150 mah. Так же для крепления аккумулятора и усиления вклеил "полку" из двойной потолочки с рейкой - ибо вес его не мал. Крепление батареи на двух липучках - плоской и опоясывающей. Крышка отсека на магнитной защелке. Сверху тоже кой-чего подрезал и вуаля - рег, телеметрия и все остальное прекрасно уместилось. Вообще отсек для оборудования у е-стартера хорош, как будто с прицелом на прокачку. Мотораму изготовил из 2мм акрила от упаковочного бокса из-под gopro - он очень прочный и легкий. Итак, полетный вес получился 700 г против 1200 у цессны, при размахе крыла 90 см против 97 см. При этом формы более правильные и обтекаемые. Думается - должно полететь качественно :)
Колеса поставил от Цессны, т.к. штатные от е-стартера рассчитаны на вес 300 г, и наконец-то сделал хвостовое колесо управляемым. Вот что имеем теперь: (защелка на крышку люка пока не установлена)
(защелка на крышку люка пока не установлена, крыло крепится на болт м3, спереди пластиковый замок, бамбучины под крылом вставил для крепления антены с передатчиком fpv и допстраховки крыла резинкой по крайней мере в первых полетах. Из бокового окна "торчит" кнопка обнуления позиции gps в телеметрии.)
(промежуточная окраска, сверху на носу виден бок fpv-камеры)
Фото в окончательной окраске пока не сделал, видео с облета тоже - ибо еще не облетывал. Ждем погоды.
Итак, облет состоялся в субботу. Ветер 3-4 м/с. Сначала заехал на Тушиснкий филд - там летали, хотя охранник на еродромном кп сказал, что они не работают, но нас пустил. Внутри никто не знал, как проехать к этой полосе, и битый час мы колесили по полю туда-сюда, уворачиваясь от дрифтующих по снегу и льду субар, в итоге я пришел к выводу, что единственная дорога к полосе пролегает через само поле и ввиду прошедшей накануне оттепели ехать напрямки не решился. Вспомнил, что где-то видел инфу о точке на Ходынке, с примерными координатами. Не знаю, ее ли мы обнаружили, но там получилось полетать. Огорожено забором с синими воротами, которые были открыты, внутри поле 100х100 примерно, на дальнем краю поля кусок бетонной то ли РД то ли стоянки бывшего ЦА. Все обледеневшее, но укатанное, поэтому и взлет и посадка были не слишком сложными. Антену и камеру предварительно демонтировал, чтобы лишний раз не светиться, да и при облете они ни к чему были.
Перед взлетом. Фоток в полете нема - снималось видео. Но его еще попилить надо, а некогда пока. В общем, лучше словами: самолетик получился очень стабильный, прекрасно летает на половине тяги - скорость сваливания явно ниже, чем у цессны-1, хотя и управление на слоуфлай режиме по тангажу весьма вялое, но зато при увеличении тяги он просто чума. Дикая тяговооруженность получилась, динамика разгона, как у пилотажки :) Ветер вобще не ощущал, летает как по рельсам. На посадке простой. Думаю все-таки поставить его на лыжи - и на поле летать fpv.
23.01.2012 Сказано - сделано. Осталось испытать на достаточность выбранной площади лыж. Расчет основывался на соотношении 1000 г - 100 см2 одна лыжа. В качестве исходников использовались пластиковые клипсы толщиной 2,5 мм от воздуховода ПВХ (продаются на стройрынке и магазине в отделе вентиляции). Цена одной клипсы порядка 100 р, специально не стал бы покупать - просто лишние остались в кол-ве 5 шт, использовал. Упругая, прочная, нужной ширины, уже загнута и хорошо формуется при нагреве - чтобы уменьшить загиб с 90 до 50 градусов. Далее в магазине столица хобби была куплена проволока д=2 мм по цене 40 р/м для изготовления стоек. Такая же проволока была использована в колесном шасси. Остальное видно из рисунка:
П-образная втулка из 3 кусочков того же пластика на CA, в качестве пружины и регулировки угла лыжи выведен хвост 35-40 мм, который я прихватил двухсторонним вспененным скотчем. Если все будет хорошо работать - сменю скотч на что-то более эстетичное.
Облетал вчера (28.1.12) со льда Москва-реки. С полем не получилось, на Ходынку ехать заленился - поехал к реке. Если бы летал над полем, возможно, фюзеляж бы уцелел, а при падении на лед результат соответствующий:
Причина краша - недостаточная прочность конструкции крыла, которую я непредусмотрительно перегрузил в 2,5 раза относительно расчетного полетного веса e-startera. Хотя крыло и имело площадь примерно равную площади крыла Цессны-1, и было оснащено подкосами, оно не выдержало. При этом не выполнялся никакой пилотаж, самолет подбросило порывом ветра, не успел отработать газом - свалился через крыло и на выводе левая часть крыла просто взяла и отломилась. Вообще, модель здорово колбасило, то ли от лыж, то ли от турбулентности с деревьев. Стало быть, буду строить потолочную Цессну-3.
Итак, Цессна-152 реинкарнация 3: Постройка по чертежам уважаемого Юрия (сслыку найдете слева на главной). Изменения:
1. Движок
2. Регуль -
3. Проп -
4. Топливо - Так же на борту Cyclops easyOSD, камера seawolf, передатчик 200мВт на 900 Мгц, сарделька 3dbi с rangevideo, поисковая пищалка. Памятуя о том, что в Цессне-1 было маловато места, т.к. при постройке я урезал ее талию по ширине примерно на 3 см (рассчитывалась на исходную Юрину комплектацию, решил толстой не делать тогда), Цессну-3 строил по оригинальным чертежам, чтобы все без проблем разместилось. Мотораму под "Осла" сделал как в прошлый раз - из четырех частей деревянной линейки, схваченных между собой CA и 3 слоев потолочки (рама из линеек двухслойная, слои направлены перпендикулярно) - все вместе усажено на Титан. Еще из апгрейдов - усиления лонжерона линейкой. У меня он в 3 слоя в консолях и в 5 слоев в центроплане (из них 2потолочка-1линейка, ну это понятно, надеюсь). Сделать усиление необходимо, поскольку на первой Цессне крыло я ремонтировал 3-4 раза - лонжерон трескался, масса-то под кило выходит (в конце сезона взвешивал - 1200 г была). Шасси - проволока та же, колеса от Первой, только хвостовое сделал управляемым. Да, закрылки делать не стал - все-равно не пользуюсь. Камеру решил установить в "салоне", дабы защитить лишний раз, да и вид должен получиться пореалистичнее. Пока она в пути - так что картинку выложу позднее. Пару слов про батарейный отсек - дабы усилить раму в месте крепления акка - из линеек были сделаны 2 решетки, которые размещаются на верхней "палубе" и принимают на себя нагрузку от липучек. Внизу все банально - 2 опоясывающие липучки и одна узкая на клеевом слое для допфиксации. Свет в крыле - красно-зеленый, стандартный (зеленый в правой консоли), светодиодная (12В) от первой Цессны, из дополнений - в левой части центроплана вставил посадочную фару (светодиодный пятак 12В + стекло от маленькой совковой лупы).
Свет управляется вот этим девайсом: Проп пока стоит тот, что остался от первой, 8ка, но с десяткой летает поприятнее, как доедет - переставлю. Обтяжка белым и красным скотчем (Митинский радиорынок рулит, по Комусам и книжным белый скотч в Москве не находится), прочий декор - красный оракал и немного запечатанной сольвентом самоклейки. Ну и картинки, для визуального восприятия:
Жду камеру и погоду для облета :) Отчет за мной.
Камера приехала:
к ней сразу заказал линзу 2.1 мм, чтобы иметь поле зрения пошире:
Камеру смонтировал на линейку с двумя продольными опорами из двойной потолочки. Конструкция одним торцом упирается в мотораму, а другим - в переднюю перегородку. Качество картинки, как и следовало ожидать, разительно отличается от штатной камеры китайского комплекта 900х200мВт. :) Вот так все это выглядит в сборе:
Ну вот и пришло время облёта. Поле, прямо скажем - сплошной фарш. Слева грязь, справа снег, посередине пятак ~6х1 м, окруженный водой, но зато штиль! Про поведение в полете скажу так - летит стабильнее первой цессны, в горизонте чуть медленнее, но маневренность та же - расходы пришлось уменьшать. Осталось кой-чего донастроить по мелочи и будем тестить Seawolf.
Из донастроить: второй облет показал, что центровка без камеры на носу - задняя. Чтобы ее сместить, к мотораме был приклеен грузик 70г. Все сразу пришло в норму. В догонку несколько фоток с третьего облета. Теперь можно и камеру прикручивать.
|